Полная версия
ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО
Евгений Станиславович. А не завёлся ли у нас лунатик?
Степан Степанович. Как не абсурдно это звучит, но версию о лунатике не будем сбрасывать со счетов. Теперь кавалеры. Антон, когда ты обнаружил пропажу мыла?
Антон. Когда собрался умываться. Смотрю, тумбочка открыта, ящика с мылом нет. А ящик с мылом оказался под кроватью, только мыла там не было.
Степан Степанович. А как насчет времени обнаружения?
Антон. Ну, часов в восемь утра.
Степан Степанович. Теперь Евгений Станиславович.
Евгений Станиславович. Я проснулся от скрипа двери, на моих глазах она открывалась. Луна светила в моё окно. Дверь, наконец, открылась и в коридоре, в самом его конце была видна фигура. Кто-то двигался по коридору. Фигуру я видел сзади. Затем фигура повернула за угол и пропала из виду. Я закрыл дверь и посмотрел на часы. Было час сорок пять. Теперь о фигуре. Фигура двигалась спокойными ровными шагами, как лунатик.
Степан Степанович. Евгений Станиславович, а почему вы решили, что видели лунатика?
Евгений Станиславович. Дело в моей скрипучей двери. Если я проснулся от её скрипа, то хулиган, от того же скрипа, чтобы, не быть узнанным, бросился бы бежать. А этот ноль внимания, да и походка как у заводной игрушки. Как-то постепенно сон овладел мной. А встал я полдевятого. Дверь в мою комнату была открыта. Тумбочка тоже была открыта, ящик с мылом открыт, мыло на месте, хозяйственное мыло и надкушено.
Степан Степанович. Евгений Станиславович, кого, по вашему мнению, вы видели?
Евгений Станиславович. Лунатика, точно лунатика.
Степан Степанович. Теперь я. Встал в восемь утра, вроде всё в порядке. Полез за мылом – мыла нет. Первый подозреваемый у меня это Антон. Мой человек, слышал как он грозил устроить в клинике из ряда вон выходящее. Это единственная улика, хотя и косвенная. На месте преступления его никто не видел. А теперь обед.
Явление седьмое. сеанс психотерапии
Евгений Станиславович. А вначале, перед обедом – сеанс психотерапии, чтобы удалить неприятности из головы.
Эдик. А можно мне опять присутствовать на сеансе психотерапии.
Евгений Станиславович. Эдик, тебе лучше сеть поглубже на диван, а то из-за расслабления опять упадёшь. Остальным…Сядьте в позу кучера или откиньте голову назад и закройте глаза…Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются… Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются…Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются…сидите в позе кучера или откинув голову назад и закрыв глаза…Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются… Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются…Вам становится легко и спокойно, ваши мышцы нагреваются и расслабляются…Ваши правая и левая руки тяжёлые: вот расслабляются мышцы рук – пальцы, кисти, обе руки стали тяжелыми, как свинец. Они бессильно лежат, как плети. Нет сил, не хочется двигать ими. Вы испытываете состояние, которое испытывают после долгой и приятной прогулки на свежем воздухе, после купания в реке. Вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны, вы совершенно спокойны…Ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая, ваша правая рука тяжелая. Ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая, ваша левая рука тяжелая. Вы совершенно спокойны. Правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая. Левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая. Вы совершенно спокойны. Правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая, правая рука теплая. Левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая, левая рука теплая. Вы абсолютно спокойны. Сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно, сердце бьется спокойно и ровно. Дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное, дыхание спокойное и ровное. Вам легко дышится. Солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло, солнечное сплетение излучает тепло. Лоб приятно прохладен. Напрягите руки – углубите дыхание – откройте глаза – расслабьте руки. Я погружаюсь на дно моря, я иду совершенно спокойно, шаг за шагом, всё дальше и всё глубже на дно моря. Всё дальше и дальше на дно моря. Я поднимаюсь на вершину горы, я иду совершенно спокойно, шаг за шагом, всё выше и выше на вершину горы. Всё выше и выше на вершину горы. Я постепенно ухожу от своих переживаний и иду совершенно спокойно, шаг за шагом, обратно…Пропажа мыла вас больше не беспокоит. Пропажа мыла вас больше не беспокоит. Пропажа мыла вас больше не беспокоит. Пропажа мыла вас больше не беспокоит. Пропажа мыла вас больше не беспокоит. Вам легко и спокойно, ваши мышцы нагреты и расслаблены…Напрягите руки – углубите дыхание – откройте глаза – расслабьте руки…сеанс психотерапии закончен.
Сеанс психотерапии закончился, музыка стихла, все встают. Эдик падает с дивана.
Наталья Михайловна. Ой, Эдик опять упал. Потрясающе! Как снимает стресс!
Эдик приходит в себя, встаёт и садится на диван.
Евгений Станиславович. А от психотерапии до гипноза только шаг.
Наталья Михайловна. Покажете гопноз, Евгений Станиславович?
Евгений Станиславович. Покажу, будет случай, покажу.
Все разбрелись по холлу. Степан Степанович подходит к Евгению Станиславовичу и Наталье Михайловне.
Степан Степанович, к ним. Вы будете мои глаза и уши. То, что побоятся сказать мне, вам скажут без боязни. Общайтесь со всеми, или как говорили раньше, вращайтесь в обществе, и в конце дня обо всём докладывайте мне.
Явление восьмое. Обед
Больные гуляют по холлу. В кресле у стола сидит Лола. К ней подходит Мария.
Мария. Лола, ты будешь обедать?
Лола. А меня газировкой Антон напоил.
Мария. Жидкость, конечно, хорошо, но и поесть чего-нибудь мясного надо.
Лола. А что у нас мясного?
Мария, подходяч к листку у двери столовой. В меню написано: курица с рисом.
Лола. Курочку бы я не отказалась.
Мария. Ну, вот.
Подходят остальные больные. Открываются двери столовой, и выглядывает Гоча Петрович.
Гоча Петрович. Дамы за столы.
Дамы проходят в зал. Двери закрываются. Мужчины в холле остались одни.
Степан Степанович. Ну чего, Антон, сосёт червячок?
Антон. А я в пустую бутылку из-под газировки холодной воды налил и уже выпил. Хотите попробовать?
Степан Степанович. Не хочу аппетит перебивать.
Евгений Станиславович. Степан Степанович, а вы холодную воду будете пить?
Степан Степанович. Буду, буду, холодную. У молодёжи позаимствую идею. Надо и мне найти пустую бутылку.
Евгений Станиславович. Степан Степанович, у меня в комнате есть пустая бутылка из-под газировки могу дать.
Степан Степанович. Хорошо, после обеда зайду.
Из столовой не спеша выходят женщины.
Мария. Лола, как тебе борщ?
Лола. Из ряда вон.
Наталья Михайловна. Как это из ряда вон? Вылить что-ли?
Лола. Съесть и попросить добавки.
Мария. Вообще свеклу следует нарезать соломкой и вместе с луком и морковью обжарить на большом огне.
Из-за дверей столовой выглядывает Гоча Петрович. А, обсуждаете мой борщ? Мужчины заходите.
Обед закончился. Первыми выходят Антон и Евгений Станиславович.
Антон. Евгений Станиславович, смотрите, что у меня. Руки, кисти и пальцы трясутся. В столовой держу ложку с борщом, подношу ко рту и мимо. Весь подбородок облил, и стол ещё. Макароны мимо рта. А компот принимаю в два приёма: вначале ягоды ложкой, а затем пью сироп. Если бы не носовой платок пришлось бы принимать душ.
Евгений Станиславович. Так у тебя тремор.
Антон. А что это?
Евгений Станиславович. А это побочный эффект от лекарств. Скажи на обходе и тебе дадут ещё одну таблетку и тремор пройдёт. Зато появится запор. А есть ещё один побочный эффект от лекарств: неусидчивость.
Антон. А что это?
Евгений Станиславович. У-у-у. Это такая вещь, незабываемая. Это когда больной на месте усидеть не может. Сначала перебираешь ногами, потом начинаешь ходить, а в конце – бегать. И всё это против твоей воли.
Антон. И как от этого спастись?
Евгений Станиславович. Принимать циклодол.
Антон. А у циклодола есть побочный эффект?
Евгений Станиславович. Есть, есть.
Антон. И какой?
Евгений Станиславович. Парадоксальный. Я в позапрошлом году лежал я в тринадцатой больнице. У меня была неусидчивость. И мне пред выпиской назначили циклодол. Ну, выписался. Сижу дома, а на третий день со мною что-то произошло. Начал бегать в комнате от стены к окну и обратно. Позвонил лечащему врачу и рассказал ситуацию. А он мне: прекратить приём циклодола. Ну, я и прекратил. Всё прошло. Бегать перестал. Спрашивается: зачем мне назначали циклодол?
Антон. Так что же получается, одно лечим, другое калечим. А в психиатрической больнице так же лечат?
Евгений Станиславович. В психушке что ли? Лечат так же, но бесплатно.
Подходит Лола.
Антон. Лола, ты в психушке была?
Лола. Была.
Антон. Ну, и как там?
Лола. Как в инфекционной больнице во время коронавируса. Койки, койки, койки. Пациенты, пациенты, пациенты и т. д. Зато гулять на улице можно два часа в день тем, кому это разрешено, и при том, в специальном огороженном месте, на жаргоне больных – обезьяннике. А в остальное время все гуляют в коридоре, толкучка, как в час пик по дороге на работу. А больных в отделении от сорока до шестидесяти. В общем, насмотришься и больше не захочешь.
Уходит направо. Евгений Станиславович стоит один. К нему подходит Антон.
Евгений Станиславович. Как там в психушке? Понимаю твоё любопытство. А там…там шумно. Больных – как пчёл в улье. Зато можно завести себе друзей. Вот и у меня каждый раз, когда я ложился, появлялся новый друг. В тот раз у меня был друг по прозвищу Прикол. А мне он дал прозвище Отстой. Между прочим, Прикол автор четырёх пьес. Я читал эти пьесы, и они мне очень понравились. Одну пьесу Прикол сдал в театр, по-моему «Современный театр», надеюсь не забыл. Все четыре пьесы Прикола были об одном и том же – о жизни наркоманов. Причём, пока мы, вместе лечились, он писал пьесу. Потом я выписался и узнал, что он дописал пьесу. А через год я узнал, что он умер от передозировки героина. Впрочем, мой сводный брат тоже умер от передозировки героина. Поэтому, если ты хочешь превратиться в такого старика как я, не ширяйся.
Антон стоит, открывши рот.
Явление девятое. Тихий час
Холл. Все больные кроме Лолы и Антона ушли спать. Открывается дверь, и входит Мария.
Антон. Мария, оставь нас одних. У меня разговор не для посторонних ушей.
Мария. Сам ты посторонний со своими ушами. Лола хочет поговорить со мной. Лола скажи ему, ну.
Лола. Антон, выйди пожалуйста, мне нужно кое-что сказать Марии.
Антон. Мне нужно поговорить с тобой наедине. Ведь я сделал тебе предложение.
Лола. Ты угрожал устроить бардак в клинике. И ты его устроил. Зачем ты взял и покусал туалетное мыло всех больных, а, чтобы не подумали на тебя, покусал и своё мыло.
Антон. Вы что, сума сошли, зачем мне мыло.
Мария. Пять человек из шести считают, что ты всё это устроил.
Антон, уходя из холла направо. Я докажу вам, что это не так.
Явление десятое. Полдник
Все больные кроме Антона, входят в холл и садятся за стол. В столовой открываются двери.
Гоча Петрович. Сегодня апельсиновый сок. Подходите. Сок из марокканских апельсин, сладкий.
Евгений Станиславович. А может из грузинских?
Наталья Михайловна. А почему вы решили, что они из грузинских апельсинов?
Евгений Станиславович. Грузия ближе всего к нам, и апельсины там растут у Батуми.
Степан Степанович. А вы их пробовали так сказать на зуб?
Евгений Станиславович. Нет, не повезло. Я был там, когда грузинские апельсины ещё не созрели, я имею в виду ботанический сад.
Мария. А сейчас в каждый фруктовый сок добавляют сахар, вот он и кажется слаще, чем натуральный фрукт.
Лола. А я больше всего люблю мандарины. Они маленькие, сладкие и чистятся легко.
Мария. Мандарины сейчас не сезон. Вот абхазские мандарины в свой сезон очень вкусные.
Евгений Станиславович. У меня от абхазских мандаринов хорошее воспоминание. Моя мама на новогоднюю ёлку вешала на ниточках мандарины. Жёлтое на зелёном, очень красиво и очень вкусно.
Степан Степанович. Евгений Станиславович, а у вас есть какой-либо прогресс?
Евгений Станиславович. Есть. Пьесу про лунатика написал уже больше половины. А у вас, Степан Степанович есть тяга к рукописному творчеству?
Степан Степанович. Пишу записки следователя.
Евгений Станиславович. Степан Степанович, ну вы же понимаете, что такую книгу в принципе не будут выпускать большим тиражом.
Степан Степанович. Да я понимаю. Она, книга моя, будет как пособие начинающим следователям, и распространяться будет по учебным заведением министерства внутренних дел и под грифом: для служебного использования. Евгений Станиславович, гляньте на досуге мои записки, для меня это первая книга.
Евгений Станиславович. Смекнеа работы – лучший отдых.
Степан Степанович. Наталья Михайловна, что-то вы грустная, что сон плохой приснился?
Наталья Михайловна. Приснилось, что у нас в клинике весь персонал женщины. Начиная с заведующей и кончая санитаркой.
Степан Степанович. Наталья Михайловна, ну вы юморист. Ха-ха-ха-ха.
Степан Степанович. А, что Евгений Станиславович, может быть Наталье Михайловне предложить пойти на сцену и читать свои сны как рассказы, как Михаил Жванецкий, Михаил Задорнов, Семён Альтов?
Евгений Станиславович. А что? Могу порекомендовать её в театральное агентство.
Евгений Станиславович выходит из холла направо.
Явление одиннадцатое. Свободная беседа в холле
В холле одни больные. Входит Евгений Станиславович, в руке он несёт книгу. Подходит к Наталье Михайловне и вручает ей эту книгу.
Евгений Станиславович. Наталья Михайловна, это мой подарок вам. Тут три моих пьесы с дарственной надписью.
Наталья Михайловна. Спасибо, Евгений Станиславович, за книгу. И на какую тему пьесы?
Евгений Станиславович. На тему психиатрии. Вы когда-нибудь лечились городской больнице?
Наталья Михайловна. Нет.
Евгений Станиславович. Вот вам будет интересно. Да и отвлечётесь от здешней тягучей атмосферы.
Слева входит Григорий Пантелеевич, в руках у него куски туалетного мыла.
Григорий Пантелеевич, аудитории.
Вот здесь туалетное мыло, пять кусков, чтобы скрасить неудобное положение, в которое мы попали. Подходите и берите.
Григорий Пантелеевич кладёт мыло на стол и уходит, а все больные, кроме Евгения Станиславовича, подошли к столу и взяли по куску мыла.
Наталья Михайловна молча читает книгу, остальные сидят и молчат. Внезапно Наталья Михайловна начинает читать книгу вслух.
Наталья Михайловна. Отвлечёмся от тяжёлой атмосферы. Я вам прочту небольшую выдержку из книги.
«Явление второе. Сны.
Володя – бриллиантовый король, сидя на койке
Дело происходило в сибирской тайге. Наша группа была высажена с вертолёта в перспективный участок добычи алмазов. Просыпаюсь я утром в палатке. Как всегда, уже светло. Но вот запах в палатке, некак всегда. Мои товарищи все спят. Выглядываю из палатки, а к ней с юга приближается огонь. Всё ясно, лесной пожар. Хуже некуда. Я расталкиваю спящих и кричу: пожар, лесной пожар! Кто в чём был, повыскакивал из палатки, захватив свои пожитки в рюкзаках. А я стою у палатки и определяю направление ветра по дыму. Тут наш начальник партии Петрович: всем на север к реке! Ну, мы и побежали. А я бегу с рюкзаком и чувствую, что чего-то не хватает. Ба-а! Коробки с алмазами, весь наш месячный труд. Я назад к палатке. А там уже огонь подступил, я в палатку, еле в дыму нашел коробку и на выход. А вокруг палатки всё уже горит. И только сбоку от выхода палатки лесная подстилка уже углём тлеет, не горит. И вот по этим углям я к реке с коробкой в руке. И тут открылась боль в ступнях. Терплю и бегу к реке. Там, у переправы, наши и Петрович. Он мне говорит: ты что, сума сошел? А сам улыбается. Я отдаю ему коробку с алмазами и по колено в речку. Потом выхожу и снимаю тряпичные кроссовки с прожжённой резиновой подошвой. Петрович дал мне бинт и мази, а ребята шлёпанцы.
Отстой, поднимая руку ладонью вверх.
Прикол, вот как надо излагать».
Степан Степанович. Хороший рассказ. Вот ведь как в рассказах, чем короче рассказ, тем он лучше. Я его услышал в больнице и с согласия автора включил в свою пьесу. А что это за странные прозвища у действующих лиц?
Наталья Михайловна. Володя – бриллиантовый король, начинал, как мы теперь знаем в тайге. А если он теперь король, то значит у него хороший бизнес. Прикол – любит розыгрыши и активно в них участвует, а Отстой – пытается стать вторым Приколом.
Мария. Что это за клиника, где в ходу розыгрышы?
Наталья Михайловна. Обыкновенная городская психиатрическая больница, где палаты по двенадцать коек.
Антон. Палаты на двенадцать коек?
Евгений Станиславович. Да, да по двенадцать коек, и по шесть палат.
Антон. Вот где засаду на лунатика делать.
Лола. Ну, может быть хватит о наших проблемах.
Эдик сидит на своём диване. Слева входит Гоча Петрович.
Гоча Петрович. Эдик, привет. Как тут в моё отсутствие?
Эдик. Да, тоже что и утром. Да, назначили расследование.
Гоча Петрович. А кто будет этим заниматься? Полиция?
Эдик. Григорий Пантелеевич назначил Степана Степановича.
Гоча Петрович. А кто это?
Эдик. Это наш больной, следователь в отставке.
Гоча Петрович. А-а-а-а, если следователь, то найдёт хулигана. Ну ладно начну готовиться к ужину.
Открывает ключом двери столовой и заходит.
Явление двенадцатое. Ужин
Все больные собрались в холле.
Мария Лоле. Тебе надо поужинать.
Лола. Да, надо, но не хочется.
Мария. Надо, надо. Ты теперь не одна.
Открывается дверь столовой.
Выглядывает Гоча Петрович. Дамы, прошу к столу.
Женщины пошли ужинать. Двери закрылись. Степан Степанович стоит и трёт ладони одну о другую.
Евгений Станиславович. Степан Степанович, до сих пор трёте ладони и улыбаетесь. Поймали птицу удачи?
Степан Степанович. Евгений Станиславович, вы мне не поверите, как мне скучно было здесь. И вот мне повезло, я опять при деле.
Евгений Станиславович. Больше не скучаете по работе, Степан Степанович?
Степан Степанович. Я теперь работаю.
Открываются двери столовой и выходят женщины.
Степан Степанович. Дамы, как ужин?
Лола. Лучше, чем обед.
Антон. А что лучше?
Лола. Ты меню читал?
Антон. Нет.
Лола. Второй раз скрываешь свое плохое зрение?
Антон. Второй раз скрываю своё сильное раздражение.
Открываются двери столовой и мужчины заходят на ужин. В холл выходит Олег Николаевич.
Олег Николаевич. Эдик, закрой за мной. Я ухожу. Всем до свидания.
Эдик закрывает за Олегом Николаевичем выходные двери и садится на диван. Мужчины выходят из столовой. Все, кроме Лолы садятся за стол. Лола отходит в сторону, к ней подходит Мария.
Лола. Маша, я видела похитителя.
Мария. Да ты, что.
Лола. Да-да, видела, где-то около двух часов ночи.
Мария. А что же ты не сказала Степану Степановичу?
Лола. Я видела Антона с пакетом в руках. Мне было жарко, и я перед сном приоткрыла дверь. А проснулась я от хлопка чьей-то двери в коридоре, глянула в коридор и сзади увидела Антона. Он шел по коридору от меня и зашел в чью-то комнату.
Мария. Прежде чем сказать об это Степану Степановичу нужно посмотреть за ним и убедиться.
Из столовой выходит Гоча Петрович. Закрывает двери столовой.
Гоча Петрович. Всем до свидания.
Нестройный хор Эдика и больных. До свидания. До свидания.
Явление тринадцатое. Свободная беседа в холле
В холле больные.
Мария. Евгений Станиславович, а разве возможно откусить от куска мыла край?
Евгений Станиславович. Вполне возможно. Пять лет назад я лежал в тринадцатой больнице, так в нашем отделении был больной, который кусал мыло. Его быстро вычислили, ведь в палате двенадцать больных. Самое интересное было в том, что он глотал откушенное. Так чтобы спасти его желудок, его стали привязывать.
Мария. Привязывать?
Евгений Станиславович. Да, привязывать к койке. Отвязывали только на завтрак, обед и ужин. И круглые сутки в памперсах.
Наталья Михайловна. Евгений Станиславович, а как привязывают?
Евгений Станиславович. Да, за руки и за ноги к койке.
Мария. А это не больно?
Евгений Станиславович. Я вам авторитетно заявляю: не больно. Меня тоже привязывали к койке, на больничном жаргоне: положить на вязки. Вязки не верёвки. Верёвками можно причинить боль, вязками – нет, потому, что вязки это тканевые ленты шириной до пяти сантиметров, при этом самому развязаться практически невозможно, это не верёвки.
Наталья Михайловна. У меня в голове не укладывается, что человека могут привязать к его же койке. Вот он мой сосед по палате. Лежит привязанный, а я рядом, смотрю и думаю, а вдруг и меня привяжут.
Евгений Станиславович. Наталья Михайловна, помещение психически больного в больницу это первая степень его изоляции от здоровых людей, привязка к койке – вторая степень для его изоляции в этот раз от других больных. При этом первая степень изоляции позволяет здоровым людям, избежать вред от больного, вторая степень – позволяет больным, его соседям избежать вред от него, при этом имеется ввиду, что сам больной тоже не нанесет вред себе.
Явление четырнадцатое. Кефир
Эдик открывает двери столовой, заходит внутрь и закрывается. Все больные в холле.