Полная версия
Докшицкий район, Докшицы, Парафьяново, Бегомль, Волколата и евреи. История, холокост, наши дни
Год 1795-й стал годом получения Докшицами статуса города.
Год 1796-й (двадцать первое января). Это было время получения городом герба.
Год 1797-й. В этом году территория уезда оказалась поделенной между соседствовавшими Вилейским и Борисовским уездами, а город вновь превратился в местечко.
Девятнадцатое столетие
Город на старых фотографиях | Докшицы. Кастусь Шыталь. Источник: https://radzima.org/ru/foto-albom/4696.html?id_gallery=2123
Время Отечественной войны 1812-го г. Это было время занятия Докшиц французскими войсками, французы в данное время занимались разграблением и сожжением города.
Середина девятнадцатого столетия. В это время в городе имело место функционирование двух заводов: медоварного и винокурного.
Время после отмены крепостного права. Это было время появления в районе ряда заводов: трех винокурных (были созданы малые винокурни для местных нужд), пивоваренного, сахарного.
Во многих поместьях были построены мельницы – как ветряные, так и водные.
Дважды в год в Докшицах проходили ярмарки.
Год 1858-й. В данном году имело место проживание в городе Докшицы 1 584 чел.
Год 1897-й. В данном году [2]:
Новая царква ў Докшыцах. Здымак пач. ХХ ст. Источник: https://radzima.org/ru/foto-albom/4696.html?id_gallery=2123
«население города составляло 4573 человека, в том числе евреи – 2814, белорусы – 1383, русские – 236, татары – 68, поляки – 57».
Таким образом доля евреев в Докшицах в 1897-м году составляла 61,5 процента.
Город на старых фотографиях | Докшицы. Кастусь Шыталь. Источник: https://radzima.org/ru/object/4696.html
Двадцатое столетие
Период 1918-го —1939-го г. г. Это было время нахождения города в составе Польши.
Из-за присоединения Западной Беларуси к Союзу ССР Докшицы вошли в состав вновь образованной Вилейской об-ти Беларускай ССР.
Период с декабря 1939-го г. по январь 1940-го г. В данном временном периоде состоялось образование рядом с районом Бегомльским Докшицкого р-на.
Год 1940-й (декабрь). Это было время, когда состоялись 1-е выборы в Докшицкий районный Совет депутатов.
Время второй мировой войны. В это время [2]:
«Докшицы находились под немецкой оккупацией с 9 июля 1941 года до 2 июля 1944 года. В Докшицах стоял военный гарнизон, который неоднократно подвергался нападению партизан Полоцко-Лепельской партизанской зоны. 29 мая 1942 года. было ликвидировано гетто с 2653 евреев. В результате проведения операции „Багратион“ (Белорусская операция) город был освобожден. Командир отделения взвода разведки 935-го стрелкового полка 306-й стрелковой дивизии Иргаш Досмухаметов в числе первых из полка преодолел реку Западная Двина у села Гнездиловичи (Шумилинский район Витебской области). Был ранен, однако в составе группы солдат участвовал в захвате моста. Затем солдаты проникли в город Докшицы, где пленили двух гитлеровцев. В этом же районе обнаружили и ликвидировали вражескую засаду».
Год 1995-й (двадцатое октября). В данное время произошло объединение административных единиц Докшицкий район и город Докшицы, имевших общий административный центр, в одну административную единицу – Докшицкий район.
Мемарыял Шунёўка Zelyoniy.anton. Собственная работа. « Шуневка (мемориальный комплекс «Проклятие фашизму») – мемориальный комплекс на месте деревни Шуневка в Докшицком районе Витебской области (Белоруссия), где 22 мая 1943 года немецкие оккупанты сожгли местных жителей, в том числе стариков, женщин и детей.
Расположен около деревни Добрунь Докшицкого района Витебской области, в 2 км от деревни, около шоссе Бегомль – Докшицы». Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Шуневка
V Докшицы и евреи
5.1 Из статьи Dokshitsy, Jewish Dokshitsy. Из англоязычной еврейской виртуальной библиотеки
Из статьи Dokshitsy, Jewish Dokshitsy
Из статьи Dokshitsy, Jewish Dokshitsy [5].
В 1800 году Докшицы, снова местечко, насчитывали 152 двора, 1118 жителей; действовали еврейская школа и две униатские церкви. Во время войны 1812 года местечко было частично сожжено французской армией.
Из англоязычной еврейской виртуальной библиотеки
Из англоязычной еврейской виртуальной библиотеки [6].
ДОКШИЦЫ (польск. Dokszyce), город в Молодечненском районе, Беларусь. Перешел от Польши к России в 1793 году; находился в составе Польши с 1921 по 1939 год; затем входил в Белорусскую ССР. Еврейская община, вероятно, возникла в начале XVIII века и увеличилась с 210 евреев в 1766 году до 2775 (49,1% от общей численности населения) в 1878 году. В 1897 году она насчитывала 2762 человека (75,8%).
Евреи торговали лесом и сельскохозяйственной продукцией, экспортируя ее в центральную Польшу, Россию и даже в Лейпциг. Они также занимались ремеслами и сельским хозяйством. В 1925 году их было около 3000 человек. Между двумя мировыми войнами евреи потеряли свои рынки и были обязаны платить высокие налоги, что привело к экономическому упадку.
Фонд займа, спонсируемый Американским еврейским объединенным распределительным комитетом, насчитывал в 1925 году 250 членов у. Там была еврейская школа Тарбут, которая была центром сионистской деятельности.
Немцы оккупировали город 22 июня 1941 года, создав гетто в сентябре30. Во время Пейсаха 1942 года было казнено 65, а позднее 350 евреев. Ликвидация гетто началась 29 мая 1942 года. Она длилась 17 дней, и было убито около 3000 евреев. Община после Второй мировой войны не была восстановлена.
5.2 Из польской Википедии. Доктор Леонид Смиловицкий о Докшицах
Из польской Википедии
Из польской Википедии [7].
В 1909 году на местных выборах в городской совет были избраны 6 русских, 3 поляка, 1 еврей и 1 представитель другой национальности.
С 1921 года Докшице и поместье Докшице принадлежали Польше, город был центром гмины Докшице.
По данным Всеобщей переписи 1921 года, в городе проживало 3004 человека, из них 546 католиков, 417 православных, 4 евангелиста, 2055 евреев и 72 мусульманина. При этом 1120 жителей заявили о польской национальности, 355 белорусской, 1 немецкой, 1456 еврейской и 72 татарской. Здесь было 492 жилых дома
В 1931 году в городе проживало 3269 жителей и 585 домов.
В поместье Докшице проживало 24 человека, 23 из которых были католиками и 1 православным. При этом 23 жителя заявили о польском гражданстве, а один – о другом. Здесь было 5 жилых домов.
Доктор Леонид Смиловицкий о Докшицах
Доктор Леонид Смиловицкий пишет [8]:
Антон Астапович (слева) и Ежи Гарбинский. Докшицы, август 2016 г. Фото доктора Леонида Смиловицкого. Источник: https://club.berkovich-zametki.com/?p=43947
«Докшицы – старинное местечко, известное с XV века. Оно входило в Ошмянский повет Виленского воеводства Речи Посполитой, а с 1793 г. было включено в составе Российской империи, как уездный город Минской губернии. В 1766 г. в Докшицах проживало 210 евреев, а в 1897 г. уже 2762 или 75,8% от всего населения. Перед войной почти три тысячи евреев Докшиц молились в четырех синагогах города.
Еврейская община Докшиц прекратила свое существование весной 1942 г., когда было ликвидировано гетто. Через много лет на месте расстрела по ул. Маяковского установили несуразный бетонный памятник – четыре фигуры, три взрослые и одна детская. Лики, женские и мужские, походили, как две капли воды. Типичные лица белорусских крестьян, не имеющие ничего общего с семитскими чертами. Надпись на монументе тоже призвана была все запутать: «Здесь в 1941—1945 гг. зверски замучены и расстреляны фашистскими палачами 4300 советских граждан». При чем тут 1945 год, если Докшицы освободили в 1944 г.?»
5.3 Аарон Гинсбург о Докшицах. Из статьи About Jewish Dokshitsy
Кастусь Шыталь. Синагога | Докшицы. Не существует. Год постройки (перестройки):? Утрачена: 1943 (44?). Источник: https://radzima.org/ru/object/sinagoga-7859.html
Аарон Гинсбург о Докшицах
Аарон Гинсбург о Докшицах [9].
Нижеследующее было написано членом Храма Израиля Аароном Гинсбургом о штетлахе, который его отец покинул в 1921 году, чтобы присоединиться к большому числу членов семьи в Америке; столь же большая мишпоха осталась позади.
Докшицы и Парафьяново – соседние города, расположенные в 10 километрах друг от друга в Беларуси, в 65 милях к северо-востоку от Минска. В 1766 году в Докшице насчитывалось 210 евреев-налогоплательщиков, что свидетельствует об устоявшейся общине. Эта община росла в течение в основном мирного XIX века, но иммиграция унесла многих из них в период с 1905 по 1921 год. Оставшиеся евреи жили в Польше, которая становилась все менее дружелюбной в 1920-е – 30-е годы, и все больше беднели.
Тем не менее, еврейская жизнь продолжала существовать. Давайте послушаем Цви Маркмана, одного из бывших жителей:
Мне вспоминается парад на Лаг ба'Омер, с национальными флагами и лозунгами «Да здравствует наш национальный язык!». Затем базар «Керен Каемет» с прекрасными экспонатами и рисунками, которые воодушевляли молодежь, превращаясь во время народной демонстрации из любви и искренности в сионистский образ мышления. А также оживленные молодежные организации: Ха-Шомер ха-Цаир, Хе-Шалуц, Хе-Шалуц ха-Цаир, Бейтар, Ком-Юнг. Повсюду кипела деятельность, дискуссии были полны рвения и страсти. Вечерние собрания групп с жаркими спорами, которые иногда заканчивались драками. И в целом – это была радость!
Товарищ уезжает в Израиль. Весь штетл провожает его песнями и танцами, на мосту танцуют ариву, а затем путешественник отправляется в свой долгий путь. Шум печи для выпечки мацы возвещает о приближении Песаха. Милхики, Тиша Б'Ав – со штехехцем (маленькие колючки, брошенные в бороду, – восточноевропейский обычай Тиша Б'Ав). Нарядные и праздничные девушки, идущие в синагогу на Рош а-Шана, чтобы услышать удар шофара. У реки стоит множество евреев, вытряхивающих из карманов все свои грехи за прошлый год.
oneforisrael.org. Источник: https://www.pinterest.com/pin/198932508519498684/
Позже начинается церемония искупления шлогна капорес, предшествующая Йом Кипуру. Накануне Йом-Кипура евреи, закутанные в талисимы и китлы, постятся и молятся более дня и ночи в переполненных синагогах, где огни горят не переставая.
Кол Нидре – это грандиозное событие для всех евреев штетла.
Примечание:
«Кол нидре (кол нидрей, коль нидрей, коль нидре, от иуд.-арам. כָּל נִדְרֵי – „все обеты“) – молитва, читаемая в синагоге в начале вечернего богослужения праздника Йом-кипур. Провозглашение отказа от обетов, зароков и клятв, относящихся только к давшему их.
Молитва „Кол нидре“ была создана в Испании. Обычно её произносил лишь хаззан. В сидуре раввина Амрама отсутствует.
Называется по первым двум словам, которыми начинается. Была введена в богослужение вопреки авторитетным мнениям многих раввинов [кто?]. Нередко противники евреев [кто?] пользовались ею для обоснования своих утверждений, что присяга для евреев – не обязательна, а потому ей нельзя верить. Это привело к созданию специальной присяги для евреев». (https://ru.wikipedia.org/wiki/Кол_нидре)
Сюда прибегают шамеш с эсрогом и луловом для женщин, чтобы они не пропустили эту мицву. И улицы наполняются радостью, как и все шесть мидрашим бейси:
Симхат Тора над вами, евреи. В состоянии легкого опьянения община начинает хокофот. Благословения с «шехаклен» (благословения над напитком) над полными чашками, целые семьи желают л'хаим!
Снова возвращаются серые будни, старые заботы и хлопоты.
Тихо идет похоронная процессия на кладбище, и сосны, покачиваясь в такт, затеняют свежую могилу. А товарищи подбирают друг у друга шутки и розыгрыши, чтобы вызвать смех, а также гнев. Эта богатая еврейская культура была подавлена в 1939 году. В июне 1941 года пришли немцы, которые вели не только завоевательную, но и убийственную войну. В Докшице только 130 из 4000 душ выжили во время Холокоста. Схема была знакомой – евреев обнищили, поместили в гетто и морили голодом. Большинство из них были убиты в три разных дня весной 1942 года. Их согнали в яму на окраине города, напротив еврейского кладбища, и убили.
Источник: https://virtual.belarus.travel/history-6.html
В Парафианове немцы, когда пришли, повесили моего двоюродного дядю Ахарона Левитана, потому, что он участвовал в русском городском самоуправлении. Большинство других жителей было согнано в близлежащий лес и убито в 1941 году.
Первый двоюродный брат моего отца, Шмуэль Маркман, с которым я познакомился в Израиле в 2004 году, внес 70 своих – и моих – родственников в книгу Йизкора Докшицы- Парафьяново, в тщетной надежде, что кто-то из них мог выжить.
В Докшице стоит памятник освободителям; памятника жертвам нет. (На самом деле, памятник жертвам есть. Но в нем не указано, что они евреи.) В близлежащем котловане лежат не только тела мучеников, но и их воспоминания и надежды. И сейчас мне нужна ваша помощь.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.