bannerbanner
Апостолы Петр и Павел
Апостолы Петр и Павел

Полная версия

Апостолы Петр и Павел

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
7 из 7

Можно ли говорить о том, что избрание Матфия было исключительно человеческим деянием, тогда как Божественная воля определила на место двенадцатого апостола другое лицо? Автор книги Деяний так не считает. Напротив, он описывает это избрание как действие, в котором принимают участие и Бог, и люди. Апостолы не просто назначили нового человека на место отпавшего: они сначала выбрали двоих, потом вознесли молитву Богу и затем бросили жребий, чтобы возможность человеческого вмешательства в Божий Промысл была минимизирована. Апостольская община делала свои первые самостоятельные шаги, и для ее членов важнейшей задачей было научиться руководствоваться действием Святого Духа, а не собственной человеческой волей.

Что же касается Петра, то в качестве главы апостольской общины он не избирается ни жребием, ни каким-либо иным способом. Напротив, с самого начала его авторитет признается всей общиной. Это, безусловно, связано с тем, что на первое место в общине апостолов его поставил Сам Христос.

Сошествие Святого Духа на апостолов

На Тайной Вечере Иисус обещал ученикам, что пошлет им вместо Себя Святого Духа, Который наставит их на всякую истину. Это событие произошло в Иерусалиме в праздник Пятидесятницы, который совершается на пятидесятый день после Пасхи. Он был установлен в память о том, как после исхода евреев из Египта Бог призвал Моисея на гору Синай и даровал через него еврейскому народу законодательство, включая десять заповедей.

На праздник Пятидесятницы, как и на другие большие праздники, в Иерусалим стекались многочисленные паломники со всех концов Палестины и из диаспоры. Кульминацией празднования было торжественное жертвоприношение в Иерусалимском храме, совершаемое в соответствии с четко прописанным ритуалом.


Сошествие Святого Духа на апостолов. Мозаика. Собор Рождества Богородицы, Монреале, Италия. XIII в.


Событие, о котором повествует книга Деяний, произошло в тот момент, когда Иерусалим был заполнен паломниками из разных стран, а члены христианской общины были собраны в одном месте: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках…»

В Иерусалиме в этот момент находились иудеи из разных частей света. И вот, каждый слышал апостолов говорящими на своем родном языке. Люди изумлялись и спрашивали:

– Эти говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились:

Люди недоумевали и спрашивали друг друга:

– Что это значит?

А некоторые, насмехаясь, говорили:

– Они напились сладкого вина.

«Сладким» называли молодое вино, которое отличалось особыми пьянящими свойствами. Но Пятидесятница – весенний праздник, до сбора урожая еще далеко. Да и третий час дня (по нашему счету, около девяти утра) – не то время суток, когда люди могут напиться допьяна. На это и указал Петр, начиная свою речь:

– Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут. И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна – в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется».

Длинная цитата из Ветхого Завета является прологом к тому, что Петр намеревается сказать далее. Главная тема его речи – рассказ об Иисусе Христе:

– Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

«Синоптическими» называют три Евангелия – от Матфея, Марка и Луки, поскольку в их Евангелиях много сходного текстуального материала. Соответственно, самих этих евангелистов называют «синоптиками» (букв. «совместно смотрящими»).

2

Греческий духовный писатель конца IV – начала V века, архиепископ Константинопольский, автор полных толкований на Евангелия от Матфея и Иоанна.

3

Латинский духовный писатель конца IV – начала V века, епископ Иппонский, автор многих книг, в том числе трактата «О согласии евангелистов».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
7 из 7

Другие книги автора