Полная версия
Философия Древнего Китая: теория существования сил «инь» и «ян». Научное исследование
Согласно вышеприведенному пассажу, смена династий точно так же соответствует естественной смене элементов. Так, Земля, силой которой правил Желтый Император, сменилась Деревом династии Ся. Дерево было побеждено Металлом династии Шан, Металл – Огнем династии Чжоу, а Огонь, в свою очередь, будет побежден Водой династии, что придет на смену Чжоу. Воду этой династии вновь одолеет Земля следующей. Тогда цикл завершится.
Теория «пяти элементов» говорила лишь о структуре космоса, но не объясняла происхождение мира. Этим занималась теория «инь и ян».
Иероглиф ян изначально означал «свет солнца», относящееся к солнцу и свету, а иероглиф инь – отсутствие солнца, тень или темноту. Позднее ян и инь стали считаться космическими принципами, или силами, представляющими соответственно мужское начало, активность, жару, свет, сухость, твердость и женское начало, пассивность, холод, темноту, влагу, мягкость и т. д. Взаимодействие этих двух первопринципов порождает все космические феномены. Эта концепция доминировала в китайских космо – логических спекуляциях вплоть до недавнего времени. Упоминание о ней появляется уже в «Го юй» («Речи царств»), памятнике, составленном в IV или III вв. до н. э. В этом историческом сочинении зафиксировано, что ко – гда в 780 г. до н. э. произошло землетрясение, один ученый того времени объяснил это так: «Когда ян сокрыто и не может вырваться, а инь подавле – но и не может выйти, случаются землетрясения» («Чжоу юй», I, 10).
15
Позднее теория «инь-ян» стала связываться преимущественно с
«Книгой перемен». Изначальный слой ее текста состоит из восьми три —
грамм, каждая из которых представляет собой комбинацию прямых или
разорванных линий.
Соединение этих Тиграм попарно дают шестьдесят четыре комби —
нации и т.д., так называемые шестьдесят четыре гексаграммы. Изначаль —
ный текст «Книги перемен» состоит из этих гексаграмм и описаний их
предполагаемого символического значения.
По традиции, восемь триграмм изобрел Фу Си, первый легендар —
ный правитель Китая, живший еще до Желтого Императора. Некоторые
ученые полагали, что Фу Си сам составил из восьми триграмм шестьдесят
четыре гексаграммы, другие же считали, что это сделал Вэнь-ван в XII в.
до н. э. Комментарии к гексаграммам в целом и к яо (отдельным чертам)
были написаны, по одной версии, Вэнь-ваном. По другой же, комментарии
к гексаграммам написал Вэнь-ван, а к отдельным чертам – Чжоу-гун, про —
славленный сын Вэнь-вана. Вне зависимости от своей правдоподобности,
подобная концепция свидетельствует о той важности, которую китайцы
придавали восьми триграммам и шестидесяти четырем гексаграммам.
Современная наука выдвинула гипотезу, что триграммы и гекса —
граммы были изобретены в начале правления Чжоу как имитация трещин,
возникающих на панцирях черепахи и костях при гадании, практиковав —
шемся при династии Шан (1766—1123 гг. до н. э.), предшествовавшей Чжоу-
.В начале Чжоу на смену пришел другой метод гадания, при котором тасо – вались стебли растений – тысячелистника – так, чтобы получались различ – ные комбинации и даже числа. Этих комбинаций было определенное коли – чество, что позволяло толковать их по установленным формулам. Ныне считается, что непрерванные и прерванные (т. е. нечетные и четные) линии триграмм и гексаграмм представляли собой графическое выражение этих комбинаций. Так, гадатель, перетасовывая стебли тысячелистника, мог по – лучить определенную линию или несколько линий, а затем, читая коммен – тарий к «Книге перемен», дать ответ на вопрос.
16
Таково происхождение «Книги перемен», объясняющее ее название
– речь идет об изменяющихся комбинациях черт. Впоследствии появились дополнительные толкования «Книги перемен» – нравственные, метафизи – ческие и космологические. Они были созданы в конце Чжоу – начале Хань и носят название «Десяти крыльев».
Другая важная идея «Десяти крыльев» – кроме концепции «инь-ян»
– о числах. Поскольку гадание считалось древним способом открытия тайн космоса, а гадание на стеблях тысячелистника строилось на сочетании ме – няющихся чисел, неудивительно, что неизвестные авторы «Крыльев» пола —
гали, что тайна космоса заключена в числах. Поэтому, числа ян всегда не – четные, а числа инь – четные. В «Крыльях» (III) мы читаем: «Число Неба [ян] – один, число Земли – два; число Неба – три; число Земли – четыре; число Неба – пять, число Земли – шесть; число Неба – семь, число Земли – восемь; число Неба – девять, число Земли – десять. Числа Неба и числа Земли соответствуют и дополняют друг друга. Числа Неба [составленные вместе] – двадцать пять, числа Земли [составленные вместе] – тридцать, числа Неба и Земли [составленные вместе] – пятьдесят пять. В этих числах заключены развитие и тайна космоса».
Позднее школа «инь-ян» пыталась с помощью чисел связать инь к ян с пятью элементами. Так, она утверждала, что единица – число Неба – порождает Воду, а шесть – число Земли – завершает ее. Два – число Земли
– порождает Огонь, а семь – число Неба – завершает его. Три – число Неба
– порождает Дерево, а восемь – число Земли – завершает его. Четыре – число Земли, порождает Металл, а девять – число Неба – завершает его. Пять – число Неба – порождает Землю, а десять – число Земли – завершает
ее. Так, один, два, три, четыре и пять являются числами, которые порож – дают пять элементов, а шесть семь, восемь, девять и десять завершают их. Все это удивительным образом напоминает теории пифагорейцев Древней Греции. Как сообщает Диоген Лаэртский, «четыре элемента» греческой философии – Огонь, Вода, Земля и Воздух, – они считали происходящими, хотя и не непосредственно, от чисел.
17
«Книге Перемен» И-Цзин 5. «Книга перемен» является одной из самых яв – ных и влиятельных канонов древности. Она о сих пор притягивает взгляды к себе и интерес несмотря на то что прошло несколько тысяч лет со време – ни его появления. Главная идея классической книги Китая – это идея изме – нивости. Эта идея была взята из наблюдений за сменой ночи и дня. И сама «Книга перемен – это эпопея взаимодействия света и тьмы. На основе этого было построено система гадания о деятельности человека: «идет ли эта де —
5 И-Цзин: древняя китайская «Книга перемен». – М., 2002.-560с.
18
ятельность вразрез с ходом мирового свершения, или она гармонично включается в мир, т.е. несет ли она несчастье или счастье.
В «Книге перемен» представлена система, которая состоит из 64 символов, каждый из которых выражает ту или иную жизненную ситуацию во времени с точки зрения ее постепенного развития.
В «Книге перемен» представлены триграммы и гексаграммы. ТРИГРАММЫ (по-китайски ба-гуа, по-вьетнамски бат-куай, по-
маньчжурски яксинь) – мантико-философская система древнекитайской протописьменности из 8-и знаков (гуа). Триграммы активно используются конфуцианством (жу-цзяо), меньше даосизмом (даоцзяо) и лишь отчасти китайским буддизмом (фоцзяо; в основном школой Чжэньянь). Триграммы были известны народам, попавшим в орбиту китайской цивилизации – как древних (тангуты, чжурчжэни, кидани), так и современных (вьетнамцы, японцы, монголы, корейцы, маньчжуры и др.). Каждый гуд состоит из трех черт (сяо) двух видов – сплошной и прерванной. Все 8 символов соотносят – ся с целым ассоциативным рядом свойств и образов (см. табл. 1). Вопреки нормам китайского письма триграммы пишутся снизу вверх («от земли») Очевидно триграммами передавались целые фразы, что сближает эти знаки с «пословичным письмом» (затц-шрифтом).
Таблица 1 – Треглавы
19
Вполне возможно, что триграммы тесно связаны с системой манти – ческих цифр, которые обозначаются горизонтальными или вертикальными линиями (ср. с обозначением чисел у майя). Мантические числа появляют —
ся в Древнем Китае в 1000 до н.э., и лишь ок. 200 до н.э. их сменила новая
иероглифическая система счисления (см. Китайское письмо). Не исключе —
но, что триграммы восходят к трещинам на бараньих лопатках (бу) и во —
локнам тысячелистника (ши), по которым гадали предки китайцев эпохи
Шан-Инь и Чжоу. Геометрические знаки произошли от «бу» а числовая
символика от «ши».
Система Тигром основана на принципах извечного дуализма (инь-
ян) и натурфилософии. Целая черта (ян) – светлое, активное, мужское нача – ло, а прерванная (инь) – темное, пассивное, женское. Триграммы – универ – сальные первоэлементы, вокруг которых вращается тьма вещей (возможно, целая и прерванная линии – это всего лишь примитивные ответы оракула —
тается главной: она, как замковый камень, сцепляет собой пассивную мно —
жественность. Главное не форма знака, а его местоположение и взаимо —
связь с другими символами.
По преданию, триграммы изобрел полумифический император Ки —
тая Фу-Си, или Бао-Сиши. Имя его означает «Устроивший облаву на жерт – венных животных». Китайцы верят, что Вэнь-Ван, Чжоу-Гун и Конфуций, наложив триграммы друг на друга, создали 64 гексаграмм (люшисы-гуа) и 384 черт-сяо. Они же якобы создали «И-Цзин» (Книгу Перемен), или «Чжоу-И». Это один из древнейших памятников китайской литературы, уступающий разве что «Ши-Цзин» (Книге Песен). Когда в эпоху Цинь
20
сжигали книги, «И-Цзин» уцелела, поскольку имела практическое (гада – тельное) применение.
«И-Цзин» сложилась на материале земледельческого фольклора на территории уделов Цзинь или Цинь в Западном Китае между 8 и 7 вв. до н. э. Со временем развилась большая школа ицзиноведения (и-сюэ). К «Книге Перемен» были составлены обширные комментарии.
Таблица 2 – Соотношение черт гексаграмм с другими элементами
«Ши-И» (10 крыльев), из которых наиболее интересен «Сицы-Чжу —
ань“ (Традиция афоризмов). Вот одна из цитат оттуда: „У Перемен есть
Великий Предел Тай-Ди. Они порождают два облика, два облика – четыре
образа, четыре образа – 8 триграмм, которые определяют Судьбу. Послед —
няя же формирует Великое Дело».
Китайцы усовершенствовали древнюю систему предсказаний, со —
здав гибкий и в то же время хитросплетенный аппарат из 64-х символов. Они придали гексаграммам динамику, так что можно было проследить превращение вещи в свою противоположность и обратно. Каждая из 64-х люшисы-гуа выражает определенную жизненную ситуацию во времени с
точки зрения ее постепенного развития. Согласно натурфилософским по —
строениям, предсказания могут осуществляться сразу на нескольких взаи —
мосвязанных уровнях – космическом, социальном и внутричеловеческом.
«И-Цзин» оказала огромное влияние на китайскую культуру (мате —
матику, политику, стратегию, теорию живописи и музыки, орнаментали —
стику). Триграммы и мантические числа очевидно послужили базой по —
строения системы корейского национального алфавита «онмун» (ба-гуа
21
помещены на государственный флаг Южной Кореи, а также одна из них была на флаге Южного Вьетнама). Сравните также доктрину японского империализма времен второй мировой войны Хокку ти-у («Восемь углов под одной крышей»).
Каждая гексаграмма – развертывание хронологического процесса слияния и разделения Света и Тьмы, Добра и Зла. Этот процесс идет двумя волнами, где две высшие точки – это 2 (внутреннее) и 5 (внешнее). В тео – рии «И-Цзин» постоянно идет взаимотяготение Света и Тьмы, а малое управляет большим, как например, теневая черта в гексаграмме Каждая гексаграмма может рассматриваться как сочетание двух триграмм. А ино – гда гексаграммы разбиваются на две взаимопроникающие триграммы (окраинные черты при этом отбрасывают).
В основной текст «И-Цзин» входят следующие составные части: а. Название гексаграмм (гуа-мин). б. Гадательная формула, выраженная четырьмя терминами качества
(сыдэ): юань – начало; хэн – проницание, развитие; ли – благоприятность, определение; чжэн – стойкость, бытие. Эти термины могут и отсутствовать при гексаграммах. в. Афоризмы к гексаграммам (гуа-цы). Иногда включают в себя 4 качества
или одно из четырех основных гадательных предсказаний (счастье, несча – стье, раскаяние, сожаление). г. Афоризмы к отдельным чертам (яо-цы).
д. Различные комментарии и толкования. Ниже приведены названия гексаграмм:
– Цянь – Творчество
– Кунь – Исполнение
– Чжуань – Начальная трудность
– Мын – Недоразвитость. Свершение
– Сюй – Необходимость ждать
– Сун – Тяжба
– Ши – Войско
22
– Би – Приближение
– Сяо-чу – Воспитание малым. Свершение
– Ли – Наступление
– Тай – Рассвет
– Пи – Упадок
– Тун-жэнь – Родня
– Да-ю – Владение многим
– Цянь – Смирение. Свершение
– Юй – Вольность
– Суй – Доследование
– Гу – Исправление
– Линь – Посещение
– Гуань – Созерцание
– Ши-хо – Стиснутые зубы
– Би – Убранство
– Бо – Разорение
– Фу – Возврат
– У-ван – Беспорочность
– Да-чу
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.