Полная версия
Улла Лемминг. Операция «Ледяная гора»
Маттео Лупателли, Анна Казалис
Улла Лемминг. Операция «Ледяная гора»
В этой книге вам встретятся названия мест, разбросанных по всему миру. Некоторые, например, архипелаг Шпицберген, существуют на самом деле. А вот другие, например, Дуктик, вы не найдёте, потому что мы их выдумали!
Герои книги
УллаОчаровательная и гениальная. Только не надо её злить!
ЭгонБрат Уллы, компьютерный гений и чемпион по снегоболу.
Морской ВолкБывалый моряк и отличный лоцман, обожает приключения… и особенно рассказы о них!
АндрейСтарый медведь и бывший горняк с таким же мягким, как его шерсть, сердцем.
ГрунтигРосомаха, кузен Уллы и Эгона. Чаще кусается, чем говорит!
Бычок ИталоЛегендарный путешественник, герой трёх стихий: неба, земли и моря.
Лилло ТорпекМорж с рыжими косичками. Похож на викинга, но только внешне.
Орсинус ОркаКороль и бог шпицбергенских диджеев.
Глава 1
Письмо с островка песцов
Эгону Леммингу
Куда: Дуктик, улица Тундровая, 52
Мои дорогие мышата,
пишет вам ваш дядя Андрей. Как бы я хотел сейчас быть рядом с вами! Но, к сожалению, я застрял на островке песцов. Я вам много о нём рассказывал, помните? Так вот, здесь опять (уже который год подряд!) раньше времени растаял лёд, а мне не хочется возвращаться вплавь: моя больная нога даёт о себе знать, и ледяная вода не пойдёт ей на пользу. Я гощу у друзей, но их дом не рассчитан на гостя медвежьего размера. Можете представить, как нам тесно! Зато мне здесь не скучно: мой друг Ингмар – очень хороший песец, а его дети задают мне жару. Как только вернусь, сварю вам мускусного супчика, который научился у них готовить. Просто объедение! В нём пятьдесят шесть разных видов ягеля и особые острые водоросли – пальчики оближете. Да, и вот ещё что, хотел попросить вас разузнать как можно быстрее, что происходит во фьорде Корхоп. Мой кузен Мельхиор, работающий там гидом, передал мне весточку через симпатичного тупика Тиккеля. Кажется, какой-то колоссальный айсберг застрял у входа во фьорд и полностью заблокировал его. Положение, по-видимому, очень серьёзное или скоро может стать таковым!
На этом я вас покину: Тиккель хочет поведать мне очередной анекдот. Весёлый этот тупик, но, как начнёт рассказывать эти свои истории на эскимосском диалекте… Я делаю вид, что умираю со смеху, но на самом деле мало что понимаю.
До скорой встречи, мышата! Целую крепко!
Ваш дядя Андрей7 марта 2020
Старый медведь Андрей знал, что может положиться на своих юных друзей Уллу и Эгона Леммингов. Брат и сестра живут на крошечном острове Дуктик, самом маленьком в архипелаге Шпицберген. Тут почти никогда не тает снег, это место, считай, затеряно в Ледовитом океане, у северного побережья Норвегии.
С тех пор как Улла освободила от пластика остров Бланка в архипелаге Гуаньяпе, к брату и сестре обращаются за помощью со всех уголков мира по самым разным экологическим вопросам: и обезьяны с острова Борнео, которым грозит вымирание, и тапиры из Бангладеш, переживающие за свои леса, и броненосцы из Панамы, где море загрязняют контейнеровозы, и галапагосские черепахи, впавшие в депрессию из-за того, что перестали узнавать свои острова.
Улла и Эгон всегда находят способ помочь, и пока никто из их друзей не остался разочарован.
И вот сегодня Эгону на стол легло немного смятое письмо Андрея, которое принёс ему почтальон Аттэманрат, полярная крачка.
– Спасибо, Аттэ! – поблагодарил Эгон друга, страшно ворчливого, но очень преданного.
– Не за сто! Обрасяйся! – буркнул тот и снова полетел по делам.
Юный лемминг задумался: Андрей, конечно, любит пошутить, но с фьордом, видно, дело серьёзное, иначе он не стал бы беспокоить Аттэ.
– Скорей бы Улла вернулась, – пробормотал Эгон.
Фьорды
На севере Норвегии очень много фьордов. Это такие глубокие бухты, образованные морскими заливами, врезавшимися на много километров в ледниковую или речную долину. Море там обычно очень спокойное, и всегда можно найти надёжный причал, именно поэтому многие населённые пункты находятся в самой глубине фьордов.
Глава 2
На помощь!
Поджидая сестру, Эгон открыл карту в Интернете.
«Значит, я ничего не напутал: маяк Перлеваген, на котором работает смотрителем наш чокнутый кузен Грунтиг, находится совсем рядом с фьордом Корхоп…» – размышлял лемминг, внимательно изучая изображения со спутника.
Росомаха Грунтиг был похож одновременно на куницу и маленького медведя и взял себе худшее из характера обоих. Он был сыном тёти Петриллы, самого элегантного лемминга на всех островах Шпицбергена, и дяди Гуннара, неотёсанного росомахи с севера.
Улла и Эгон нечасто виделись с Грунтигом, потому что он из тех, кто вместо того чтобы поздороваться, начинает кусаться и царапаться. Но на этот раз у них, похоже, не было выбора.
Эгон не сразу нашёл контакты кузена в своём длиннющем списке электронных адресов.
– Ну и адрес – gulogulo@perlemayak.nr! – усмехнулся Эгон. – Хотя научное название росомахи переводится с латыни как «обжора», так что gulo gulo, по сути, это «росомаха-обжора».
Лемминг быстро настрочил Грунтигу пару строк:
Дражайший кузен,
дядя Андрей написал нам, что у вас там в Корхопе неприятности, возможно, даже большие. Скажи, пожалуйста, мы с Уллой можем вам чем-нибудь помочь?
До скорого,
ЭгонКто знает, может, Андрей напутал чего? Когда это было, чтобы айсберг блокировал фьорд? Понятно, что фьорд Корхоп очень узкий, но всё-таки…
И Эгон c чувством выполненного долга перешёл на свой любимый сайт: smeshnyekoshki.com. Он просто обожал видео с неловкими и неуклюжими котами! Но тут неожиданно быстро пришёл ответ от Грунтига.
Дорогой кузен Эгон,
ваш старый дружище Андрей временами впадает в детство, но только не на этот раз. Положение у нас действительно очень тяжёлое! Эта проклятая гора льда так хорошо закупорила фьорд, что вода из рек перестала стекать в море, начала подниматься и заливать наши берега. Она уже затопила первые этажи домов.
Что мы только ни делали, чтобы сдвинуть айсберг, даже взрывать пробовали, но это всё равно что чесать носорога пёрышком колибри или натягивать на кита трусы божьей коровки, ну, или причёсывать спрута… (если вдруг ты, мой дорогой бездельник Эгон, не в курсе – у спрутов нет волос). Собственно, я сам не знаю, зачем я трачу время, рассказывая тебе всё это… Чем нам можете помочь ты и твоя сестра, два лемминга ростом с бутылочную пробку?
Но, с другой стороны, мы в полном отчаянии. Мы боимся за наши дома, за нас самих и за наше великолепное сокровище. Пришлите к нам кого-нибудь, кто сможет нам помочь, кого-нибудь умного, если найдёте. А если нет, то пусть Фрида, богиня вечного льда, каждую ночь отмораживает вам пальцы ног!
Грунтиг,смотритель перлевагенского маякаАйсберги
Слово «айсберг» скандинавского происхождения и в переводе на русский язык означает «ледяная гора». Это и в самом деле большая гора льда, дрейфующая по морю. Обычно айсберги откалываются от ледников Арктики или Антарктиды. И в последние годы из-за глобального потепления айсберги стали откалываться намного чаще. Некоторые из тех, что по прогнозам учёных должны были бы сформироваться лет через десять, уже сейчас плавают по морям и океанам.
Питьевые айсберги
Айсберги состоят не из солёной, а из пресной воды. Её можно было бы использовать, чтобы спасти от жажды людей в тех странах, где вечно не хватает питьевой воды. Из Антарктиды, например, можно было бы притащить к Центральной Африке огромные блоки льда на буксирах или на гигантских воздушных змеях.
Лёд, из которого состоят айсберги, очень древний: ему может быть много тысяч лет! А это значит, что ледниковая вода очень чистая.
Глава 3
Улла
Войдя в дом, Улла стряхивала снег с лап, когда её окликнул брат.
– Иди-ка сюда, – позвал Эгон, – у меня новости от Андрея и… представь себе, от Грунтига!
Прочитав письмо от медведя, Улла тут же перешла к электронному посланию кузена.
– Я так понимаю, положение у них тяжёлое, и с этим надо срочно что-то делать. Кстати, о каком это сокровище говорит Грунтиг? По-моему, в Корхопе нет ни золота, ни алмазов.
– Сейчас я тебе всё объясню. Я тут кое-что нашёл, пока тебя ждал. Кстати, где ты была так долго?
– Ходила в университет слушать лекцию о таянии ледников. Мне кажется, появление этой горы льда у фьорда как-то с этим связано. Чтобы такой большой айсберг так близко подошёл к берегу… Андрей опять же застрял на островке песцов… Дело, похоже, серьёзное.
– Ходила в университет? Ты же ещё маленькая! – удивился Эгон. – Тебя туда пускают?
– Ну, я им там помогаю, – сказала Улла, почему-то покраснев. – В звонок звоню, с доски стираю, а сама слушаю. Мне очень нравится. Столько всего нового можно узнать! Так что это за «сокровище фьорда Корхоп»?
– Это знаменитый наносник из шерсти карибу. Предмет национальной гордости, представляешь? Я узнал, что он входит в список наследия НУНЕСКО и выиграл «Оскарр» за лучший аксессуар уличной моды! Производством наносников занимается практически всё население Корхопа. Эти элегантные аксессуары, видишь ли, делаются только вручную.
– Что ещё за наносник? Зачем он нужен?
– Нос тебе защищает, шерсть греет, помогает выглядеть модно и стильно! Они делают модели на любой вкус: есть со световозвращателями для тумана или полярной ночи, есть с накладными усами или с мятой на случай простуды, есть самонагревающиеся… Хотя самым большим спросом пользуется всё же традиционный наносник. Вот посмотри на сайте, может, подберёшь что-нибудь для себя…
– Ну, не знаю… – сказала Улла, растерянно глядя на монитор.
Кажется, у неё появились дела поважней: надо было идти искать Морского Волка.
Глава 4
В кафе Северного Оленя
Морской Волк и правда волк, хотя иногда он больше напоминает хитрого лиса. Он старый друг Уллы. Они вместе бороздили бурное море и обходили подводные рифы, добираясь до архипелага Гуаньяпе, чтобы помочь другу Уллы Пако де Гуано и другим жителям острова Бланка. У Волка есть корабль, на котором можно будет добраться до фьорда Корхоп, но, главное, у него есть смелость, хитрость и щедрость – всё, что нужно, чтобы помочь в нелёгком деле. Конечно, с Волком бывает непросто, но Улла научилась не чесать его против шерсти!
Вопрос в том, где его найти… Хотя, какие могут быть сомнения? Конечно, в баре! А на Дуктике есть только одно похожее заведение (оно же библиотека) – кафе Северного Оленя.
Улла не ошиблась: Волк сидел в кафе и мирно читал захватывающие истории о море, потягивая свой любимый смородиновый сок многолетней выдержки (он без этого напитка никуда). Едва завидев Уллу, Волк попытался спрятаться за книгой. Решительный шаг и не менее решительный взгляд его подруги предвещали тяжёлую работёнку. Волку не повезло: книга, которую он держал в руках, была совсем крошечной, краткие путевые заметки Гонсалеса Баркона «От Пингве до Донгве». Сказать по правде, очень краткие: этому Гонсалесу тоже не повезло. Незадачливый первопроходец успел сделать всего несколько шагов между Пингве и Донгве, как его приготовили на обед тамошние аборигены.
– Волк, я тебя вижу! – громко сказала Улла, подходя всё ближе и ближе. – У нас появилось срочное задание… Пойдём со мной! Объясню всё по дороге.
Моряк решил, что ещё не всё потеряно, стащил с ближайшей полки гигантский атлас мира и спрятался за ним, поняв по голосу подруги, что её срочное задание по меньшей мере гора неприятностей размером с айсберг.
– Вольк не здесь. Вольк ушла. Я есть Ааппо Аарно. Я из Финляндия! – едва слышно пролепетал он из-за атласа, надеясь, что удастся увильнуть.
– А, ну хорошо… – неожиданно сдалась Улла. – Очень жаль! Если дождётесь его, передайте, пожалуйста, этому бездельнику, что я хотела съездить с ним к прославленному путешественнику Бычку Итало. Ничего не поделаешь… как-нибудь в другой раз.
Волк опустил атлас и недоверчиво посмотрел на свою подругу-лемминга.
– Бычок Итало? Герой Мирового океана? Одиссей из Баттипальи? Когда едем?
По правде говоря, Морского Волка не так уж трудно уговорить, и Улла прекрасно знала, как это сделать!
Глава 5
По пути в Корхоп
Легко сказать «Едем!», когда на самом деле всё зависело от баркаса Волка, точнее от его состояния. Он хоть и носил славное имя «Скиталец», но перед каждым выходом в море обычно нуждался в небольшой штопке.
Когда это судно впервые спустили на воду, оно входило в состав Французского Национального военно-морского флота в качестве парохода-авианосца для гидросамолётов. Спустя годы «Скиталец» стал теплоходом, и его использовали для самых разных нужд: он был и буксиром, и рыболовным судном, пока, наконец, каким-то таинственным образом не оказался в северных широтах.
Волк купил корабль на аукционе, потому что его старая бригантина совсем развалилась. Ему, конечно, пришлось засучить рукава и потратить несколько недель и литров двести краски и покрытий, защищающих от ржавчины, на преображение судна. Но зато в итоге моряк оказался владельцем красивого баркаса с долгой и славной историей, который отвечал главному требованию для любого плавсредства: он держался на воде!
Как вы понимаете, кораблю и на этот раз требовался небольшой ремонт. И пока Волк занимался починкой «Скитальца», Улла собирала провизию в поход.
– Только, умоляю тебя, ничего не готовь! – не скрывая сарказма, попросил её Волк.
– Ты должен верить в меня, капитан! Рано или поздно я научусь, – со вздо-хом ответила Улла, зная, что повар из неё никудышный.
Наконец, всё было готово к подня-тию якоря, и Улле оставалось только обнять на прощание брата, стоявшего на причале в порту.
– Я бы на этот раз с удовольствием поехал с вами, – сказал Эгон. – Но я подумал, что тут я вам буду полезнее!
Лемминг немного лукавил: на самом деле он был очень занят, потому что оставалось всего несколько дней до чемпионата по снегоболу. Эта разновидность футбола с лыжными палками – самый популярный на Дуктике вид спорта (который, кажется, не практикуется больше нигде в мире). Эгон был капитаном команды и не мог уехать в такой ответственный момент.
– Хорошо, Эг, остаёмся на связи, и передавай мне новости от Андрея, – попросила Улла.
Волк торопил с отправлением. Погрузив провизию и пополнив запасы горючего, он снялся с якоря, чтобы пуститься в плавание на максимальной скорости, на которую только был способен его «Скиталец». Волку просто не сиделось на месте, с тех пор как Улла пообещала ему, что они встретятся с Бычком Итало – легендарным путешественником, пропавшим из светской хроники в самый разгар своих необыкновенных приключений. Морской Волк всю жизнь ждал этой встречи.
Эгон провёл небольшое расследование в Интернете и выяснил, что Бычок Итало, по неофициальным сведениям, просиживал дни напролёт в единственном баре фьорда Корхоп, рассказывая о своих путешествиях редким посетителям заведения. Вот Улла и поймала Волка на эту наживку. Но как Бычок оказался во фьорде? Похоже, он прибыл туда прямо на борту… айсберга! И не того ли самого, о котором писал Андрей? Улла ничего не понимала.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.