
Полная версия
Модель ответственной устойчивости. Поливалентная модель и виртуальная экономика

Модель ответственной устойчивости
Поливалентная модель и виртуальная экономика
Валерий Анатольевич Кочнев
© Валерий Анатольевич Кочнев, 2024
ISBN 978-5-0060-9192-4
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
1. ПРОЛОГ
Общественная дискуссия о необходимости новой государственной идеологии либо отрицание таковой с отсылом к статье Конституции Российской Федерации подтверждает сложившиеся крайние позиции в тематике заполнения глубокими смыслами целей и задач общественного развития. Во влиянии на общественное сознание уже присутствуют безусловно положительные явления, они чаще не противоречат друг другу по причине глубоких исторических традиций, постепенного длительного модерирования для соответствия общественным запросам, сохранения идентичности и внутренней культуры. И в этой связи в современное непростое время требуются определения и модели на их основе, которые по умолчанию принимаются широкими слоями населения, понятные, когда выстраиваются у каждого индивидуальные, созидательные логистические цепочки, внутреннего своего осознания, своего значения, отношения к самому себе и окружающему миру, своих обязательств на этой основе. Понятие ответственности как тонкая, но крепкая нить вплетает каждого в устойчивый каркас, образует поливалентные связи ответственности и личного смыслового осознания, ответов на многие внутренние вопросы и поливалентные связи личных обязательств во взаимоотношении с внешним миром, определения своего места в мире и предназначения в нем.
Если не брать во внимание причины отсутствии дискуссий об ответственности, то выглядит острой необходимость популяризации этого понятия и судя по происходящим событиям как глобальным так и особенностям современных индивидуальных изменений, то это как вынужденная мера, возможно даже в навязываемой форме для сохранения очень шаткого баланса, формирования новых форм индивидуальной саморегуляции, внутреннего осознания и более глобальных проблем по причине разногласий (политических, межгосударственных, межконфессиональных, межнациональных, межинституциональных и многих, многих других).
2. «АРХАИКА» ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НЕУСТОЙЧИВЫЕ МОДЕЛИ/СИСТЕМЫ
В новых реалиях нет дискуссии об ответственности, об её роли и месте, значимости этого явления. Деструктивная современная политика, насаждаемые «универсальные ценности», новые «правила», в которых нет малейшего упоминания о самом простом, о взаимных обязательствах, постепенно влияют и становятся сильнее экономики и торговли, основанной на старой идеологии, ответственности, с совершенно другими ценностными категориями. Мы наблюдаем постепенное разрушение базиса для многих последующих поколений и скорость таких событий поражает. Самые ужасные периоды истории – это результат безответственности, когда соблюдение обязательств уходит в забвение и достаточно простое явление как ответственность подменяется сложными конструкциями для обоснования насилия и принуждения к взращиванию других идей чуждых человеческой природе.
Развитие общества целиком связано с трансформацией переходных периодов, где сочеталось всё современное завершения предыдущего отрезка истории и совершенно новое начального периода последующего этапа. Во всём присутствовала ответственность, принимаемая и соблюдаемая по умолчанию большинством как устойчивый мостик, на котором выстраивалась индивидуальная целостность внутри каждого, так и образовывалась крепкая связь с внешним сообществом и окружающим пространством.
«Архаика» ответственности должна быть разрушена! Возможно новое обращение, переосмысление и применение понятия ответственности во многом вынужденная мера как давно созданное, неосознанно используемое, но безусловно полезное и эффективное снадобье, доза гомеопатии которого до сих пор позволяет сохранять способность к созиданию. Можно недооценивать этот факт, но он в нас есть и совместные усилия новой оценки и значения, популяризации, возможно навязывания ответственности могут сделать его основным регулятором внутренней индивидуальной и внешней общей системы.
Почему это важно? В настоящий переходный период запущен процесс формирования смыслов «нового человека» и «нового общества», смены длительного периода так называемой экономики ископаемого топлива.
При этом в первые два понятия заинтересованные стороны вкладывают порой абсолютно противоположные понятия, изначально формируют противоречия. Эти противоречия существуют как в самых мелких социальных группах, так и в многосторонних глобальных образованиях, попытка некорректного выхода из которых может привести к фатальному исходу.
Простым примером результата таких противоречий может служить стагнация крупных прорывных идей, которые на фоне санкционных ограничений становятся все менее и менее распространенными, принуждая к возврату использования старых технологий, обесценивая прежние достижения.
Мир движется к многополярной производственной системе, основанной на сети глобальных производственных цепочек и крупнейших компаниях в каждой стране, объединяющихся для управления исследованиями и разработками, производством и торговлей. При этом малые, средние и даже крупные региональные компании будут ликвидированы в результате постепенного слияния с глобальными гигантами. В результате господства монополий, сложных и дорогих технологий, дорогостоящей разработки и управления, рыночной ориентации на немедленные результаты по открытию новых технологических принципов, ограничено глубокое использование и развитие существующих технологий. Это сводит на нет возможность прорывных исследований с перспективой непредсказуемых результатов в будущем.
Конкурентным процессом в формировании многополярного мира является тенденция к национализации, изоляции, консолидации и фрагментации программ позитивных изменений. Протекционизм, национальный эгоизм доминируют в обсуждении таких вопросов, как изменение климата, развитие и инвестиции в высокие технологии.
Экономика современного мира в первую очередь движима потреблением и денежным капиталом. Основной целью и причиной существования денежной системы является поддержание баланса между спросом и предложением. Однако нынешняя денежная система основанная на неустойчивом производстве и потреблении, неустойчивом государственном долге и неустойчивых социальных программах сама по себе неустойчивая система и создает неприемлемую задолженность государственного и домашнего сектора. Институционализация искусственного интеллекта, растущее использование программного обеспечения во всех сферах человеческой деятельности, чрезмерная специализация и фрагментация научного сообщества, растущая роботизация и угрозы от таких процессов для экономики, усиление влияния государства в процессе научно-технического прогресса, автоматизация и чрезмерно усложнение процессов разработки, внедрения техники и технологий в экономику привели к провалу технической революции во многих развивающихся странах, формируют потенциал масштабного ущерба.
Несомненно, существует ещё ряд препятствий, мешающих успешному распространению знаний, что усложняет технический прогресс, ведёт к его удорожанию самих технологий и замедлению развития.
Эти факторы, в свою очередь, становятся рецептом разрушения отношений между наукой и обществом, между научной элитой и остальным населением. Сознание людей все больше и больше уподобляется крепостным стенам, принимая только тех, кто принадлежит к такому же племени, в значительной степени отвергая чужаков и отказываясь слышать любую критику своих собственных взглядов. Это также мешает им интегрироваться с другими культурами и точками зрения. Тот факт, что они изолированы, делает их более уязвимыми для эксплуатации со стороны элиты и люди становятся легкой мишенью для влияния, манипуляций и вербовки. Внедрение таких «вирусов» в организм общества мешает ему выработать сбалансированную «иммунную» систему. Одним из основных факторов такой ситуации является то, что основными бенефициарами технического прогресса являются элиты и это приводит к созданию социального неравенства, как внутри стран, так и между странами. В результате население многих стран больше не может терпеть такое положение дел, достигнув критической точки. В условиях когда запущен процесс глобальной и перехода на расчёт в национальных валютах, в китайских юанях, крупнейшие мировые банки собираются перенести свои штаб-квартиры в Азию. США теряют лидерство в технологическом секторе и потеряют его полностью. Средняя зарплата в США и Европе падает, подъем Китая и Индии в ближайшие десять лет неизбежен. Статус периферии уже не будет иметь значения, развитие и интеграция периферийных структур в мировую многополярную производственную систему произойдёт в короткий промежуток времени. В результате кризиса доллар утрачивает роль мировой резервной валюты, а банковская система постепенно входит в состоянии коллапса. Рынки без национальной валюты США больше не смогут торговать как раньше, доллар теряет свою значимость на международном рынке с перспективой своей девальвации. Американские компании и их акционеры, накопившие огромные прибыли за последние десятилетия, теряют значительные средства. Некоторые компании уже начали переводить свои денежные средства в иностранные банки, образовался дефицитный платежный баланс. Федеральная резервная система США до краев накачана долларами, а спроса в экономике недостаточно для поддержания стоимости доллара.
Всё это несомненно ограничивает технический прогресс в настоящее время. Это связано ещё с другими факторами, в том числе:
– Продолжение старого мировоззрения, при котором техника и технологии до сих пор во многом рассматриваются как принадлежность материального богатства, служащие его производству и потреблению, а не как субстанции роста, накопления знаний и развития новых сфер коллективной жизни.
– Доминирование рынка в сфере технологий порождает монополистические тенденции в области знаний, ограничивает циркуляцию информации и ограничивает распространение передовых технологических систем.
– Применение старых идей, сдерживающих научно-технический прогресс так же, как и экономику, привело к падению политического значения науки, что в итоге отрицательно сказалось на самих технологиях.
– Распределение ресурсов по фундаментальным исследованиям и разработкам не является оптимальным, что препятствует ускорению ряда необходимых исследований и технологических открытий. Финансирование исследований слишком зависимо от частного капитала.
Когда разделение труда переносится в область сложных технологий и управления, то это вдобавок усугубляется высокой стоимостью этих технологий. Теперь для разработки новой технологической системы необходимо создать команду, состоящую из экспертов в разных областях, гибких, адаптивных и готовых к совместной работе; кто готов работать в соответствии с потребностями и производительностью самой технологии, а не только своими собственными потребностями, кто стремится улучшить и максимально развить технологию, в соответствии с высочайшими принципами интеллектуальной честности, научной строгости и независимо от времени, стоимости или статуса своей занятости. Такие условия достигнуты рядом ведущих компаний и лабораторий мира, добившихся исторических научных достижений и большого развития, но в то же время сам рынок является фактором, препятствующим формированию таких команд. Раньше у людей было только начальное и среднее образование, а теперь у многих есть высшее, но люди по прежнему несчастливы и не знают причину этого. При этом высокий процент когда человек получает хорошее образование, верит в то, что становится профессионалом, поступает на работу, которая не имеет по современным меркам глубокого смысла и более того, человек сам уверен в этом, уверен в отсутствии своей пользы. Многие очень недовольны этим, но у них нет другого выбора, кроме как смириться с этой ситуацией. Несмотря на то, что есть много хороших рабочих мест с относительно высокой заработной платой, средний класс исчезает, становится беднее.
Одной из главных проблем, стоящих сегодня перед миром, является проблема бедности. Люди теряют доверие к системе, позволяющей очень богатым у кого есть больше, чем им нужно становиться богаче, а бедным у кого меньше, чем им нужно – беднее. Пропасть между богатыми и бедными становится все больше и больше, многие люди не имеют ресурсов для удовлетворения своих основных потребностей.
В настоящее время при нынешней модели государственного финансирования социальные услуги являются неустойчивой моделью и не могут быть устойчивой для будущего. Большинство людей не смогут жить достойной жизнью после выхода на пенсию, потому что стоимость жизни настолько высока, что они потеряют комфорт и безопасность, которые у них были.
Будущие поколения смогут оплачивать услуги старшего поколения только в том случае, если будут устранены излишества нынешнего поколения и они избавятся от своего избыточного богатства. Если это станет общеизвестным, то у старшего поколения не будет уверенности откладывать больше, чем они могут потратить. Это порочный круг, который никогда не закончится.
Одна из основных причин социальных проблем – утраченные социальные права, которые были ранее в прошлом, при этом новые технологии становятся более качественными и продвинутыми, чем ранее доступные.
Основная причина таких реалий – крах идеологий, ставших стандартом для разграничения левых и правых. Левые – это те, кто выступает за государственную и социальную справедливость и равенство, а правые – это те, кто выступает за экономику, силу свободного рынка и политику свободного рынка. Крах идеологий привел к эксплуатации монополии идеологических систем, которые ранее были защищены двумя сильнейшими идеологиями: капитализмом и коммунизмом. Нынешняя ситуация – время кардинальных перемен. Мир переживает революционный момент, когда существующим структурам власти бросают вызов как левые, так и правые силы, а подъем правых является ответом на победу левых. Это, в свою очередь, ведет к радикальному перевороту устоявшихся политических, экономических и идеологических систем, подъему Антифа, подъему «альтернативных правых», появлению китайских и российских лидеров как альтернативы американо-политическим. В разгар медийно-пропагандистского наступления на Российскую Федерацию международным СМИ был дан четкий приказ взяться за Турецкую Республику, заявив Турции: «Вы хотите стать членом ЕС? Ну вот и дверь», но Турция так и не была принята. Раскалывающийся и разваливающийся ЕС саботирует переговоры с Турцией, развивает «крепость» Европы. Это первый случай в истории, когда ЕС был расколот лидерами государств-членов Союза. Раскол продолжается и сейчас где присутствует давление Америки на ЕС, раскол и настоящий армрестлинг между лидерами и государствами, входящими в ЕС. Лидеры ЕС развеяли миф о своём единстве и сотрудничестве, они пытаются избежать войны, но не избегают конфронтации между собой и терпят давление США.
Процесс начался в 1950-х годах и достиг апогея в 90-х годах прошлого века, на фоне распада СССР и его идеологической системы, финансовой и идеологической системы Запада, общей международной системы. До сих пор это был вечный процесс, разрушающий старое и формирующий новое, который привел к падению крупнейшей в мире идеологической системы, а также ее финансовой и политической системы и он не завершится до тех пор, пока не будет установлен новый мировой порядок. Ситуация осложняется тем, что мировой экономический, финансовый и политический кризис еще не закончился. В условиях радикальных перестановок в мире кризис, особенно острый на периферии, быстро распространяется на устоявшиеся индустриальные страны и его всё сложнее контролировать. Признаком разразившегося кризиса в развитых индустриальных странах является тот факт, что высшие должностные лица, виновные в кризисе, не были наказаны и даже не уволены, продолжается преступное использование государственного бюджета, ведущее к социальному неравенству и концентрации капитала. Мы обязаны справиться с этим процессом и постараться поскорее завершить его, вместо того, чтобы другие использовали его в своих недобросовестных интересах. Это исторический процесс и он затянется на какое-то время, но это не конец истории настоящего глобализированного, взаимосвязанного мира, где складывается многополярный мир. Общий крах либерально-капиталистической системы, крах гегемонии Запада в политической, экономической и идеологической сферах и крах американской империи как результат переворота в условиях крайнего кризиса будут благотворны для рода человеческого. Контуры нового мира проявятся после разрешения противоречий между левыми и правыми и на это уйдут годы. Однако пройдут многие десятилетия, прежде чем мы сможем в полной мере воспользоваться благами крушения старого, потому что за крахом старого перед рождением нового следует время турбулентности, которое будет очень болезненным и разрушительным, после чего мы сможем насладиться плодами рождения нового.
В этом контексте отсутствие обмена информацией между различными сторонами и разрушение положительного влияния развития высоких технологий на экономический рост, особенно отсутствие сотрудничества в развитии высоких технологий, становятся все более и более заметными. Кроме того, увеличится доминирование сферы услуг и высокий уровень занятости в ней, которая не очень чувствительна к автоматизации и новым технологиям. Параллельно будет увеличиваться стоимость рабочей силы из-за стоимости её технологического развития, которая в свою очередь тоже требует организованной, образованной и хорошо управляемой рабочей силы, а замена труда капиталом будет увеличиваться. Кроме того стоимость образования, исследований и разработок возрастет, учитывая доминирование прикладных исследований в системе высшего образования. Вместе с этим медленные темпы технического прогресса в области информационных технологий и доминирование существующих технологий еще больше снизят скорость прогресса. Недостаток финансовых ресурсов и жесткая экономика, не очень чувствительная к новым технологиям, по-прежнему будут проблемой.
Наша нынешняя социально-экономическая модель основана на системе эксплуатации индустриального общества и базируется на следующих трех принципах:
1. Каждый человек имеет равное право на счастье.
2. Каждый человек имеет равное право на одинаковое использование природных ресурсов Земли.
3. Любое потребление оправдано, если оно ведет к счастью.
Долгое время, более ста лет, модернизация индустриализма и его социально-экономическая модель опирались на действующие и по сей день эти три принципа, являющиеся базовыми основами действующей системы.
Эта модель принесла с собой ряд фундаментальных изменений в образе жизни и оказала значительное влияние на то, как мы живем и думаем. Например, изменила то, как мы концептуализируем землю, и стали относиться к ней как к ресурсу, принадлежащему нам жителям. В результате мы начали относиться к себе как к собственникам земли, давая нам чувство собственности на землю.
Эта социально-экономическая модель основана на неустойчивом дисбалансе (экономическом и финансовом, социальном и политическом), который разрушается. Неустойчивое потребление и бесполезное производство, неконтролируемое потребление и недостаточное потребление, чрезмерная инфраструктура и недостаточная инфраструктура, разрыв между богатыми и бедными, чрезмерное потребление, отсутствие возможностей и выбора, отсутствие времени, здоровья и безопасности – все это становится все более очевидным. За последние несколько лет мы постоянно теряем возможности, потому что не используем их. Растет недовольство правительством в значительной степени из-за неудовлетворенных потребностей, обострения социальных и экономических проблем и отсутствия доверия к политическим институтам и руководству, в результате недовольство граждан правительством устойчиво растёт. Коренные изменения и перестановки в устоявшихся политических, экономических и идеологических системах общества тоже подвергают властные структуры нападкам со всех сторон. На фоне перемен крайне противоположные стороны занимает значительная часть населения.
Позитивно, что во всём этом в последнее время мир переживает технологическую революцию, связанную с наступлением информационного века, благодаря которому другие могут учиться у других и имеют доступ к технологиям через Интернет, где весь мир представляет собой виртуальную лабораторию, а знания доступны каждому. Теперь даже самые изолированные страны имеют доступ к окружающему миру через интернет и спутниковые порталы. Это упрощает процесс обращения к широкому кругу мимо международных институтов и организаций с популяризацией и продвижением простых понятий, внутренне принимаемых большинством, чтобы уйти от угрозы, когда проще разрушать чем создавать. Осознать необходимость исполнения своих обязательств, присущих каждому по умолчанию согласно человеческой природе, вернуться к переосмыслению ответственности как простому элементу, на котором строятся глобальные процессы, внутри и межкорпоративная этика, взаимодействие больших и малых корпораций, индивидуальное участие в этом каждого, мотивация к преодолению разрыва между бедностью и богатством, других противоречий. Ответственность, от которой зависит будущая устойчивость всех структур, пока что неустойчивого экономического, финансового и политического баланса. Это ключевое понятие о пользе и применении которого, совершенно точно требуется начало широкой дискуссии.
3. ПРОГРЕСС И ПРОТИВОРЕЧИЯ
Мир несправедлив, но прогресс не неизбежен. Прогрессу нельзя сопротивляться и как широкое понятие, он может быть не только продуктивным, но и разрушительным и история показывает, что это является формой насилия. Прогресс – это не просто идея, а сложное и противоречивое понятие, может быть хорошим или плохим как палка о двух концах. Прогресс – это основа для рождения новых идей, изменений и возможностей, но также корень социального неравенства, социальной изоляции и насилия. Представление о том, что мы можем контролировать прогресс, является заблуждением. Мы должны задать себе вопрос: А нужен ли нам прогресс и нужно ли развитие вообще всего, что нас окружает? Общество должно и может развиваться устойчиво при соблюдении основных правил и обязательств.
В древнегреческой философии есть два понятия: бытие и становление. Бытие – это то, что вечное и наиболее важное. Становление – это то, что вторично и изменчиво. Становление является хорошим настолько, насколько много в нём бытия. Развитие – это изменение, но не факт, что оно при этом само по себе является хорошим. Если это изменение содержит в себе больше вечного, значит оно хорошее, но если в нём мало вечного и важного – это не прогресс, а наоборот. Развитие западной политической мысли и философии пришло к тому, что бытие вообще отброшено и рассматривает хорошее или плохое внутри этого становления. Это концепция когда всё отчего и к чему идёт развитие – это хорошо, а всё откуда и от чего идёт развитие – плохо и всё что было вчера плохо, всё что будет завтра обязательно хорошо. Ответственность на первый взгляд сильно простая категория, чтобы быть составляющей бытия, но вместе с тем добавляет это самое «вечное» в становление, формируя в нём больше позитивного как понятная и несложная категория, доступная для осознания и принимаемая многими.
Прогресс как религия, понятие о вечном, вера, что любое изменение каких либо качеств по умолчанию прогресс. Вместе с тем регресс тоже является качественным изменением, движением в обратном направлении, вместе с падением вниз. Есть общественные отношения в которых изменений быть не должно и которые не должны пересматриваться, как то вещи, в первую очередь касающиеся этики, которые опираются на трансцендентные истины. Новая социально-экономическая модель должна быть устойчивой, справедливой, равноправной, а западная цивилизация говорит, что всё должно постоянно пересматриваться и изменяться. Такая постоянная ревизия делает современную социально-экономическую модель неустойчивой и приводит её практически к состоянию коллапса.
4. ЗЕЛЁНОЕ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ. ИСТОРИЯ. ЦЕЛИ И СРЕДСТВА ДОСТИЖЕНИЯ
Есть необходимость вновь обратиться к древнегреческим понятиям и внести в бытие ещё новые наиболее важные современные смыслы. Хотя о «зеленых» проектах становится всё более слышно, это не означает, что продвижение зеленого устойчивого выглядит достаточным. Нет сомнений в том, что устойчивое развитие является объективной необходимостью и будет продолжаться независимо от того, как текущие глобальные события будут происходить сейчас или в будущем.
Термин «зеленое устойчивое развитие» был впервые использован и введен профессором Майклом Чарльзом Тобиасом, президентом неправительственной организации Green World Campaign в период с 1984 по 2003 год. В августе 1987 Gro Harlem Brundtland в своём отчёте в ООН впервые использовала термин «устойчивое развитие» как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» в контексте того, что сейчас называется «зеленой экономикой».