bannerbanner
Заповедник нечистой силы
Заповедник нечистой силы

Полная версия

Заповедник нечистой силы

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Дед рассмеялся и обратился к Злате:


– Имей в виду, что в нашей семье женщины играли не менее важную роль, чем мужчины, так что эта история и про прапрабабушку тоже. Хотя, не стану торопить события: чуть погодя сами увидите.

Второе

«Так спит, что хоть в гроб клади да хорони» пословица

Ранним осенним утром 1896-го года семнадцатилетний парень Жирослав наспех простился со старухой, пустившей его переночевать в амбар, и бойко зашагал в сторону родного села. Он целый месяц отсутствовал дома и очень торопился вернуться к молодой невесте.

Идти оставалось около двадцати вёрст, и Жирослав надеялся дотемна достичь цели. Юноша прикидывал в уме, что с Божьей помощью попадёт домой ещё раньше, если его подвезёт какой-нибудь добрый человек. Так или иначе, перво-наперво надо было выйти из глухомани на столбовую дорогу, поэтому парень без устали всё шёл и шёл, стараясь думать о чём-либо приятном, или же не думать вовсе, так как в голову лезли исключительно дурные мысли.

Без всяких видимых причин на сердце у Жирослава несколько дней к ряду было неспокойно, а минувшей ночью ему приснился кошмар, способный кого угодно выбить из колеи. При свете солнца и трелях птиц сложно было заново испытать тот ужас, который совсем недавно сковал тело Жирослава и заставил его покрыться холодным потом, однако видение не шло из головы.

Поначалу сон был светлым и радостным. Жирослав с невестой прогуливался по знакомому дикому саду вдали от посторонних глаз. Это было их привычным местом встречи, где с наступлением весны они виделись почти каждый вечер. К слову, избранницу Жирослава звали Красава, и родители не ошиблись с именем дочери – с годами девица становилась только краше. Жирослав тоже был не дурён собой и минувшей зимой

на Святочных гуляньях, когда молодые люди познакомились, меж ними произошло то полумифическое чудо, что в народе именуют любовью с первого взгляда.

В начале сна Жирослав наслаждался каждым мгновением, и некоторое время был счастлив. Однако идиллия продлилась недолго, и вскоре от радужного настроения ни осталось и следа. В один миг на месте солнца образовались тучи, задул сильный ветер. Дело шло к урагану, и вот уже ничего нельзя было разобрать кругом. Дальше положение юноши лишь усугубилось: он, всё время крепко державший невесту за руку, внезапно оказался в эпицентре стихии один, а подруги с ним будто и вовсе не было. Эта метаморфоза стала вторым предвестником беды. Липкий страх закрался в душу Жирослава, как вдруг земля ушла из-под его ног, и он очутился в тёмном душном земляном погребе.

В помещении было темно: свет не поступал туда. Лишь у противоположной стены, на расстоянии семи-восьми аршин от Жирослава слабо мерцал огарок свечи. Потолок был столь низок, что юноше пришлось принять полусогнутое положение. Сделав это, он пошёл к огоньку.

Погреб оказался сводообразной формы и в его центре, сам того не заметив, Жирослав почти полностью выпрямился. Его вниманием завладели лежащие на полу люди в белых одеждах. Приглядевшись, юноша узнал в них жителей хуторов, расположенных близ его села – родню со стороны Красавы. С виду все они были мертвы, а на их лицах запечатлелись гримасы ужаса и тяжкой муки. Так, брат матери Красавы Фёдор лежал на спине с раскрытыми глазами, широко раскинув руки; рядом с ним покоилась его молодая жена Анна с грудным младенцем на обнажённой груди. Её второй ребёнок, трёхлетняя девочка, свернулась в позу эмбриона и уткнулась в мать лицом.

Были и другие тела: некоторые лежали поверх других, кто-то нашёл одинокий приют возле одной из стен. Внезапно боковое зрение Жирослава уловило лёгкое шевеление в самом тёмном углу комнаты. Юноша обернулся и со страхом стал наблюдать, как белое пятно человеческого силуэта медленно движется в его сторону.

Это была Красава. Она на четвереньках подползла к Жирославу, затем с видимым трудом поднялась на ноги и оказалась лицом к лицу с женихом.

– Жирославушка, как я рада тебя видеть, – промолвила Красава. – Я чувствую, что кончаюсь, и только дивлюсь, как душа ещё держится в теле. Но раз ты здесь – всё ладно: вместе получим Царствие Небесное.

Девушка обняла Жирослава, положив ему голову на плечо. Парень ощутил прикосновение ледяной щеки, после чего его обдало горячее дыхание.

– Мы с тобой клялись быть вместе до гроба, – шептала Красава. – Теперь этот погреб нам и гроб, и могила. Из земли Бог нас взял, в землю и возвратимся.

Жирослав попытался высвободиться из объятий невесты, но, как бывает во сне, члены его не слушались. Тело юноши обмякло, он начал задыхаться и паниковать.

Благо, на этом месте сон оборвался: близился рассвет и в двух шагах от Жирослава, за стеной амбара, запел петух. Некоторое время юноша лежал в оцепенении, переживая видение заново. Он был благодарен горластой птице за своё пробуждение, хотя давеча намеревался выспаться как следует. «Ничего страшного» – бодрился Жирослав, – «кто рано встаёт, тому Бог подаёт!»

Третье

«По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл» народная загадка

Что уж говорить, на сердце у юноши скреблись кошки. Он не шибко верил в вещие сны, хотя с детства много слышал о «сне в руку». Дело было даже не в вере, а во всё усиливающемся предчувствии большого несчастья, и когда Жирослав вплотную приблизился к родному селу, он уже полностью уверился, что минувшей ночью Красава попрощалась с ним навсегда.


Как я говорил, Жирослав отсутствовал дома целый месяц, и за это время многое успело измениться. Известно, что в 1897-ом году в Российской империи прошла первая и последняя всеобщая перепись населения. На момент описываемых событий до упомянутого мероприятия оставалось менее полугода и слухи об оном уже широко распространились. Бо́льшая часть населения империи относилась к переписи благодушно, со здоровым обывательским интересом. Были и такие, кто боялся переписи, или же напротив – питал в связи с ней некоторые надежды.


Малоземельные крестьяне рассчитывали на передел земли в свою пользу по количеству проживающих на ней душ, а кое-кто даже шёл на мелкие ухищрения, прибавляя несуществующих членов семьи или прося

счётчиков записать умерших родственников, мол, «три дня как сыночка схоронили, может быть, и ему прирезка землицы была бы!»


Промышленное население, торговцы и ремесленники ожидали новых налогов. Кто-то опасался дополнительных подушных податей и убавлял мужской состав семьи, не записывая мальчиков, – на женский пол, как правило, эта пошлина не распространялась.


Однако всё вышеперечисленное было не столь значительно на фоне толков, возникших на религиозной почве. Не буду описывать не касающихся до настоящего повествования проблем с магометанами, скажу лишь вкратце, что некоторые особенно тёмные адепты ислама, населяющие империю, тут же решили, что их собираются насильно крестить; это уже совсем другая история, опустим её. Нас интересуют конкретные русские люди, кои при известии об обязательном заполнением в переписном листе графы «вероисповедание» испытали неподдельный суеверный ужас. В первую очередь это были старообрядцы.


Небольшой экскурс в историю. После церковной реформы середины XVII-го века, направленной на приведение российских богослужебных книг и обрядов к единообразной форме с греческими, Русская Православная Церковь раскололась на две части. С главными представителями духовенства, несогласными с итоговыми соборными решениями, поступили очень жёстко: сослали в Заполярье, где те жили четырнадцать лет на хлебе и воде в земляной тюрьме, а затем заживо сожгли в срубе. К слову, двум из четырёх сожжённых страдальцев ещё перед ссылкой вырвали языки.


Все противники церковной реформы были преданы анафеме, названы еретиками, раскольниками и подвергнуты репрессиям. Таких людей оказалось в избытке в самых разных слоях общества. Страна оказалась на грани религиозной войны. В ответ на гонения и анафематство старообрядцы объявили царствующий дом Романовых антихристовым семенем.


С тех пор за двести с лишком лет жизнь ортодоксальных раскольников в Российской империи мало чем изменилась, и при известии о грядущем всеобщем учёте в их среде быстро обрело популярность мнение, что переписью из Москвы орудует ни кто иной, как сам Антихрист. Так, пункт о вероисповедании якобы существовал только для того, чтобы выявить всех старообрядцев и обратить их в православие, а непокорных ждал острог и Сибирь. Те, кто пророчил себе ссылку в холодные края, закупались шубами и тому подобным, а кто уверовал в Конец Света, раздавали имущество и молились о спасении души.


Одним словом, апокалиптические настроения овладели умами древлеправославных христиан на Руси. Семья Красавы со своим тайным раскольничьим скитом принадлежали именно к таким людям. И всё бы ничего, кабы у них не было детей, – тогда они сошлись бы на единственно верном для себя решении принять муку, запостившись в тюрьме до смерти. Однако наличие, по их выражению, «малых деток, которых при аресте непременно отымут», серьёзно взволновало этих людей и поставило крест на первоначальном плане покорно сдаться властям, сиречь антихристовым слугам.

Четвёртое

«Каков поп таков и приход» пословица

Родное село Жирослава называлось Черновка. Возможно, оно получило своё название в связи с расположением в широкой долине большой реки, чьё извилистое русло с множественными рукавами создавало несчётное количество островов и часто заливаемых чернозёмных низин. Вблизи Черновки находилась масса хуторов, среди которых и небольшие домохозяйства семьи Красавы.


Именно там, за несколько дней до возвращения Жирослава в Черновку, в семейной усадьбе произошло общее собрание членов раскольничьего скита. Отца у Красавы не было и жила она со своей матерью Агафьей и двумя дядьками, у которых тут же, по соседству, были свои семьи. Также при усадьбе имелся небольшой монастырь, приютивший несколько раскольников, в основном немощных старичков, под управлением фанатично верующей старой девы с жизнеутверждающим по иронии судьбы – ведь принесёт она только смерть – именем Вита.


По сравнению с мягкой и простодушной матерью Красавы настоятельница монастыря и духовный лидер скита Вита была женщиной энергичной, властной и решительной. Начиная с лета она сеяла страх среди своей паствы, утверждая, что «Антихрист уж народился и ныне входит в полную силу, а народная перепись тождественна его печати». Мол, кто попадёт в переписные листы, тот обречён на погибель и вечные муки в Геенне огненной. Особенно усилилось нервное напряжение в последний месяц, и в каждом хуторе этого сообщества воцарилась болезненная атмосфера безысходности, неминуемой смерти, паранойи и душевного

мрака. Вита рекомендовала всем не дожидаться того, что грядёт, а уморить себя голодной смертью, ибо далее будет только хуже. Однако, как говорено выше, забота о детях воспрепятствовала воплощению сей самоубийственной меры в жизнь. К несчастью, это не значило, что дело ожидает благополучный исход.

***

Итак, люди, устав от одиноких бессонных ночей в своих домах, всем гуртом собрались в усадьбе Агафьи. Предводительствовала, по обыкновению, Вита, а мать Красавы только плакала, обнимала дочь и причитала:


– Вот умру я, и как ты останешься без меня?


Настоятельница некоторое время монотонно расхаживала по залу, сомкнув тонкие бескровные губы на постном лице. Все ждали от неё проповеди, но та не спешила, выжидая, пока напряжение возрастёт. В конце концов, Вита остановилась посреди комнаты и начала свою размеренную речь:

– Люди на базаре сказывали, что в Иерусалиме с храма кровлю сняли. Вестимо, что сие значит: готовится престол для Антихриста. Разберут старый храм по кирпичикам, а затем отстроят новый на потребу врага рода человеческого. Следом и большая война не за горами: все супротив всех.

Присутствующие хранили молчание, лишь женщины и дети время от времени негромко всхлипывали. Вита продолжала:


– Первая перепись была при царе Давиде в Иудее, об этом сказано в Ветхом Завете. Вторая перепись упоминается в Евангелии – она проходила при рождении Исуса Христа. Третья, нынешняя и последняя, ознаменует кончину мира. Подобно тому, как Христос с апостолами имел три с половиной года на проповедь слова Божьего среди людей, так и Антихрист будет иметь тот же срок на земное владычество.

– А кто апостолы у Антихриста? – робко поинтересовалась тринадцатилетняя Прасковья.

Вита подхватила предложенную тему:

– Слуги Антихриста – это счётчики, приехавшие из Москвы для выявления последних настоящих христиан. Предсказано, что истинные христиане последних времён не будут ни почитать власть, ни нести гражданские повинности, ибо не пожелают поклониться Антихристу. У них останется лишь Небесное Отечество внутри себя и Христос в сердце, за которого они прольют кровь.

– Что же ты нам посоветуешь, Виталия? – спросил, мрачно глядя в пол, Фёдор, дядя Красавы. – Давеча сама говорила: коли решим пойти в острог, то всех детей по нашей смерти крестят по-инославному.

– Истинно так, – ответила Вита.

Жена Фёдора Анна, державшая на руках младенца, прижала дитя к груди и с чувством сказала:

– Не бывать этому! Лучше пойду с ребёнком в могилу, чем отдам любимое чадо Антихристу на погибель!

– Это ты хорошо придумала, – просияла Вита. – Это было пророчество! Никак сам Святой Дух заговорил твоими устами. Пойти в яму – вот наше спасение!

– Побойся Бога, Виталия! – вскричал Фёдор. – Самим лечь в могилу равносильно наложить на себя руки. Как бы от одного греха не уйти да не угодить в другой. Моё мнение таково: лучше острог, чем яма.

В разговор вмешалась Агафья:

– Пойми, Федя: в тюрьме тебя будут пытать и резать, пока не отречёшься от Христа и не откажешься от веры! Лучше земною смертью умереть, нежели отступниками вечно погибнуть.

– Агафья истину глаголет, – кивнула Вита. – Людская плоть слаба, а в остроге у палачей большой арсенал: раскалённые клещи, дыба и прочее.

– Бабы, вы почто меня стращаете? – нахмурился Фёдор. – Всякий скажет, что греха малодушия за мной отродясь не водилось. Я готов пострадать за веру отцов, а будет надо – и на дыбу пойду.

Голос настоятельницы смягчился:

– В яму идти тоже тяжкий крест: всё-таки несколько дней мук. Но что такое два-три дня по сравнению с муками вечными и погибелью души? Попробуйте сосчитать, сколько песчинок в море или капель в дожде – столько лет мучений в Аду. А коли нынче же решим закопаться, то до истечения недели получим Царствие Небесное.

На какое-то время все погрузились в думу. Вита, спохватившись, что не разъяснила последнее обстоятельство, могущее помешать делу, нарушила тишину:

– Понимаю ваши сомнения. Видит Бог, в нашем положении закопаться в яме не равняется самоубийству. Я читала о подобных исходах в старых книгах, где велись о том великие споры. Святые отцы сошлись на едином мнении: всё, что делается для Бога и спасения души – не есть грех.

Долго ещё, до глубокой ночи люди не расходились по домам и вели разговоры. Повседневные дела были забыты, и мало-помалу страшный план пойти всем миром в яму возобладал над жаждой жизни, и это стало общим решением.

Пятое

«Жизнь и смерть предложил я тебе: благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твоё» Ветхий Завет

Жирослав добрался до семейной усадьбы Красавы, когда солнце уже садилось. Предчувствие чего-то страшного и непоправимого подгоняло его, не давая думать ни о чём другом, кроме участи возлюбленной. Почему он был уверен, что с ней непременно что-то случилось, и почему это нечто столь фатально, юноша не мог объяснить.

Хутора, встречающиеся Жирославу по пути, словно вымерли: было не видно ни зги, а за окнами царила тьма. От мрачных предзнаменований внутри юноши всё сжималось и когда, наконец, он достиг цели, усадьба невесты ожидаемо оказалась пуста: не было ни матери, ни дочери. Чувствуя, как сдают нервы, парень бросился к соседнему хутору, где также не застал ни души.

На пару с извозчиком, с коим прибыл, Жирослав начал скорый объезд всех ближних хозяйств и вскоре нашёл-таки одного живого человека. Им оказался дряхлый старичок из тех раскольников, которые жили при монастыре. На расспросы, куда все подевались, он долгое время не хотел говорить, однако видя, что Жирослав на грани отчаяния и умопомешательства, сдался и выложил всё, как на духу.

Не дожидаясь рассвета и приезда городового, за которым умчался извозчик, Жирослав потребовал показать ему страшный погреб. Старик нехотя согласился и повёл юношу туда, откуда тот начинал свои поиски: к усадьбе Красавы.

Открыв ключом дверь в деревянную пристройку дома, старик указал у дальней стены на уровне пола место свежей кладки из кирпича и глины. Полушёпотом, словно боясь побеспокоить души им же заживо погребённых людей, он поведал, что именно здесь находится свежевырытая бутылообразня яма, в которой замурованы все местные жители, включая детей. Его же самого, по причине болезни и скорой кончины, оставили снаружи, дабы он соорудил эту кладку и законопатил отверстия глиной.

По сравнению с тем, что привиделось в вещем сне Жирославу, реальная яма-гекатомба была в разы меньше, зато итог предсмертных мук её жертв выглядел во сто крат ужаснее. Удушение в столь крохотном помещении наступило резче: люди умерли за какие-нибудь два-три часа, успев, тем не менее, с избытком пострадать за веру. Их тела были скрючены, согнуты, переплетены в одну общую человеческую кучу. Приходило на ум, что до самого конца узники ямы ползали, извивались, хватались друг за друга, поочерёдно затихая: сперва старые и слабые, а затем и все остальные.

***

Страшное происшествие с черновскими раскольниками быстро стало достоянием гласности, и как ни юлила Вита, убеждая себя и своих единоверцев, что закопаться в яме не будет самоубийством, светское общество и клир всех конфессий империи единодушно признали их противоестественный уход из жизни именно таковым. Тут же припомнили и других старообрядцев из истории, не раз уличённых в тяге к массовым самоистреблениям через самоуморение и самосожжение. И вот на пороге XX-го столетия в их полку прибыло.

По традиции самоубийц хоронили отдельно от добропорядочных христиан. Прогневивших Бога людей, отказавшихся от дара жизни, не отпевали, не отправляли по ним панихид, не исполняли сорокоустов за упокой души, и погребали в так называемых «божедомках», или иными словами «скудельницах» – общих могилах, в которых помимо самоубийц хоронили бродяг и им подобных людей, за похороны которых некому было платить.

Убитый горем Жирослав, конечно, не мог допустить, чтобы с его несчастной возлюбленной поступили таким варварским способом, и увёз тело Красавы к своему деду-язычнику, живущему от всех особняком посреди дремучего леса. Именно у него Жирослав и гостил весь предыдущий роковой месяц.

Шестое

«Реальности вовсе не расположены отдельно, а проникают друг в друга» Славяно-Арийские Веды

Деда Жирослава, занимающегося собирательством целебных трав и знахарством, звали Белян, что согласно старославянским именным канонам значит «идущий путём просветления». Он уединился в лесу, дабы лишний раз своим чудны́м видом и повадками не мозолить глаза соотечественникам-христианам и иметь возможность в тишине и покое духовно совершенствоваться.

Жирослав гостил у дедушки Беляна не праздно, а перенимал накопленный жизненный опыт и родовые знания предыдущих поколений о травничестве и народной медицине. Однако дело этим не ограничивалось, и помимо прочего Жирослав внимал рассуждениям о тайнах бытия и рассказам, ставшим для юноши настоящим откровением о перевранной, неоднократно переписанной истории Руси. Приведу пример его речей:

– Со времён начала христианизации основа нашего народа, его ядро, ничуть не поменялось. Другими словами, не изменилось глубинное отношение людей к мирозданию. Простой народ по сию пору не пленён чужебесием всецело и интуитивно относится к окружающей действительности также как его пращуры до крещения Руси. Конечно, нельзя недооценивать многовековое влияние христианского мифа на культурную и духовную жизнь русского общества, но нельзя также отрицать факт, что в повседневной жизни мы сплошь и рядом видим элементы, не имеющие никакой связи с христианством и уходящие корнями в глубокую старину.

Так, пасхальный день поминовения мёртвых – это не что иное, как Навий день, Ра́дуница древних славян. Также этот праздник именуют Русалиями, то есть русальными днями по примеру Розалий – дней роз древних римлян. То же самое касается Масленицы и многого другого, что попы не смогли искоренить и были вынуждены возглавить.

Христианские пастыри нагромоздили уйму обоснований для своей Масленицы, однако народ как отмечал весенние равноденствие, сжигая чучело Марены, радовался Ярилу и пробуждению медведя – Велеса, – так и продолжает это делать.

Всё это касается не только праздников, но и быта. Многие элементы в одежде, керамике, архитектуре и прочем были переняты у православной Византии. В то же время мы всюду видим следы былой Руси: узоры и орнаменты на тканях и утвари, архитектурные особенности теремов, украшения прялок и печей. Отдельно хочется упомянуть фантастических существ, совершенно чуждых христианскому пантеону. Это домовой, банник, леший, водяной, кикимора, береги́ня, полу́дница, Змей Горыныч, Жар-птица, Гамаюн и многие другие.

Русские люди до сих пор верят в одухотворённость матушки-природы. Христианство запретило ворожбу, колдовство, и так называемые «суеверия», возведя их в ранг греховных проявлений жизни, однако меры сии не возымели успеха. Мы всё также ждём беды, если дорогу перебежала чёрная кошка, а если в доме покойник – занавешиваем зеркала, дабы душа не зацепилась за своё отражение. Надо ли говорить, что ворожеи и колдуны процветают?

Кстати упомянуть, в народных обрядовых за́говорах христианство и старая вера славян давным-давно намертво сплелись в единое целое. Наряду с островом Буяном, девицей Зарёй-зарницей, камнем Ала́тырем, Калиновым мостом через реку Смородину и прочим в обрядах встречаются Христос, Богородица и многочисленные святые. Смешно сказать, но многие современные за́говоры начинаются со слов «Во имя Отца, Сына и Святого Духа», а заканчиваются словом «Аминь».

Об этом можно говорить бесконечно. Многое сохранилось с дохристианских времён или уживается вместе: прыжки через костёр на Ивана-Купалу, украшение храмов елями на Рождество и берёзами на Троицу, тризны, свадебный обряд и так далее, и так далее.

***

Дед Белян, блюдя славянские традиции, в виду насильственной смерти Красавы не позволил закапать её вблизи своего жилища, как подобало бы захоронить умершего благообразной смертью человека. Вместо этого они на пару с Жирославом вырыли яму на перекрёстке лесных дорог и, положив тело «нечистой» покойницы в гроб лицом вниз, заложили могилу камнями.

Обычно Белян не поощрял пьянство, но в данных обстоятельствах принял решение откопать припрятанную много лет назад в саду просмолённую бочку медовухи на брусничном соку и, пока внук под его надзором медленно и угрюмо топил в ней своё горе, стал развлекать его интересными и поучительными историями на подходящие к случаю темы.

– Сейчас многие заговорили о самосожжении старообрядцев во второй половине семнадцатого-восемнадцатого веков. Но никто не вспоминает, с чего всё началось: сжигать заживо раскольников придумали церковные власти. По перво́й этот способ казни – сожжение в срубе – применили единично, но чуть позже на Московском соборе 1681-го года было принято решение распространить его повсеместно. Без преувеличения можно сказать, что на Руси была создана система по образцу западной Инквизиции с той лишь разницей, что вместо ведьм физической расправе подверглись тысячи единоверцев. Уничтожалось всё старообрядческое: церкви, скиты, монастыри, иконы, книги. Ну и, конечно, сами приверженцы старого обряда.

Стоит обратить внимание, что нет никаких свидетельств того, что раскольники сжигали себя сами или, выражаясь циничным языком того самого собора, «упраздняли». Получается, что кроме старообрядцев и царских войск, являвшихся якобы предотвратить беду, ни в одном из случаев самосожжения не было никакой третьей стороны, а значит и никаких независимых свидетелей.

Я говорю это к тому, что мне просто не верится, что тысячи людей, ища спасения от реформаторов церкви, покинули родные края, основали на чужбине новые поселения, а затем вдруг решили умертвить себя столь чудовищным способом. И это ещё не всё: люди с религиозным мышлением, как у первых раскольников, не пошли бы на самосожжение, боясь в посмертии стать заложными покойниками. А вот казнить их таким сугубо жестоким методом по логике осатаневшей власти было, наоборот, вдвойне резонно: души врагов реформы не попадали на Небеса.

Церковники не учли одного: нашлись старообрядческие богословы с уцелевшими храмами, отпевшие сожжённых единоверцев. Наверняка они верили, что их братья и сёстры ушли из жизни как подобает правоверному христианину и не усматривали в своих действиях ничего зазорного. Тем не менее, получилось то, что получилось, а именно эпидемия кликушества и миря́чества. Современные горе-учёные утверждают, что всё это разновидности психических заболеваний, однако сие не так.

На страницу:
2 из 3