bannerbanner
Над небом голубым
Над небом голубым

Полная версия

Над небом голубым

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Петр Вита

Над небом голубым

Вступление. Крах фантастики

Я с детства люблю читать. Чтение распахнуло для меня окно в этот огромный мир. Я читал всё подряд, впитывая знания и эмоции, пропуская непонятные, пока, или неинтересные куски мимо сознания. Читал повести и рассказы, приключения и фантастику, любовные романы и запутанные детективы, стихи и прозу. Читал книги и журналы, переснятые с книг фотографии и перепечатанные на пишущей машинке вручную листы. Читал то, что было разрешено, что официально не одобрялось и что было реально запрещено. Весь этот поток информации, таинственным образом переваривавшийся где-то внутри, и сформировал то что есть, то есть меня.

 Поначалу, предпочтение отдавалось более простой, понятной или эмоциональной литературе, такой как сказки и приключения. Сказки бесценны для детского восприятия. Они закладывают главные базовые жизненные ценности. Нереальное, фантастическое обрамление сюжета в них не главное. Это лишь нерв, эмоциональная оболочка для лучшего и быстрого заглатывания заложенных в ней моральных (нравственных) ценностей, таких как доброта, прощение, упорство в достижении выбранной цели и т.п. Эти ценности довольно банальны, и в потоке жизни мы можем легко пройти мимо них, не зацепив. Завернутые в сказочную оболочку, они не остаются незамеченными, и западая глубоко в душу, постепенно участвуют в формировании личности, делая её лучше.

Ну и приключения. Кто их не любит? Вместе с героями повествования мы проходим все их пути. Плаваем по морям, переживая жесточайшие штормы и нападения свирепых и безжалостных пиратов. Пробираемся по непроходимым заболоченным джунглям и изнываем от жажды в безумно жарких и бескрайних пустынях. Открываем для себя всё великое и чертовски захватывающее многообразие этого мира. Участвуем в коварных интригах королевских дворов или становимся их жертвами и судорожно ищем выход из этих безнадёжных ситуаций. Вместе с героями влюбляемся и защищаем свою чистую любовь. Ищем и находим несметные сокровища давно ушедших могущественных царств. Сражаемся и побеждаем! Как можно не любить такую литературу, особенно в детстве, когда собственный жизненный опыт и кругозор ещё крайне мал, а жажда познания и потребность в ярких эмоциях – огромна?

Затем пришло время фантастики. Любовь и трепетное отношение к этому жанру литературы я пронёс через всю жизнь. Разорвать серые будни, вялое, сонное и предопределённое течение повседневной жизни и заглянуть краем глаза в это влекущее будущее. На это была способна только фантастика. Такие притягательные, таинственные и завораживающие названия: туманность Андромеды, Кассиопеи, Бетельгейзе – волею писателей, ставшие близкими и осязаемыми. Бегущее, летящее вперёд воображение легко рисовало громадные могучие корабли-звездолеты и ослепительные солнца новых миров, леденящие душу столкновения с другой жизнью, с неожидаемой реакцией на контакт и загадочные происшествия в дальнем космосе с непредсказуемыми последствиями. Мир оказался огромным и чрезвычайно разнообразным. Тут переплелись такие удивительные чувства, как опасная, но такая желанная надежда выхода человечества из одиночества в этом холодном беспощадном мире и тревожная непонятность вечной жизни. Тоскливое одиночество заброшенных путников и холод дальнего космоса. Безграничные и пугающие возможности искусственного интеллекта и затаённая надежда на реализацию какой-то смутной, тайной мечты, надежды. В фантастике, мы ничем не ограничены, нам можно всё. В ней мы давно преодолели всевозможные запреты на сверхскоростное перемещение во Вселенной, можем нырять в некое подпространство и тут же выныривать где угодно: на другом краю нашей галактики или в другой, далёкой и таинственной, или, вообще, на краю Вселенной. Как в хорошем спектакле, за удачную постановку ты прощаешь авторам условность декораций, так и в хорошем фантастическом произведении, за свежую идею, неожиданную находку, необычный взгляд или новые ощущения на происходящее действо, прощаешь авторам явные технические или научные ляпы. Необычность и разнообразие взглядов писателей-фантастов на этот мир помогают преодолеть и косность собственного мышления, даря возможность заглянуть в будущее. Фантастика для меня была как дальний ориентир в текущей, достаточно серой жизни.

Так получилось, что я рос вместе с фантастикой. Поначалу наивной и восторженной, затем набиравшей силу и мудрость и, наконец, вступившей в полосу кризисов.

Поначалу, писатели-фантасты пытались реально описать картину будущего. Иногда, особенно там, где будущее просматривалось довольно линейно, это им действительно удавалось. Достаточно было проследить цепочку развития существующей реальности и правильно её интерпретировать и вот, вы заглянули за горизонт.

Таким писателем был Жюль Верн. Для него были приоткрыты подобные направления. Ему нужно было только аккуратно пройтись по их развитию и отследить качественные переходы, которые как раз больше всего и поражают воображение людей. Иногда это удавалось лучше и эти произведения оставались любимыми у читателей на много лет. Иногда – хуже, и большинство таких произведений забылись.

Читая фантастическое произведение, невольно пытаешься мысленно поставить себя на место героев и осмотреться, примерить себя к тому миру. В современной фантастике, эти попытки чаще приводят к разочарованию. Придуманный мир, на поверку, оказывается дырявым, схематичным, нарисованным с чудовищными пробелами. Твои ощущения не соответствуют накопленному жизненному опыту.

Современная фантастика вошла в полосу кризисов. Рисуемая авторами картина будущего мира не вписывается в накопленные знания о мире, в существующую реальность. Раздражает невозможность представить себя в этом мире, вписаться в него. Удручает научно-техническая безграмотность авторов, пришибленность, мелкость действий героев повествования, мелкость целей. Герои одиночки, которые решают судьбы человечества. А мир, на минуточку, к этому времени будет исчисляться сотнями миллиардов, а то и триллионами людей. Одиночки и раньше не играли ключевые роли в жизни общества, а представить это в будущем, когда мир станет сложнее, чем теперь, совершенно невозможно. Раздражает слабость воображения авторов в обрисовке и представлении картин будущего, вопиющее недопонимание того, как будет устроена грядущая жизнь, к чему мы идём и как это будет выглядеть в действительности, что будет главным, а что уйдёт на второстепенные роли.

Этот кризис жанра идет, в основном, от непонимания авторами картины будущего, они его себе реально не представляют. Отсюда вся фантастика стала расползаться на какие-то разнонаправленные куски.

Кто-то переносит фантастические действия в существующую реальность – социальная фантастика.

Кто-то уходит в прошлое, пытаясь его построить заново, с учетом современных знаний, плюс откровенная чертовщина – фэнтези. Какие-то розовые сопли – неоправданная романтизация прошлого, когда только на мечах и стрелах, но имея за спиной (за пазухой) знания будущего.

Или откровенная чернуха – превращение планеты в унылую помойку, жуткие и стремительные болезни, выкашивающие большую часть человечества, ужасающие катастрофы, вынужденное возвращение людей в каменный век – опять же пессимистическая отсылка к прошлому. А ведь жизненный опыт говорит о том, что, не смотря ни на какие проблемы, человечество движется от худшего к лучшему.

Зачастую фантастика стала аморальной – ничему не учит, вообще. Взяли, нарушили один из законов природы, скажем невозможность перемещаться во времени в прошлое или законы сохранения энергии и импульса для прыжков в пространстве или в параллельную реальность. И на протяжении повествования наслаждаются получившимися возможностями. Зачем? Для чего? Даже не попытавшись поставить цели, смакуя, на протяжении повествования, получившиеся запутанные возможности и всё.

Фантастика откровенно топчется на месте. Причина этого в потере ориентиров у авторов. С одной стороны, этому способствуют накопленные человечеством нерешенные проблемы: бытовые и производственные отходы, загрязненность окружающей среды, перенаселенность, голод, нехватка питьевой воды, энергетические проблемы. Если попытаться проследить линейно развитие этих проблем, то ничего хорошего впереди не видно, одна чернуха. С другой стороны, прослеживаются явные спотыки в прежних попытках описания будущего. К примеру, стремительное развитие информационной сферы и связи обесценили целый пласт накопленной литературы, в которой сюжет развивался вокруг несовершенства связи и вычислительных мощностей. Описываемые события, происходящие в далеком космосе, завязаны на эти проблемы. Мы сейчас даже в быту, не затрагивая космос, куда идет самое совершенное оборудование, имеем гораздо более продвинутую технику, чем описывали фантасты для далеких путешествий в далеком будущем. Никто не предсказал такое взрывное развитие этих отраслей. Всё это действует достаточно удручающе на современных писателей-фантастов. Большинство из них не видят будущее, не представляют его. Впереди видятся сплошные тупики.

Между тем, человечество вплотную подошло к новым взрывным открытиям. Грядут значительные изменения. В том-то и дело, что развитие общества идет нелинейно. Будущие открытия скорее всего разрешат накопившиеся проблемы, причем, с той стороны, которая сейчас не видна.

Одной из причин написания этой книги стала попытка предугадать наиболее значимые изменения в наших знаниях о природе, о человеке, предугадать грядущие изменения в окружающем мире и обществе, исходя из накопленных знаний, из общих соображений и логики развития. Развитие общества происходит нелинейно, скачкообразно, но, тем не менее, существуют общие тенденции, предопределяющие эти скачки развития. Сложнее предсказать время этих свершений, но можно, с достаточно хорошей точностью, предсказать их неизбежность.

Люди хотят и должны знать, что их ждет впереди, к чему нужно быть готовым, чтобы не остаться на обочине жизни, как жить и чему учить детей. Надеюсь, фантастам это тоже поможет в их попытках разглядеть и описать будущее.

Ещё одно замечание post scriptum. Работая над книгой, я, неожиданно для себя, понял, что попал на чужую для себя территорию – на территорию религиозной тематики. Не думал и не ожидал, что эти темы могут пересечься. Чисто материалистический подход привел меня к понятиям бессмертия, переселения душ, понятию греха и даже к «царствию небесному». В какой-то момент я понял, что пишу о том, что уже было сказано задолго до меня в виде религиозных учений. Только несколько иная терминология. Если их понятия немного поменять на более современные, то древние малопонятные догматы обретают реальный, конкретный, живой смысл, становится понятно, для чего это всё говорилось, для чего их передавали из поколения в поколение и что на самом деле означает спасение души. Те, кто создавал эти учения, похоже, знали, о чем они говорят, но у тогдашнего общества не хватило знаний и терминологии, чтобы точно это передать. Мне показалось интересным прослеживать такую параллель. Дальнейшая работа над книгой уже шла с оглядкой на религиозную тему. Что из этого получилось, судите сами.

Итак, давайте заглянем за горизонт, пока он ещё есть…

Глава 1. Технологии

Возможности клетки

Ода клетке

Самое удивительное явление в нашей жизни – это живая клетка, минимальная единица жизни. Поэтому, наше повествование начинаем с неё.

Живая клетка, это совершенно крошечное образование, настолько малое, что её невозможно разглядеть глазом. И в этой крохе заключен целый мир, с прошлым и будущим. В ней заключены гигантские возможности.

В ней заключено всё.

Она хранит информацию о своем строении. У неё есть механизм воспроизводства. Используя информацию о строении, этот механизм создает новую клетку. Клетка может питаться и расти. У неё есть механизм синтеза необходимых веществ. Этот механизм очень гибкий – он может создавать совершенно различные вещества и не ограничен узким набором производимых веществ. Клетка может создавать необходимые органические соединения как из неорганических, так и из других органических веществ. Кроме синтеза, клетка может расщеплять (дезинтегрировать) сложные органические соединения, попадающие в неё, до необходимого ей состояния – для возможности использования получившихся остатков в дальнейшем синтезе необходимых для жизнедеятельности веществ. Клетка может накапливать и хранить запас необходимых ей веществ и использовать их по мере необходимости. Клетка может вырабатывать энергию, используемую для любых нужд: для работы всех внутренних механизмов, для движения, для обогрева, для воспроизводства. Клетка может самоочищаться от накопившихся отработанных или вредных шлаков, выводя их за свои пределы. Она способна бороться с вредным воздействием окружающей среды. Клетка может производить и выбрасывать, во внешнюю среду, отложенную на время генетическую информацию, в виде вирусов. Клетки имеют неограниченную способность объединяться в единый, более мощный организм, тем самым многократно повышая необходимые ему ресурсы. При этом каждая клетка этого организма будет хранить информацию не только о себе, но и о строении всего организма. Участвуя в строительстве многоклеточного организма, клетка способна видоизменяться до состояния выполнения какой-то одной специальной функции. И этот диапазон видоизменяемости огромен: от клетки мозга, до какой-либо ороговевшей частицы защитного покрова. Клетка может выбирать из окружающей среды и наращивать вокруг себя прочные неорганические образования для защиты или придания жесткости крупному организму.

И это всё происходит в ничтожном объеме, в абсолютно автоматическом и автономном режиме. Поразительно!

В каждой клетке воплощено всё, что присуще всей жизни, всем живым организмам, кроме, пожалуй, умственной деятельности. Хотя, судя по логичности внутренней жизнедеятельности и стремлению к выживаемости и приспособляемости, и это утверждение выглядит сомнительным.

В процессе эволюции клетка наработала механизмы, недоступные пока людям в их производственной деятельности. К таким механизмам можно отнести помолекулярный синтез сложных органических соединений и дезинтеграцию подобных соединений до нужного промежуточного состояния. Клетка собирает сложнейшие органические вещества безошибочно, с цифровой точностью. Каждая создаваемая молекула создается отдельно – помолекулярно, не в едином химическом процессе, с которыми работают люди. У людей пока нет такого механизма, создающего отдельные молекулы поштучно с текущем контролем строения. Люди работают с химическими макропроцессами, где самостоятельно происходит малоуправляемый синтез веществ. Поэтому в результате получается ограниченный набор производимых продуктов, получаемый в таком неуправляемом процессе, да ещё загрязненный всевозможными попутными или промежуточными соединениями, возникающими в этом процессе. После производства необходимого вещества, оно нуждается в очистке, иногда довольно сложной, дорогой и не всегда полноценной. Кроме того, клетка умеет расщеплять многие сложные органические молекулы до каких-то промежуточных состояний, удобных или для хранения этого вещества, или для какого-либо дальнейшего синтеза. Клетка работает с поступающим материалом очень рационально, практически безотходно. Людям, до такой рациональности, ещё пока очень далеко.

Живая клетка, зачастую, проявляет потрясающую выживаемость. Ей не доступны только области высоких температур, где происходит уже необратимое разрушение структуры клетки. Отдельные представители одноклеточных организмов выживали в очень суровых условиях: в условиях космического холода, при отсутствии внешнего давления, в агрессивных кислотных или щелочных средах, в практически кипящей воде. Такой выживаемости помогает использование всевозможных химических и физических свойств, существующих в природе. Так, к примеру, основной причиной гибели живой материи в условиях низких температур является образование из воды, находящейся в клетке, льда, который расширяясь, разрушает структуру клетки. Но растворенные в воде примеси способны значительно понизить температуру замерзания воды и содействовать выживанию клетки при пониженных температурах. Предполагается, что клетка способна иногда выжить в условиях космического холода, будучи замурованной в каменном объекте, ставшим потом метеоритом в космическом пространстве. В таком случае, клетка может оказаться в столь малом объеме, что в нем не сможет образоваться кристалл льда. И клетка останется неразрушенной весьма продолжительное время. А, с учетом того, что при такой температуре все внутренние процессы приостанавливаются, то можно сказать, что клетка «заснет» на продолжительное время, оставаясь при этом целой и живой.

Кроме известных и понятных нам свойств природы, используемых клеткой для жизнедеятельности и выживания, клетки используют дополнительные свойства, работающие только на микроуровне. К ним можно отнести капиллярные явления, броуновское движение мелких частиц, а также иные соотношения размеров, массы и усилий, чем мы имеем в макромире.

Один из самых поразительных механизмов, присущих живой клетке – это постоянный поиск, постоянная видоизменяемость и приспособляемость к меняющимся окружающим условиям существования. В процессе таких изменений клетка способна вырабатывать свойства, которых не было у её предков. Таким образом, в этом крошечном объеме заложена способность к творчеству. Да, это творчество ограничено простым перебором разных вариантов, с последующим отбраковыванием получившихся результатов условиями существования. Но, с учетом неограниченности времени в этих переборах и поисках, оно прекрасно работает. Ему мы обязаны своим существованием и всем многообразием окружающей нас жизни.

Вряд ли первая живая клетка возникла на Земле. Уж слишком много условий нужно сложить вместе, чтобы образовалось это чудо! Трудно вообразить требования, необходимые для зарождения первой ячейки жизни. Клетка поразительно сложна для одноразового образования. При этом никакие промежуточные, более простые образования нежизнеспособны или не устойчивы. Разве, что вирусы. Но, похоже, вирусы являются более поздним природным образованием.

А вот попасть на Землю с каким-либо метеоритом, живая клетка вполне могла. И попав здесь в более или менее пригодную для жизни среду, произвела лавину эволюции, производя новые и новые формы жизни и меняя попутно сами условия существования. Трудно вообразить, что всё многообразие земной жизни началось с одной крошечной живой клетки.

Механизмы развития и эволюции

Два механизма жизнедеятельности организмов внесли колоссальный вклад в развитие всего живого на Земле – симбиоз и вирусы.

Симбиоз – это близкое сообщество живых организмов, принадлежащих к различным биологическим видам. Симбиоз действует либо ко взаимной выгоде, когда различные организмы помогают друг другу в выживании, либо один из видов получает выгоду от сосуществования с другим. Большинство существующих живых организмов, независимо, животного или растительного происхождения, появились в результате многочисленных симбиотических процессов. Часть из этих процессов произошла и завершилась в глубокой древности с полной или частичной передачей генетической информации от одной особи в геном другой. Теперь это объединение представляется единым организмом. Другие продолжают действовать до сих пор, помогая друг другу в выживании. Симбиоз существует на любых уровнях: от уровня клеток, до макроуровней. В клетках большинства современных организмов существуют как составные части митохондрии, вырабатывающие тепло для организма, или хлоропласты, осуществляющий фотосинтез, производя органические соединения из неорганических. Когда-то давно, на заре земной жизни, они произошли из захваченных клеткой чужеродных бактерий, умеющих делать то, что не умеет сама клетка для своей пользы, и прижившихся в ней. Те же прототипы митохондрий частично передали часть генетической информации геному клетки и уже не могут жить без неё отдельно, но всё равно размножаются в ней самостоятельно как чужеродные объекты. Нисколько не удивлюсь если окажется, что и нервная система животных появилась в результате симбиоза. На макроуровне симбиоз представлен очень широко, от желудочных и кишечных бактерий, без которых было бы невозможно пищеварение, в том числе и у людей, до растений, опыляемых насекомыми, или птиц, высиживающих чужих птенцов. Или взять пример лишайника – симбиоз гриба и водоросли. Он может существовать в крайне суровых условиях как самодостаточная система. Гриб создает условия для жизни и развития водорослей, которые развиваются за счет фотосинтеза, а они, в свою очередь, умирая питают гриб. Некое единое целое, не существующее одно без другого. Группа лишайников представлена более 26000 видов.

Но я предлагаю рассматривать понятие симбиоза в более расширенном виде: не только как сообщество живых организмов, но и как способность организма расширить свои возможности за счет подключения иных материалов или свойств природы: построение из подручных материалов защитных оболочек, использование электрических разрядов и многое другое. Как будет видно в дальнейшем, возможность подключить к организму внешнюю память резко выделила человека из среды остальных животных.

Вирусы – это механизм создания живыми организмами отложенной внешней генетической информации. У большинства людей, относительно вирусов, существует два распространенных заблуждения. Первое заключается в том, что люди считают вирусы некими живыми объектами, наподобие живых клеток или бактерий. Второе заблуждение – вирусы, это исключительно вредные образования, вызывающие только болезни, и с ними надлежит постоянно бороться.

И то, и другое утверждение в корне не верно. Вирусы – это потрясающее изобретение живой природы, породившее всё многообразие сложных многоклеточных живых организмов. Не будь на свете вирусов, не было бы на Земле той природы, которая нас окружает, включая и людей. В лучшем случае – какой-то бульон из примитивных одноклеточных организмов.

Что такое вирус? Вирус – это кусок молекулы ДНК или РНК в защитной белковой оболочке. Всё! Здесь больше ничего нет. Возможны какие-то зацепки, метки, приспособления, но это всё относится к строению белковой оболочки. Цепочка ДНК или РНК молекул – это природный генетический код, на котором записана нужная для жизнедеятельности организмов, информация. Получается, что вирус, это некая внешняя генетическая память. Некая «флэшка». В этой книге мы ещё не раз столкнемся с понятием внешней памяти и её значением для жизни в целом и для людей в частности.

Вирус не питается, не движется, не дышит, не размножается, не вырабатывает никаких веществ, ничего не поглощает, ничего не выделяет, никогда ни на кого не нападает. По сути, он не живой. Его невозможно убить, поскольку не живой, а можно только разрушить. Его можно рассматривать как некий органический кристалл. Маленький такой кристаллик. Это совершенно крохотное образование. На его фоне, по размерам, живая клетка – как стадион относительно футбольного мяча. Его сила – в заложенной в его памяти информации. Этакий внешний носитель информации. Сравните с внешними носителями информации в современных вычислительных системах. Аналогия, здесь, весьма уместна.

Вирусы выполняют очень важные функции в деятельности живых организмов. Рассмотрим две из наиболее важных.

Первая из них – это отложенная генетическая информация. Среди того многообразия информаций, используемых клетками организма в процессе жизнедеятельности, встречается ряд информаций, нужных не всегда. Например, при смене сезонов или при смене климата. При одном сезоне или климате используется одна модель поведения механизмов организма, при другом – другая. Во время жаркого периода нужно запускать механизмы, охлаждающие организм. В холодное время – механизмы, вырабатывающие дополнительное тепло и ещё множество внутренних процессов, о которых даже не подозреваем.  При влажном климате – одно поведение, при сухом – другое. Или для животных: пришли холода – нужно менять мех, или накапливать жировые отложения, и огромное количество других механизмов жизнедеятельности. О таких вариантах поведения нужно где-то хранить информацию – что вырабатывать, когда вырабатывать, куда и как отправлять. Из-за геологических процессов и внешнего космического воздействия условия существования на Земле постоянно меняются. Соответственно, у живых организмов вырабатываются и накапливаются новые и новые модели жизнедеятельности. Где хранить эту информацию? Большинство из этих информаций нужны от случая к случаю. А некоторые из них не будут востребованы вовсе, пока организм не попадет в новые условия, иногда, только при перемещении на другие территории.

Для таких случаев природа наработала механизм – выработка и распространение вирусов. Подобная информация хранится в этих вирусах, вне организма. Внутри организма хранится только информация, необходимая постоянно.

На страницу:
1 из 5