Полная версия
Сила вечной тишины. 49 ступеней духовного восхождения. Книга первая
Один из самых ярких примеров – история с лестницей Иакова, которую праотец увидел во сне. Согласно тайным учениям, основной смысл человеческой жизни состоит в том, чтобы духовно пробудиться и начать восхождение по духовной лестнице, о которой аллегорически рассказывается во сне праотца Иакова. Или, как мы ещё говорили, взобраться на пирамиду Тишины, чтобы ощутить истинное счастье. Позвольте привести описание этого сна из Книги Бытия (28:10–12):
«…10. Иаков же вышел из Вирсавии и пошёл в Харран,
11. и пришёл на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лёг на том месте.
12. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней».
Этот сон имеет особое значение для духовных искателей, поскольку знаменует собой путь к Высшей Мудрости, к той самой лучезарной дельте на вершине пирамиды. В нём иносказательно говорится о способностях человека благодаря своей внутренней работе подниматься по божественным сферам и при определённом упорстве и целомудрии прикоснуться к Тишине. В процессе подъёма духовный искатель получает всё более высокий уровень знаний от ангелов, то есть духовных учителей, его сознание ширится, и он становится сверхчеловеком.
Стоит отметить, что в еврейской и христианской традициях встречается мотив лучезарной дельты. Но основное их отличие от эзотерического учения в том, что внутри дельты, расположенной на вершине пирамиды, изображён не глаз, Всевидящее Око, а тетраграмматон, четырёхбуквенное имя Бога, а порой Бог-Отец или Богиня-Мать. Этот знак можно наблюдать во многих храмах, а также на картинах известных художников прошлого, которые изображают восхождение по лестнице из сна праотца Иакова, опираясь на древние знания.
Гравюра из Библии Пискатора – «Сон Иакова» (1643 г.)
Рафаэль Санти (1483–1520) – «Сон Иакова»
«Лестница Иакова», Греция; XVI в. (Греция, Афон, монастырь Дионисиат)
Франс II Франкен (1581–1642) – «Лестница Иакова»
Джеймс Тиссо (1836–1902) – «Лестница Иакова»
Дельта с тетраграмматоном (алтарь королевской часовни Версальского дворца, Франция)
Каждому из духовных искателей следует поступательно взбираться всё выше и выше по духовной лестнице, чтобы прикоснуться к божественному Свету, Высшей Мудрости. Вершина крутая, и человек не раз будет скатываться вниз, но он должен найти в себе силы и продолжить подьём на гору.
Большая часть людей находится на низшей точке эволюции, другие, как Сизиф, взбираются и снова скатываются, поэтому в мире так много насилия. Когда человечество поднимется на одну, две или три ступени в развитии, оно полностью откажется от насилия. Люди станут бережнее относиться к жизни ближнего, окружающей природе, животным и насекомым. Мир преобразится, наступит золотой век равенства и справедливости. Все просвещённые отказывались от насилия и призывали своих последователей не противиться ему, поскольку насилие вызывает насилие, и только водой можно потушить огонь.
Мы стоим у порога нового времени, эры духовной революции, когда управление миром перейдёт к людям с пробуждённым сознанием. Они должны будут внести свою лепту в фундамент нового справедливого общества. Такой мир существовал в начале времён, и ту эпоху называли Золотым веком, но из-за человеческого невежества он был разрушен. После этого Божественная Мать сокрылась, а дочь её, царевна-душа, пребывающая в этом мире, а также в каждом из нас, заснула беспробудным сном. В других религиях пробуждение души и её последующую встречу с Божественной Матерью, как мы уже говорили, связывают с третьим глазом, который давным-давно был закрыт из-за человеческого невежества. Этот мистический глаз так же, как Божественная Мать, даровал людям гармонию, наделял их даром предвидения и иным восприятием реальности.
В тайных учениях также говорится, что материальный мир похож на разум подростка, который постоянно развивается, это некий макрокосмос, мы можем условно называть его Космический Человек или Божественный Разум, внутри которого мы находимся. В одних эзотерических школах говорится, что человек представляет разные части его тела, то есть те, из которых был слеплен, а другие – что люди пребывают в разуме Космического Человека, и каждый из них представляет определённую мысль. Вот поэтому считается важным занять сторону Светлых мыслей. По мере того, как Космический Человек взрослеет, развивается и микрокосмос, то есть человечество, пребывающее в нём. В процессе эволюции этот божественный Разум прошёл несколько этапов становления: зачаточное состояние, детство, подростковый возраст и сейчас, условно, юношество. По мере взросления у него появляются новые интересы, круг увлечений ширится. Макрокосмос из детской литературы переходит в более серьёзную, он начинает увлекаться электроникой и робототехникой, то есть с трансформацией высшего разума происходит преображение материального мира. Наша цивилизация развивается параллельно Космическому Человеку и поэтому интеллектуальный скачок неизбежен. Но вопрос в том, сумеет ли человечество перейти к нему плавно или через потрясения.
Вернёмся к нашему примеру со спортом. В процессе работы над первой группой мышц, то есть изучая религиозные книги, подросток неосознанно прикасался и ко второй группе, но теперь он задался целью осознанно уделить ей особое внимание. Религия должна была подготовить высший Разум к главным знаниям – эзотерическим. Так же ребёнок вначале изучает цифры, затем – арифметику, а после переходит к алгебре. Душевные и духовные знания не ущемляют друг друга, не конкурируют между собой, напротив, они призваны дополнить друг друга и плавно привести героя к отличным результатам в космической учёбе на просторах необъятной Вселенной.
«Драгоценный камень нельзя отполировать без трения. Также и человек не сможет развить себя без достаточного количества трудных попыток».
(Конфуций)
В тайных учениях Тишина представлена как пара Первоотца или, как ещё говорят, высший атрибут Творца. В монистических религиях Бог один и един, а все атрибуты, такие, как мудрость, милосердие, строгость и другие собраны в общий образ Творца. Поэтому Глас с Небес, который говорил с великими пророками, называют Богом. Но как сказано в традиционной религии, в определённый момент Творец сокрылся от этого мира, и его волю должна была возвещать Бат-коль (дословный перевод с иврита: «Дочь Голоса»).
Именно этот голос, который в Писании ещё называют Глас с Небес, или Глас Божий, доносит волю Творца, служит связующей нитью между Богом и его творениями. Через Бат-коль Творец возвещает осознанному, пробуждённому человеку волю свою и направляет его к спасению. Этот самый голос говорил с пророками, великими царями и просвещёнными.
В Каббале известны два уровня откровения: «Великий Голос», который называется голос Вечного Безмолвия, то, что в тайных учениях называют Глас Вечной Тишины, а второй – это «Дочь Голоса» (евр. «Бат-коль»). В книге Зохар говорится, что этот голос не внешний, а внутренний, и когда в Священном Писании рассказывается про Глас божий, голос с небес, – это внутренние процессы. Голос вечной Тишины – женский, он был слышен в саду Эдема, но позже был сокрыт, а в этом мире можно услышать только голос дочери её, Бат-коль.
Книга Зохар, Берешит Бет:
«Раввин Симон (евр. Шимон) произнёс: «Так же, как Тора между двумя домами (двумя женщинами). Первый из них Верхний и сокрытый, запечатанный, а второй более раскрыт. Первый также называется «Великий Голос», тот, который был упомянут во Второзаконии, 5:19: «Великий Голос, который больше не был слышен», то есть Великий голос, который был сокрыт».
И Зохар продолжает:
«Это внутренний Глас, который нельзя услышать в виде речи. Он постоянно говорит, но он никогда не может быть услышан. Великий Голос – это глас, который вещает тайно, это тонкий внутренний голос, который более не может быть услышан».
В гностической литературе Вечной Тишине уделяется особое внимание. Она была задолго до того, как появился Эон Логос (Слово). У Тишины, которая в гностическом учении известна как Эон Сиге (вечная Тишина), есть дочь, а по другим версиям – сестра, имя которой Эннойя (Мысль). В гностической истории Эннойя, первая мысль Творца, в какой-то момент возгордилась и сбежала, чтобы творить самостоятельно, но, спустившись в материальный мир, была схвачена архонтами, тёмными мыслями, которые сама и создала. Архонты продолжают удерживать её в плену, не позволяя вернуться к родителям.
В греческой мифологии разделение Эонов Сиге и Эннойи или Эонов старшей Софии и младшей соответствует мифу о разлучении Деметры и Персефоны. В той истории Персефона была похищена Аидом, богом подземного мира. Она очень скучала по своей матери Деметре, но никак не могла покинуть Аид, и тогда посланник Зевса Гермес выступил в роли спасителя. Гермес спустился в подземный мир, вызволил оттуда Персефону и вернул её Деметре. Если прикоснуться к другой, более известной гностической истории о деформации Плеромы (целостности), то в ней причиной грехопадения явилась возгордившаяся Эон София (Мудрость), вследствие чего её дочь была низвергнута из Плеромы в Кеному, и вся история происходит вокруг их будущего воссоединения, старшей Софии и её дочери, младшей Софии-Сирим. В тайных школах эти мифы иллюстрируют процесс внутреннего спасения. Они призваны постоянно напоминать людям о главной миссии, спасении души, которую называют «блудницей», о возвращении её в рай при помощи Гермеса. Чтобы лучше понять гностический взгляд на внутренние процессы, приведу фрагменты из книги «Песнь Сирим».
История Плеромы и Кеномы
1. Начало Плеромы
Вначале был Нерождённый Отец, которого также называют Первоотец. Он имел ещё много имён, среди которых Первоначало, Единый, Безмолвие, Битос, Бездонный, Бездна или Глубина. Этот нерождённый, предвечный и совершенный Эон существовал задолго до того, как всё возникло. У Первоначала была пара, которую звали Сиге (Вечная Тишина), её также называли Эннойя (Мысль).
Несмотря на то, что непостижимый Первоотец пребывал всё это время в безмолвии, любовь переполняла его, поэтому Любовь – это одно из его имён. В какой-то момент, желая поделиться этим прекрасным чувством с кем-то ещё, он решил создать своё потомство Эонов.
Желая дать Эонам лучшее, что Творец имел в себе, он поместил в лоно Сиге семя своего будущего потомства, после чего Сиге эманировала из себя первую пару, сизигию Эонов. Это были Нус, которого также называют Единородным, Началом Начал и Отцом Эонов, другими словами, корнем всех Эонов, так как от него происходят все последующие Эоны, и Алетея.
Это была первая тетрада, четвёрка высших Эонов:
Первоотец и Сиге (Тишина);
Нус (Ум) и Алетея (Истина).
Через некоторое время, вторая пара Эонов Нус и Алетея, желая подражать во всём Первоотцу, эманировали из себя новую пару: Логоса и Зоэ. Логос считается началом Плеромы, Эонов и всех последующих творений.
Логос и Зоэ в свою очередь произвели Антропоса и Экклезию.
Это вторая тетрада:
Логос (Слово) и Зоэ (Жизнь);
Антропос (Человек) и Экклезия (Церковь).
Вместе они составляли первую восьмёрку Эонов, Огдаод.
Произведя пару Антропоса и Экклезию, Логос и Зоэ эманировали ещё десять Эонов, которые составляли пять пар.
Вот их имена:
Битиос (Глубинность) и Миксис (Смешение);
Агератос (Вечная молодость) и Генозис (Единение);
Автофиес (Сущностная природа) и Гедоне (Удовольствие);
Акинетос (Неподвижный) и Синкразис (Смесь);
Моногенес (Единородный) и Макария (Счастье).
Пара Антропос и Экклезия также эманировали из себя шесть пар, двенадцать Эонов, последние из которых Телетос и София.
Вот их имена:
Параклетос (Утешитель) и Пистис (Вера);
Патрикос (Отчий) и Элпис (Надежда);
Метрикос (Материнская) и Агапе (Любовь);
Аинос (Хвалебный) и Синезис (Интеллект);
Экклезиастикос (сын Экклезии) и Макариотес (Блаженство);
Телетос (Желанный) и София (Мудрость).
2. События в Плероме
Эти пятнадцать пар, тридцать совершенных Эонов, составляли Плерому, то есть полноту, целостность Первоотца. Из всех Эонов только Нус, Единородный, мог наслаждаться безграничным величием Творца. Ему также выпала честь быть посвящённым в тайны и планы Первоначала. Для всех остальных Эонов Первоотец оставался невидим и непостижим.
Потомки Нуса трепетно исполняли полученные заповеди, главная из которых запрещала не только приближаться к Первоотцу, но даже лишний раз помышлять о нём, поскольку его величие для потомков Нуса было непостижимо.
С каждым поколением Эоны всё дальше отдалялись от Источника, Корня всех вещей, и, несмотря на запреты, тайно желали больше узнать о Творце всего, о Первоначале. Потомков Нуса мучали вопросы: кто является источником всех Эонов? почему они рождаются парами? Как они оказались в Плероме? И почему Первоотец раскрылся только Нусу?
Несмотря на все эти вопросы, которыми задавались Эоны, они проявляли смирение, и запрета никто из них нарушать не собирался, пока в один момент самая младшая из Эонов, произошедшая от Антропоса (Человека) и Экклезии (Церкви), имя которой было София (Мудрость), пожелала, вопреки запрету, познать Первоначало. Возгордившись, она покинула свою пару – Телетоса и, ведомая страстями, устремилась к непостижимому Первоотцу, Источнику всего.
Софией двигало чувства гордости, а не любви, как ей казалось. Она была убеждена, что своим поступком вызовет восхищение у других Эонов, которые никак не могли решиться на подобное, боясь нарушить запрет.
Несмотря на все препятствия, в своём стремлении познать величие Первоотца она устремлялась всё дальше и дальше. Ей почти удалось приблизиться к Источнику, но Внутренний Предел (Орос), охранявший покой Творца, остановил её. Он напомнил Софии, что Первоотец непостижим, и вернул её обратно Телетосу.
3. Появление младшей Софии, Сирим
Несмотря на то, что София вернулась к своей паре, её поступок имел последствия. В своём стремлении объединиться с непостижимым Первоотцом она произвела бесформенную, ранее не известную в Плероме сущность, которую может произвести Эон без пары. София пыталась скрыть эту сущность, которую также называют выкидышем, опасаясь, что её несовершенное творение будет изгнано из Плеромы.
Узнав о бесформенном плоде Софии, Эоны перепугались, думая, что такое потомство ожидает и их. Плерому, где Эоны рождались парами из мужской и женской сущности, охватило волнение. Гармония, царившая с момента её основания, была нарушена, и, поскольку София в порыве страстей нарушила запрет и родила дитя без пары, было решено изгнать младшую Софию из Плеромы.
Узнав, что её дитя собираются изгнать, София пыталась защитить его и молила Первоотца о прощении, но, поскольку она нарушила запрет и родила бесформенное существо, пребывание которому в Плероме запрещалось, её мольбы не были приняты. Чтобы успокоить Эонов, которых пугал вид ребёнка Софии, Первоотец произвёл ещё один Эон Предел, не парный и не женский, которого ещё называли Крестом. Эон Крест, в отличие от Ороса, исполнял обязанности не внутреннего Предела, охранявшего покои Первоотца, а внешнего, то есть должен был защищать всю Плерому и Эонов, пребывающих в ней, от внешней неполноты, Кеномы. Внешний Предел очистил Софию от страстей и отделил от неё бесформенный выкидыш, который также называют Сирим. После этих событий очищенная София осталась в Плероме и была возвращена Телетосу, а её дитя, младшая София, Сирим, была выведена за пределы Плеромы, или, как ещё говорят, низвергнута в Кеному. Чтобы впредь оградить Эонов от несовершенства, Первоотец приказал внешнему Пределу взобраться на Крест, установленный у входа в Плерому, и охранять подступы к ней.
4. События в Кеноме
Во время падения Сирим видела свет Плеромы и запечатлела его в своей памяти навсегда. Пребывая в пустоте и темноте, в месте, которое называется Кенома, она сильно страдала, поскольку мечтала поскорее вернуться обратно.
Чтобы восстановить порядок в Плероме, Первоотец дал указание Нусу с Алетеей эманировать новую пару Эонов, имена которых – Христос и Святой Дух.
Они были призваны успокоить Эонов, восстановить порядок в Плероме и впоследствии заботиться о её целостности. Христос и Святой Дух ещё раз напомнили обитателям Плеромы о законах Первоотца и Его непостижимости, а также сообщили, что эта самая непознаваемость и является основой царящего порядка, целостности и вечности Плеромы.
Приняв наставление Христа и Святого Духа, Эоны вновь обрели спокойствие, и только София продолжала молить Первоотца о прощении. Со временем и остальные Эоны, населяющие Плерому, присоединились к её молитвам, и всемилостивый Первоотец сжалился над Софией, пообещав через Нуса, что в будущем её чадо вернётся в Плерому и соединится со своей парой.
Тридцать Эонов возрадовались этой новости и, желая выразить признательность Первоначалу, решили сотворить коллективного Эона в Его честь.
Каждый дал лучшее, что было в нём, и так во славу Творца был сотворён совершенный Эон, которому дали имя Ириней (в еврейском варианте Иеошуа – Иисус). Этот Эон не парный, а только мужской, поскольку парой его является младшая София, Сирим. Вместе с Иринеем произошли и двенадцать ангелов, которые должны были везде сопровождать его и оберегать. Этот общий плод Плеромы также называли Логосом, Христом, Первосвященником и Спасителем, так как он должен был в будущем найти Сирим и спасти её, после чего вернуть в Плерому.
Пребывающей в Кеноме бесформенной, обессиленной Сирим не было известно, что её мать прощена и что во славу Первоотца и для её спасения был сотворён новый Эон, Ириней.
5. Оформление Сирим
После того как Христос и Святой Дух воссоздали целостность Плеромы, на них была возложена ещё одна миссия. Им предстояло спуститься в Кеному, чтобы придать форму младшей Софии.
Прибыв в Кеному, которую ещё называют пустыней и царством Тьмы, Христос обнаружил неоформленную младшую Софию. Она ползала по земле, поскольку в силу своей природы не могла даже подняться. Христос оформил Сирим, которую также называют страстями старшей Софии, после чего она обрела форму женского Эона, но не парного. В будущем, соединившись с только мужским Эоном, Иринеем, они создадут новую, совершенную пару Эонов. Завершив свою миссию, Христос и Святой Дух поспешили вернуться в Плерому.
Младшая София, став почти совершенным Эоном, принялась искать тех, кто придал ей форму, и устремилась вслед за Христом и Святым Духом в Плерому, но внешний Предел, охраняющий подступы к Плероме, преградил ей путь и повелел вернуться в Кеному.
Сирим снова оказалась в темноте, поскольку свет Христа покинул её. Испытывая одиночество, страх и печаль, она горько плакала, взывая к тем, кто оформил её. В Плероме сжалились над Сирим и, чтобы успокоить её, отправили к ней «коллективный плод» Плеромы, Эона Иринея, в сопровождении двенадцати ангелов.
Прибыв в Кеному, Ириней вновь оформил Сирим, но в этот раз в соответствии с гнозисом. Затем он отделил от Сирим угнетающие её страсти и создал из них корень всех последующих творений.
6. Творение Вселенной, материального мира, всего живого и человека
После того как Ириней покинул её, очищенная Сирим начала процесс творения из отделённых от неё страстей, эманировав три элемента: гилитический (материальный), психический (душевный) и пневматический (духовный).
Оставив себе духовный элемент, из душевного она сотворила своего сына Демиурга, Творца Вселенной, а все последующие творения из двух природ – душевной и материальной – выполнил уже он. Пневматическая природа была для него непостижима, и поэтому он ничего не знал о своей матери, младшей Софии, считая себя Верховным богом.
Тайно наставляемый матерью, Демиург приступил к процессу творения. Разделив два элемента: душевный и материальный, которые до этого в Кеноме были соединены, он из душевного сотворил семь небес, архонтов, архангелов и ангелов. Когда душевные миры и архонты, управляющие ими, были оформлены, Демиург приступил к творению материального мира из гилитического элемента.
За всем этим стоял план Иринея-Спасителя, который осуществляла Сирим через своего сына.
Завершив процесс творения, Демиург занял место над седьмым небом, где располагается его престол. Он возгордился и объявил себя Творцом Вселенной. Поскольку Демиург всё ещё не ведал о существовании своей матери, так как в силу своей душевной природы не мог видеть и понять духовное, его прозвали Самаэль «Слепой бог».
Сирим, которую также называют Матерью, Иерусалимом, младшей Софией, а также Огдаод, поскольку она обитает на восьмом небе, незримо продолжает наставлять сына. Восьмое небо также называют Небесным Иерусалимом или средним местом, так как пребывающая там Сирим находится между сотворённой Демиургом Вселенной снизу и Плеромой.
7. Человек. Три рода человеческих (тройственная природа человека)
…Бездыханное тело первого человека лежало в саду Эдема, пока Демиург не решил вдохнуть в него душу, то есть душевный элемент, тем самым оживив его. Этого человека в разных культурах называют по-разному, а нам он известен под именами Адамас или Адам.
Сотворённый Демиругом человек пребывал в раю. Он совмещал в себе психический (душевный) и гилитический (материальный) элементы, пока младшая София втайне от Демиурга не передала ему пневматический (духовный) элемент. Знающие люди называют это семенем или лучом пневматического света.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.