bannerbanner
Реконструкция родословной деревни Куличиха Варнавинского уезда
Реконструкция родословной деревни Куличиха Варнавинского уезда

Полная версия

Реконструкция родословной деревни Куличиха Варнавинского уезда

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 7

Реконструкция родословной деревни Куличиха Варнавинского уезда


Сергей Огнев

© Сергей Огнев, 2024


ISBN 978-5-0064-9618-7

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие

В моем детстве, а это было в конце 70-х – начале 80-х прошлого века, почти каждое лето я с родителями приезжал на родину мамы в деревню Куличиху в Горьковской области. В детском возрасте и мыслей не было спрашивать бабушку и запоминать её воспоминания о родителях, о тяжелой жизни, о том, что вообще происходило на деревне. К сожалению, не было таких мыслей и в более позднем возрасте, не было интереса к истории предков. А когда интерес появился, уже не у кого было расспрашивать. А ведь, что свойственно пожилым людям – то, что они очень подробно вспоминают и рассказывают в мельчайших подробностях, именно о своем детстве и молодых годах. Но такая информация, как я уже отметил, была для меня теперь уже утеряна.

В моих же воспоминаниях о детстве – Куличиха ассоциируется с большой деревней, которая, как было свойственно советским колхозам, жила засаженными зерновыми полями, скотоводческими фермами, да огородничеством. Бабушкин небольшой дом с высоким тополем у ограды, с огородом, где вдоль забора росли низкорослые яблони, да банька в конце огорода под черемухой. Длинный ряд ферм, стоящих за огородами, где мы с соседскими ребятишками проводили много времени, наблюдая за животными, дразня быков, катаясь на коровах, прыгая на их спины с заборов, получая множество шишек и ссадин. Река Нужна, протекающая недалеко за фермами, в которой я учился плавать, была местами настолько широка, что мы плавали от берега к берегу на плотах, а некоторые крутые берега, как в сказке, отливали белой, красной и голубой глиной. Часто со взрослыми пешком ходили в соседнее село Белышево, что находится в трех километрах от деревни, по сути разделяясь с ним небольшим мостиком через ручеек. Кажется, именно здесь, я познакомился с церковью и кладбищем, в детстве ни в том, ни в другом месте я больше нигде ранее не бывал. Кирпичную церковь в селе Белышево видно издалека, но она уже тогда была в разрушенном состоянии. А еще живописное кирпичное здание сельской школы, о котором я уже даже тогда знал, что до революции это был поместье помещика Бердникова, и что моя прабабушка служила здесь у него стряпухой. Всё это для меня, ребенка, не имело, конечно, никакой исторической ценности, как не имело и в более взрослом возрасте. Как я уже отметил, я просто в свое время не успел записать всего того, что мне рассказывала и еще могла рассказать моя бабушка.

И в каком унынии я пребывал, когда спустя тридцать лет, я приехал в Куличиху весной 2021 года. Деревня, практически, исчезла. Конечно, сейчас как в большинстве своём, от русских деревень ничего не осталось, так и здесь, за несколько десятков лет молодежь разъехалась по городам, а старики доживали свой век. Осталось несколько дачных участков, а старые избы разрушены временем. Моей бабушки изба давно уже была разобрана, только столетний тополь до сих пор указывает место, где стоял дом, всколыхивая детские воспоминания давно минувших дней. Несколько цветущих яблонь продолжают и теперь плодоносить вкусными яблоками, а белая черемуха напоминала о бабушкиной баньке. Деревня слилась с соседним селом Белышево, даже дорожный знак населенного пункта указывал сразу на «Белышево» без знака «Куличиха». От Белышево тоже мало что осталось. Его так и продолжает украшать сельская школа в двухэтажном купеческом доме лесопромышленников Бердниковых, да немного поддерживаемая сельчанами полуразрушенная каменная церковь во славу Воскресения Христова. Красивый пруд в помещичьем поместье почти превратился в болото, а красивый парк – в бурелом. Даже, некогда по весне разливающаяся на десятки метров, река Нужна превратилась в пересохшую речку, мост через которую продолжал связывать историю настоящего в Белышево и Куличихе на одном берегу с многовековым прошлым, упокоившимся на сельском кладбище на другом берегу Нужны.

Именно тогда утвердилась идея сделать реконструкцию родословной деревни Куличиха целиком – как в отдельности, по каждой крестьянской семье, когда-либо проживающей в деревне, так и показать историю жизни одной из многих русских крестьянских деревень в разрезе исторических событий, происходящих в эти века в Российском государстве. Сама идея возникла еще в 2016 году, когда я начал собирать материалы для собственной родословной по материнской линии. Более того, я тогда уже составлял, почти аналогичную по структуре, книгу по истории села Апайкина Гарь Казанского уезда, края предков по отцовской линии. За эти годы исследованы сказки всех десяти генеральных ревизий по деревне Куличиха, имеющиеся в небольшом объеме метрические книги по приходу Никольской церкви села Белышево за 1852—1918 годы, другие архивные фонды, напрямую или косвенно имеющих отношение к событиям деревни, села, волости и уезда.

В результате сформировалась структура книги, в которой каждая часть описывает жизнь крестьянских семей в деревне Куличиха во временном периоде между двумя соседними генеральными ревизиями, а каждой семье отводится своя глава. Отличается структура описания семей в период времени после последней 10-й ревизии 1858 года до 1918, конечного года исследования – здесь в главах идет описание одновременно всех семей, в которых происходили какие-либо документально зафиксированные события за годы, соотнесенные с конкретной главой. В книге предложена система идентификации крестьянских родов, семейств и конкретных семей, проживающих когда-либо в деревне Куличиха, через присвоение семействам буквы кириллицы или латиницы. Это связано с тем, что, в большинстве случаев, фамилии крестьянским семьям стали присваиваться в конце XIX – начале XX веков, и такая система буквенного обозначения является, своего рода, идентификатором семей до присвоения им фамилий. Более того, за два века исследуемых событий, первый описанный предок, чаще всего, является родоначальником нескольких родовых ветвей с разными фамилиями в ХХ веке. Это позволит читателю и исследователю своей родословной, предки которых родом из деревни Куличиха, достаточно просто и быстро составить 200-летнюю историю своей семьи, «вырезав» из каждой части книги главы с соответствующими буквенными идентификаторами. При этом по тексту всей книги такие идентификаторы включены в скобках после каждого упоминания члена соответствующей идентификатору семьи, что тоже сильно облегчает сопоставление событий своему роду до появления официальных фамилий.

Деревня Куличиха в разные эпохи принадлежала к следующим территориям Российского государства:

– с 1719 по 1761 годы в составе Воскресенского стана Унженского уезда Галицкой провинции Архангелогородской губернии;

– с 1761 по 1778 годы в составе Воскресенского стана Ветлужской волости Унженской области Костромского наместничества;

– с 1778 по 1796 годы в составе Варнавинского уезда Костромского наместничества;

– с 1796 по 1922 годы в составе Белышеской волости Варнавинского уезда Костромской губернии;

– с 1923 по 1929 годы в составе Краснобаковского уезда Нижегородской губернии;

– с 1929 по 1932 годы в составе Белышевского района Нижегородского края;

– с 1932 по 1990 годы в составе Белышевского сельсовета Ветлужского района Горьковской области (до 1936 года – Горьковского края);

– с 1990 года в составе Белышевского сельсовета Ветлужского района Нижегородской области (в настоящее время – Волыновского сельсовета).

И так, Куличиха – небольшая помещичья деревня до 1861 года, позднее, крестьянская деревня, входящая в Белышевскую сельскую общину, а теперь же, несколько домов. Но это нисколько не отменяет важности написания целой книги об истории небольшой деревни, так как это история многих современных потомков, предки которых в течение, вот уже, более 300 лет жили в этих местах Поветлужья и, благодаря которым, эти потомки, включая автора книги, живут и строят свое настоящее и будущее для следующих своих потомков.

Если Ваши предки были родом или проживали в деревне Куличиха, и после прочтения этой книги Вы получите немного больше данных, чем ранее знали о своих прадедах, буду рад получить об этом информацию на свою личную электронную почту ognevsp@mail.ru


На обложке книги на фоне карты 1822 года Варнавинского уезда Костромской губернии с обозначение места расположения деревни Куличихи и села Белышево представлены фотографии (по часовой стрелке от левого верхнего угла): церковь во Имя Святителя Николая; церковь во Имя Св. Харлампия (фотографии Зетилова С. В., 1925 г.); усадьба Бердниковых в селе Белышево (фотография 1917 г.); церковь Воскресения Христова (фотография 2019 г.).

Часть первая. От основания до 1719 года

Начиная описание зарождения и жизни деревни Куличиха, пусть немного, но стоит показать историю края Поветлужья. И в частности, упомянуть село Белышево, история которого непосредственно связана с деревней, как волостного центра, находящегося всего в трех верстах от Куличихи, так и располагавшегося в селе помещичьего поместья всех владельцев Куличихи и близлежащих деревень. Такой исторический обзор приведен по материалам [1].

Заселение территории Поветлужья началось в глубокой древности. Первыми пришли сюда финно-угорские племена: мордва и марийцы, которых раньше называли черемисами. В самой первой летописи Древней Руси «Повести временных лет», составленной ученым монахом Нестором еще 900 лет тому назад, о древнем населении края сказано: «…по Оце реце, где потече в Волгу, Мурома язык свой и черемиса язык свой, мордва свой язык…». Позднее сюда пришли славянские племена с верховьев Днепра и с озера Ильмень. С расселением славян мордовские племена отодвинулись с Оки и Волги в глубь лесов Правобережья, а марийцы (черемисы) в глубь Заволжских лесов между Ветлугой и Кокшагой. Так постепенно русские поселенцы заселили всю территорию Поветлужья. Большой поток переселенцев устремился в ветлужские леса позднее – в XVI – XVII веках. В заболоченном Поветлужье небольшие селенья тянулись вдоль рек, на высоких местах. Как писал П. И. Мельников-Печерский, «…деревни малые, зато частые, одна от другой на версту – на две», «Русь исстари уселялась по лесам и болотам». О том, что в Поветлужье жили марийцы говорят названия рек, озер, населенных пунктов, которые имеют марийское происхождение. Так река, на которой стоит село Белышево, называется Нужна, что в переводе с марийского означает «щучья река» (марийское «нуж» – щука).

Первое упоминание о починке Белышев датируется 1616 годом. При дозоре государственных (черносотенных) земель Поветлужья на месте села Белышево находился «починок Белышев на речке на Нужне, а в нем крестьян: во дворе Осипко Бутилов, во дворе Овдокимко Данилов, во дворе бобыль Микита Федоров». Всей пашни у них было около четырех гектаров, в переводе на современную метрическую систему, и сенокосов – 3,5 гектаров. На речке Нужне стояла тогда еще деревня Филиппово из двух крестьянских дворов. Их жители были первыми русскими поселенцами в этом уголке края, которые прибыли сюда с унженских земель Галицкого уезда в начале XVII века. Поселения на Нужне входили в Воскресенский стан, границы которого охватывали всю современную территорию Ветлужского района. В пределах стана по правому берегу Ветлуги в это время находилось еще 95 таких же небольших поселений. Воскресенский стан был частью Ветлужской волости, входившей в Унженскую осаду Галицкого уезда. В стане стояли Воскресенский, Макарьевский, Богоявленский посты и небольшие кладбищенские церкви.

В начале 20-х годов XVII века все поселения в Ветлужской волости Российский Царь Михаил Романов пожаловал первому боярину России, главе Боярской думы князю Ф. И. Мстиславскому. С этого времени вольные жители Ветлужского края стали крепостными и управлялись через выборных старост, десятских и сотских боярскими приказчиками сначала князей Мстиславских, а затем других князей и бояр. Именно в это время на реке Нужне заселился новый починок в пару дворов, который быстро разросся до деревни Белышево в десяток крестьянских дворов.

Чтобы усилить поток переселенцев в Поветлужье, Мстиславские давали льготы поселенцам по уплате оброков, а руками прибывших умельцев строили здесь новые деревянные храмы. Так в 1628 году была освещена Николаевская церковь в деревне Белышево на реке Нужне, с этого времени Белышево становится селом. После смерти Мстиславских Ветлужская волость тем же царем в 1630 году передается в вотчины и поместья другим его слугам. Село Белышево и возникшие вновь деревни по рекам Нужне и Волу входили в вотчину князя Тараканова. В конце XVII века при Петре I, из Георгиевской вотчины выделились Архангельское и Белышевское имения. Белышево с деревнями передаётся родственнику первой жены царя Абраму Фёдоровичу Лопухину. Так было положено начало создания в селе Белышево, оно же Никольское, дворянского гнезда.

В феврале 1692 года «дан антиминс на старой престол Николая чудотворца в Галицкий уезд в село Белышево, что на речке Нужне», а в 1694 году боярин А. Ф. Лопухин построил в Белышево вторую деревянную церковь во Имя Тихона Чудотворца, поэтому престольным праздником в Белышево и в Куличихе был, и поныне остается, Тихонов день. Хотя основным собором села и приходов была всё же церковь во имя Святителя Николая, построенная в 1628 году. В июле 1714 года «запечатан указ по челобитью стольника Авраама Федоровича Лопухина, велено в Галицком уезде в вотчине его в селе Никольском Белышево тож новопостроенную церковь Пресвятой Богородицы Казанския освятить того ж села попу Григорью Назарову». Но уже в конце века село Белышево с деревнями перешло во владение тайного советника и кавалера Петра Андреевича Толстого.

В 20-е годы XVIII века хозяином Белышевского имения становится князь Иван Васильевич Одоевский. По генеральному межеванию земель в 70-80-е годы в его имение, кроме села Белышево, входило село Вознесенское и 18 деревень: Швечиха, Каменка, Исаиха, Копылиха, Вязова, Березовка, Рожково, Денисиха, Мокруша, Таруниха, Токариха, Куличиха, Козлиха, Бажениха, Михчиха, Урюпино, Чудиха и Юриха. В них числилось 513 крестьянских дворов, где проживало крепостных 932 мужчины и 1043 женщины [2].

В 30-е годы XIX века Белышевское имение переходит во владение князей Мещерских. Перед отменой крепостного права по ревизии 1858 года им принадлежало 494 крестьянских двора при 1724 ревизских душах. А в конце 60-х годов XIX века, уже после отмены крепостного права, имение покупает вятский купец Иван Лукьянович Бердников.

Варнавинский уезд Костромской губернии относился к числу лесных уездов. Преобладающие промысловые занятия крестьянского населения – рубка и сплав леса. Из других отхожих промыслов в Белышевской волости относится шерстобитие и, кончено, сельскохозяйственные работы. Из кустарных промыслов преобладали производство мочальных веревок, производство саней, тележных колес и маслобойное производство. Крестьяне отрабатывали шесть дней в неделю на барских работах, с них собирался оброк в виде денег, дров, холстины, овчины и продуктов питания. Каждая деревня славилась каким-нибудь ремеслом. В частности, Варганиха и Бажениха известны были своей глиняной посудой – на базаре в Ветлуге всегда пользовались спросом их горшки, крынки, плошки. В Куличихе и Юрихе пекли отличные хлебные изделия (куличи) и мастерски растили огурцы, которые возили на продажу в Шарью, Урень, Ветлугу. Крестьяне каждое лето заготавливали много сена, но оно практически всё уходила на оброк и на продажу – собственных лошадей кормили соломой, и только в рабочие дни добавляли сена и овса. Почти всё, что носил на ногах и во что одевался крестьянин, изготавливалось им самим. Зимой женщины пряли пряжу изо льна и шерсти и ткали ткани, а главы семейства или старики плели лапти на весь год [3].

К первой редакции книги не удалось найти записей ландратских переписей 1710 года, в которых должно было уже быть упоминание о починке Куличиха, основание которого относится к самому началу XVIII века. Документальное подтверждение основания деревни Куличиха, тогда еще Унженского уезда Галицкой провинции Архангелогородской губернии, показано в первой генеральной ревизии 1719 года. Здесь же показано, что заселение деревень сформировалось от «мужеска полу душ которые остались в оной губернии от расположения полков и определены на расположениях полков в Казанскую губернию», а также «коликое число от расположения положенных на тое губернию полков остаточных в Казанскую губернию мужеска полу душ в посыл и чьих по фамилиям поместей и вотчин»1.

Государственные ревизии XVIII века стали продолжением учетной политики Российского государства XVI – XVII столетий, писцовые и переписные книги которой послужили прототипом для ревизских сказок. Первая ревизия проводилась в 1718—1719 годах при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года2 и учитывала крестьянское население «ради расположения полков армейских на крестьян всего государства». Целью ревизий было не только налаживание учета и взимание податей, но и улучшение общего порядка в государстве «…дабы никого шатающихся не было… и старых, дряхлых, ни в какую службу и работу не годных, отдавали в богадельни…»3.

Для производства ревизии были назначены особые переписчики, находившиеся под непосредственным руководством полковых и земских комиссаров. Подготовленные ревизские сказки «подавались» специально назначенному «генералитету и штаб-офицерам», которые проезжали по губерниям и провинциям и занимались «освидетельствованием правдивости сказок и назначали наказания и штрафы за утайку».

В ходе ревизии, законченной в основном к 1724 году, было учтено 5,4 млн. «душ» мужского пола. Подушная перепись закрепила «гулящих людей» за помещиками, на землях которых она их застала, что увеличило количество крепостного населения.

Во времена первой ревизии село Белышево с деревнями перешло тайному советнику и кавалеру Петру Андреевичу Толстому, которому данные владения достались в конце XVI века от боярина Лопухина.

Толстой Петр Андреевич (1645—1729) – русский государственный деятель и дипломат, сподвижник Петра Великого, один из руководителей его секретной службы (Преображенского приказа и Тайной канцелярии), действительный тайный советник и кавалер. Положил начало графской ветви родаТолстых. Его потомками в мужском колене являются писатели Алексей Константинович, Алексей Николаевич и Лев Николаевич Толстые, художник Федор Петрович Толстой и многие другие знаменитые деятели4.

На основании Книги Архангелогородской губернии Галицкой провинции Унженского уезду Воскресенского стана «вотчины тайного действительного советника и кавалера Петра Андреевича села Никольского Белышево тож с 16 деревнями показано 631 душ мужеска полу. В деревне Куличихе по сказке 1719 году дворового числа не показано. По генеральному свидетельству 1723 году крестьянских – 4 двора, бобыльских – 2 двора, а в тех дворах мужеска полу по сказке 1719 году 60 душ»5.




Такой же состав дворов деревни Куличиха подтверждается и дополнительной оценкой 1727 года по проведенной генеральной ревизии 1719 года «алфавит коликое число присланным из Архангелогородской губернии за выключкою остаточным Синодного ведения и помещиковым мужеска полу душам по нижеозначенным именным книгам и в которых селах и деревнях о том следует ниже сего», где «в вотчине действительного советника и кавалера Петра Андреевича Толстого в селе Никольском Белышова тож по переписи и свидетельству крестьянских три, бобыльской один. Итого четыре двора, в них мужеска полу душ кои в подушном окладе. В деревне Куличихе по переписи и свидетельству крестьянских четыре, бобыльских два, итого шесть дворов, в них мужеска полу душ кои в подушном окладе»6.

Для полноты картины о поселениях и составе крестьян в имении П. А. Толстого, покажем таковое количество:

в селе Никольском Белышево тож – 45 душ;

в деревне Токарихе – 82 души;

в деревне Мокруши – 14 душ;

в деревне Куличихе – 60 душ;

в деревне Козлихе – 84 души;

в деревне Баженихе – 56 душ;

в починке Катунине – 27 душ;

в деревне Рогове – 25 душ;

в деревне Чудове – 26 душ;

в деревне Юрихе – 14 душ;

в починке Урюпине – 31 душ;

в деревне Якутине – 32 душ;

в деревне Пирожихе – 15 душ;

в деревне Исаихе – 51 душ;

в деревне Михеихе – 10 душ;

в починке Красноозерске – 13 душ;

Итого в вотчине – 585 душ мужского пола.


Таким образом, имеется документальное представление о жителях деревни Куличиха, состав которой определен к 1-й ревизии в шесть дворов (четыре крестьянских и два бобыльских), в которых в 1723 году всего числилось 60 душ мужского пола. Здесь, и далее в книге, для учета и анализа изменений в крестьянских семьях, они причислены изначально к 17 семействам, обозначенных буквами кириллицы от А до Т, показанным, в том числе, в вышеуказанной ревизии. Ретроспективно, на основе данных последующих ревизий, уже здесь показаны в составе семей женщины, которые не учитывались в первых двух генеральных ревизиях.


1. Первый крестьянский двор состоял из 9 душ мужского пола, в дальнейшем расписанный по трем семьям АБ, и В.


Семья (А) стала основой образованных к ХХ веку в Куличихе семей с родовыми фамилиями Смирновы, Дурневы и Замышляевы, теперь же состояла:

Куприян Константинов – 40 лет,

Куприяна жена имени неизвестного,

сын их Родион – 18 лет,

Куприяна племянник Матвей Родионов – 15 лет.

Семья (Б) к текущему периоду была представлена одним отроком Данилой Дементьевым 14 лет, и не нашла продолжения рода в ХХ веке.


Семья (В) в составе:

Василий Филиппов – 30 лет,

Василия жена имени неизвестного,

их сыновья Дмитрий – 16 лет,

Алексей – 12 лет,

Иван – 10 лет,

Марко – 5 лет,

является предками двух семейств – Галановы и Лапшины.


2. Второй крестьянский двор состоял из 11 душ мужского пола в составе трех семей Г, Д, Е, и не один из них не оставил потомства к ХХ веку в деревне Куличихе.

Семья (Г)Гаврила Тарханов – 30 лет,Гаврилы жена имени неизвестного,сын их Яков – 5 лет,Ларион Тарханов – 29 лет,Лариона жена имени неизвестного,сын их Федор – 13 лет.Семья (Д)Федот Иванов – 60 лет,сын Василий – 15 лет,умершего сына Ермила Федотоважена имени неизвестного,сын их Севастьян – 5 лет,Кирилл Иванов – 20 лет,Кирилла жена Анна Прокофьева – 26 лет,сын их Артемий – 4 лет.

Семья (Е)

Иван Федоров – 42 лет,

Ивана жена имени неизвестного,

сын их Василий – 14 лет.


3. Третий крестьянский двор состоял из 10 душ мужского пола в составе двух семей ЖИ.


Семья (Ж), как и прежние три семьи, не представлена в будущем, но в XVIII веке это были:

Максим Тимофеев – 60 лет,

Федор Тимофеев – 45 лет,

Федора жена имени неизвестного,

их умершего сына Тимофея Иванова

жена имени неизвестного,

сын их Иван Тимофеев – 18 лет,

Ивана жена имени неизвестного,

сын их Григорий – 4 лет,

Максима племянник Тит Иванов – 19 лет,

Тита жена имени неизвестного,

сын их Аврам – 4 лет,


Семья (И) в ХХ веке представлена фамилией Щепиновы.

Никон Аристов – 20 лет,

Никона жена имени неизвестного,

сыновья их Гаврила – 4 лет,

Кирилл – 1 года,

Егора Аристов – 18 лет.


4. Четвертый крестьянский двор состоял из 11 душ мужского пола и был представлен семьями К, Л и М, при этом ни одна не оставила потомства в деревне.

Семья (К)Иван Игнатьев – 65 лет,сын его Карп Иванов – 20 лет,Карпа жена имени неизвестного,сыновья их Родион – 4 лет,Агапит – 2 лет,умершего Тархана Ивановажена имени неизвестного,дети их Варнава – 12 лет,Акулина – 5 лет,Иван – 5 лет,Трефил – 4 лет,Ульян – 3 лет.

В семье (Л) в 1-ю ревизию числился только Ларион Андреев 35 лет, о котором в более поздних документах больше не упоминается.

На страницу:
1 из 7