bannerbanner
Креативная экономика: теория и практика
Креативная экономика: теория и практика

Полная версия

Креативная экономика: теория и практика

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Сравнивая развитие креативной экономики в автократических странах с централизованной командно-административной экономикой и капиталистическими странами с рыночной экономикой и демократическими свободами, следует выделить главное различие – в отсутствии достаточных условий для развития креативности в автократических странах. Это препятствие тормозит свободу мышления и действий креативного класса, не дает полностью раскрепоститься творческой энергии населения. А это одно из трех краеугольных условий развития креативной экономики.

В социалистическом Китае, как и в любой стране с автократическим режимом, условия для свободного развития мышления и толерантности ограничены. Политика материкового Китая, мягко говоря, отличается от стратегии креативной экономики, разработанной Гонконгом, который все еще имеет демократические традиции экономического развития. Чиновники до сих пор с недоверием относятся к предоставлению населению творческой свободы, которая может привести к разрушению устоявшихся канонов в государстве.

В подтверждение такого вывода можно привести сравнения привлекательности стран, который привел Ричард Флорида – Китай занимал только 36 место, в то время как Япония – 2 место, США – 4-е. Флорида резюмировал рейтинг креативности словами, что Китай не сможет создать максимально благоприятные условия для развития креативной экономики, и это приведет в конечном результате к уменьшению уровня привлекательности страны в мировом креативном сообществе и снижению конкурентоспособности в будущем.53

Следующие 2 страны капиталистического мира – Республика Корея и Япония, наиболее продвинутые в развитии креативного сектора, хотя и расположены в одном регионе с Китаем, имеют как схожие общие черты в политике равития креативных индустрий, присущие историко-культурным традициям Востока («мягкая сила»), так и отличающиеся, связанные с политическим устройством и уровнем толерантности в обществе.

Республика Корея в последние деятилетия практически вырвалась в мировые лидеры построения креативной экономики, фактически став законодателем новых направлений креативных индустрий, которые перенимались соседними странами. Как отмечает профессор д-р эконом. наук В. Д. Андрианов, Республика Корея «чрезвычайно успешно развивала в последнее десятилетие сектор креативных индустрий, хотя правительство не употребляло этого выражения и не формулировало никакой специфической политики. Явление, которое называют „Корейской волной“, возникло по случайному стечению обстоятельств: в результате политики либерализации медиа 1990-х, переориентации корейского кино на вкусы более широкой массовой аудитории, которая последовала за снятием государственного контроля над распространением кинопродукции, и мощной политики превращения Кореи в информационное общество и экономику знаний (рост связанности и сопряженности через интернет)».54Как отмечает автор, в Республике Корея опережающими темпами строилась экономика контента. Была реализована программа «Производство инноваций 3.0», в которой предусматривалась коренная модернизация промышленности на основе новых современных технологий. Для запуска программы по реализации «креативной экономики» была проработана система налоговых льгот, система финансирования новых проектов, система государственной поддержки и гарантий и другие финансовые инструменты. Были решены и проблемы финансирования инновационных проектов.

«Реализация программы креативной экономики позволила Республике Корея стать ведущей инновационной державой мира. В частности, в рейтинге ведущих инновационных экономик мира Республика Корея, по версии агентства Блумберг (Bloomberg Innovation Index) в период с 2013 по 2019 годы занимала первое место в мире.

В стране было создано 17 специализированных центров креативной экономики и инноваций (ССEI). За развитие каждого центра отвечает крупная корейская компания «чеболь», способствующая малым и средним компаниям выводить на рынок продукцию, созданную на основе новых инновационных разработок»55. Такой успех развития высоких технологий определил развитие нового направления – творческой экономики. Если ранее в течение 40 лет, Республика Корея была «догоняющей экономикой», теперь она в качестве новой индустриальной экономики стала создавать новую модель развития, основанную на инновациях и творчестве. Страна полностью переориентировалась с производства товаров, ориентированных на экспорт традиционных отраслей – автомобилестроения, химической промышленности, судостроения, производства электротоваров и т. п. на производство инновационных технологий, и этот переход ознаменовал новую эпоху в развитии страны – Корея начал строить экономику знаний. В ее стратегических приоритетах стали работы, направленные на получение новых знаний и практическое применение их при создании новых изделий и технологий.

Как и в других новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, в Республике Корея, созрели объективные условия для развития креативной экономики, в которой на первое место выходят новые технологии. Как отмечает профессор И. Ю. Благова «становлению и развитию в Корее креативной экономики предшествовало снятие государственных ограничений и контроля медиа, переориентация кино на вкусы европейской и американской аудитории, развитие и продвижение на мировой рынок развлечений K-pop – жанра корейской поп-музыки, переросшего в глобальную субкультуру»56.

Япония, безусловно, лидер в Восточной Азии по построению креативных индустрий, с целью распространения своего бренда на все мировое пространство, внедрила программу «Cool Japan Strategy». Иностранцы воспринимают эту программу как «Крутая Япония». Эта новая стратегия, которая начала разрабатываься в 80-х годах прошлого столетия, являлась продолжением общей стратегии, направленной на распространение привлекательности и притягательности Японии в мире. Целью стратегии являлся тотальный охват всех товаров и услуг, начиная от товаров для населения, телесериалов, аниме, моды, до японской кухни, элементов традиционной культуры и наукоемких промышленных продуктов.

Как и в случае с запуском японских автомобилей, которые в США продавались значительно дешевле американских автомобилей, пока местное население не привыкло к их удобствам и технологической начинке, так и в случае с креативными товарами и услугами, все в Японии делалось пошагово. Вначале были приняты усилия по становлению и распространению национального брендинга. Так, телесериалы с акцентом на традиционные культурные ценности японцев, вначале за границей демонстрировались бесплатно. Понятно, что это была задача по заевыванию новой аудитории, которая постепенно и непроизвольно стала нуждаться в просмотре японских мыльных опер. Телесериал «Ошин», например, был хорошо принят в 46 странах. В целом, такими приемами и стратегией «мягкой силы» Япония смогла успешно продвинуть стратегию «Cool Japan Strategy» для улучшения культурного восприятия страны.

Эта страновая стратегия по продвижению индустрии культуры стала одной из приоритетных направлений развития экономики Японии. В июне 2010 года, правительство Японии создало специальное подразделение в Министерстве экономики, которое должно было заниматься исключительно продвижением культурных и творческих индустрий. Такое институциональное решение было компонентом общей долгосрочной концепции «Cool Japan Strategy». В задачи этого подразделения входило обеспечение координации различных государственных институтов, а также вопросы сотрудничества с частным сектором в креативной сфере.

В целом, стратегия «Cool Japan Strategy» была нацелена на иностранную аудиторию и глобальный рынок, так как решала задачу экспорта товаров и услуг, то есть расширения рынка для своей экономики. Эта задача была успешно воплощена в жизнь, Япония продвинула креативные индустрии страны на глобальный рынок. По мнению специалистов, японская модель является одной из самых эффективных страновых концепций экономического развития в постиндустриальном мире, а также культурного влияния. Основными факторами роста и развития креативных индустрий в Японии явились – национальная культура, технологичность и глокализация.


1.4. Мировой рынок креативных индустрий

Креативная экономика является одним из основных элементов постиндустриального общества. Прежде всего, речь идет о креативной экономике развитых стран Западной Европы, США, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Японии и новых индустриальных стран Восточной Азии.

Несмотря на приоритетное развитие креативной экономики в развитых странах, тем не менее в последние десятилетия рост креативных индустрий в развивающихся странах растет опережающими темпами. Так, согласно отчету ЮНКТАД за 2018 год, в период с 2002 года по 2015 год экспортный оборот креативных индустрий развивающихся стран стал превышать показатель развитых стран (рисунок 1).



Рисунок 1 – Экспорт товаров креативных индустрий по группам стран в 2002 и 2015 гг., млрд долл. США.

Источник: Creative Economy Outlook. Trends in international trade in creative industries. Country Profiles 2002—2015. UNCTAD

URL:https://unctad.org/system/files/official-document/ditcted2018d3_en.pdf

По данным исследования британской аудиторской компании Ernst & Young («EY»), «креативные индустрии стран генерируют сегодня порядка 2,25 трлн долларов прибыли ежегодно. В них создано более 30 млн рабочих мест по всему миру»57, что составляет около 1% всего трудоспособного населения Земли»58.

Практически во всех регионах планеты растут объемы креативной экономики, темпы роста креативного сектора и количество занятых в этом секторе работников.

Таблица 1 – Объем креативной экономики регионов59



Источник: Cultural times: the first global map of cultural and creative industries, EY, 2015

Рассмотрим детальнее отдельные аспекты развития мирового рынка креативных индустрий.

Экономический рост. Бурный рост креативных индустрий в развитых странах в последние десятилетия во многом помогает решить глобальные экономические проблемы. Прежде всего, это выражается в сохранении устойчивой динамики развития экономики в целом и обеспечении занятости населения. Конечно, доля креативного сектора еще не вытесняет все традиционные отрасли, но здесь важно отметить наибольшие темпы роста креативных индустрий и то, что именно эти сектора экономики «в развитых странах создают самую высокую добавленную стоимость товаров и услуг, и на данный момент уровень доходов представителей креативного класса превышает средний общенациональный уровень».60 По оценкам специалистов «вклад креативной экономики в ВВП многих стран стремится к 8—12%»61 (рисунок 2).



Рисунок 2 – Валовая добавленная стоимость креативных индустрий по странам: данные 2019 г.*62

В региональном аспекте доля креативной экономики располагается следующим образом.

Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) является одним из самых крупных рынков креативной экономики в мире. Спрос на видеоигры и газеты в регионе выше среднемировых на 0,7 п.п. и 14,2 п.п. соответственно. Многомиллионные тиражи видео-игр, газет, книг пользуются большим спросом у населения и являются самыми яркими свидетельствами потенциала для роста соответствующих индустрий. Если к этому добавить огромный рост индустрии развлечений, туризма, киноиндустрии, всевозможных фестивалей мод, инновационных ИТ-форумов, то станет ясно, что креативная экономика в регионе становится реальным драйвером роста в ближайшей перспективе.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

SIC – коды стандартной промышленной классификации. SOC – с стандаратная профессиональна классификация. ОКВД – классификатор видов экономической деятельности

2

Cultural industries: a challenge for the future of culture. 1982. UNESCO. – 236 pp.

3

Хестанов Р. З. Креативные индустрии -модели развития. Социологическое обозрение. Т.17, No 3. – 2008. – 173—196 сс.

4

Креативная экономика Москвы в цифрах/ В. В. Власова, М. А. Гершман, Л. М. Гохберг и др.; под ред. Л. М. Гохберга. – М.: НИУ ВШЭ, 2021. – 108 с.

5

The Creative Economy//Business Week, special double issue: The 21st Century Corporation, Business Week Online, August 28, 2000, pp. 1—5.

6

WIPO. On Surveying The Economic Contribution The Copiright Industries. 2015, revised Edition

7

Там же

8

UNCTAD TD (XI) BP/13, 4 June, 2004. Creative Industries and Development, p. 4.

9

Зеленцова Е. В., Гладких Н. В., Творческие индустрии: теории и практики, М., «Классика XXI», 2010 г., – 240 c.

10

Креативные индустрии: содержание понятия и классификация/ Образовательный портал URL: https://studmir.com/kreativnye-industrii-soderzhanie-ponyatiya-i-klassifikacziya

11

Cambridge dictionary dictionary.cambridge.org

12

Хокинс Д. Креативная экономика. Как люди зарабатывают на идеях. Классика XXI. – 2011

13

Хокинс Д. Креативная экономика. Как люди зарабатывают на идеях. Классика XXI. – 2011

14

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – Пер. с англ. – М.: Классика-XXI, 2007. – 421 с.

15

Васильева Е. В. Креативность как фактор трансформации традиционных сфер экономической деятельности и формирования новых индустрий// Материалы международной конференции по креативной экономике. КРСУ. – Бишкек, 2021.

16

Там же

17

Там же

18

Хестанов Р. З. Креативные индустрии -модели развития. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. №3, С. 173—196.

19

Department for Digital, Culture, Media and Sport. Creative Industries Mapping Documents.– London, 2001. URL: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents-2001.

20

Creative Industries Mapping Documents 2001, DCMS, 9 April, 2001

21

Department for Digital, Culture, Media and Sport. Creative Industries Mapping Documents.– London, 2001. URL: https://www.gov.uk/government/publications/creative-industries-mapping-documents—2001.

22

Белокрылова О. С., Дубская Е. С., 2013. «Мировой Опыт Формирования Креативной Экономики И Возможности Его Использования В России», Terra Economicus, CyberLeninka; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Южный федеральный университет», vol. 11 (4—2), pages 5—11.

23

UNCTAD, TD (XI) BP/13, 4 June, 2004. Ceative Industries and Development, p. 4. Pdf URL: https://digitallibrary.un.org/record/524225?ln=ru

24

Культура, творчество и устойчивое развитие в рамках Третьего Всемирного форума ЮНЕСКО по вопросам культуры и индустрий культуры. URL: https: ru.unesco.org

25

Бернович П. А. Креативная экономика как способ решения текущих проблем человечества// Экономические и социальные проблемы России. —2022. №4.– С. 16—28.

26

Заркович А. В. К вопросу становления «новых экономик»: инновационная экономика//Вопросы инновационной экономики. – 2012. – №3 (13).– С. 3—12.

27

Михайлова А. В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве// Креативная экономика. – Т. 12. – №1. —2018. – С. 30—38.

28

Паксютов Г. Д. Экономическое значение японской «индустрии контента» // Японские исследования. —2019. – (1):51—72. URL: https://doi.org/10.24411/2500-2872-2019-10004

29

Хестанов Р. З. Креативные индустрии – модели развития. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. №3, С. 173—196.

30

Хезмондалш Д. Культурные индустрии. – М.: Издательство высшей школы экономики, 2014. – 456 с.

31

The Creative Economy//Business Week, special double issue: The 21st Century Corporation, Business Week Online, August 28, 2000, pp. 1—5.

32

Хестанов Р. З. Креативные индустрии – модели развития. Социологическое обозрение. 2008. Т. 17, №3. С. 173—196.

33

On Surveying The Economic Contribution The Copiright Industries. WIPO, 2015, revised Edition

34

Казакова М. В. Культурные и креативные индустрии: границы понятий//Креативная экономика – Том 14, №11. – 2020. – С. 2875—2898 URL: https://creativeconomy.ru/lib/111156

35

Тросби Дэвид. Экономика и культура. 2-е издание. Москва, 2018. – 230 с.

36

Хестанов Р. З. Креативные индустрии – модели развития. Социологическое обозрение. 2008. Т. 17, №3. С. 173—196.

37

Жупарова А. С., Нусюпаева А. А. Сравнительный анализ развития креативных индустрий в Китае и Великобритании // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2020. – №3 (35). – C. 46—53.

38

Хестанов Р. З. Креативные индустрии – модели развития. Социологическое обозрение. 2008. Т. 17, №3. С. 173—196.

39

Благова И. Ю. Зарубежный опыт развития креативных индустрий // Проблемы современных социокультурных исследований. – Материалы Международной научно-практической конференции 27 октября 2020 г. Белгород. 2020. С. 45—48. URL: https://apni.ru/article/1232-zarubezhnij-opit-razvitiya-kreativnikh-indust

40

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – Пер. с англ. – М.: Классика-XXI, 2007. – 421 с.

41

Кузнецова Н. В. Новая парадигма современности – креативная экономика// Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, №1. С. 15—37.

42

Кузнецова Н. В. Новая парадигма современности – креативная экономика// Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2022. Т. 24, №1. С. 15—37.

43

Вестхейм Гейр. Инструментальная культурная политика в Скандинавских странах: критический и исторический взгляд. URL: https://culture29.ru/upload/medialibrary/5b9/5b9905f7990c4b96d54deb46af9ff9b7.pdf

44

Хестанов Р. З. Креативные индустрии – модели развития. Социологическое обозрение. 2018. Т. 17, №3. С. 173—196.

45

Благова И. Ю. Зарубежный опыт развития креативных индустрий // Проблемы современных социокультурных исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2020 г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 45—48. URL: https://apni.ru/article/1232-zarubezhnij-opit-razvitiya-kreativnikh-indust

46

Образование и креативная индустрия в зеркале международных и отечественных практик. Аналитический центр при правительстве РФ. Бюллетень о сфере образования №13. Сентябрь 2017.

47

Андрианов В. Д. Креативная Корея//Материалы Международной научно-практической конференции «Креативная экономика», КРСУ. – Бишкек, 2021, С. 30—32.

48

UNCTAD TD (XI) BP/13, 4 June, 2004. Ceative Industries and Development, p. 4. Pdf URL: https://digitallibrary.un.org/record/524225?ln=ru

49

Шабалов М. П. Основы культурной политики Китая. 17 апреля, 2015. Интернет-журнал «Культура и безопасность». URL: https://sec.chgik.ru/osnovyi-kulturnoy-politiki-kitaya-2/

50

Невская А. А. Экспорт продукции креативных индустрий: опыт ЕС, США и Китая//Международная жизнь, архив 3, март 2017 URL: https://interaffairs.ru/virtualread/ia_rus/32017/files/assets/downloads/ publication. pdf

51

Cultural and Creative Industries as key factors for Chinese economic development. Analysis of Beijing and Shanghai. Universita Ca Foskari. – Venezia, 2013 – 113 p.

52

Благова И. Ю. Зарубежный опыт развития креативных индустрий // Проблемы современных социокультурных исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 45—48. URL: https://apni.ru/article/1232-zarubezhnij-opit-razvitiya-kreativnikh-indust

53

Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – Пер. с англ. – М.: Классика-XXI, 2007. – 421 с. R. Florida, The Flight of the Creative Class: The New Global Competition for Talent. 2004, New York: Harper-Business. 326 p.

54

Андрианов В. Д. Креативная Корея//Материалы Международной научно-практической конференции «Креативная экономика», КРСУ. – Бишкек, 2021. С. 30—32.

55

Там же

56

Благова И. Ю. Зарубежный опыт развития креативных индустрий // Проблемы современных социокультурных исследований: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 октября 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 45—48. URL: https://apni.ru/article/1232-zarubezhnij-opit-razvitiya-kreativnikh-indust

57

Cultural times. The first global map of cultural and creative industries. December 2015, p.7. URL: https://ced-slovenia.eu/wp-content/uploads/2016/02/EYCulturalTimes2015.pdf

58

Невская А. А. Экспорт продукции креативных индустрий: опыт ЕС, США и Китая//Международная жизнь, архив 3, 2017. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/1821

59

Cultural times: the first global map of cultural and creative industries, EY, 2015

60

Жаров Е. К. Креативная экономика: новая модель роста в условиях мирового экономического кризиса. Novainfo, 2016. URL: https://novainfo.ru/article/6836

61

Имаева Г. Р. Вклад цифровых платформ в развитие креативных индустрий и поддержку креативного предпринимательства // Г. Р. Имаева, Е. Ю. Сушко, Гильдебрандт И. А. и др. Москва: Издательство НАФИ, 2021. – 84 с.

62

Бредихин С. В. Развитие креативных индустрий в России: ключевые индикаторы/ С. В. Бредихин, В. В. Власова, Н. В. Гаврилова и др. Научный дайджест №1. ВШЭ, ЦМИЧП. – М. – 2020, 20 с.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3