
Полная версия
Дорога 2
«Что там у нас сзади?»
Неизвестные рыбаки отнюдь не струсили, а повернули в нашу сторону. Над судёнышком взвился дым, учан оказался моторным. В нас снова палили с берега, но все мимо. Радей хладнокровно сделал еще два выстрела и фигура в черном, храбро стоящая прямо на урезе воды, свалилась замертво.
– Робята, айда к нам!
Однако, быстро рыбачки добрались до нас. Стоявший впереди на носу светловолосый бородач прихватил наш плот багром, а коренастый молодец помог перелезть на лодью. Мы немедленно свалили свои пожитки на дно учана и перевели дыхание.
– Пересвет, поворачивай к берегу! – заорал громовым голосом бородач.
Я привстал и огляделся. Кроме уже замеченных в лодье было еще трое – здоровый рыжий детина, что стоял на корме у руля и двое совсем молодых пацанов, что смотрели разинув рот на нас. В центре лодьи лежали огромные корзины, полные рыбы. И рыбы как на подбор здоровенной. Отличный улов!
Внезапно меня осыпало щепой, а рядом громогласно заорал бородач:
– Всем на дно! Пересвет, добавь ходу!
Мы уже благополучно развернулись и заметно пошли быстрее, когда раздался спокойный, но не предвещающий ничего хорошего голос Радея:
– Счас я им всыплю. За Домаху, за «Буслай»!
Парень расположился на краю лодьи, её почти не покачивало. Он уперся ногами в борт, а спиной прижимался к надстройке. Раздалось один за другим пять выстрелов. Я зажал уши руками. Так громко молотила рядом самозарядка. Рыбаки с любопытством посматривали то на Радея, то на берег.
– Попал! – радостно закричал кряжистый молодец.
Бородач сноровисто достал из кармана небольшую подзорную трубу и глянул на берег. Я же обомлел, на острове заметно прибавилось конных фигурок.
– Двух степняков сбил молодец. Любо!
Радей выстрелил еще несколько раз, а потом огорченно отставил винтовку в сторону.
– Далеко. Не попаду.
10. В гостях незваных
Учан без промедления скрылся за островом и понемногу сбавил ход. Видимо, скорость влияет на трату топлива. Вряд ли его берут достаточно на борт обычного рыбацкого струга. Мы с Радеем переглянулись и радостно выдохнули. Неужели все закончилось? В струге сидели хоть и незнакомые, но все-таки свои люди. Если про них ведал Радей, значит, они входили в какие-либо отношения между приречными волостями. Жить без договоров и торговли в мире Беловодья было нельзя. Или ты вступал в них, или становился изгоем. А жить хорошо и сыто желают все. Обычное человеческое качество.
– Кто такие, сами расскажете, – передо мной уселся на скамью молодой бородач. – Ну а мы рыбачья ватага с погоста Дробень. Я Лют, кормчим у нас Пересвет, это, – он указал на кряжистого молодца, – Хвалис. Спереди зуйки артельные.
Ну что же, нам сделали предложение, надо достойно ответить.
– Я Олег, это Радей, мы сами с Портюги.
Лют удивленно хмыкнул:
– Далеко же вас занесло, родимые. А как на берегу степном оказались?
Я постарался незаметно сделать внушение взглядом напарнику, чтобы тот помалкивал и в разговор не лез. Не в наших интересах лишнего болтать. Главное сейчас – добраться домой.
– Нашу лодью на днях тати ночные потопили. Мы вдвоем смогли до берега доплыть. Остался ли кто из команды в живых не ведаю. Видели, что лодья горела, и нашли несколько наших мертвыми дальше на берегу.
Рыжий кормчий охнул, а Лют задумался, теребя мягкую бородку.
– Редкое у тебя имя, Олег. Сам откуда такой?
– Варяг я.
Глава ватаги еще больше задумался.
– И что же вы так далеко от торговых путей делали? Знаю, не ответите. Слыхал, что лихие робята в Портюге водятся. Небось искали нечто запретное на берегу степном, потому и попали в беду?
– Зря ты так, – поднял голос в нашу защиту Пересвет. Он нажал какой-то рычаг, двигатель заглох, и мы остановились. Зуйки тут же бросились к мачте, разворачивать парус. И правильно, можно дальше спокойно идти под ветром.
– Ты о чем?
– Друзья портюгские нам. Это же их лодьи бьют татей разбойных. Наше дело помочь оказать.
Лют глянул на Хвалиса:
– Ты также мыслишь, отрок?
– Этот вой, – молодец кивнул в сторону Радея, – при нас трех степняков убил. Они нам точно не враги. Отвезем до погоста. Там пусть старейшины решают.
– Старейшины, – кисло улыбнулся Лют. – Они нарешают. Но деваться некуда. Ловлю закончили справно, так что правь, Пересвет, к берегу. Повезем гостей нечаянных к себе.
Иди под парусом совсем иное, чем на моторе. Слышен лишь плеск воды, хлопанье полотнища и скрип рангоута. Пересвет с интересом ознакомился с нашим оружием, но ничего в руки не просил. Видимо, есть некий кодекс по этому поводу. Он задал мне несколько наводящих вопросов о Портюге. Мне хватило собственных знаний на них ответить. А бородач, услышав знакомые имена и названия, удовлетворенно кивнул. Затем Лют задал неожиданный вопрос:
– А кто сможет за тебя в Портюге поручиться? Из известных на Устюге людей.
Я задумался. Наину в это дело точно втягивать не стоит. Остаются лишь егеры.
– Людей Светозара знаешь?
Лют наморщил лоб, затем удивленно произнес:
– Егеры? Лихие люди?
– Да, они. Там много людей, кто за меня поручится животом.
Бородач задумался и на время отстал от меня со своими вопросами. Видимо, слава охочих людей гремела и здесь.
Через полчаса хода на восточном берегу показался высокий холм, на котором и расположился погост. Это в мое время таким словом именовали кладбище, а ранее называли административно-налоговый округ. То есть само село – это некий центр окружающих поселений. Дома добротные, здоровые, на большие семьи. К реке прилепились бани и купальни для полоскания белья. То есть быт тут незамысловат, как в любом только входящим в индустриальную эпоху обществе. Больше заботы уделяется методам производства, транспорту, а на бытовые мелочи пока внимания особо не обращают.
На самом верху холма насколько общественных построек. В Центре высился темный купол большого храма, рядом виднелось капище. Язычники. При прохождении мимо культовых построек Пересвет и Хвалис сделали поклон и что-то прошептали. Но от меня не утаилось то обстоятельство, что Лют даже не дернулся. Принадлежит иной вере или еще есть какая причина? По виду человек не бедный и уважаемый, его револьвер я оценил сразу. Мне такой не по карману. Да и одежда добротная. Но руководит лишь бедным рыбацким стругом. Опять вопросы?
Вскоре показалась обширная пристань, у которой разместились разномастные суденышки. Рядом с ней длинные ряды приземистых зданий. За ними виднелись солильни, коптильни и находился рынок. Пока команда была занята швартовкой, я успел переговорить с Радеем.
– Зря не болтай. Я старший, с меня и спрос.
– Понял.
В принципе ничего необычного. Молодой и должен помалкивать в присутствии старших. Особенно в таком кондово выстроенном традиционалистском обществе. Даже в относительно либеральной Портюге, чтобы заслужить право высказываться, следовало хорошенько повкалывать.
А пока мы наблюдали и запоминали. Лют явно что-то недоговаривал, а задавать вопросы людям, что спасли нас, было невежливо. На пристани рыбацкому стругу помогли пришвартоваться. Такие же зеленые зуйки поймали брошенные канаты и привязали их к столбам, а затем подали сходни. Лют что-то кинул им и стремительно скрылся. Пока рыбаки выгружали улов на подъехавшую телегу, мы с Радеем постарались увязать свои жалкие пожитки. Трофейные ружья обмотали дерюгой, котомки остатками ремней. Да и в целом мы выглядели так себе. Грязные, помятые, в странной одежде. Помыться бы и прикупить себе какую-нибудь одёжу. Деньги и серебро у нас с собой есть.
– Погодьте, гости дорогие. Пытать вас потребно.
Я оглянулся. Вооруженные громилы, подошедшие к нам могли быть лишь местной стражей. Сдал нас Лют или таковы были здешние правила? Стоящий впереди здоровяк с вислыми усами носил на шее большую серебряную бляху, знак власти. Потому свой вопрос я обратил к нему:
– Что ты хотел пытать у нас, стражник?
– Тирон, они приплыли со мной, я их сам отведу.
Лют стоял на пристани уже не один, а с похожим на него молодым человеком.
Главный страж скривился и нехотя ответил нашему спасителю.
– Лодейщик, ты знаешь правила. Эти двое гостей пойдут с нами.
– Тирон, это все-таки мои гости.
Усатый кисло кивнул:
– Тогда идем все вместе. Не стоит препираться по пустякам, Лют. Чужаки, заверните ваши ружья и помните, что вы не имеете права обнажать любое оружие в пределах погоста.
– Добре.
В принципе правила простые, да и не видел я пока здесь людей лихих или просто бездельников. Рыбаки споро разгружали со стругов утренний улов, далее с пристани на большие набойные лодьи грузили тюки, бочки и мешки. Да и на самом берегу и вдоль складов беспрестанно тек людской ручей, катились ручные тачки и телеги на конной тяге. Пахло соленой и копченой рыбой. Со стороны рынка не прекращался мерный гул множества голосов. Мирная, трудовая жизнь.
Поэтому я и Радей, завернули свои ружья в поданную плотную ткань, удостоившись одобрительного кивка стражи. Обычно в больших селениях чужакам не разрешалось носить оружие. И если бы не мрачноватый взгляд Люта, то я бы и вовсе понапрасну не дергался.
«Что они от нас скрывают?»
Нас повели по торной дороге, что поднималась наверх. Не дойдя до большого храма, мы вошли в приземистое здание, на крыльце которого расположилось еще несколько стражей, а перед ним стояла машина, похожая на «Самовар». По указке Тирона мы оставили все оружие в дежурной, что шла сразу после сеней. Затем в присутствии Люта и Тирона мы, вернее, я, рассказали урезанную версию происшествия.
– Охотники, значит? И что искали, конечно, нам не поведаете?
Тирон, судя по всему, был не простым стражем, а каким-то большим начальником. Свой кабинет, важный вид и дорогое оружие.
– Это вы у моего хозяина спрашивайте.
– А кто он у нас?
Вот тут я решил сказать правду. Про наш рейд мало кто знал, но хозяин закупного товарищества много куда посылал свои корабли по реке.
– Болян из Вортюги.
– Вот оно что, – задумчиво проговорил Тирон. – Слышал о нем. Большой человек. Не в моей власти вам что-то указывать, я порядки знаю. Захваченное вами оружие и вещи степняков да рассказ Люта подтверждает вашу версию. Выходит, что вы кроме тех еще убили поганых?
– Шесть степняков.
В небольшой комнате на некоторое время воцарилось молчание. В глазах второго стража появилось несдержанное восхищение, его старший товарищ чесал ус, а Лют широко улыбался. Видимо, крепко насолили им степняки.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.