Полная версия
Путь женщины
Если совсем честно, то я сама считаю себя Богиней и всех женщин, с которыми общаюсь – тоже. В рамках одного дня у нас меняется Состояние и Настроение и мы можем быть разными, с людьми и в обстоятельствах. Есть несколько Богинь, которые для нас ведущие, но всегда – мы целостны в своих проявлениях и это надо учитывать.
В течении месяца мы можем прожить себя как Афродита – и тогда мы любвеобильны и восхитительны и наше женское начало ликует. Или стать Гекатой, той которая видит Мир в трех измерениях, и ей просто и легко общаться с миром мертвых и духами. Или станем Герами и будем контролировать каждый шаг неверного мужа, следя за его переписками и любовницами, мстя им любыми способами. Или будем Деметрой, которая плачет о том, что ее ребенок вырос и ушел из дома, создав свою семью, а наш дом опустел и там холодно и неуютно. Или выберем для себя Артемиду и уйдем в спорт – силовые нагрузки, велосипед, тренажерку и будем качать свое мужское начало. Или станем Афиной и тогда научимся все держать под контролем и будем выстраивая стратегии вести всех окружающих в тому результату, который нужен нам самим.
В любом случае – кем бы вы не были – это природно и его стоит найти в себе и развивать.
Богини Древней Греции
«Архетипы существуют вне времени, не интересуясь реалиями жизни женщины или ее потребностями. Когда в женщине пробуждаются богини, она должна сказать в ответ на их требования: «да», «нет» или «не сейчас». Если она не решается сделать сознательный выбор, инстинкт или архетипическая схема возьмет верх».
Дж. Ш. Болен «Богини в каждой Женщине»
Миф более индивидуален и отражает жизнь более точно, нежели наука.
К. Г. Юнг
В жизни каждой из нас есть несколько измерений, одно из них – мифологическое. Осознаем мы это или нет, но зачастую наши жизненные выборы и поступки находятся под влиянием архетипов – сил, приходящих из бессознательного. «Концепцию архетипов разработал Крал Густав Юнг. Он рассматривал их как образные схемы (образы, модели) инстинктивного поведения, содержащиеся в коллективном бессознательном. Эти схемы не индивидуальны, они более или менее подобным образом обуславливают реакции множества людей» Дж. Ш. Болен.
Каждый архетип может давать нам силы, а может приносить вред. Если мы стараемся зафиксировать какой-либо архетип, дать ему имя, постепенно он переходит из области бессознательного в область сознания, и мы получаем возможность с ним взаимодействовать.
Так в свое время появились боги и богини языческих пантеонов. Представления о богах отражают представления о людях, всякое божество (архетип) может проявиться в конкретном человеке. Для западной цивилизации наиболее близким является греко-римский пантеон, поскольку именно в Древней Греции берет начало современная европейская культура.
Современные авторы выделяют девять! женских ролевых архетипов:«Деметра – мать милостивая, щедрая и ужасная;
Кора-Персефона – юная дева, жертва, хозяйка Подземного царства;
Афина – непреступная дева, стратег, тактик;
Артемида – вечная дева, соперница мужчин, мстительная охотница;
Афродита – воплощение любви и красоты, муза художников и поэтов;
Гера – верная и ревнивая супруга, светская женщина;
Гестия – женщина, предпочитающая одиночество, посвятившая себя иному Смыслу;
Геката – сваха, шутница, колдунья и посредница».
Г. Бедненко «Греческие богини. Архетипы женственности»Голоса этих богинь слышит каждая женщина, одни из них звучат тихо, другие так настойчиво требуют к себе внимания, что за ними не разобрать шепот остальных. Иные мы бы и хотели услышать, но почему-то никак не можем.
«Богини» являются могучими незримыми силами, определяющими поведение и чувства. Знание о «богинях» в каждой из нас – это открывающиеся перед женщиной новые территории сознания. Когда она постигает, какие «богини» проявляются в ней как господствующие внутренние силы, появляется понимание себя, власти определенных инстинктов, осознание своих приоритетов и способностей, возможность найти личный смысл в тех решениях, к которым остальные люди могут оставаться равнодушными».
«Состязание, конфликты и союзы среди богинь разыгрываются в душе женщины точно так же, как когда-то это происходило на Олимпе. На какую из богинь женщина обращает внимание? Кого она игнорирует? Скольких из них она выберет? Эти внутренние фигуры, представляющие могущественные архетипические образцы поведения, сражаются за первенство, как сами греческие богини состязались за золотое яблоко – приз, присужденный Парисом».
Дж. Ш. Болен «Богини в каждой женщине»Как только мы начинаем осознавать влияние архетипов, мы обретаем способность получать от них силы и возможности. Каждому архетипу – свое время и свое место, в разное время и в разных ситуациях нам требуются все вышеуказанные богини, только когда они все проявляются в нашей жизни, женщина чувствует себя любящей, радостной, получающей удовольствие от всех сторон своего существования.
• ГЕРАПРОХОДИТ ТРИ ЦИКЛИЧЕСКИЕ ИПОСТАСИ:
• Невеста – сакральная роль, инициация для девушки.
• (ДЖУЛЬЕТТА)«Брачное священнодействие – ритуал признания того, что мужчина нуждается в женщине так же, как и женщина в мужчине. Мужское и женское начала дополняют друг друга в мире и сочетаются» Г. Бедненко
• Королева – властная женщина, защищающая свою территорию и статус. (ЕКАТЕРИНА 2)
• Вдова – лишь память о муже и о потерянном статусе. Возможна как останока в этом этапе, так и перерождение через новый цикл Невеста – Супруга.
• ДЕМЕТРАДеметра (у римлян Церера) – богиня плодородия и земледелия, дочь Кроноса и Реи, одно из самых почитаемых олимпийских божеств. Ее описывают как прекрасную золотоволосую (волосы цвета спелой пшеницы) женщину, одетую в голубые одежды. Гомер в «Гимне Демерте» называет ее «благостной к людям богиней».
Деметра была вторым ребенком Кроноса и Реи, ее он проглотил также как других своих детей. После освобождения она была одной из супруг Зевса, от их союза появилась дочь Персефона или Кора. Зевс вскоре оставил Деметру. В мире Деметра тесно связана со своей дочерью.
Юная Персефона была похищена Аидом, с молчаливого согласия Зевса. Деметра откликнулась на крик дочери о помощи и кинулась ее искать, не останавливаясь даже поесть или поспать. Спустя девять дней бесплотных поисков Деметра встретила Гекату, которая посоветовала ей пойти у Гелиосу, богу Солнца, который видит все, что происходит на земле днем. Так они и сделали. После уговоров Гелиос рассказал, что Персефону похитил Аид, чтобы сделать ее своей супругой.
Деметра в горе и гневе удалилась с Олимпа. Она приняла образ смертной женщины и скиталась по свету. В Элевсине ее встретили дочери местного царя Келея, Деметра сказала, что ищет работу и пристанище и те пригласили ее во дворец в качестве няньки для их младшего брата Демофонта.
Деметра задумала сделать Демофонта бессмертным, для этого она его кормила божественной пищей и тайком закаляла в огне. Однажды это увидела мать Демофонта Метанира и закричала от ужаса. Деметра в гневе приняла свой истинный облик, заявив, что из-за человеческой глупости Демофонт лишился бессмертия. Затем она удалилась из дворца Келея, повелев построить ей храм, где Деметра продолжала оплакивать похищенную дочь.
Без Деметры на земле прекратился рост растений и рождение всего живого, человечеству грозил голод и вымирание, боги же в свою очередь лишились своей доли жертвенной пищи. Зевс посылал Деметре вестников, чтобы уговорить ее вернуться на Олимп, но Деметра отказывалась это сделать до тех пор, пока ей не вернут дочь.
В конце концов, Зевсу пришлось сдаться. Он отправил Гермеса в подземное царство Аида, чтобы тот привел Персефону обратно. Аид отпустил Персефону к матери, но перед этим дал ей проглотить несколько зерен граната, как знак заключенного супружеского союза.
Деметра радостно встретила свою дочь, но радость ее была омрачена тем, что отныне Персефона будет проводить с ней только две трети года, а одну треть – с Аидом в его царстве.
Деметра вернула земле процветание и плодородие, также учредила Элевсинские мистерии, тайные культовые церемонии в которых передавалось некое сакральное знание недоступное непосвященным.
Деметра как архетип:
• Великая мать – божественная и благая, но способная стать разрушаюшей, смертоносной. (МАТЬ ТЕРЕЗА)
• Внутренняя мать – присутствующая в каждом человеке материнская часть души, способность быть доброй и щедрой к окружающим, способность проявлять милосердие и бескорыстность. В негативном проявлении – властность, склонность к сверхопеке, снисходительность к детям и чрезмерная требовательность к мужчинам, пассивная агрессия.
• Целостность – возвращение целостности через цикл рождения, смерти и последующего нового возрождения.
• КОРА – ПЕРСЕФОНАУ этой богини выделяют две ипостаси. Кора – прекрасная юная девушка и Персефона – зрелая богиня, владычица подземного мира, проводник для живых, посещающих ее владения.
Символами богини были – гранат, зерно, хлебные злаки, нарсисс.
Кора, дочь Демерты, беспечно собирала цветы на лугу, вместе с другими девами, когда ее внимание привлек необычный цветок – нарцисс, которого она еще раньше не видела. Как только она нагнулась, чтобы сорвать цветок из-под земли появился Аид на своей колеснице, схватил девушку и умчал с собой в подземное царство. Кора звала на помощь, но тщетно.
Настойчивость Деметры заставила Зевса вернуть Кору ее матери, но поскольку в подземном мире Кора успела отведать гранат, предложенный Аидом, она осталась связанной с ним навсегда. Кора – Персефона стала законной супругой Аида, треть года она проводила с ним под землей, а две трети года с матерью Деметрой.
Впоследствии Персефона сама соперничала с Афродитой за любовь прекрасного юноши Адониса. По решению Зевса Адонис треть года будет проводить с Персефоной, треть с Афродитой, а остальную треть – предоставлен сам себе.
Кора-Персефона как архетип:
• Дева – источник священной жизни, игры и радости, присутствующие в каждом человеке.
• Безымянная невеста-жертва – переживание потери «девичьей воли» как смерти, переживание травмирующего события. Во внутренней психической жизни состояние «заключения» в подземном мире одновременно выступает защитой уцелевшей от травмы части личности, но и «тюремной» изоляцией личности от реального мира.
• Царица подземного мира – повелительница и проводник в подземное царство. С ее помощью мы можем устанавливать контакт между реальным миром нашего эго и бессознательным.
• ГЕКАТА• Добрая колдунья – Та, что Знает! Голос внутренней мудрости и интуиции.(ФЕЯ КРЕСТНАЯ в Золушке)
• Злая колдунья – теневые качества – может открыть глаза на что-то – дать испытания, которое в конечном счете послужит герою во благо. Но она же воплощает старость, иссякание жизни, зависть к молодости, консерватизм, окостенение. (МАЛИФЕСЕНТА)
• ГЕСТИЯ• Хранительница домашнего очага.
• Служительница божества – огонь Гестии не только уютный домашний очаг, но и священный огонь, горящий в Храме.
• Старуха – мудрая добрая женщина.
• АФРОДИТА• Красота – ощущение собственной красоты и способность видеть прекрасное в других.
• Влюбленность – чувство наполненности любовью.
• Способность смотреть на мир, глазами, полными любви.
• Жажда любви
• Креативность – желание творить, создавать нечто, что может стать предметом всеобщего восхищения.
• Миролюбие – войны чужды Афродите.
• Нарушение правил – Афродита всегда нарушала правила и границы во имя всепоглощающей любви.(ЛЕДИ ДИАНА)
• «Рабство любви» – любовь дает не только свободу, но и зависимость, зачастую мучительную.
• Афродита вдохновляет мечты, придает им творческий потенциал, но и создает иллюзии, заставляет ошибаться под властью любовного очарования.
• АРТЕМИДА• Самостоятельность, сепарация. В древней Греции девочек посвящали Артемиде. В течение подросткового периода они находились под ее защитой и звались «молодыми медведицами». Стремление к достижению цели, выполнению поставленных задач. Кто ставит задачу – не важно.(КЛАРИССА? Изкино «Вдали от обезумевшей толпы».
• Сестра – дружба с мужчинами и женщинами без эротической окраски. Соперничество с мужчинами, желание ни в чем им не уступать.
• Охотница – живет по правилам дикого мира, жестоким, но в своем роде справедливым. Каждый охотник осознает, что может внезапно оказаться в роли преследуемой жертвы. Стрелы Артемиды разят внезапно и стремительно.
• Защита слабых – вступается за несправедливо обиженных.
• Мстительница – способна на разрушительную ярость, чувство собственной правоты безо всяких сложных обоснований.
• АФИНА• Талантливый стратег – властвует там, где требуется воля и способность к дипломатии, интригам.(МАРГАРЕТ ТЕТЧЕР)
• Помощница героев – вдохновляет и направляет мужчин, способна дать веру в собственные силы, обучить новым навыкам.
• Покровительница ремесел – дает терпение, старательность, внимательность, последовательность, умение видеть результат заранее и целиком, способность развивать и совершенствовать процесс, удовольствие от выполненной работы.
• Неприступная дева – Афина, облаченная в доспехи. Умеет держать себя в руках, контролировать эмоции, но зачастую это только средство защиты от окружающего мира. Афина способна «отделять голову от тела» – разделять эмоции и разум, обычно в пользу разума.
Следующая и очень важная веха в осознании и развитии Пути женщины – книга Клариссы Эстес. То, что вы сейчас прочтете – квинтэссенция ее опыта длинной в 20 лет.
Эту книгу я считаю ЖЕНСКОЙ БИБЛИЕЙ и очень хочу чтобы ее прочла каждая женщина. В ней заключен сакральный смысл, знания и особые женские смыслы. Далеко не всегда у женщины в ее родительской семье мама или бабушка передают ей мудрость. И тогда придется пройти долгий и тернистый путь ошибок, чтобы приобрести бесценный опыт. К сожалению, это получается далеко не у всех. Прочтите выжимки из этой книги – она заменит вам прожитых 1000 лет и 100 чувств и переживаний. Только не торопитесь – ее стоит читать медленно, как будто пьете дорогой напиток, купленный в особенной винодельне, наслаждаясь каждым глоточком.
«Бегущая с волками» – Кларисса Пинкола Эстес
Женщины и волчицы родственны по своей природе: они пытливы, наделены огромной выносливостью и физической силой. Им свойственны глубокая интуиция, тщательная забота о потомстве, о своем супруге и о сообществе в целом. Они искусно приспосабливаются к непрерывно меняющимся обстоятельствам, бывают неистовы в своей верности и необычайно отважны.
Однако и те, и другие всегда подвергались травле, притеснениям и лживым обвинениям в ненасытности, неискренности и чрезмерной агрессивности; считалось, что они менее достойны, чем их гонители. Они превратились в объекты охоты для тех, кто мечтает очистить не только лесные чащи, но и дикие уголки души – истребить инстинктивное так, чтобы от него не осталось и следа. Хищническое отношение невежд к волкам и к женщинам поразительно похоже в своих проявлениях.
Мое поколение росло после Второй мировой войны, во времена, когда женщин задерживали на младенческой стадии развития и считали личной собственностью. К ним относились как к ухоженным огородам… К счастью, ветер неизменно заносит туда семена дикорастущих трав. Хотя то, что писали эти женщины, оставлялось без внимания, они продолжали с увлечением работать. Несмотря на отсутствие признания, написанные ими картины становились пищей для души. Женщинам приходилось вымаливать необходимые для творчества инструменты и помещения, а если надеяться было не на что, они превращали в студии деревья и пещеры, заросли и чуланы.
Танцы если и допускались, то редко, поэтому женщины танцевали в лесу, где никто не мог их видеть, а также в подвалах или по пути к мусорному баку. Украшения сразу же становились поводом для подозрений. Полное радости тело, как и веселое платье, повышало угрозу сексуального оскорбления или насилия. Даже одежду нельзя было назвать своей собственностью.
Это было время, когда измывавшихся над своими детьми родителей называли просто «строгими», когда душевные терзания женщин, переносивших смертельные оскорбления, именовались "нервными расстройствами", когда «приличными» считались женщины и девушки, туго перетянутые корсетами, крепкой уздой и плотным намордником, а «распутницами» – те, кому удавалось хотя бы на мгновение выскользнуть из ошейника.
Подобно множеству женщин до и после меня, я тоже вела фальшивую жизнь переодетого существа. Как и все мои сестры, я чинно балансировала на каблуках, а в церковь надевала платье и шляпку. И все же мой легендарный хвост нередко высовывался из-под подола, а уши так прядали, что шляпка в лучшем случае сползала на глаза, но случалось – и отлетала в угол комнаты.
Источниками понимания становятся сказки, мифы и легенды. Они обостряют наше зрение до такой степени, что мы можем увидеть путь, оставленный первозданной природой, и направиться по нему. Сохранившиеся в этих историях указания подтверждают, что путь не исчез, что он по-прежнему ведет женщину все дальше и глубже – к самопостижению. Следы, по которым все мы пойдем, оставлены архетипом Первозданной Женщины, врожденного инстинктивного Я.
Когда женщина слышит эти слова, старинная, древняя память просыпается в ней и возвращается к жизни. Это – воспоминание о нашем полном, неоспоримом и окончательном родстве с первобытной женственностью; эта связь могла уже давно стать совершенно непонятной, призрачной от забвения, могла быть погребена под толщей домашнего быта, объявлена вне закона окружающей культурой. Мы могли позабыть Ее имена, мы можем не откликаться на Ее зов, но мы помним Ее всем телом и тоскуем по Ней, мы знаем, что Она принадлежит нам, а мы – Ей.
Именно в этой основополагающей, стихийной и важнейшей форме взаимоотношений мы родились, именно от нее произошла наша сущность. Во чреве архетипа Первозданной Женщины кроются начала определяемого по женской линии бытия. Временами мы ощущаем это, и даже мимолетное чувство заставляет нас сходить с ума от желания его возродить.
У некоторых женщин этот животворный "привкус дикости" возникает во время беременности, при кормлении младенца, при изменениях в себе самой в процессе воспитания ребенка или при возникновении таких любовных отношений, которые похожи на посещения любимого сада.
Укрепляя свои взаимоотношения с первозданной природой, женщина получает в дар:
• извечного внутреннего наблюдателя,
• мудреца, мечтателя,
• провидца,
• художника,
• виртуоза интуиции,
• созидателя,
• творца,
• изобретателя,
• слушателя, который направляет, дает советы и способствует кипучей жизни во внутреннем и внешнем мирах.
Когда женщина соприкасается с Первозданностью, это становится видимым, словно свечение изнутри. Теперь, независимо от обстоятельств, ее внешнюю и внутреннюю жизнь поддерживает этот первозданный учитель, первозданная мать, первозданный наставник.
Утрачивая связь с этой инстинктивной душой, мы живем только наполовину, и образы и силы, естественные для женщины, не получают полного развития. Отрезанная от своего главного источника, женщина приобретает стерильную благопристойность, но утрачивает свои инстинкты и природные жизненные циклы, попадает под власть общества, интеллекта и эго – собственных или чужих.
Первозданная Женщина – здоровье всех женщин. Без нее женская психология лишается смысла. Эта дикарка – прототип женственности; она не зависит ни от культуры, ни от эпохи, ни от общественного устройства. Меняются ее циклы, ее символы и олицетворения, неизменна лишь сущность: Она. Она – то, что она есть. Она сохраняет свою целостность.
Она – энергия, которая протекает через женщин. Если их притесняют, она устремляется вверх. Если женщины свободны, она тоже свободна. К счастью, сколько бы ее ни подавляли – она снова вырывается на волю, сколько бы ни запрещали, угнетали, пресекали, ослабляли, мучили, обзывали ненадежной, опасной, безумной, каким бы еще унижениям ни подвергали, – она всегда пробивается на поверхность; даже самая кроткая, самая сдержанная женщина таит в себе сокровенный уголок для Первозданной Женщины.
И у самой угнетенной женщины есть своя тайная жизнь, и ей присущи тайные мысли и тайные чувства, дикие и буйные – то есть естественные. Даже самая порабощенная и загнанная в угол женщина оберегает обитель своей дикой самости, ибо интуитивно знает, что однажды возникнет лазейка, отверстие, шанс – и она бросится наутек.
Как выглядят окрашенные ощущениями симптомы нарушенных взаимоотношений с этой первозданной силой души? Ниже описаны те признаки мышления, чувств и действий, которые указывают на серьезные нарушения или полную потерю связи с глубинной, инстинктивной душой.
Если пользоваться сугубо женским языком, то это звучит так:
• я ощущаю себя чрезвычайно истощенной, утомленной, неустойчивой, подавленной, растерянной, заезженной, загнанной, бесчувственной. Я ощущаю себя испуганной, хрупкой, слабой; виноватой, вечно сердитой или раздраженной; бездушной, никчемной, увязшей, зажатой, помешанной; не чувствую ни вдохновения, ни воодушевления, ни смысла.
• Ощущаю себя бессильной, постоянно сомневающейся, колеблющейся, зашедшей в тупик, неспособной пробиться; чувствую, что отдаю все свои творческие силы другим, выбираю таких мужчин, работу или друзей, которые высасывают из меня все соки; страдаю от разрушения собственных жизненных циклов. Ощущаю, что слишком закрыта, инертна, неуверенна, нерешительна, неспособна управлять собой или ставить пределы.
• Не умею держать собственный темп, страдаю от застенчивости, отдаляюсь от своего Бога (или Богов), не нахожу пути к собственному возрождению, глубоко погрязла в быту, в интеллектуальных дебрях, работе или инерции, – поскольку это самые безопасные места для того, кто утратил инстинкты.
• Боюсь рискнуть быть собой или раскрыть себя, боюсь искать наставника, мать, отца, боюсь обнародовать свое несовершенное произведение, пока оно не стало шедевром, боюсь отправиться в путь, боюсь любить другого или других, боюсь, что кто-то свалится мне на голову или исчезнет неизвестно куда; трепещу перед власть имущими, испытываю упадок сил перед началом творческого проекта, унижение, тоску, оцепенение, тревогу.
• Боюсь дать сдачи, когда не остается другого выхода, боюсь испытать новое, боюсь встать в полный рост, боюсь высказаться, выступить против; испытываю боль в животе, тошноту, изжогу, резь под ложечкой, удушье, склонна слишком легко сдаваться или уступать, мстительна.
• Боюсь остановки, боюсь действия, привыкла неоднократно считать до трех и так и не начинать; страдаю самомнением, раздвоением чувств – и в то же время имею все способности и возможности для того, чтобы действовать.
Все эти недостатки не являются болезнью какой-то одной эпохи или столетия – они превратились в эпидемию, которая поражает женщин в любое время и в любом месте, где их притесняют, где их дикая природа оказалась в западне.
Воссоединиться с инстинктивной природой не означает полностью переделать себя, заменить левое на правое, черное на белое, переместить запад на восток, сделаться безумной или необузданной. Это не означает, что женщина полностью отбрасывает свою принадлежность социуму или становится менее человечной. Нет, совсем наоборот: первозданная природа вносит в жизнь женщины подлинную целостность.
Что это такое?
• Это умение определить свою территорию, найти свою стаю;
• пребывать в своем теле с полным пониманием его и с гордостью, независимо от его совершенств и ограничений;
• способность действовать и высказываться от своего имени, сохранять бдительность и внимательность;