Полная версия
Голос в трамвае
Голос в трамвае
Надежда Князева
Художник Илья Коровкин
Фотограф Ольга Леванова
© Надежда Князева, 2024
© Ольга Леванова, фотографии, 2024
ISBN 978-5-0064-8513-6
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Невыносимость конкретики
верлибры
«апрель – бумажный кораблик…»
апрель – бумажный корабликиз листа в клеточкувыдранного из середины веснывеснушки мать-и-мачехи на смуглой обочинепервый стук подошв по твёрдому асфальтуживая стена ледоходаволнение большой водывышедшей из себяв апреле каждая почкамногообещающе остроконечнакаждая завязьманяще остросюжетнаони остриями смотрят тебе в лицовдыхаешь смолу и надеждубоишься им веритьне выдыхаешьапрель – будто все приготовились к праздникуукрасили улицы кружевома ты забыл выучить стихи стыдно признатьсяно уже на подмосткахнабираешь в грудь воздухавоздухакислинку зеленого воздухаи вместо словвдруг с перепугуначинаешьцвестиТополиный латте
Запах кофе вкуснее, чем собственно кофе.Запах предчувствия.В семейном кафе у работызвенит колокольчик на входе.Время обеда.Повар учит невесту пользоваться кофемашиной,приобнимая за пояс свободной рукой.Сегодня в меню латте с тополиным сиропом.Хозяйка в жёлтом и летнемпорхает меж кассой и грилем.Сестра её за барной стойкой ест суп,держит подмышкой младенца.Ложка над ним плавает, словно лодка.От берега к берегу.Младенец следит заворожённо и сонно.Пенсионеры за столиком справабеседуют о политике и огороде.Окна открыты,звуки улицы льются вовнутрь,музыка льется наружу.Девочка с латте выходитчерез дверь с колокольчиком,мимо таблички «выдох»в юное тополиное лето.Тонкий силуэт растворяется в свете и зелени.Пушинки медленно кружатся по следам.Пахнет большой водой.«Ровно в полночь…»
Ровно в полночьзачат новый день.Во тьме,как и полагается таинству.Он пока предстаёткак абсолютное чёрное тело,первозданное отсутствие светавнутри цилиндра фокусника,квадрат Казимира,не знающий страхабелого листа.Из его теплой, влажной глубинысначала проступают звуки:шк-шк-шк-шк-шк.Это зелёные школьники-кузнечикишуршат карандашами,штрихуют нарастающее утро,липовый цвет и травупод босыми ногамииюля.«В городском эпицентре – фонтан…»
В городском эпицентре – фонтан,длительный взрыв восторга в безопасной среде,броуновское движение детей,поднимающих в воздухзвонкий шум,стеклярус брызг,птиц сизокрылые облака.городская сумасшедшаяв образе аллышествует мимо, как каравелла,гордо встряхивая рыжими кудрями.дети бегут за ней стайкой,струйки смеха брызгают из ушей.оглянется – фррр врассыпную.эй, воробьи, кричит она.не обижается.собака виляет хвостом,провожая взглядомулетающий шар,а может быть, что-то ещё,что видимо толькодетям,собакам,птицами сумасшедшим«Платье…»
Платьетканевый колоколбесшумно звенит на тебезапахом сонной водытвердит очертания телагулкого языкавнутри его лёгкого куполас каждым шагом на понижение днавсё больше в тебе от медузыпреломляясь на стыке стихийрасходишься круглыми волнамивсе мы вошли в эту водучтобы выйти инымиосторожнохолодные ключи бьют [набат]в теплой ладони озера«садился за стол…»
садился за столс легким чувством городабрал вилку (нет) ложку (нет) ручку (нет)открывал окно вордавпускал в комнату белый ветерслева словасправа словавдохни не дышидвенадцать пар (ребер) строкрентгенограмма сознаниявыходил из-за столас легким чувством городавнутри«утреннюю чашку кофе…»
утреннюю чашку кофеставишь на следот вчерашней утренней чашки.если круговые следывзгромоздить друг на другадень за днём,получится башня,в которой ты заточён.ну, не тупи,заточи печеньку.доброе утро,рапунцель.ягоды вызревшие без солнца
дети выросшие без любви
на вид успешные спелые смелые
мы всего добились сами
с нами не церемонились
просто берёшь и делаешь
берёшь и делаешь
а внутри у каждого
ни теплоты ни сладости
горечь
подгнившая сердцевина
«Если долго повторять слово вслух…»
Если долго повторять слово вслух,из него улетает смысл,оставляя его пустым,как розовая внутренность ракушки,как круги на полях,как имя того,с которым не был знаком.На морозе слово становится зримым,обрастает иголками инея,скачет звонкой монеткой,прежде чем рассыпаться в пыль.Во рту слово живет подобно моллюску,растёт, заполняя собой пространство,и лишь ощутив его тесноту,переползает искать новое жильё,подходящуюушную раковину.«Поезд – это процесс…»
Поезд – это процесс.Каплей людского потокаВтекая под крышу вокзала,Перестаешь ощущать город ногами.Балансируешь между пунктами А и БПунктирной линией,Как электрон, находящийся в любой точке атома.Слышишь гулкие голоса,Предсказывающие будущее:Отправляется с третьего путиСо второй платформыПункты А и БГрелись на трубе тепловоза.А уже упала,Б на грани исчезновения.Кто же, кто ещё кроме тебяКто же, кто ещё если не тыПровожающим просьба покинуть вагон.Голос в трамвае
Когда я вырастуили меня не станет(в этом случае все равно) —я хотел бы стать голосом,объявляющим трамвайные остановкииз шипящих динамиковнад узкими створками.Этим мудрым, вежливымдикторским баритоном,что не выходит за пределыгородского кольца,не диктует, как жить,но знает о жизни всё:как вовремя остановиться,притормозить на опасном спуске,как ощутимо трясётна поворотах и стыках.Я буду житьв пустом металлическом теле,где солнце проходит насквозьпыльные стекла,цепляться за жизньдугой токоприемника,ездить по кругу,но знать, где кончаются рельсы.Мимо Покровки,вдоль по Ильинке,дальше,только б звучать,звучатьпартией этой пьесы.пригородное электричество
В автомате пригородных касспродаются билеты без местмомент фатализмаа окажись лишнимбудешь метаться тревожитьсяне находя себе местав жизнипригородное электричествопреобразует энергию в расстояниемедленносорное сеет растениесерые цветы смиренияв глазах пригородных людейтяжёлые двери ведущие в тамбуршумно расходятсягромко целуютсяпопеременно отдаляясьсмыкаются с грохотомснова и снована обеих надпись не прислонятьсячуть поодаль —выхода нетв свистящей тишинежелезное сердце стучитту-тук ту-тук«Поймать закатное красное…»
Поймать закатное красноев зеркало заднего вида —ещё одна из попытокостановить мгновение,сделать хоть что-то,чтобы выдернуть его из небытия.В детстве жалелкаждый ушедший денькак сломанную игрушку,как человека, которым ты былсовсем недавно,ощущая вину за утрату.Раньше думал:запомню это навеки,и оставались какие-то мелочи:обрывок телепрограммыс подчёркнутым фильмомв четырнадцать сорок.Плитка в ванной с рисунком кораблика.Страшные лица на экране ковра.Фарфоровая статуэтка танцовщицыв серванте у родственников.Бабушкина коробкас швейными принадлежностями,ненужная после похорон…Нет, чтобы что-то важное,вроде родного голоса,который уже не услышишь,и даже нет записей.Поэтому снова и сноваставишь фотозарубки,сыплешь крошки стиховна тропу своей памяти,чтобы по нимкогда-то вернутьсяк началу себя.«Если мне снится…»
Если мне снится,значит, поезд нечётный и грохот колёсный,бессонница, ночь, переезд,перестук металлических тел, кастаньеты тревоги,и по крышам покатым идёшь, как сомнамбула,меришь прогалы между вагонами ровные иликак в детстве по плитке бетоннойне ставишь ботинок на стыки,поскольку провалишьсявалишьсяснова проснешьсясо стуком колёсным в грудии холодным дождемна стекле лобовомЕсли мне снится,значит, лестница узкая, черный провал,я пытаюсь сойти по ступеням,они уменьшаются шаютсяне за что браться рукамидаже стены покрашеныв розовый, бежевый, жёлтый,такие цвета не способствуют панике,но запа́сного выхода нет,и приходится снова глядеть в эту бездну,идти ей навстречуЕсли мне снится,значит, новые комнаты,старые сталинки,Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.