Полная версия
Ювелирная лавка госпожи Таниты
Соня Марей
Ювелирная лавка госпожи Таниты
Глава 1. С чистого листа
Сумки были набиты под завязку. Жаль переезжать, но я уже решила, что сниму новую квартиру, где ничего не напомнит о прошлом.
Вперед, в новую жизнь! Начну с чистого листа.
Недавно муж признался, что встретил и полюбил другую. Обидно, конечно, но я решила не бороться за осколки брака, понимая, что тот давно изжил себя. Расстались мы с Игорем мирно, без скандалов и ругани.
«Ты еще молодая, Тань. Двадцать семь лет всего, а выглядишь еще моложе, – сказал он на прощание. – Найдешь себе кого-нибудь, родишь. Не держи зла, в общем. Давай останемся друзьями».
Зазвонил телефон. Робот сообщил, что такси подъехало. Подхватив два тяжеленных баула, я заперла дверь и вышла из дома. Поеду в новое жилье, которое нашла по объявлению на днях. Хорошая такая квартирка, тихий закрытый двор, окна выходят в парк. Все, как я люблю.
Сперва решила перевезти самое важное: инструменты, материалы и готовые украшения, ведь завтра ярмарка. Всегда любила кропотливый, ручной труд, могла часами сидеть на одном месте, вышивая картину крестиком или плетя браслеты из бисера. Чем только не занималась!
Каждый вечер перед сном любовалась красотой в интернете, вздыхая, что у меня мало времени на творчество. Вместо этого приходилось торчать в душном офисе, получая маленькую, зато стабильную зарплату.
Ну, вот и накаркала. Два года назад меня сократили, времени стало хоть отбавляй. И что я сделала? Конечно, занялась рукоделием всерьез! И наконец-то выбрала направление.
В соцсетях я была подписана на разных мастериц, художниц по металлу. Они делали украшения ручной работы. Больше всего меня привлекали изделия с натуральными камнями. Не драгоценными бриллиантами и изумрудами, нет. Хоть они и были прозрачными, как слезы, но я не видела в них изюминки.
Мне нравились живые камни: с природными трещинками, изъянами, включениями других пород. Все виды агатов, лунные камни и сияющие, как радуга, лабрадоры. Флюориты, гранаты и волшебные серафиниты. При взгляде на них я представляла бескрайнюю тайгу, северное сияние, зеленые леса и краски осени.
Игорь тогда поддержал мою затею и добавил денег на покупку первых материалов. Было волнительно, но мысли «А вдруг ничего не получится?» даже не появилось.
За новое дело я взялась с огромным энтузиазмом. Пересмотрела кучу видео и прошерстила форумы рукодельников. Первыми моими инструментами стали обычный молоток, ржавая мини-наковальня (ее мне соседский дед подарил по доброте душевной), туристическая горелка и неумолимый творческий зуд.
Хотелось всего и сразу. Я заказывала камни и бусины из Китая и Индии, искала самые выгодные аукционы.
Начинала с листов меди и латуни – здоровых, метр на метр, купила их в местной фирме. Рисовала эскизы, по ним выпиливала заготовки, а потом в дело вступали горелка, припой, шкурки для шлифовки и полировки.
Кто-то говорил, что вся эта ковка и пайка – дело не женское. Какие глупости! Главное, я наконец-то нашла себя.
Сначала получалось что-то странное, не такое красивое и изящное, как в моих фантазиях. Но я с гордостью выложила первые фото на свою страницу, и, каково было удивление, когда бывшая коллега захотела купить у меня одну из подвесок.
Потом я освоила чеканку и травление металлов, используя самую обычную соль, перекись водорода и лимонную кислоту. Я вдохновлялась этническими и природными мотивами, придумывала для каждого украшения мини-историю.
Отчасти из-за этого, из-за истории и духа мои изделия покупали. Я никогда не обманывала клиентов, рассказывая басни о чудодейственных свойствах камней. Но часто покупатели говорили, что мои украшения – волшебные.
Магия? Ха! Если бы.
Я горела своим делом и была на седьмом небе от счастья. А через полгода стала зарабатывать больше, чем в офисе, и смогла позволить себе более дорогие и редкие материалы.
Оборудовала мастерскую на лоджии, набила стеллаж коробками с камнями, реквизитом для фото, мотками проволоки и металлом. Купила даже несколько пластин серебра на пробу. А в ванной поселилась гальваническая установка. Игорь часто ворчал, что весь дом пропах моей химией и что я дышу металлической пылью, так и до рака легких недалеко.
А мне хотелось двигаться вперед, осваивать новые техники. Сейчас я собиралась пойти на настоящие ювелирные курсы. Ничего, с разводом жизнь не заканчивается, у меня впереди много планов. Все обязательно будет хорошо! Главное – держать нос по ветру и гнать мысли о том, что теперь в этом мире я никому не нужна.
Сумки оттягивали руки, я медленно брела к такси, охваченная идеями.
К ярмарке я наделала побольше новых украшений. И платье для нее купила, чтобы быть в образе: длинное, добротное, из темно-синего атласа. Сегодня как раз выгулять его решила. Не знаю, что дернуло устроить переезд именно в нем, теперь ноги в подоле путались.
Ох, еще заказ нужно закончить… И посылку покупательнице в другой город отправить.
Задумавшись, слишком поздно заметила, что крышка канализационного люка сдвинута. Нога встретила пустоту, крик застыл на губах, дыхание перехватило.
Яркий свет ослепил, а в следующий миг я полетела в темноту.
***
В голове медленно прояснялось. Щекой я чувствовала твердую землю и легкий аромат травы. Откуда? Я ведь провалилась в канализационный люк. Или это галлюцинации?
– Танита! Танита! – прозвучал незнакомый голос, и я приоткрыла глаза.
Я лежала на животе, на лужайке. В траве прятались мелкие белые цветы, по своим делам ползла парочка муравьев.
– Танита, ты ли это? Ты что, пьяная, что ли? – звенел тот же сварливый женский голос.
«Кто, я? Да я вообще не пью! И зовут меня Таней».
С трудом сев, помассировала лоб и виски. Нехило я приложилась головой, даже подташнивает. Точно сотрясение заработала. Меня успели вытащить, но почему не отвезли в больницу? Где я вообще нахожусь?
Рядом валялись мои сумки. Хоть одно облегчение. Пропажи своих сокровищ я бы не пережила.
Но что за каменный забор впереди? И какой-то дом по левую руку… Большой, двухэтажный. Подобные я видела в исторических кварталах старых городов. Это что, частный сектор?! И точно не мой город, у нас одни многоэтажки.
А если меня похитили?!
Страх прокатился по телу, заставив поежиться и обхватить себя руками. Пошарив в траве, я обнаружила телефон и хотела набрать номер службы спасения, но тот даже не включался. Наверное, повредился от удара. Вот елки-палки!
Я подняла взгляд и увидела за соседским забором круглое лицо и осуждающий взгляд, брезгливо поджатые губы. Женщина лет шестидесяти смотрела так, будто желала разделать меня на кусочки.
– Ох, бессовестная, – протянула она и покачала головой. – Брата больного бросила, племянников бросила, а ведь у них, кроме тебя, никого не осталось!
Она что, бредит? Или приняла меня за кого-то другого? Какой брат, какие племянники? У меня отродясь никого не было. Я единственный и поздний ребенок в семье. Появилась, когда родители уже и не чаяли родить детей. А потом и внуков не дождались, ушли три года назад. Сначала мать, а за ней и отец. Сердце подвело.
– Как голова болит, – я встала, пошатываясь.
Что же делать? Куда идти?
А тетка все не унималась. Прицепилась как банный лист.
– Ну точно пьяная. Всегда была оторвой, а сейчас еще и пить начала, – ворчала, как заведенная.
– Где я нахожусь?
Тетка посмотрела на меня, как на умалишенную.
– Где-где! В отчем доме, конечно. Десять лет не приезжала и даже забыла, как он выглядит? Стоит пустой, никому не нужный. Пока племянники из приюта выйдут, он уже и развалится. А тебе, конечно, бездельничать и играть во второсортных театрах лучше было. Погнали, небось, из столицы, вот и явилась, – она фыркнула презрительно. – Актрисулька недоделанная.
– Вы меня точно с кем-то путаете, женщина. Вызовите, пожалуйста, скорую или полицию. Возможно, меня похитили.
Ага, и сумочки заботливо рядом положили. Даже не связали, в гараже не заперли.
– Чего-чего? – на лице тетки проступило искреннее недоумение. – Ты разумом повредилась, что ли?
С ней точно разговаривать не о чем. Сумасшедшая какая-то. Захотелось скрыться от ее вездесущего взгляда, но бежать некуда, кроме…
Рядом было крыльцо и деревянная дверь. Закинув одну сумку на плечо, вторую схватила за ручку и поволокла к дому. Ни на минуту не смогу оставить свое добро. Мало ли. Не знаю, что за люди тут водятся. Да хоть эта соседка, что смотрит волком.
Было страшно заходить в незнакомый дом, но хотелось поскорее скрыться от взора противной женщины. А там, наверное, есть телефон и можно позвонить. Да хоть тому же Игорю. Пусть мы и развелись, но врагами не стали. Он даже писал вчера, интересовался, как идут дела. Вину чувствовал. Вот пусть приедет и заберет меня отсюда!
А может, меня кто-то вытащил и решил привезти к себе домой? Но где тогда этот таинственный спаситель? Почему оставил валяться во дворе? Может, это вообще маньяк?
Хотя, тетка сказала, что дом пустует. Зайду и в тишине подумаю, как лучше поступить.
– Эй, Танита!
Опять это имя. У меня что, есть потерянная сестра-близнец? Меня приняли за нее?
– Заперто там. Малкольм ключи оставил, сказал тебе передать, если заявишься, – я обернулась аккурат тогда, когда мне в лоб полетела связка ключей, запущенная соседкой.
– Спасибо.
– Куда пошла? Даже не поздоровалась с теткой Свэньей! Ааах, бесстыжая, а я ведь тебя с детства знаю!
Я уже не слушала ее бубнеж. С первого раза определила нужный ключ. Какое все несовременное, замок ржавый, туго открывается. Его что, на помойке нашли? Но вот раздался заветный щелчок, и дверь приоткрылась.
Первое, что я почувствовала – запах пыли и запустения. Из полутьмы медленно проступали очертания предметов. Я застыла, ноги будто приклеились к порогу.
Меня ждал новый шок.
Глава 2. Загадочный дом
Я словно оказалась в антикварной лавке или музее: вдоль стены старинные стулья на изогнутых ножках, с ажурными спинками, канделябр с огарками свечей, шкаф с резными дверцами и грязное напольное зеркало.
Я опустила сумки и медленно пошла дальше. Все вокруг покрывал ровный слой пыли, на полу оставались отпечатки ног. Раздвинув тяжелые шторы, чтобы впустить немного света, я сразу закашлялась.
Такое ощущение, что этот дом покинули веке в девятнадцатом, и с тех пор время здесь застыло.
Озираясь по сторонам, как будто боясь, что из-за угла может вылететь привидение, я стала обследовать дом. Выглядел он крепким, добротным, нигде ничего не прогнило, не было и следов плесени. Возможно, его построили совсем недавно, стилизовали под минувшую эпоху. Мало ли, захотелось хозяину.
Все равно это странно. Очень-очень странно и подозрительно.
Одна из дверей была приоткрыта. Я заглянула внутрь.
В помещении стояла небольшая медная ванна. Длиной, наверное, метр двадцать. И отхожее место, похожее на первые версии унитазов. Рядом с ванной находился, по-видимому, резервуар для воды с меня ростом и трубой, уходящей под пол. На нем два крана и два рычажка: возле одного значок с огнем, а возле второго – снежинка.
Это типа горячий и холодный? Вот придумали!
Cледующая комната, кажется, гостиная. В наличии закопченный камин, диван с потертой обивкой, книжный шкаф. И пыльное, какое все пыльное! Если бы я страдала аллергией, меня бы уже настиг анафилактический шок.
Некоторое время я просто стояла на месте, пытаясь осмыслить происходящее. Но все равно ничего не понимала. Кто, а главное, зачем меня сюда привез? Что за странная шутка? Может, это просто розыгрыш, а женщина снаружи – нанятая актриса?
Но у меня не было знакомых, способных на такой поступок. К тому же это слишком бредово звучит. Даже бредовее попадания в прошлое через канализационный люк.
Но тут есть книги… Может, стоит в них заглянуть? Любая зацепка может оказаться полезной.
Я приближалась к шкафу, не дыша. Внутри уже зародилось предчувствие чего-то невообразимого, пугающего, непоправимого. Рука коснулась пыльных корешков, а в следующий миг я отдернула пальцы.
То, что книги окажутся такими же старыми, как и все здесь, я уже догадалась. Но почему такие странные названия?
«История королевства Энвейр», «Великие маги наших дней», «Хроники Первой войны с гномами».
Собравшись с мыслями, все-таки пролистала одну из книг. Ничего не ясно, какие-то хроники, чьи-то имена. Что за поклонник фэнтези собирал эту коллекцию? Нормальные книжки тут водятся или нет?
Снаружи что-то загромыхало, и я бросилась к окну. По улице ехала повозка, запряженная двумя лошадьми. На противоположной стороне высились дома, похожие на этот. Несколько минут я таращилась на открывшуюся картину, пока не увидела еще одну повозку. За ней шли женщины в длинных платьях старинного кроя, у каждой в руках по объемной корзине из лозы.
За все время, что я провела у окна, по улочке не проехало ни одного автомобиля или даже велосипеда. А стояла я долго. И нигде не видно привычных электрических столбов, фонарей, проводов.
Ерунда какая-то, ничего не понимаю. Как будто люк действительно открыл портал в прошлое. Нет, такой бред только в фильмах бывает, а мне уже не десять лет, чтобы верить в магию. Бывший муж часто читал книги о людях, волей случая угодивших во времена Ивана Грозного, СССР или в древнюю Японию. Еще и меня подсадил.
Героев этих романов называли попаданцами. Интересно, с чего вдруг вспомнила? Еще имена здесь такие странные: Свэнья, Малкольм… Это моя страна или нет?
Быстрым шагом я миновала коридор, безотчетная тревога подталкивала в спину. И все же надежда, что я не сошла с ума, пока дышала и дергала лапками.
Была еще одна странность: на всем первом этаже ни одной розетки, ни одного электроприбора, нет ни люстр, ни плафонов. Как здесь люди жили? А может, и правда это музей?
А здесь у нас что? Кухня? Может, хоть тут есть что-то знакомое типа газовой плиты, микроволновки, чайника?
Моим надеждам не суждено было сбыться – обстановка совершенно дикая, допотопная. В центре деревянный стол на толстых ножках. Печь большая, металлическая, но на дровяную не похожа.
В глаза бросился тускло светящийся значок солнца с волнистыми лучами, расположенный сбоку громоздкой конструкции. Я стерла пыль с металлической таблички, чтобы прочесть выбитую мелким шрифтом надпись: «Фабрика магической утвари господина Бонье. Требует подзарядки магией огня раз в шесть месяцев».
Силы меня покинули. Я осела на пол и зажала руками рот в попытке подавить стон. Из глаз брызнули слезы, впрочем, как-то лениво. Смеяться хотелось сильнее.
«Так, Татьяна, быстренько утереться! – внутренний голос дал оплеуху. – Унывать запрещено, как и впадать в истерику, лучше поработай мозгами».
Но почему хочется бегать кругами и орать? Все это какой-то бред или иллюзия. Мне что, теперь здесь жить предстоит? Остаться навсегда? Эх, лучше бы…
В голове завертелись ужасные мысли, но я отбросила их усилием воли. Снова взяла телефон в надежде дозвониться хоть до кого-нибудь, но он так и не включился! Просто бесполезный кусок металла и пластика. Я отрезана от мира и выброшена куда-то на задворки цивилизации.
Помассировав виски, я выглянула во двор сквозь тусклое стекло. Надо посмотреть, что еще тут есть.
Торопливо, не заботясь о сохранности вещей, стала распахивать створки шкафов и выдвигать ящики. Посуда, посуда, склянки… На столешницу высыпалась горстка муки. Я открывала горшки по очереди, словно надеясь найти что-то важное. Тут были обычная гречка, горох, фасоль, полба… Уже прогорклые. Видно, что хранятся давно.
Сколько там дом пустует, если верить странной соседке? Полгода? Может, эта, как ее там, тетка Свэнья что-то объяснит?
Главное – не суетиться и держать себя в руках. Не впадать в истерику. Только тогда я разберусь, что со мной произошло, и как быть дальше!
Сжимая подрагивающие пальцы в кулаки, я вышла на улицу. Огляделась.
Соседка возилась с розами, но подняла голову, услышав мои шаги.
Я не знала, какой вопрос задать первым. Какой сейчас год? Что это за город? Если меня принимают за местную и называют Танитой, то я, по идее, должна все это знать. А начну задавать странные вопросы, так не отправят ли в психиатрическую лечебницу?
– Чего глазами хлопаешь? – она подбоченилась и фыркнула. – В мастерской уже была? Ты проверь, не растащили ли чего. А то вдруг воры уже все обчистили.
Мастерская? Я не успела обойти весь дом, могла и не заметить.
– А там было, что брать?
Тетка снова посмотрела на меня, как на сумасшедшую. При этом она говорила так серьезно и естественно, что заподозрить розыгрыш было ну никак нельзя. Она будто жила в этом, это было ее повседневностью.
– Ну еще бы! Только дурак не знает, что Малкольм был ювелиром. Самым умелым во всем Керлиге, между прочим. Это последние три года он тяжко болел и почти не работал. Многое из вещей и украшений распродал по дешевке, но ведь материалы какие-то остались. И инструменты. А воры могли проверить, нет ли где в тайниках золотишка, серебра или камней дорогих.
Этот мужчина был ювелиром! Сама того не ведая, тетя Свэнья выдала мне важную информацию, даже спрашивать не пришлось. А город? Кажется, она сказала «Керлиг». Никогда о таком не слышала.
– Спасибо, загляну в мастерскую.
– А племянников из приюта забирать думаешь, или как? – прикрикнула строго.
Чего?! Ну и новости. Одна другой лучше.
– Я бы на твоем месте уже со стыда сгорела. Бедный Малкольм писал тебе много раз, а ты отказалась позаботиться о Тимоше и Варде. Бедняжки, как они плакали! Матери не знали, отец умер. А их в приют отправили при живой-то тетке! Стыдоба.
Она покачала головой, вкладывая в эти движения все накопившееся презрение. Я и сама, честно говоря, начала гореть со стыда вместо этой Таниты.
– Для начала мне надо осмотреться, привести дом в порядок, найти работу… – я сочиняла на ходу.
А еще понять, как сбежать отсюда и вернуться к своей тихой и предсказуемой жизни.
Но пока лучше держать язык за зубами. Если эта женщина не знает, что такое скорая и полиция, дело плохо. Пока прикинусь Танитой, осмотрюсь и подумаю, как быть.
А если это просто сон? Я незаметно ущипнула себя за руку. Больно.
Нет, для сна все слишком реально.
– Ты дурью маяться кончай, хвостом покрутила и хватит. Замужем, полагаю, так и не была? Уже и не будешь, – заключила Свэнья, кивнув. – Двадцать семь лет, не молодуха уже. Кто тебя возьмет, деву старую, а так хоть племянников воспитаешь. Будет, кому стакан воды в старости подать.
Значит, этой Таните двадцать семь, как и мне. Нет, не бывает таких совпадений, не бывает! И женщина двадцати семи лет – далеко не старуха, вся жизнь впереди. Но это в современном обществе, а если взять прошлые века…
– Я сестре весточку отправлю, что ты вернулась. Она у меня смотрительница приюта, если помнишь. Пусть обрадует Варду и Тимоша, что блудная тетка вернулась. А ты давай, бегом дом приводи в порядок, чтобы было, где детям жить. Да еды купи, надо же их кормить. Ты готовить хоть умеешь? Денег на прислугу нет, небось? Какие у тебя планы?
Господи Боже! Тут не только дом со странностями, но и дети, заботу о которых хотят переложить на меня. Мысли панически заметались. Я понятия не имела, как заботиться о детях, даже разговоров на эту тему с бывшим мужем избегала, считая, что не готова к такой ответственности. Все откладывала на потом. Пожить для себя, заработать, мир посмотреть.
И незнакомые люди в доме… Да меня в два счета раскроют!
Справившись с эмоциями, я холодно отвечала, лишь бы соседка отстала:
– Планы самые обычные. Буду работать, что же еще.
– Кем? – тетка Свэнья презрительно хмыкнула. – Актрисулек у нас тут не жалуют. Это не столица с ее свободными нравами. Честные люди засмеют, а детей отберут и снова в приют отправят. Жалко мне сиротинушек, такие дети смышленые. Только девять лет, а все понимают, как взрослые.
– Я осмотрю мастерскую брата. Я тоже знакома с ювелирным делом, может, получится продолжить его работу.
– Да ты же лентяйкой всегда была! – тетка Свэнья даже хрюкнула от смеха. – Ты и ювелирное дело? Ну-ну!
Баранки гну! Ничего, пусть смеется. Я не та Танита, которую она знает. И руки у меня из правильного места растут. Если я тут надолго, надо не умереть с голоду. Как минимум.
Кстати, зря я не взяла с собой бутерброды.
– Спасибо за напутствие, тетушка Свэнья. Я, пожалуй, вернусь в дом.
– Иди-иди, – она хмыкнула. – Только пить завязывай, нехорошо это.
– Да не пью я. Просто голова закружилась, вот в обморок и упала. Так было плохо, что сперва не поняла, где вообще нахожусь.
И до сих пор не понимаю, если честно.
Даже не знаю, поверила она или нет. Но это точно звучит лучше, чем «Я провалилась в канализационный люк и вынырнула в другом мире с магией».
Пока шагала к крыльцу, чувствовала, как спину сверлит любопытный взгляд соседки. Надо следить за каждым своим словом, каждым движением, по крупицам собирая информацию.
Было жутко снова входить в заброшенный дом, но я заставила себя двигаться. Поднялась по скрипучей лестнице на второй этаж. Окна были плотно зашторены, из напольных горшков торчали засохшие кустики, на стене висел портрет семейства: высокий мужчина с черными усами восседал в кресле, по обе руки от него – мальчик и девочка. Каштановые волосы аккуратными локонами лежат на плечах, щеки румяные. Просто ангелочки с картинки! Все трое в непривычных нарядах, подобные я видела только в кино.
Рядом висел портрет молодой женщины с темными косами и большими карими глазами. На ней было алое платье с белоснежным кружевным воротничком.
Жена ювелира?
Я провела по картине пальцами, стирая пыль. Точно не фото. Написана маслом.
Чувствуя всю глубину места, куда меня занесло, поочередно осмотрела четыре спальни. Одна из них явно принадлежала хозяину. Массивная кровать из темного дерева с балдахином, такой же добротный стол, полки, забитые книгами и какими-то свитками.
Во второй, выполненной в нежно-розовых тонах, жила, по-видимому, дочка ювелира. Кровать с резным изголовьем закрывал плотный тканевый чехол, из коробки торчали игрушки. Я вытащила куклу с фарфоровым лицом и яркими голубыми глазами. Вроде милая игрушка, но почему так жутко?
В другой комнате на столе обнаружилась коллекция миниатюрных кораблей. Наверное, тут жил мальчик. А последняя комната была пустой, только сломанная табуретка стояла, как памятник чьей-то счастливой жизни.
С каждой минутой крепло осознание, что этот мир мне чужой. Я нашла достаточно причин, чтобы в этом убедиться. Да и интуиция шептала, не замолкая. Конечно, можно выбежать за ворота, прокричав: «Спасите, люди добрые!» Но что это даст? Только привлеку ненужное внимание, а то и потеряюсь в незнакомом городе.
Я вновь спустилась на первый этаж и повернула туда, где еще не была. Короткий коридор заканчивался дверью. Подобрав нужный ключ, отперла ее и прошла внутрь.
Замерла, чувствуя священный трепет. Это была мастерская. Святая святых любого ремесленника.
Так, а что у нас тут есть? Смогу ли я чем-то воспользоваться, чтобы протянуть хотя бы первое время?
Глава 3. Наследие мастера
Хозяин действительно был ювелиром. И, если высшие силы решили пошутить и закинули меня в другой мир, можно считать это везением. Спасибо, что попала не в подворотню и не в раннее Средневековье, где умереть от простуды или ножа в печень было проще, чем сходить за хлебом.
Сначала я отперла ставни, впустив немного света и свежего воздуха. Страх и ощущение загнанности в ловушку медленно отступали при виде почти привычной обстановки.
Несмотря на скопившуюся пыль, в мастерской царил идеальный порядок. Ювелирные инструменты аккуратно разложены по коробкам, пинцеты рассортированы по размеру и назначению, на полке в держателях бутылочки из темного стекла с этикетками.
Был тут и верстак – специальный стол для ювелиров. Старый, с царапинами, потертостями и следами от огня. Обычно его делали чуть выше письменного стола, а в столешнице неглубокий вырез и финагель – деревянный порожек. На нем удобно заниматься распиловкой металла.
Я провела по выщербленному дереву, думая о незавидной участи хозяина. Повертела в руках пинцет для миниатюрных камней, перевела взгляд на вальцы – приспособление для прокатки металла и проволоки. Конструкция чем-то напоминала валики от старой стиральной машины. Но с их помощью брусок серебра или золота можно было превратить в тонкую пластину или придать украшениям изгибы.
Рядом в коробке лежали сменные валы с желобками и без. На поверхности некоторых были даже узоры для нанесения текстуры!