bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Мы упомянули выше о мирах видимом и невидимом[69]. Это понятие – относительное. Оно образовалось в нас из состояния падения, в котором мы находимся, в котором очень естественно называть видимую нами часть создания Божия миром видимым, а невидимую – миром невидимым. В сущности этого разграничения нет[70]. К невидимому миру мы причисляем ангелов и ту часть вселенной, которая служит жительством для них. Бытописатель ничего не говорит о сотворении ангелов, но из Священного Писания видно, что они сотворены прежде видимого мира. Описание мироздания заключается единственно в описании сотворения видимого мира, который мы также называем миром вещественным. Это название – опять относительно; в описании мироздания говорится о предметах вещественного мира, находящихся вне земли, только по отношению их к земле и человеку. Дух Святой поведает нам о мироздании столько, сколько требует того существенная наша нужда, а не столько, сколько желало бы любопытство кичащегося разума, злоупотребляющего познаниями. Так, поведается о светилах небесных, что они сотворены с целию освещати землю, и да будут в знамения, и во времена, и во дни, и в лета, и да будут в просвещение на тверди небесней, яко светити по Земли

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Александр Семенович по справедливости считался в числе передовых образованных помещиков своего времени и любил просвещение… – Все время жизни своей в с. Покровском он содержал постоянно, на полном своем иждивении, приходское двухклассное училище, в котором обучалось до 50 чел. крестьянских детей.

2

…я полагал, что это обыкновенное состояние всех человеков. – Аскетические опыты. Т. 1.

3

В Петербурге Димитрий Александрович сдал блистательно вступительный экзамен. – В этом году на 30 вакансий было 130 конкурентов. Из числа их Брянчанинов не только был первым, но исключительно он один удовлетворил требованиям для поступления во 2-й кондукторский класс.

4

Успехи по наукам… – В самом непродолжительном времени Брянчанинов стал первым учеником своего класса и сохранил это место по наукам до самого выхода из училища.

5

…мой ум был весь погружен в науки и вместе горел желанием узнать, где кроется истинная вера, где кроется истинное учение о ней, чуждое заблуждений и догматических, и нравственных. – Аскетические опыты. Т. 1.

6

Немецкое начальство… – Инспектором училища был инженер ген. – майор барон Эльснер, с трудом объяснявшийся на русском языке.

7

…все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества – пустые игрушки, которыми играют и в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети. – Аскетические опыты. Т. 1.

8

…представления разума, жалостные, основательные, по-видимому, убеждения плоти, казались пред ним ничтожными. – Аскетические опыты. Т. 1.

9

…иеромонах Леонид. – В схиме Лев.

10

Звезда-руководительница моя, мысль благая, пришла светить мне в уединении, в тишине, или правильнее, во мраке, в бурях монастырских. – Аскетические опыты. Т. 1.

11

…беседа его, назидательная и увлекательная, была в высшей степени усладительна. – Воспоминания архимандрита Пимена.

12

Всесильная истина освобождает его (см. Ин.8:32); освобожденного от рабства греховных страстей запечатлевает, обновляет, вводит в потомство Нового Адама, всеблагий Дух Святый… – Аскетические опыты. Т. 1.

13

Так, например, вещество, из которого составлена Земля, доступно для наших чувств. Но кора Земли исследована только на самую незначительную глубину: дальнейшее исследование превышает средства человеческие, и доступное само по себе делается недоступным по невозможности исследования (здесь и далее прим. авт.).

14

Рим. 1, 20.

15

Кол. 2, 3.

16

Кол. 2, 8. Преподобный Макарий Великий, беседа 49, 4.

17

2 Кор. 6, 16.

18

Мф. 12, 43. Лк. 11, 24. См. объяснение этих слов Евангелия блаженным Феофилактом Болгарским, также в Слове о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу (Аскетические опыты, т. II, изд. 1865 г.).

19

1 Пет. 2, 5; 2 Тим. 2, 20, 21.

20

1 Сол. 4, 3–8.

21

Еф. 2, 22.

22

Еф. 3, 14, 16, 17.

23

Ин. 15, 4–6.

24

Ин. 14, 23.

25

Гал. 2, 20.

26

2 Кор. 13, 5.

27

«Растлевати» – соблазнять, развращать; разорять, сокрушать, повреждать.

28

1 Кор. 3, 16–17.

29

1 Кор. 6, 19–20.

30

Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27.

31

2 Тим. 2, 3, 5.

32

Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися.

33

Sanct. Chrysost., pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 4, с. 820.

34

2 Кор. 6, 16.

35

Sanct. Chrysost., I, pag. 915. Contraiudeoi sermo VI. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 1, с. 718.

36

1 Кор. 3, 11.

37

Еф. 2, 21.

38

Еф. 2, 21, 22.

39

Sanct. Chrysost., XII, pag. 14. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 11, с. 50.

40

Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отъятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога.

41

Слово 68-е.

42

Слово 8-е.

43

Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что тоже, в учении Евангелия.

44

Память Божия или Поучение состоят в непрестанной молитве. См. о сем во 2-й части «Аскетических опытов».

45

Слово 89-е.

46

Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатью вкравшуюся в них бесовскую прелесть.

47

Рим. 8, 26.

48

Слово 21-е. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен, но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя Евангельскими заповедями и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника «Слово о крещении», Ксанфопулов главы 4, 5 и 7; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу («Аскетические опыты», ч. 2).

49

Ин. 14, 21, 23.

50

Беседа XVIII, гл. 6.

51

Беседа XVI, гл. 7.

52

Беседа VI, гл. 5.

53

Беседа XXVII, гл. 19.

54

То есть правдами плотского мудрования или ветхого человека, отверженными Богом. Богу благоугодна одна Евангельская правда.

55

Беседа IV, гл. 6.

56

Беседа XXVIII, гл. 1, 2.

57

Пс. 148, 5.

58

Быт. 1, 31.

59

2 Пет. 3, 10: Приидет день Господень яко тать в нощи, воньже небеса убо с шумом мимо идут, стихии же сжигаемы разорятся, земля же и яже на ней дела сгорят.

60

Быт. 2, 5.

61

Быт. 3, 18.

62

Быт. 2, 5, 6.

63

Быт. 1, 30.

64

Быт. 3, 17.

65

Быт. 4, 4.

66

Быт. 4, 8.

67

Рим. 5, 12.

68

2 Пет. 3, 10; Апок. 6, 14.

69

Мироздание описано в 1 и 2 главах Книги Бытия.

70

Действие чувств в святых мужах, обновленных Святым Духом, гораздо обширнее, нежели у людей, пребывающих в области падения. Даже некоторые механические средства, каковы зрительные трубы, телескоп, микроскоп и другие, распространяют действие чувств и соделывают видимым то, что в обыкновенном состоянии нашем невидимо.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5