bannerbanner
Нетуристический гайд по Бали: Просто о сложном
Нетуристический гайд по Бали: Просто о сложном

Полная версия

Нетуристический гайд по Бали: Просто о сложном

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Географическая изоляция. Бали находится на некотором удалении от главных центров исламизации, таких как Ява и Суматра. Это позволило острову избежать интенсивной исламской экспансии, которая происходила в других частях архипелага.

Политическая и культурная автономия. Когда яванские правители утратили власть на Яве, многие из них нашли убежище на Бали, где продолжали сохранять свои традиции. Балийская знать и жрецы сыграли ключевую роль в поддержании индуизма на острове.

Синкретическая природа верований. Индуизм на Бали тесно переплелся с местными анимистическими традициями, что сделало его гибким и адаптируемым к культурным и духовным потребностям балийцев. Этот синтез позволил религии сохранить актуальность для местного населения.

Религиозное терпение. Балийская культура всегда отличалась высокой степенью религиозной терпимости. В то время как большая часть Индонезии обращалась в ислам, балийцы продолжали следовать своим традициям, при этом уважая другие верования.




Поговорим об индуизме?


Индуизм – одна из древнейших религий мира, которую исповедуют миллионы людей, в том числе и на острове Бали. В отличие от других мировых религий, индуизм не имеет единого основателя или священного текста, который диктовал бы его учения. Вместо этого он развивался на протяжении тысячелетий, принимая разнообразные формы и интерпретации. Основу индуизма составляют сложные философские и теологические концепции, которые нашли отражение в верованиях, ритуалах и структуре пантеона богов. В этой главе мы рассмотрим ключевые положения индуизма, структуру его божеств и основы верований, которые лежат в его основе. Я постараюсь описать упрощенно основные точки религиозного учения без подробностей, надеюсь получится не очень сложно для восприятия.


Основные положения индуизма

Индуизм отличается от многих религий тем, что не является монотеистической или строго политеистической религией. Он включает в себя элементы как единобожия, так и многобожия, а также пантеистические и анимистические традиции. Некоторые ключевые понятия, которые лежат в основе индуизма:

Дхарма (обязанность, моральный долг) – это центральное понятие в индуизме, означающее моральный и этический долг человека, который варьируется в зависимости от его возраста, касты и жизненной ситуации. Дхарма – это путь праведности, выполнения своих обязанностей и жизни в гармонии с космическим порядком.

Карма (причина и следствие) – согласно учению о карме, все действия человека, как добрые, так и злые, имеют последствия, которые определяют его будущее. Карма влияет на перерождение (реинкарнацию) и может привести к лучшему или худшему существованию в следующей жизни.

Самсара (цикл перерождений) – концепция бесконечного цикла рождения, смерти и перерождения, через который проходит каждая душа. Цель индуса – выйти из этого цикла и достичь освобождения (мокши).

Мокша (освобождение) – это конечная цель индуизма, означающая освобождение от цикла самсары и слияние с абсолютной истиной или божественным. Мокша достигается через праведную жизнь, духовную практику и понимание истинной природы души.

Атман и Брахман – в индуизме душа (атман) считается бессмертной и частью высшей реальности или божественной сущности (Брахмана). Брахман – это абсолютная реальность, вечный, бесконечный и неизменный источник всего сущего. Он может восприниматься как безличная сила или как личное божество, в зависимости от течения в индуизме.


Структура божеств в индуизме

Индуизм включает множество богов и богинь, которые почитаются в разных формах и под разными именами. Однако, несмотря на многочисленность божеств, индуисты часто считают их различными проявлениями одного единого Брахмана – высшей реальности. Центральной концепцией пантеона индуизма является Тримурти – триада главных божеств, каждое из которых отвечает за важный аспект существования:

Брахма – создатель вселенной. Брахма символизирует начало всего сущего и отвечает за творение мира. Несмотря на его важную роль, на практике Брахма почитается гораздо реже, чем другие боги Тримурти. В индуистских храмах Брахма часто изображается с четырьмя лицами, каждое из которых смотрит в разные стороны, что символизирует его всеобъемлющее знание.

Вишну – хранитель вселенной. Вишну отвечает за поддержание порядка, справедливости и гармонии во вселенной. Он считается защитником человечества и воплощается в различных аватарах, когда мир оказывается в опасности. Наиболее известными аватарами Вишну являются Рама и Кришна, почитаемые в различных индуистских текстах и легендах.

Шива – разрушитель вселенной. Шива ассоциируется с преобразованием и разрушением, но это не следует воспринимать как негативную силу. В индуизме разрушение – это необходимая часть цикла творения и возрождения, и Шива помогает перезапуску жизни во вселенной. Он почитается как аскет, йогин и защитник духовной практики. Часто изображается с трезубцем и змеиным ожерельем.


Боги и богини: божественные формы

Кроме Тримурти, индуизм включает множество других божеств, каждое из которых выполняет свою особую роль. Некоторые из них играют важную роль в религиозной практике и почитаются как в повседневной жизни, так и в храмах.

Лакшми – богиня благополучия и процветания, супруга Вишну. Лакшми почитается за то, что дарует людям богатство, удачу и процветание. Она часто изображается с золотыми монетами, льющимися из ее ладоней, и символизирует изобилие.

Парвати – богиня любви и материнства, супруга Шивы. Она является воплощением женской энергии и символизирует доброту, сострадание и заботу. Парвати также известна в различных формах, таких как Дурга – воинственная богиня, побеждающая демонов, и Кали – олицетворение разрушения и силы.

Сарасвати – богиня знания, музыки и искусства, супруга Брахмы. Она почитается как покровительница ученых, студентов, музыкантов и художников. Сарасвати изображается с виной (музыкальным инструментом) и священными текстами, что символизирует ее связь с наукой и искусством.

Ганеша – сын Шивы и Парвати, бог мудрости, благополучия и избавления от препятствий. Ганеша изображается с головой слона и является одним из самых почитаемых богов в индуизме. Перед началом любого важного дела индуисты обращаются к Ганеше, чтобы он помог устранить преграды на пути.


Аватары Вишну

Важным аспектом верований индуизма является концепция аватаров – воплощений бога Вишну, которые появляются на земле, чтобы восстановить порядок в мире. В индуизме существует десять аватаров Вишну, из которых наиболее известны:

Рама – герой древнеиндийского эпоса «Рамаяна», воплощение идеального царя и мужа. Рама символизирует добродетель, праведность и верность своему долгу.

Кришна – центральная фигура в эпосе «Махабхарата» и священном тексте «Бхагавад-гита». Кришна считается воплощением любви, мудрости и божественного руководства.


Пути к духовному совершенству

В индуизме существует несколько путей для достижения мокши (освобождения), которые различаются в зависимости от склонностей и интересов человека. Эти пути включают:

Карма-йога – путь действия, предполагающий выполнение своих обязанностей (дхармы) бескорыстно, без привязанности к результатам. Этот путь ведет к духовному совершенству через труд и праведные поступки.

Бхакти-йога – путь преданности, который сосредоточен на любви и преданности к богу. Верующие следуют этому пути, выражая свою преданность через молитвы, песнопения и ритуалы, посвященные богам.

Джнана-йога – путь знания, предполагающий изучение священных текстов, философии и размышления над природой реальности. Этот путь ведет к пониманию единства атмана и Брахмана.

Раджа-йога – путь медитации, который сосредоточен на самоконтроле и углубленной духовной практике. Этот путь используется для достижения внутреннего мира и самопознания через медитацию и йогические техники.

Многие из этих терминов уже знакомы вам благодаря популяризации духовных практик и йоги, особенно если вы сталкивались с этим в своем окружении. Но, возможно, именно на Бали вы почувствуете желание глубже понять их истинное значение.




Чем отличается балийский индуизм от индийского?


Уникальность балийского индуизма заключается в его способности интегрировать различные элементы – анимизм, буддизм и классический индийский индуизм. Именно эта способность к синтезу привела к созданию Агама Хинду Дхарма, официального названия религии балийцев.


Основные причины, которые привели к созданию синкретической религии:

Местные анимистические традиции. Анимизм был распространен на Бали задолго до прихода индуизма. Поклонение духам предков и природы стало неотъемлемой частью балийской религиозной жизни. Вместо того чтобы заменить анимистические практики, индуизм адаптировался к ним, создав уникальную форму религии, которая сохранила эти древние традиции.

Буддизм и влияние Маджапахита. Буддизм также оказал влияние на Бали, особенно в период правления яванской империи Маджапахит. В результате многие элементы буддизма были включены в балийский индуизм, включая ритуалы медитации и концепцию духовной гармонии.

Гибкость и адаптация. Индуизм сам по себе является гибкой религией, которая способна адаптироваться к местным традициям и верованиям. В отличие от других религий, индуизм не требует отказа от предыдущих верований, что позволило ему органично вписаться в балийскую культурную и религиозную среду.

Попав в новую культурную и природную среду, индуизм на Бали претерпел существенные изменения, смешавшись с местными верованиями и традициями. Этот процесс адаптации и синтеза религиозных практик привел к созданию уникальной формы индуизма, которая сохранилась на острове до наших дней.


Балийский индуизм отличается от индийского не только ритуалами и обрядами, но и своими основными философскими и религиозными принципами. Важными элементами, которые делают балийский индуизм особенным, являются его синкретическая природа, глубокая связь с анимистическими традициями и акцент на гармонию между людьми, духами и природой. Отличий балийского индуизма от индийского не мало, но отмечу основные:


Синтез анимизма и индуизма

До прихода индуизма на Бали местное население исповедовало анимизм, веруя в духов природы, предков и сверхъестественные силы, которые обитают в деревьях, горах, реках и других природных объектах. Эти древние верования глубоко укоренились в балийской культуре, и даже с приходом индуизма они не исчезли, а стали частью религиозной жизни.

Агама Хинду Дхарма включает анимистические элементы, такие как поклонение предкам и духам природы, что является отличительной чертой балийского индуизма. Например, многие балийцы совершают ежедневные подношения духам предков и местным божествам, чтобы поддерживать баланс между миром людей и миром духов. Такие ритуалы можно наблюдать повсеместно на острове, когда подношения в виде цветов, фруктов и риса оставляют на алтарях домов, храмов и даже на улицах.


Балийский пантеон богов

Хотя балийский индуизм делит с индийским общие корни, такие как почитание главных божеств Тримурти (Брахма, Вишну и Шива), здесь есть отличия в том, как боги воспринимаются и почитаются.

Санг Хьянг Видхи Васа – это верховное божество балийского индуизма, воплощает концепцию именно единого верховного божества, что отличает балийскую интерпретацию индуизма от индийской. В индийской традиции распространено поклонение отдельным аспектам Тримурти (Брахме, Вишну и Шиве) через различные культы, такие как шиваизм или вишнуизм. На Бали же эти божества объединены и сосуществуют с местными духами в единой религиозной системе.

На Бали особое внимание уделяется богам природы, таким как Дева Дану (богиня озер и воды) и Дева Шри (Сри) (дух рисовых террас). Почитание этих божеств связано с важностью воды и сельского хозяйства в жизни балийцев.

Религиозная жизнь на Бали тесно связана с ритмами природы и аграрными циклами, что делает балийский индуизм более практическим и земным, чем его индийская версия.


Культура храмов и ритуалов

В Индии индуизм имеет сложную систему храмовой архитектуры, которая варьируется в зависимости от региона и религиозной школы. На Бали же храмы, известные как Пуры, отличаются особым стилем и устройством. Храмы здесь – это открытые пространства, часто без крыши, которые интегрированы в природные ландшафты. Например, Пура Танах Лот расположен на скале у океана, что символизирует связь между морем, землей и небом.

Религиозные ритуалы на Бали часто проходят под открытым небом и включают в себя музыкальные и танцевальные элементы, такие как гамелан (традиционный оркестр) и ритуальные танцы, например, Баронг – танец, символизирующий борьбу добра и зла. Эти культурные элементы глубоко связаны с местными верованиями и являются неотъемлемой частью балийской религиозной жизни.


Роль касты и священников

Система каст играет важную роль в индийском индуизме, где каждый человек рождается в определенную касту, которая определяет его место в обществе и религиозные обязанности. На Бали кастовая система также существует, но она менее строгая, чем в Индии. Система классов Варна, которая включает брахманов (жрецов), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев) и шудр (работников), перенята из индийской культуры, но на Бали нет такого социального давления в отношении каст, как в Индии.

Брахманы на Бали играют важную роль в религиозной жизни, выполняя функции жрецов и проводя ключевые церемонии, такие как свадьбы и погребальные ритуалы. Тем не менее, религиозная жизнь на Бали более демократична: в ней участвует все общество, и духовные практики доступны для каждого.


Концепция реинкарнации и кармы

Обе версии индуизма, индийская и балийская, верят в карму (закон причин и следствий) и реинкарнацию (цикл перерождений), но на Бали эти концепции менее философски сложны и более практически направлены. Например, идея кармы на Бали часто связывается с ежедневными ритуалами, которые помогают поддерживать гармонию с миром духов и предков, а также с природой. Балийцы стремятся к поддержанию «Три Хита Карана», что переводится как «три причины процветания», – гармонии между богами, людьми и природой (об этом в следующей главе).

Таким образом, балийский индуизм, известный как Агама Хинду Дхарма, – это уникальный синтез анимистических верований, буддийских практик и индуистской философии. Эта религия отражает гибкость и адаптивность, которые позволили ей сохранить древние традиции и интегрировать новые идеи. Сложность и многослойность балийского индуизма делают его важным культурным феноменом, который не только сохраняет индийское религиозное наследие, но и развивает его в соответствии с местными потребностями и верованиям.


Что такое гармония по-балийски?

Концепция Три Хита Карана – центральное философское понятие в балийской культуре и религии, которое определяет гармоничные отношения между человеком, природой и божественным миром. Эти три аспекта – боги, люди и природа – тесно взаимосвязаны, и их баланс является основой процветания как на уровне отдельных людей, так и общества в целом. В современном мире, где экологические, социальные и духовные проблемы часто разобщены, эта концепция становится особенно актуальной, предлагая целостное понимание гармонии во всех аспектах жизни.


Термин Три Хита Карана происходит из древнего санскрита, и его можно перевести как «три причины процветания» или «три источника счастья». Эти три элемента включают:

Пархьянан (отношения с богами) – поддержание гармонии и духовной связи с божественным.

Павонган (отношения между людьми) – гармония и уважение между людьми.

Палемахан (отношения с природой) – уважение и забота о природе и окружающей среде.

Для балийцев, успешная и гармоничная жизнь возможна только тогда, когда эти три аспекта находятся в балансе. Нарушение одного из них может привести к дисгармонии и проблемам на всех уровнях – от личного до общественного.


Пархьянан: Гармония с богами

Первый аспект концепции Три Хита Карана касается духовной связи с богами. В балийской культуре индуизм занимает центральное место, и боги воспринимаются как неотъемлемая часть повседневной жизни. Поддержание гармонии с богами – это основа духовного благополучия и процветания.

Эта гармония выражается через различные религиозные ритуалы и обряды. Ежедневные подношения богам (чананг сари), которые можно увидеть повсюду на острове – в домах, на улицах, в храмах – являются важной частью духовной жизни балийцев. Такие подношения символизируют благодарность богам за их защиту и благополучие. Важные религиозные праздники, такие как Галунган и Ньепи, также играют роль в поддержании этой духовной гармонии. Они напоминают людям о необходимости поддерживать связь с высшими силами и соблюдать баланс между материальной и духовной жизнью.


Павонган: Гармония между людьми

Второй аспект – гармония между людьми – подчеркивает важность уважения и взаимопонимания в обществе. Для балийцев это означает не только хорошие отношения внутри семьи и с соседями, но и более широкое социальное взаимодействие, включая работу, бизнес и общественные дела. Важным элементом этой гармонии является концепция взаимопомощи и коллективного труда, которая называется Готонг Ройонг.

Готонг ройонг – это традиция взаимной поддержки, когда люди работают вместе на общее благо, например, участвуя в строительстве храмов, уборке общих территорий или помощи на св адьбах и похоронах. Это отражает идею, что процветание одного человека зависит от благополучия всего сообщества.

На Бали социальные отношения также построены на уважении к кастовой системе и старшим. Хотя система каст здесь менее строгая, чем в Индии, она все еще играет роль в социальных взаимодействиях. Важным принципом является уважение к старшим, а также признание вклада каждого человека в общество, независимо от его социального статуса.


Палемахан: Гармония с природой

Третий и один из самых значимых аспектов концепции Три Хита Карана – это гармония с природой. Для балийцев природа – это не просто ресурс для использования, а священная сила, которая тесно связана с божественным. Земля, вода, деревья, горы – все это почитается как дом духов и богов. Природа рассматривается как нечто священное, что требует уважительного и осторожного обращения.

Это уважение к природе выражается в традиционных земледельческих практиках, таких как система ирригации Субак, которая используется для выращивания риса. Субак – это уникальная система управления водными ресурсами, основанная на коллективном труде и духовных принципах. Вода в системе субак воспринимается как дар богини озер и воды, Девы Дану, и ее правильное распределение символизирует не только материальный, но и духовный баланс.

На Бали также много природных храмов, таких как Пура Лухур Улувату, расположенные в местах, где природа проявляет свою силу – на утесах, у водопадов или вблизи вулканов. Это показывает, насколько важно для балийцев поддерживать гармонию с окружающей средой.


Современная значимость Три Хита Карана

В современном мире концепция Три Хита Карана остается актуальной. Бали, с его интенсивным туристическим развитием, сталкивается с проблемами разрушения природы и социальных изменений. Однако многие местные инициативы и проекты направлены на восстановление баланса, основанного на этой философии. Например, развиваются программы экотуризма, которые призваны сохранять природу острова, а также социальные проекты, направленные на укрепление общин и сохранение культурного наследия.

Три Хита Карана также играет роль в балийских школах, где детей с раннего возраста учат важности гармонии во всех аспектах жизни. Этому учению уделяется большое внимание, так как оно помогает воспитывать уважение к духовной жизни, природе и социальным обязанностям.





В чем уникальность балийских рисовых террас?


В предыдущей главе я привел пример системы ирригации субак как иллюстрацию гармонии человека и природы – одного из ключевых аспектов концепции Три Хита Карана. Мне показалось важным рассказать об этом подробнее, чтобы вы могли глубже понять осознанное отношение балийского общества к таким, казалось бы, базовым вещам, как орошение почвы и водоснабжение – вопросам, которые в современном городском мире зачастую упускаются из виду.


Субак – это не просто система каналов и водохранилищ. Это сложная, но эффективная структура, которая обеспечивает равномерное распределение воды среди всех фермеров, использующих ее для орошения рисовых террас. Главное в субак – это коллективная работа и взаимное уважение к земле и природе. В основе субака лежит идея, что вода является не только природным ресурсом, но и даром богини воды и озер Девы Дану. Этот подход привел к созданию уникальной системы, которая идеально подходит для горных и холмистых ландшафтов Бали. Итак, основные аспекты этой системы:


Источник воды

Вода для субак поступает из естественных источников, таких как горные реки, озера или дождевые потоки. Особое внимание уделяется защите и сохранению этих источников, так как они считаются священными. Водосборы начинаются на высоте, чтобы затем вода текла вниз по террасам, орошая каждое поле.


Распределение воды

Распределение воды в субак основано на сложной системе каналов, плотин и водохранилищ. Каналы прокладываются по террасам так, чтобы вода равномерно поступала на каждое рисовое поле. Важно, что в субаке отсутствует центральная власть или индивидуальный контроль над распределением воды – фермеры работают коллективно и согласовывают график орошения.


Роль храмов и ритуалов

Важным аспектом системы субак является ее духовная составляющая. В каждом субаке есть храм, посвященный Деве Дану, где регулярно проводятся ритуалы и церемонии, направленные на привлечение удачи и благополучия в урожай. Эти ритуалы являются неотъемлемой частью жизни фермеров и служат напоминанием о том, что успешное земледелие возможно только в гармонии с природой и богами.


Коллективное управление

Ключевую роль в управлении субаком играют фермеры, которые образуют коллективные общины, известные как Субак-общины. Все решения по поводу распределения воды, ухода за каналами и проведения ритуалов принимаются коллективно. Фермеры работают вместе, чтобы поддерживать каналы в рабочем состоянии и справедливо распределять воду.


Почему субак уникален?

Субак – это не просто техническое достижение, это система, которая объединяет людей, природу и духовность. Она основана на принципах справедливости и коллективной ответственности, что делает ее устойчивой и жизнеспособной на протяжении веков. Благодаря этому подходу субак стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2012 году, как пример гармоничного взаимодействия между человеком и природой.

Кроме того, субак можно рассматривать как ранний пример устойчивого земледелия, которое защищает природные ресурсы и обеспечивает продовольственную безопасность местных сообществ.


Где можно увидеть субак?

Лучшие места для того, чтобы увидеть субак в действии, находятся на центральной части Бали, в районах с холмистой местностью и горными ландшафтами. Вот несколько самых известных мест:

На страницу:
2 из 3