Полная версия
Бог, человек, животное, машина. Поиски смысла в расколдованном мире
Хотя метафора компьютера должна была освободить нас от метафизического понятия души и всего запутанного наследия дуалистической традиции, противопоставлявшей разум и тело, ей не удалось полностью уничтожить различение res extensa и res cogitans, которое Декарт ввел в философию. Вопреки тому, что кибернетики постарались вычистить из своей дисциплины любой намек на субъективность, душа то и дело вновь проскальзывает в наши рассуждения о разуме. Распространенное представление о том, что разум – это «софт», запущенный на «железе» мозга, само по себе пример того же дуалистического мышления. Согласно этой теории, материя мозга – это физическая основа (вроде жесткого диска компьютера), где происходит вся грубая механическая работа. Разум же – это информационная система: алгоритм, набор инструкций, осуществляющихся через работу «железа», своего рода структурное качество мозга. Сторонники этой метафоры любят указывать, что она вполне материалистична: разум не может существовать вне мозга, он привязан к чему-то физическому – и им же производится. Однако эта метафора так популярна скорее потому, что возвращает картезианское допущение, будто разум – это нечто, не сводящееся к физической реальности. Философ Хилари Патнэм как-то высказался о метафоре «разум-как-программное-обеспечение» с самодовольством человека, придумавшего, как и рыбку съесть, и косточкой не подавиться. «Мы получили то, что всегда хотели: автономную ментальную жизнь, – пишет он в статье „Философия и наша ментальная жизнь“. – И для этого нам не требуются никакие тайны, никакие сверхъестественные силы, никакой elan vital»[12].
Возможно, мы запрограммированы на то, чтобы рассматривать наш разум как нечто отдельное от тела. Британский философ Дэвид Папино утверждал: все мы обладаем «интуицией отдельности» – сильным и, вероятно, врожденным ощущением, что наш разум не вполне принадлежит физической реальности, выходит за ее рамки. Это представление часто проявляет себя косвенно, на уровне языка. Даже философы и нейробиологи, которые исповедуют самые жесткие и редукционистские формы физикализма, часто используют терминологию, не соответствующую их взглядам. Они говорят о том, как мозг «порождает», «генерирует» или «производит» сознание, будто это некая субстанция, отдельная от мозга, как дым отделен от огня. «Если бы они и правда верили, что состояния сознания – то же, что состояния мозга, – пишет Папино, – то не говорили бы, что одно из них „порождает“ или „производит“ другое либо что одно „сопровождает“ другое или „коррелирует“ с ним».
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом / пер. С. Я. Шейнман-Топштейн // Декарт Р. Собр. соч. в 2 томах. М.: Институт философии АН СССР – Издательство «Мысль», 1989. С. 22. – Здесь и далее прим. переводчика, если не указано иное.
2
Там же.
3
Пер. А. Парина.
4
Принадлежит компании Meta, запрещенной в РФ и признанной экстремистской организацией. – Прим. ред.
5
Юм Д. Естественная история религии. // Сочинения в 2 т. Т. 2 / Пер. с англ. С. И. Церетели. М.: Мысль, 1996. С. 324.
6
Вероятная отсылка к суждениям философов-материалистов XIX века, ср.: «Как печень выделяет желчь, так и мозг выделяет мысль» (Карл Фохт). – Прим. ред.
7
Быт. 1:26 (здесь и далее библейские цитаты приводятся по Синодальному переводу).
8
Августин А. О Троице / пер. с лат. А. А. Тащиана. М.: Рипол-классик, 2017. С. 305.
9
Чалмерс Д. Навстречу проблеме сознания / пер. Н. Воронова // Историко-философский альманах. 2010. Вып. 3. С. 333.
10
Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского. М.: Академический проект, 2020. С. 495.
11
Лейбниц Г. В. Монадология / пер. с фр. В. Преображенского, Ю. Бартнева. М.: Рипол-классик, 2020. С. 166–167.
12
Жизненный принцип (фр.). См. ниже главу «Метонимия».