bannerbanner
Постижение Китая: начало пути
Постижение Китая: начало пути

Полная версия

Постижение Китая: начало пути

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Главная заслуга Конфуция – стремление совместить государственность и человечность, понимаемые в духе восточных традиций и осуществить это с помощью ритуализированного этикета. Это воспитывало у китайцев уважительное отношение к семье, клану, предкам. Проповедуя сыновью добродетель, почитание родителей и людей, достигших старшего возраста, он считал главным сохранение семейных устоев. Семья становилась связующим звеном в строго организованном, иерархически построенном обществе. Он говорил: «Государство – это большая семья, где император – заботливый отец, чиновники – старшие братья, народ – дети. А обычная семья – это маленькое государство».

Также он представил идеал совершенного человека (благородного мужа) – цзюнь-цзы (сын правителя), который должен обладать двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга, быть безразличным к еде, жизненным удобствам, богатству. Долг, по Конфуцию, это моральная обязанность, которую гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на самого себя. Идеальный человек противостоит «человеку низкому». Первый следует долгу и закону, требователен к себе, ему можно доверять: он не подведет ни словом, ни делом. Свои чувства человек должен выражать раз и навсегда установленным образом, и тогда он перестанет быть рабом собственных страстей. Конфуций доказывал, что самовоспитание человека нацелено на достижение гармонии между личными желаниями и желаниями, интересами общества. Главное, чтобы они не противоречили друг другу. Только так можно достичь высшей цели и гармонию в обществе.

В своё время правители с недоверием относились к странному высокому (1м 80 см) человеку в маленькой шапочке и непривычно простом платье, который пытался наставлять их в делах государственного управления. Много лет ходил он из княжества в княжество, окруженный учениками, которых становилось все больше и больше. Терпел лишения, голодал, не раз нависала от коварных сановников угроза над самой его жизнью. Он так и не получил соответствующую его знаниям, опыту, талантам должность и вернулся на родину. Подводя итоги своей жизни, Конфуций написал историческую хронику своего княжества Чун цю. В 479 году он сказал ученикам: «Пришёл к концу мой путь». Скончался Великий Учитель на 73 году жизни.

Только во времена династии Хань во II в. до н.э. (206 до н.э. – 220 н.э.), когда Китай был окончательно объединен, конфуцианцы, знающие и понимающие, как успешно направить деятельность государства и общества, заняли ведущие посты на государственной службе и добились высокого положения в обществе, конфуцианское учение получило широкое распространение и стало ведущей идеологией китайского государства. Для получения поста на государственной службе требовалось знать наизусть его труды и писать сочинения на заданную тему, обильно цитируя конфуцианский канон.

Сегодня в Китае его называют Учителем десяти тысяч поколений. На долгие века он задал вектор культурно-исторического развития Китая. Великий мыслитель древности, посвятил свою жизнь созданию системы этических правил, способствующих процветанию государства. Через две тысячи лет после кончины Конфуция берегов Китая достигли португальские корабли. Постепенно, с XVI века, Европа стала знакомиться с новой для себя культурой. Всплеск интереса к древнекитайской философской мысли приходится на эпоху французских просветителей, особенно в трудах идейного вождя западного просвещения Франсуа Вольтера. Нравственные основы конфуцианства оказались близки европейскому гуманизму. А в России одним из самых знаменитых почитателей стал великий русский писатель Л.Н. Толстой.

В наши дни идеи Конфуция вновь необычайно популярны в Китае. Западные исследователи рассматривают учение Конфуция как одну из основ дальневосточного экономического чуда, полагая, что именно конфуцианская трудовая этика – конфуцианское стремление покорно выполнять указания начальства, пока те разумны и справедливы, помогли Японии, Южной Корее, Сингапуру, а теперь и Китаю добиться поразительных успехов в экономическом строительстве. Некоторые американские и европейские экономисты, например, стремятся привить «конфуцианские трудовые ценности» в качестве корпоративной культуры западному обществу, полагая, что это поможет в грядущем соперничестве Дальнего Востока и Запада.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2