bannerbanner
Исламский этикет. Мусульманские традиции в семье, общении и бизнесе
Исламский этикет. Мусульманские традиции в семье, общении и бизнесе

Полная версия

Исламский этикет. Мусульманские традиции в семье, общении и бизнесе

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Заботливые хозяева вручат вам пакет, в котором будут рыба, мясо, хлеб, сладости, овощи, фрукты, – все, что вы отложили. Этого вполне хватит, чтобы беззаботно прожить еще пару дней, не заглядывая в продуктовые магазины.

На следующий день не забудьте позвонить хозяевам и поблагодарить за то, что все было изумительно, прекрасно и стол ломился от яств. И что крайне важно – назначьте день, когда вы пригласите их к себе, и начинайте готовиться встречать гостей. Теперь ваша очередь.


Вера в приметы

Как и большинство народов мира, люди, исповедующие ислам, подвержены всякого рода соблазнам и верят в приметы. То есть, проще сказать, склонны к суевериям. Любой священник, мусульманский, христианский или раввин, скажет, что вера в то, что, например, нужно держаться за пуговицы, выходя из дома, ждать неприятностей, если дорогу перебежала черная кошка, обходить женщину с пустыми ведрами и все прочее в том же духе ничего общего не имеет с истинной верой. Бывают люди, которые свою веру в потустороннее возносят до такой степени, что просто диву даешься. Вот, скажем, нужно человеку элементарно вынести мусор, а он принимается искать в телефоне, можно ли выйти из дома и что об этом говорит гороскоп. Людей интересует, в какие дни и в какое время можно высунуть нос на улицу, чтобы не получить сосулькой по голове, и в какой отрезок дня разгневанные духи, спустившиеся невесть откуда, будут совать им палки в колеса. Они также желают знать, что нужно, чтобы прогулка до булочной за углом не была омрачена непредвиденными случаями в виде хулиганов или потери у кассы магазина кровных денег, как встанут звезды, в какой зоне альфы Центавра находится на данный момент Меркурий, чтобы успеть на маршрутку, и наконец, как фаза Луны повлияет на ход свидания с милой девушкой.

Любой религиозный деятель, независимо от конфессиональной принадлежности, будет вам доказывать, что все эти суеверные выходки – чистой воды химера, что все ваши переживания по этому поводу ни к чему доброму не приведут и что таким способом можно довести себя до такого состояния, что врачам и их коллегам придется срочно вас откачивать. Но даже после беседы с представителем духовенства, когда вроде бы ясно, что все суеверные изыскания – плод фантазии, продолжаются безуспешные попытки найти ответы на вопросы, которые, собственно, и задавать не стоит.

Итак, подвержены ли мусульмане суевериям? Признание Единого Бога (Аллаха) означает, что никаких сотоварищей у Него нет, не было и не будет. Никакие женщины с коромыслами и пустыми ведрами, разбитые зеркала, сулящие семь лет несчастий, каркающая то ли от голода, то ли просто так ворона (якобы она может каркать на смерть), правильно расположенная над входной дверью подкова и много чего другого никак не увязываются с исламом. Но чего греха таить: в мусульманской умме (общине) нередки случаи, когда проявления суеверий – обычное дело. Плохо ли это? С точки зрения веры – несомненно, потому что человек словно перестает верить в Единого Бога и придумывает всякого рода вещи, которые никак не сопоставимы с истинной религией.

Чтобы разобраться, почему люди подвержены суевериям, нужно совершить путешествие вглубь веков. Издавна людям мерещилось, что каркающая ворона сулит неудачу, например на охоте. Если зверь или рыба не ловились, охотники, вероятнее всего, все сваливали на умную ворону – мол, она накаркала. Со временем народы стали исповедовать разные религии, однако суеверное наследство осталось в сознании и засело так крепко, что религиозные деятели с трудом с этим справляются. Из поколения в поколение переходят поверья: не ходи под лестницей, это не к добру; перед тем как что-то сделать, оглянись, нет ли каркающей вороны или женщины с ведром; если что-то сказал не к месту, чтобы не сглазили, постучи по дереву (не знаю почему, но так надо, так все делают); рассыпал соль – остатки перекинь три раза через левое плечо; собрался в дальний путь – присядь на дорожку.

Люди, практикуя такие сложные вещи, сами невольно начинают верить в сверхъестественную силу вещей и их природу, будто бы те имеют какую-то власть и могут так вмешиваться в вашу судьбу, что лучше постучать по дереву (если его нет, то можно и по собственной голове, но только не больно), лучше перестраховаться, чем потом жалеть, что споткнулся о бордюр и ногу вывихнул или нос разбил. Любые напасти многие из нас перекладывают на приметы или предметы.

Кстати, если ласточки летают низко у земли или цветы днем распускаются, это к дождю. Облака плывут высоко – к хорошей погоде. Уснул котик на полу – к теплу. Только это народные приметы, а не суеверия, а это большая разница! Последние выдумал сам человек в доисторические времена в угоду своим прихотям и желаниям, а первые – действия природы, которая подсказывает животным и птицам, что им делать.

Мусульманские религиозные деятели подчеркивают, что следует игнорировать различного рода суеверия, так как они не имеют ничего общего с верой в Единого Господа. Если человек верит в приметы, в стук колес, в дерево, в камень или потусторонние силы, это большой грех перед Богом. Каждый верующий обязан верить, что все исходит только от Всевышнего Творца (Аллаха), а пророк Мухаммед в свое время отметил, что все случившееся с кем-либо никак не должно сбивать верующего с истинного пути. На этом настаивает исламская религия. Только вера в Единого Господа спасает человека, оберегает от неудач, ведет по верной жизненной дороге. Ни выпадающее на пятницу 13-е число календаря, ни возвращение с полпути, ни запрет сидения на столе (якобы денег не будет), ни возвращение долга мелкими купюрами (суеверие гласит: «Бери в долг крупными, отдавай мелкими»), ни разбрасывание мелочи по углам дома, ни веник метелкой кверху (к деньгам), ни другие абсурдные поверья не должны путать человека и веру его. Если кто-то поверил, что закрытая крышка унитаза принесет деньги (это модное поветрие из новейшей истории) или что если кто-то ходит в одном башмаке, а другой потерял, то он в скором времени станет сиротой, пусть имеет в виду, что это лишь измышления группы людей, напрочь лишенных твердой веры в Бога. К ним можно относиться по-разному: смеяться над их наивностью, ругать за глупость. Но лучше всего в доступной форме объяснить, что им мешает их невежество, что они находятся не на том пути, по которому следовало бы двигаться. А муфтии и муллы советуют верующим целиком и полностью игнорировать различного рода приметы как непростое наследие нашей общей истории.


Ислам, как и другие монотеистические религии, категорически против того, чтобы его последователи верили в приметы, например в кошку, перебежавшую дорогу, трехкратное сплевывание через плечо или постукивание по дереву якобы во избежание сглаза. Мусульмане верят, что жизнь определена на небесах Всевышним, поэтому никакая черная или серая кошка или отчаянная долбежка кулаком по косяку двери вас не спасет. Но и не навредит. Это просто пустая трата времени, нервов и сил.


Суеверие является весьма широким понятием, и в коротком изложении мы не можем коснуться всех аспектов и деталей этого явления. Если очень коротко, то суеверный человек придает громадное значение определенным действиям или объектам, веря, что они прямо или косвенно влияют на судьбу, или что таким образом можно перетянуть удачу на свою сторону или же избежать чего-то дурного. Допускается, что они могут быть основаны на обрядовой или иной практике, но все же больше на народных представлениях и традициях. Например, сжигание чучела Масленицы означает конец зимы и начало весны – старое уходит, новое приходит, наступает что-то светлое, а старую дряхлую Масленицу можно сжечь. Эти и другие поверья, несомненно, накладывают свой отпечаток на нашу жизнь и мировоззрение.

Если суеверному человеку перешла дорогу черная кошка, он уверен, что животное ему навредит. То есть вот эту кошку вольно или не вольно приравнивают ко Всевышнему, а это в исламе недопустимо. Самый страшный грех в исламской традиции – многобожие, когда кто-то приравнивает кого-то к Всевышнему. Если кто-то уверен, что амулет на шее или большой черный камень в виде перстня принесет удачу и является предметом, избавляющим от греха, – это и есть грех. Потому что, по сути, этот камень помочь не может ничем. Камень в данном случае приравнивается к Богу.

Конечно, есть фактор самовнушения. Например, кто-то отправляется на переговоры, предварительно нацепив на шею огромный амулет или надев перстень в половину кулака с мыслью, что это барахло (пусть даже золотое) отгонит нечистую силу и принесет удачный итог. Даже если переговоры закончатся хорошо, не перстень, не оберег и не болт-кольцо или массивный браслет и часы принесли вам удачу. Удачу вам принес Всевышний!

Приведем историю, которая произошла с одним из сподвижников пророка Мухаммеда еще во времена Джахилии (до прихода ислама). Этот сподвижник еще до того, как пророк Мухаммед пришел с откровением, был торговцем и в какой-то из дней отправился в путь с торговым караваном в далекие страны. Этот бизнесмен времен Джахилии до того завертелся с делами и погрузкой товаров, что забыл дома своего идола, которому поклонялся и который служил ему оберегом. Ну вышел и вышел. По дороге хватившись истукана, торговец задумался: возвращаться или нет? Поскольку часть пути была уже пройдена, а товар пользовался спросом и его ждали за барханами, он не стал разворачивать караван и продолжил путь. Пришло время молиться – просить удачной дороги, славной торговли и т. д. За неимением истукана бизнесмен времен Джахилии, недолго думая, слепил себе божество из фиников. И сказал: «Ты будешь аватаром такого-то Бога, а я буду тебе поклоняться». Сказано – сделано. Проходит какое-то время. Караван следует своим путем, а торговец время от времени поклоны идолу совершает. Погода была жаркая, караван следовал то ли в Шам (нынешние Сирия и Ирак), то ли в Йемен. У нашего бизнесмена и его товарищей закончились запасы еды и воды. И они не нашли ничего лучше, кроме как съесть своего бога до последней косточки. Слопал, значит, торговец идола, а караван добрался до места назначения в целости и сохранности. Уже потом, приняв ислам и уверовав в Единого Бога, торговец понял, что только Ему можно и нужно поклоняться. Став мусульманином, он вспоминал эту историю про идола из фиников и всегда громко смеялся: «Люди, представляете, я съел своего бога!»

Многие суеверия имеют собственные корни в истории и культуре народов, и именно как часть культуры они переданы нам, а часть из них тесно связана с тем, что в свое время ученые мужи не могли объяснить, поэтому людям иные вещи казались устрашающими. Но давайте еще раз повторим: суеверия являются очевидным и большим грехом перед Всевышним.


Джихад

Джихад в исламском понимании – гораздо более обширное явление, чем может показаться простому обывателю. Многие даже опасаются произносить это слово, мол, оно несет в себе крайне негативный, зачастую экстремистский оттенок. Но при ближайшем рассмотрении это далеко не так. Более того, у мусульман даже есть имя Джихад. Возможно, в вашем окружении тоже есть такие люди. Так что на самом деле означает это слово?

«Джихад» в переводе с арабского – «усердие». Как видите, ничего воинствующего здесь нет. А исковеркали это слово далекие от мусульманства деятели, которым были на руку разного рода конфликты, чаще всего геополитического толка. Чем можно испугать немусульман? Теми же мусульманами, которые показаны с автоматами и пулеметами наперевес, в черной грязной одежде, с длинными спутанными бородами, выпученными от злобы глазами да еще и при каждом удобном случае кричащими «Аллах акбар!» Так появился образ мусульманина – необразованного, неотесанного, неряшливого, не терпящего никаких компромиссов. А когда кто-то из представителей ислама объявлял джихад (как и для чего это можно сделать, рассмотрим чуть позже), то карикатура на правоверного становилась полной и яркой.

Джихад с появления мусульманской религии означает, как мы говорили, усердие. В первую очередь усердие на пути праведной жизни согласно канонам исламской религии. Многие десятилетия пророк Мухаммед занимался джихадом – он призывал к исламу и Единобожию не только разрозненные арабские племена на всем Аравийском полуострове, но и правителей других государств, например Персии, Византии, Египта. Мухаммед не шел на них войной, огнем и мечом доказывая свою правоту. Пророк учил проповедовать словом, примерными и благими делами, в том числе поведением. Если бы в те давние времена мусульмане вели неподобающий образ жизни, то, согласитесь, вряд ли бы они добились успеха в делах праведных, которые заключались в том, чтобы нести слово Божие. Язычники, увидев неопрятных мусульман или людей, якобы причисляющих себя к правоверным, но лгущих на каждом шагу, вряд ли бы добровольно перешли в ислам. На самом же деле пророк Мухаммед личным примером, умными речами, спокойным отношением ко всему и ко всем (как собратьям по вере, так и язычникам), логическими размышлениями и доказательствами добился того, что люди для спасения своей души принимали ислам. Никаких отрезанных голов неверным при первом удобном случае, никаких высказываний вроде «если ты не мусульманин, ты нам не брат». Очень важная деталь заключается в следующем: ислам не приемлет насилия. Никакого. В Коране сказано: «Нет принуждения в религии». Имеется в виду, что заставить человека поменять веру с применением силы, угроз или под пытками невозможно. Ну как можно заставить человека поменять веру, подняв над его головой меч или приставив к ней пистолет? Любой мусульманский религиозный деятель докажет вам со ссылкой на Священное Писание, что так делать категорически нельзя, что это противоречит самой религии, что так поступают самые отъявленные фанатики, далекие от мусульманского учения. Поэтому когда про ислам говорят в том ключе, что приверженцы этой религии понимают лишь язык автоматов, это категорически не соответствует действительности.


Джихад – это борьба со своим эго, со слабостями и ошибками. Например, если правоверный курит и хочет бросить это богомерзкое дело, он может объявить «внутренний джихад» и справиться с самим собой, выбрав здоровый образ жизни. Другое значение слова «джихад» – отстаивание территориальной целостности Родины и ее независимости, того, на что покушается вероломный враг, которому нужно дать достойный отпор, выпроводив его восвояси.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2