bannerbanner
Мои жизненные причалы. Очаровательные очерки о такой же семье
Мои жизненные причалы. Очаровательные очерки о такой же семье

Полная версия

Мои жизненные причалы. Очаровательные очерки о такой же семье

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

• А когда я что-то разбивала, нечаянно уронив на пол, то отец говорил: «Бей, доченька, посуду! Ещё купим!» И вместо расстройства я снова улыбалась.

• Перед любым моим экзаменом, зачётом или контрольной, папа неизменно напоминал мне: «Доченька, не забудь взять с собой все шпаргалки!» Позже, когда я уже выходила из дома, он кричал мне вдогонку: «Аля, все шпоры взяла? А то я подвезу! В каком ты кабинете экзамен сдавать (контрольную писать) будешь?» И я выходила из дома с улыбкой на лице.

• Иногда, перед моим выходом из дома на очередной экзамен или зачёт, в самую последнюю минуту, когда я уже застёгивала пальто и обувалась, отец тянулся к своей одежде и говорил: «Пожалуй, доченька, я с тобой на экзамен пойду. А то я так волнуюсь!» И он начинал демонстративно обматывать свою шею шарфом. Я отзывалась: «А что ты там делать будешь?» Отец обычно наигранно изумлённо, а от этого очень забавно отвечал: «То есть как это что, доченька?! Ну, во-первых, я экзаменационные листочки могу ребятам раздавать. Потом буду карандаши подтачивать и стёрки ученикам приносить. А ещё я могу с доски вытирать. И вообще, я вполне могу быть ассистентом экзаменатора. Я же старший лейтенант запаса, доченька! И к тому же ленинградец!» И он начинал натягивать на руки перчатки. Я смеялась и выходила из квартиры. А отец на прощанье кричал мне: «Ни пушка, ни пёрышка!» Это было «Ни пуха, ни пера!» в его исполнении. И дальше: «Ни гуся, ни колышка!» «Гусь» – это двойка, а «колышек» – единица или кол, т. е. самые плохие школьные отметки. И я уходила на экзамен. Вдогонку мне неслась ещё одна хорошо мне известная реплика отца: «Доченька, если не будешь знать ответа, в крайнем случае, скажешь экзаменаторам, что у тебя папа – ленинградец!»

• А ещё у нас был любимый тост. Этот тост отец неизменно произносил за праздничным столом, когда мы собирались вместе с компанией моих родителей отмечать очередной праздник. Вот этот тост: «Друзья мои! Прекрасен наш союз! Так выпьем же за наш Советский Союз!» Все мы тогда жили в Советском Союзе и отмечали разные советские праздники: Первомай, 7 ноября, День Победы и др. Впрочем, любимый тост, с намёком на пушкинские строки, всегда звучал в компании моих родителей и на Новый год, и на 8 Марта и на чей-то день рождения.

• Отец любил переиначивать одну и ту же фразеологическую единицу речи на свой манер. В разных жизненных ситуациях один и тот же фразеологизм у него звучал по-разному. Например, когда мы садились все вместе пить чай с пряниками, отец говорил: «Будет и на нашей улице пряник!» Если чаепитие проходило с тортом, то идиома звучала так: «Будет и на нашей улице тортик!» А когда мы собирались на субботник, отец провозглашал: «Будет и на нашей улице субботник!»

• Кто такой японский городовой? Когда у отца что-то ломалось, разбивалось и вообще что-то не ладилось и не получалось, он говорил в сердцах: «Й-ААА-понский городовой!!!» Не японский, а именно так: Й-ААА-понский, разделяя первые две буквы и растягивая «А». Не знаю, причём здесь страна восходящего солнца, но городовой из той далёкой страны присутствовал в моём детстве. Так папа ругался. А я слыша это в очередной раз, размышляла, и что это за городовой такой?!

«Юмор остаётся с человеком! Юмор – верный друг твой навсегда!»

Отец обожал изменять известные поэтические строки, а также популярные песни и романсы. Эти его вариации на темы хорошо известных строк произносились в определённых жизненных ситуациях. Приведу примеры:

• Когда отец не мог вспомнить что-то важное, он говорил: «Я помню чудное мгновенье, …или не помню ничего!» Когда же он вдруг что-то вспоминал, те же строки звучали так: «Я помню чудное мгновенье. Вот это память у меня!»

• Перед семейным обедом или ужином отец напевал: «Отвори поскорее калитку. И лапши к ней скорей отвари!»

• Во время своего рассказа о каком-нибудь родственнике, знакомом или начальнике с жёстким характером, отец иногда говорил: «Сан Саныч – самых честных правил, ну а нечестных – под расстрел!!» В начале строк стояло имя человека, о котором шла речь.

• Когда он не выдержал и вмешался куда-то, куда можно было бы и не вмешиваться, то слова отца звучали так: «Не вынесла душа поэта, но ничего и не внесла!»

• В разных жизненных ситуациях, когда что-то не сложилось, не заладилось, не получилось, отец пел бодрым голосом: «Я люблю тебя, жизнь! Так и ты уж люби меня тоже!»

• В магазине или на рынке при размышлении над ценой товара, из уст отца звучали такие строки: «Скажи-ка, дядя, ведь не даром, но и не дорого совсем!» Вариант: «не дёшево» вместо слова «не дорого».

• Отдыхая на волжском пляже, отец неизменно восклицал: «Пусть всегда будет Волга! Пусть всегда будет пляж!»

• Во время осенней слякотной и ненастной погоды отец говорил: «Отговорила роща золотая меня в леса по осени ходить».

• Когда отца кто-то осаждал в его благородном порыве сделать что-то, он восклицал: «Души прекрасные порывы, но совсем не задуши!»

• Проверяя, работает ли отопление в доме, отец напевал: «Отчего, отчего, отчего мне так тепло? От того, что я стою у батареи!»

• Когда он ходил по дому, напевая что-то, то обычно его песнопения заканчивались так: «Отчего, отчего, отчего душа поёт? От того, что изучала пение в школе!»

• Перед самым выходом на пенсию, у отца с его друзьями примерно такого же возраста как и он, появилась новая любимая песня. Вот её припев:

«Ночью звезды вдаль плывут по синим рекам.Утром звёзды гаснут без следа.Только ПЕНСИЯ остаётся с человеком.Пенсия – верный друг твой навсегда!Через годы, через расстояния,На любой планете, в стороне любойПенсия не скажет «До свидания!»Пенсия не расстанется с тобой!»

Уж не знаю, сам ли он всё это сочинил, или где-то услышал. Наверное, и то, и другое. Да это и не важно. Важно, как человек воспринимает жизнь. Именно от этого зависит вся его жизнь и жизнь его родных и близких, особенно, детей.


Про сборы в поездку, про пуск космической ракеты и про то, что мы – космонавты в космосе жизни

Ещё одна шутливая манера отца запомнилась мне на всю жизнь. Обычно, когда вся семья или несколько её членов, собираются куда-либо, то взрослые нервничают, и дети невольно начинают нервничать тоже, им передаются эмоции родителей. В семейном доме чувствуется нервозность и напряжённость. Взрослые часто начинают тормошить и торопить детей, без конца раздавая им инструкции и приказы, что-то напоминая и объясняя, чтобы те были готовы ко времени, и чтобы всё семья никуда не опоздала.

Мой отец умудрялся в суматоху семейных сборов вносить долю юмора. В день отъезда с самого утра отец говорит: «Товарищи космонавты, внимание! Сегодня отрабатываем циклограмму запуска космической ракеты. Готовы?»

Мы отвечаем: «Всегда готовы!» А я спрашиваю: «А что такое циклограмма пуска?» Отец наигранно удивлённо отвечает: «Как?! Доченька!!! Ты не знаешь, что такое циклограмма пуска?! Какой стыд! Ты живёшь в космической державе и не знаешь, что такое циклограмма пуска???!!!»

Я уже улыбаюсь: «Не знаю!» На самом деле я знаю этот диалог наизусть. И я уже давно выучила, что такое циклограмма пуска. Но этот хорошо знакомый диалог звучит каждый раз, когда мы собираемся в поездку. И я каждый раз улыбаюсь.

Отец продолжает: «Циклограмма пуска – это точное расписание команд, которые исполняются людьми на космодроме при запуске космической ракеты».

Я спрашиваю: «Пап, почему ты всё время про космос говоришь?»

Он отвечает: «Потому что мы, доченька, космонавты в космосе жизни».

И мы, космонавты (ну, или почти космонавты), в хорошем настроении продолжаем собираться. Ведь сегодня – день отъезда. Мы едем на море!

Когда до выхода из дома остаётся часа два, отец торжественно объявляет, приложив ладони ко рту рупором: «Внимание! Готовность номер три!» И всё. Больше никаких инструкций и замечаний. А дальше уже тише говорит: «Пойду и сам собираться. Как бы чего не забыть!»

Мы спокойно продолжаем собираться. Когда до выхода из дома остаётся минут 40–50, по квартире звучит следующая папина команда: «Внимание! Объявляется готовность номер два!» За 10–15 минут до выхода в нашем доме раздаётся: «Внимание всем постам! Центр управления полётом объявляет готовность номер один!»

Мы с чемоданами усаживаемся на диван. Надо же присесть на дорожку. Сидим несколько мгновений в полной тишине. А потом отец командует, делая выразительные паузы после каждой команды: «Начинаем обратный отсчёт! Протяжка! Ключ на дренаж! Продувка! Ключ на старт! Пуск!!!» Мы поднимаемся с дивана. Когда за нами захлопывается дверь, папа, изображая Гагарина, провозглашает: «Поехали!!!» Мы все улыбаемся и отправляемся в путь.

В некоторых ситуациях, ещё до произнесения отцом его повторяющейся шутки, я уже точно знала, каков будет её текст. Но, удивительное дело, шутки эти почему-то никогда не надоедали. И мы, после того, как хорошо знакомый текст давно известной всем нам шутки прозвучал, снова и снова смеялись или просто обменивались улыбками.



Это были шутки моего детства. Это были шутки Внутрисемейного назначения. Шутки внутреннего значения для моей семьи. Шутки моего детства продолжают жить долго и счастливо со мной в моей взрослой жизни и в моей теперешней семье.

Зачем дёргать детей бесконечными: «Собирайся! Ты всё сложил?!» Всё равно дети что-нибудь оставят и сделают не так, как этого бы хотелось нам, взрослым. Так стоит ли портить настроение им и себе?! Ведь можно всё организовать совсем по-другому. Как? Шутите до готовности, уважаемые взрослые! До готовности номер три, два и один ваших детей. И будьте терпеливы. Ждите до готовности! А юмор в этом сложном родительском деле – ваш верный помощник!

Просто призыв: Уважаемые родители! Имейте в виду, что ваши шутки продолжают жить в ваших детях. Поэтому – Шутите красиво!

Толковательный словарь для толковых родителей

Шутки внутреннего назначения – универсальное и эффективное средство решения возникающих внутрисемейных конфликтов и споров мирным путём, а также действенный инструмент создания в доме хорошей, доброй, здоровой среды обитания взрослых и детей.

Про скрытые родительские сообщения, поездку в Саратов и многое другое

Начало июля. Я, студентка университета, собиралась в пятидневную поездку в г. Саратов. Поездка от университета. Мы, группа студентов, во главе с преподавателем едем на студенческую научную конференцию.

Сборы и волнения. Дома кутерьма с укладыванием вещей и подготовкой к отъезду. Мой отец как всегда сдержан и дипломатичен. Он ни во что не вмешивается и никаких указаний мне не даёт. Изредка он появляется в дверях моей комнаты со своими очередными шутками.

В первый раз он приходит ко мне с пустыми руками и говорит: «Доченька, а ты изучила информацию о городе Саратове? Пойду, посмотрю энциклопедию. Знаю, тебе некогда».

Следующий раз отец появляется с энциклопедией в руках: «Доченька, ты повторила основные сведения о городе Саратове? Я тут вычитал, что Саратов – это чудесный российский город, который расположен на берегу красавицы Волги. Население Саратова составляет …» Но, не успев дослушать отца до конца, я уже смеюсь.

«Посерьёзней, пожалуйста, доченька! Надо серьёзно и ответственно подходить к подготовке к такой важной поездке!» Говорит он это как всегда с уморительной интонацией и удаляется из моей комнаты с самым серьёзным видом.

Немного позже папа снова подходит ко мне, теперь с надувным детским кругом, где-то завалявшимся в кладовке. Он опять с самым серьёзным видом говорит: «Доченька, не забудь, славный российский город Саратов расположен на берегу великой русской реки Волги. Поэтому, Аля, тебе в поездке понадобится надувной круг. Ты же будешь купаться в Волге?!» Отец оставляет принесённый им круг в моей комнате и удаляется.

Через некоторое время он снова возвращается. На сей раз в его руках … надувной матрац. Он говорит: «Доченька, не забудь взять с собой надувной матрац. На нём очень удобно плавать до буйка и обратно. Волжский город Саратов славится своей красивой набережной. Поэтому, когда ты будешь гулять по ней и ходить на пляж, тебе понадобится надувной матрац». Я снова улыбалась, а он уходит, не желая мешать моим сборам.

Позже отец вновь возникает в дверях моей комнаты с резиновой грушей в руках, где-то выкопанной им в кладовке. Это – насос для накачивания воздухом разного рода надувных плавающих средств. Этот мягкий, резиновый насос позволяет накачать воздухом большой надувной матрац, не поднося его ко рту и не дуя в него изо всех сил. Такую грушу-насос кладёшь на пол, рядом с надувным матрацем, соединяя два эти предмета гибким резиновым шлангом, и давишь на грушу ногой.

Я уже смеюсь в полный голос при виде резиновой груши, а отец говорит: «Доченька, не забудь упаковать в свой багаж эту грушу для надувательства различных предметов. А иначе как же ты будешь надувать матрац и круг?!»

Он делает вид, что уходит, но на минутку задерживается: «Да, Аля, совсем забыл тебе сказать, что волжский город Саратов славится великолепным мостом через Волгу. Этот мост соединяет Саратов не только с противоположным берегом великой русской реки, кстати, доченька, самой большой реки Европы, но и с небольшим городком Энгельсом, расположенным там. Доченька, по мосту ходи осторожно!» Отец уходит.

Я пью чай и перекусываю на кухне перед дорогой. Отец заходит на кухню с магнитофоном в руках и обращается ко мне забавно – заботливо: «Доченька, Саратов также славится своей консерваторией, не забудь взять с собой магнитофон. Будешь там ходить в консерваторию и записывать симфонические концерты. И запомни, доченька, Саратовская консерватория – одна из лучших в нашей стране». Дождавшись моего смеха, отец покидает кухню.

Я продолжаю пить чай, а из гостиной доносится голос отца: «А ещё, доченька, город Саратов известен своим чудесным драматическим театром. Тебе надо будет его посетить». Я снова улыбаюсь, прихлёбывая чай.

Я выхожу из дома. Родители, стоя в дверях квартиры, меня провожают. Отец кричит мне вслед: «Доченька, надувной круг и матрац забыла взять! Какой у тебя номер поезда? Мы с мамой на вокзал прямо к поезду круг с матрацем подвезём. И помни, доченька, что Саратов – это старый российский город, о котором упоминает Грибоедов в своей бессмертной комедии «Горе от ума».

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4