bannerbanner
РодослАвная книга семей Финк, Боталовых, Петровых
РодослАвная книга семей Финк, Боталовых, Петровых

Полная версия

РодослАвная книга семей Финк, Боталовых, Петровых

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

А как обстоят дела с сохранением обычаев коми-пермяков? Некоторые передаются из поколения в поколение, но и они тоже видоизменяются. Специалисты говорят, что из песенных традиций осталось всего около 15 песен на коми-пермяцком языке. Я размещу текст одной из них с переводом на русский. И если в моем детстве предметы интерьера, являвшиеся отголосками древности, были во многих домах, то сейчас, в 2024 году их уже нет – дома заброшены и разрушены. Но как дань моде на все старинное, по деревням ездят и скупают за гроши оставшиеся ещё в сундуках и комодах реликвии не только ценители и носители культуры, но и дельцы от бизнеса.

Социально-культурная проблема утери идентичности коми-пермяков сегодня особенно обострилась, катастрофически снижается численность. В 1980 г.г. я видела данные по численности коми-пермяков, это была цифра 150 тысяч. Нашла данные на сегодня: с 2010 по 2021 годы численность этноса сократилась с 95 до 55 тысяч человек, многие жители ассимилировались и перестали идентифицировать себя как представители коренного малочисленного народа.

Так все-таки, коми-пермяки кто: малая забытая народность фактически без прошлого, или берущие корни в глубокой древности? То самое древнее родство, которое даёт повод чтить свою историю, происхождение и гордиться наличием письменности. Скажу, что повод у коми-пермяков, а значит, и у меня – есть. Доказательства я нашла в книге писателя и краеведа Конина Геннадия Константиновича, в которой он собрал данные о результатах археологических раскопок на территории Коми-Пермяцкого автономного округа (КПАО до 01.12 2005 г.) Конин сам уроженец Коми округа. Я только вкратце перескажу содержание книги.

Самые древние стоянки людей, причисленные к эпохе мезолита, исторического периода в археологии в послеледниковый период, были обнаружены археологами как раз таки на территории бывшей Ошибской волости, в тех местах, где проживали семьи Боталовых и Петровых. Узнавая это только сейчас, осознаю, что мое детство прошло в столь древних местах проживания людей, пока ещё не идентифицированных как коми-пермяки.

В эти места, и по всей теперешней территории КПАО, стали приникать с юга Прикамья и Зауралья угорские племена. В IX–V вв. пришлые племена и местные жители жили рядом, затем произошло смешение племен. Северные лесные племена были язычниками и поклонялись Солнцу, как божеству. Это уже отличный признак того, что предки коми-пермяков не были во тьме и веровали в Свет, как своего Бога.

Культурные эпохи именованы по названию населенных пунктов, близ которых были найдены предметы быта и украшения древних наших предков. Родановская культура (Родановское городище – место раскопок) IX–XV вв. стала прообразом культуры предков коми-пермяцкого народа. Памятники этой культуры распространены на той же территории, что и памятники северного варианта – ломановской культуры и ГЕНЕТИЧЕСКИ связаны с ними. В IX веке заканчивается процесс ассимиляции, то есть поглощения местными коми-пермяцкими племенами пришлого угорского населения. Формируется коми-пермяцкая народность, складываются её этнографические особенности: тип жилища, костюмы и орнамент на них, обряды погребения и основные направления хозяйственной деятельности.

Меняется уклад жизни: на смену родовой организации приходит сельская община. Возникает феодализм – имущественное расслоение. Отсюда берёт начало Пермь Великая. Начинается проникновение русских в Прикамье. В 1463 году коми-пермяцкие князья принимают христианство. И начинается притеснение «аборигенов», то есть коми-пермяков, более большим и сильным народом.

Коми-пермяцкая мифология

Идея актуализировать мифологию и культуру народа возникла для того, чтобы привлечь внимание к своеобразию национальной картины мира коми-пермяков. Мифов, преданий и легенд множество – это отдельная большая тема, исследованная достаточно глубоко учёными. Есть даже такой термин – «коми-пермяцкая демонология». Я лишь упомяну главных мифических персонажей, имена которых широко известны: Утка – прародительница, носившая в себе яйца жизнерождения; Ен – демиург, Верховное Божество коми, добро, правда, день; Омоль – зло, неправда, ночь; чуди – карликовый народец древних времен; Шондi – Солнце; Зарни Инь (Золотая женщина), другое ее имя Зарань (Заря) – дочь Солнца; Пера-богатырь – главный герой преданий и сказок коми-пермяков, говорят, что его мать сама Парма (тайга); Кудым – Ош – богатырь коми-пермяцких преданий, ош (медведь) – жрец, наделенный сверхъестественными способностями.

Вселяет надежду и радует, что существующий в столице Коми округа Кудымкаре национально-драматический театр, открывший в сентябре 2024 года свой 94-й сезон, будет по-прежнему ставить спектакли на коми-пермяцком языке. Театр любят не только жители округа, сюда на спектакли приезжают зрители из соседних районов. А ещё в нём проводятся фестивали провинциальных национальных театров.


Обещанная мной песня из коми-пермяцкого фольклора: «Ен дзодзоггез» («Божьи гуси») с. Большая Коча, Кочевский район.

Ен дзодзоггез, чочком юссез,

Ой, саридз сайö лэбзьöны.

Ен дзодзоггез, чочком юссез,

Ой, саридз сайö пуксьöны.

Вижгö тöв – пу пöлiньтö да,

Ой, кöдзыт зэрöн кисьтö.

Ен дзодзоггез, чочком юссез,

Ой, кытчö тiйö мунатö?

Ен дзодзоггез, чочком юссез,

Ой, кытчö тiйö лэбзятö?

Ен дзодзоггез, чочком юссез,

Ой, кытчö тiйö пуксятö?

Вижгö тöв – пу пöлiньтö да,

Ой, кöдзыт зэрöн кисьтö.

Ен дзодзоггез, чочком юссез,

Ой, шуöны тай: го-го-го.

Ен дзодзоггез, чочком юссез,

Ой, синвананыс горзöны.


Божьи гуси, белы лебеди,

Ой, за море летят.

Божьи гуси, белы лебеди,

Ой, за морем садятся.

Ветер дует – дерево клонит, да,

Ой, холодным дождём поливает.

Божьи гуси, белы лебеди,

Ой, да куда же вы путь держите?

Божьи гуси, белы лебеди,

Ой, да куда же вы летите?

Божьи гуси, белы лебеди,

Ой, да куда же вы сядете?

Ветер дует – дерево клонит, да,

Ой, холодным дождём поливает.

Божьи гуси, белы лебеди,

Ой, кричат: го-го-го.

Божьи гуси, белы лебеди,

Ой, слёзно плачут

Глава 4

История рода Боталовых:1940–1950 г.г.

Когда в России были легкие годы, без переворотов и катаклизмов? Когда людям давали жить свободно, без напряжения всех сил? С начала 20 века в России потрясения за потрясениями: 20-е, 30-е, 40-е годы. О 30-х годах рассказать уже некому. О 40-х я сейчас расспрашиваю маму. Слышала и раньше от бабушки, ее сестер, других современников тех лет, но не записывала. Принимаю всё, как есть, принимаю каждого члена моего Рода, каким бы он (она) не были и какие бы поступки не совершали.

В семье моих прародителей Игната и Евгении рождалось 14 детей, 5 из них умерли в детстве, а 9 человек остались жить. К началу 1940-х годов все 9 были живы: 3 сына и 6 дочерей.

Записываю со слов моей мамы, Лидии Ивановны Финк (Боталовой) и по памяти из рассказов бабушки Февроньи Игнатьевны Боталовой.

Бабушка Февронья, родившаяся 21 июня 1918 года, работала к началу 1940 года колхозным конюхом. Летом возила фляги с молоком на маслозавод села Ошиб, с погрузкой ей помогал жених Иван. Тогда люди работали без денежной оплаты, за трудодни. Согласно отработанных трудодней им выдавали натуральную продукцию в виде зерна или муки. Чтобы прокормиться, у семьи должно было быть личное подворье, но и с него люди должны были отдавать государству часть продуктов в виде налогов. В январе 1941 года Февронья и Иван, мои бабушка и дед, стали жить вместе, планируя регистрацию брака и небольшую свадебку по осени, после сбора урожая. Как вместе жить? Февронья по-прежнему больше жила в доме родителей, лишь иногда оставаясь у своего жениха. Большие заблуждения есть по поводу того, что тогда мол, люди, живущие большими семьями, дружно жили, во всём поддерживая друг друга. И надо же, современные нравы не те, все хотят жить раздельно. Разуверю вас, читатели, нравы были все те же: невестку Февронью невзлюбила свекровь и две свояченицы из четырёх. Одна дочь из семьи была замужем в другой деревне, оставались три в родительском доме. Думаю, что потому бабушка и не жила с ними. Бедно жили, не каждому поставишь избу, приходилось ютиться всем вместе.

Бабушка сразу забеременела, да не суждено было сбыться их планам на совместную жизнь – 22 июня 1941 началась великая Отечественная война. Иван в возрасте 25 лет был призван в действующую армию, и уже в августе пришла «похоронка», объявлявшая его без вести пропавшим на Ленинградском фронте. От него приходило одно письмо в виде треугольника, в котором он писал: «Завтра идем врукопашную. Оружия у нас нет».

О том, что у него родится дочь 26 сентября того же года, Иван так и не узнает. Февронья осталась вдовой, да еще с новорожденной дочерью. Она боялась даже сесть за общий стол в родительском доме жениха, хотя несостоявшийся свекор и одна из своячениц к ней хорошо относились. И что же? Вдова, не успевшая стать законной женой, переселилась обратно в дом своих родителей. Доказывать отцовство Ивана ей пришлось уже после войны, чтобы оформить пособие на дочь Лидию.

Мужчин поголовно забрали на фронт, остались старики и подростки, в том числе Игнат – мой прадед. Бабушка рассказывала, что они возили грузы телегами, зимой санями на лошадях до железнодорожной станции Менделеево, а до неё 140 км. В морозы особенно тяжело: не было теплой одежды, нижнего белья, горячей еды. Вы можете представить, что на лошадях нужно преодолеть такое расстояние голодными и холодными. И им, девушкам и женщинам, чья молодость пришлась на военные годы, пришлось стать мужеподобными. Подводы они возили без охраны, рассчитывая только на себя. Работать в поле тоже пришлось женщинам: бабушку послали на обучение тракторному делу и она, не видя свою маленькую дочь, работала по распределению в селе Ёгва за 27 км. Растили дочь Лиду отец Игнат и мать Евгения.

Так и прошли тяжелейшие военные годы. Сколько было выплакано слез о своей несчастной женской доле, от того, что пришлось стать самим мужиками в юбках. Маме было почти 5 лет и она помнит как пришло известие о Победе:» Все радовались, а мама плакала горькими слезами и говорила, что не пришлось пожить семейной жизнью, ее мужчину забрала война».

Вернулся в деревню Сизёва с фронта один мужчина, да и то без одной ноги! Люди порадовались недолго, все понимали, что будет трудно, что будет выживание. Почему-то многие истории о советских людях времён великой Отечественной заканчиваются на дне Победы: ликование, ура, мы победили. А что после него? А после него начались репрессии, началась невыносимая работа по восстановлению хозяйства страны. И людям точно спуску не давали, не было никакой лёгкости.

На фронт сыновей Игната и Евгении не забирали. Почему? Николай (1902 г.р.) на начало войны сидел в тюрьме в Архангельской области. За что? Будучи бригадиром в Сизёве, он отдал кому-то из бригады полмешка зерна, и его сдали властям стукачи. Тогда действовал закон, прозванный в народе «закон пяти колосков». За малейшую провинность, если ты даже взял горсть зерна с поля, вешали ярлык расхитителя соц. собственности и наказывали вплоть до расстрела. Николаю повезло, что его посадили в тюрьму, а не расстреляли. Забирать его из тюрьмы, больного и истощённого, поехала сестра Февронья в годы войны. Я помню ее рассказ, и мама подтвердила, как она тащила брата на себе, а Николай просил бросить его и не мучиться. Но бабушка тащила, за ними увязались беглые, надо было еще от них убегать. На пароходе, на поезде, пешком, на лошадях, волоком, но она довезла его до Кудымкара – это были уже родные земли. Оставила, чтобы его довезли до Сизёва на подводах, а сама в изнеможении пошла ещё 40 км до деревни. Спасла старшего брата, а он потом помогал ей всю свою жизнь.

Михаила(1921/22 г.г.) почему не забрали исполнять военную повинность? Ответа нет, мама тоже ничего не может сказать.

Алексей(1923 г.р.) тоже не был на фронте. Отслужил в армии 1946/50 г.г.

Где были взрослые дети Игната и Евгении на момент окончания Отечественной войны?

Четверо дочерей: Анна, Елизавета, Клавдия, Акулина были замужем и жили своим хозяйством. Я не могу написать ничего об их мужьях, как они остались жить, пройдя войну. Варвара(1923 г.р.) и Февронья(1918 г.р.) с дочерью Лидой жили в родительском доме. Варвара ещё не была замужем, а Февронья осталась вдовой.

Николай и Михаил были женаты и жили своими домами тоже в Сизёве. Алексей – самый младший из детей, жил в родительском доме.

Дом хоть и родительский, да Алексей возомнил себя хозяином, устроил в нем домашний террор: агрессивно вел себя по отношению к двум старшим сестрам, Февронье и Варваре, и к отцу Игнату. Сейчас говорят и обсуждают, что дети стали далеки от родителей, не чтят их, а вот раньше-то было! И раньше было по-всякому. Алексею не нравилось, что сёстры в родительском доме живут, а одна из сестер и вовсе с малым ребёнком. Да еще он женился и привел жену туда же, в родительский дом. Спасло домочадцев только то, что Алексея призвали в армию на 4 года, с 1946 по 1950 г.г. Вот тогда пожили.

Жизнь берет свое и дети рождаются в самые неподходящие, казалось бы, для этого времена. Бабушка Февронья рассказывала мне, что после одной только ночи, проведенной с мужчиной прямо в поле во время посевной, она забеременела. В феврале 1947 года рождается ее вторая дочь Галина. Василий хотел жениться на Февронье, да только ее мать Евгения запретила: «Для тебя будет муж, а для твоей первой дочери от Ивана отчим. И что еёеожидает?»

Так бабушка осталась в родительском доме и больше не выходила замуж. Но впоследствии ненароком нет-нет и промелькивали вроде как слова упрека уже взрослой дочери Лиде, что из-за нее тогда не вышла замуж. Все та же работа для выживания. С детьми ей помогали по-прежнему родители. И в том же доме жена Алексея с новорожденной дочерью.

Прабабушка Евгения умерла в декабре 1949 года. В следующем году вернулся из армии Алексей и стало совсем плохо. В небольшом доме шестеро взрослых и трое детей. Все спали на полу, причем Февронья с двумя детьми 9 и 3 года спали на самом холодном месте, возле порога, они даже толком согреться не могли в течении дня. И боялись Алексея. Главной едой была картошка, хлеб, молоко, квашеная капуста. От такой голодной «диеты» моя мать Лидия так и осталась доходягой на всю жизнь, с весом в 50 кг. Всё-таки качество еды – это основное значение для роста ребёнка. Многие тогда не доедали.

Однажды Алексей и вовсе потерял рассудок, набросился на отца и стал накидывать на его шею веревку, чтобы задушить. В это мгновение зашел старший сын Николай и спас отца, избив Алексея. Стало ясно, что теперь оставаться под одной крышей нельзя и Николай договорился об устройстве отца и сестры с ее детьми на постой к бывшей своей жене Маланье. Там тоже в тесноте, но семья получила относительное спокойствие. Перешли на квартирование зимой 1950 года.


Игнат в возрасте 67 лет, в 1950 году, пошел на подработку ночным сторожем и истопником на зиму в избу для отдыха лесозаготовителей. Был в тепле и леспромхоз рассчитывался деньгами. Государственной пенсии не было, но было так, что сыновья обязаны были содержать престарелых родителей хотя бы по малости. И потому от троих сыновей Игнат получал немного зерна, его перемалывали в муку – вот еще еда. Сторожем прадед работал 3 года, до 1953. Квартировали тоже 3 года. Осенью 1953 какими-то невероятными путями прадед купил готовый домик, который перевезли из деревни Сюзь-Позъя. Мама не помнит, на какие средства покупался домик. Это даже не было жилым домом, сруб от хозяйственной постройки. Деревенские мужики помогли ему поставить домик: маленький, с одним окошком, но уже отдельный. Второе окно прадед прорубил впоследствии.


В 70 лет он обрел другой свой дом, но не только для себя, с ним были дочь Февронья с двумя детьми. Маме моей было 12 лет. В конце жизни он сетовал на то, что надо было всё-таки создать ещё пару и жить с ней. Да и женщина была подходящая, Наста, дом которой был по соседству. Мама вспоминает, что Наста была хорошей, доброй женщиной, часто приходила к ним. Напомню, что Игнат вдовствовал 21 год и вся его жизнь заключилась в помощи дочери Февронье в воспитании и становлении двух её дочерей. Зиму перезимовали: было холодно, единственное окошко промерзало напрочь, спасала буржуйка, которую надо было топить почти круглосуточно. Да русская печь с лежанкой, но, видимо, печь не сильно помогала. Игнат улучшал дом год за годом. Вот такой, насколько можно улучшенный, я и запомнила его с детства.


К домику пристроили теплый коровник, а вскоре Февронье выдали дойную корову от колхоза за доблестный труд. В хозяйстве появилась кормилица, рацион питания семьи стал более питательный, впоследствии появились поросята, куры, утки и даже гуси – было что на стол поставить. Может и немного, все-таки приходилось сдавать государству в виде налогов.


Мама ходила в начальную школу за 4 км в деревню Патруково, в лаптях, кое-как одетая, с холщовой сумкой на боку. Детей тогда было много, и вот так гурьбой они и ходили в школу. С 5-го по 7-й класс мама перешла в Ошибскую 7-и летнюю школу и пришлось ходить за 9 км и обратно 9. Тогда уже для леспромхозовских детей были интернаты, в которых они жили, в субботу их везли по домам. Но для деревенских детей интернат почему-то не был предусмотрен. Собирались человек по 50, шли след в след, особенно в пургу. Старшие и более сильные парни прокладывали дорогу, а остальные шли за ними. Жизнь совсем не детская, на пределе человеческих возможностей: каждый день, кроме воскресенья, в 6 утра идти 9 км в школу, отучиться и обратно 9 км, прийти поздно вечером, а там уже спать. Назавтра подняться и выйти из дома в 6 часов. И так несколько лет, только чтобы учиться. Не все заканчивали даже 7-летку, были семьи, у которых не было возможности обучить детей, не на что купить одежду. Учебу оставляли, в особенности парни, и шли работать на тяжёлую физическую работу. Благо, что начальную школу заканчивали все. Это мое оценочное суждение, сравниваю со своими школьными годами, когда ещё дети хотели учиться. И сравнивать с теперешним временем, когда детей оградили от всех забот и превратностей жизни, у них всё есть, а они не хотят учиться.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2