Полная версия
Начало летоисчисления на Руси: до Петра Первого и после него
Поэтому можно сделать вывод о том, что русское православие, то есть право славить Бога-отца, могло возникнуть у наших предков ещё в Белой Сирии, причём за несколько тысячелетий до рождения Христа. Как тут не вспомнить о том, что Адам, согласно некоторым библейским преданиям, говорил на сирийском языке. На этом же языке вплоть до разрушения Вавилонской башни говорили и его потомки. Что это был за язык? Афразийский, то есть арабский или еврейский? Иберо-кавказский? Угрофинский, на котором говорили Арпады? Или всё же индоевропейский, на котором говорили предки хеттов в Каппадокийском царстве и Ассур в Ресене, ведь только «это город великий» (Быт. Х, 12) был, как утверждает Священное писание?
Не исключено, что православные храмы в Сирии строили потомки тех, кто был не только очевидцем прилёта на землю космического корабля, похожего на эти храмы, но и потомком тех, кто сам прилетел на этом корабле, для кого этот корабль действительно был самым священным объектом, соединяющим с братьями, оставшимися на орбите у Сириуса. В этом случае мы имеем право сделать вывод о том, что русское православие могло возникнуть в год прилёта космических пришельцев, то есть в год начала совместного творения мира пришельцами и землянами или более 7500 лет назад. Поэтому русскую православную церковь следует называть не ортодоксальной (orthodox – кажущейся прямостоящей), как это делают до сих пор на Западе, что искажает её истинный смысл, а rightglorify – правой славить, ведь она действительно имеет это право ещё с момента своего рождения, то есть с сотворения мира. Видно, не зря поэтому и Русь часто называют не иначе, как Святой.
По свидетельству маркиза Астольфа де Кюстина, посещавшего Россию в 1839, русские крестьяне действительно в течение долгого времени верили, что небо предоставлено только их господам. Даже своё летоисчисление вплоть до 7208 (1700) древние русские летописи всегда вели от сотворения мира и начала культурной неолитической революции на территории от Дуная до Японского моря, то есть на территории России. И лишь Пётр I, которого тот же маркиз де Кюстрин хлёстко называл «обезьяной голландцев, императором цивилизации, которую он копирует с мелочностью дикаря», ввёл новое летоисчисление от рождества Христова.
Между нами и космическими пришельцами времён неолита разница в 7500 лет. Тогдашним землянам они казались богами. Если б они появились вновь, то точно такими же богами они могли бы казаться и для наших современников. Ведь за прошедшие годы они ещё дальше ушли от нас по пути своего развития. Возможно, именно они и летают сегодня среди нас на своих неопознанных летающих объектах (НЛО), но мы до сих пор были не готовы к встрече с ними. Если же теперь мы самостоятельно поняли кто они, то им не нужно будет скрываться от нас. Однажды они придут к нам и заявят о себе сами, ведь мы же их младшие братья.
Вернёмся ещё раз к самым первым эрам, перечисленным в древних китайских преданиях. Первая эра – эра Небесных правителей Тянь-Хуанов, это, вероятно, время полёта космонавтов от Сириуса до Солнца и Земли. По прибытии они, как свидетельствуют древние китайские исторические документы, занялись подсчётом точного числа дней, в течение которых Земля совершает оборот вокруг Солнца. Раньше же этого сделать они не могли, так как были ещё в полете. То же самое делали бы и наши космонавты, если бы очутились на чужой планете в другой солнечной системе.
Вторая эра – это эра земных правителей Ди-хуанов. Это, вероятно, период, когда космические пришельцы уступили власть своим потомкам, родившимся уже на Земле.
Третья эра – это эра человеческих правителей Жэнь-хуанов, это, скорее всего, период, когда потомки космических пришельцев среди племён каменного века Земли стали выполнять роль жрецов-прорицателей, духовных наставников. Безусловно, вторая и третья эры могли быть названы «Золотым веком» на Земле, то есть веком мира и справедливости, когда племенами каменного века непосредственно управляли космические пришельцы и их потомки.
Четвёртая эра – это эра Шиди, начало которой положили некие Пять братьев, потомки Небесных пришельцев и первые мореходы. Разные народы и называли их по-разному: атлантами, скифами (скитальцами), филистимлянами. Приблизительно в 4982 до н.э. они приступили к созданию на Земле новой сети своих колоний, расположенных на побережье многих океанов, морей и крупных рек. Малочисленные колонии потомков пяти братьев зачастую не могли противостоять многочисленным племенам туземцев и поэтому постоянно находились под угрозой уничтожения. Мореходы часто спасались на островах. Среди них нам уже стали известны такие острова, как: Дилмун (Цейлон?), Атлантида (Ирландия?), Крит, Тайвань, острова Японии и другие.
Порой мореходы забирались в глубь материка в самые глухие места, расположенные в верховьях рек, где количество туземцев могло быть меньше колонистов. Одним из таких мест стала Гиперборея (Сварга), расположенная между Рипейскими (Уральскими) горами, Волгой и побережьем Северного Ледовитого океана. Позднее на её месте почти тысячу лет существовала Новгородская республика.
Рис. 4
Рис. 4. Петр I 01.01.1700 г. (324 года назад) издал приказ, согласно которому в государстве начал действовать Юлианский календарь [24]
До реформы Петра I в стране жили по составленному в 353 г. во времена правления Констанция II Византийскому календарю [24].
Конечно же, определение времени было условным. За основу бралось священное писание. Как сказано в Библии, человека Бог создал в середине 6-го дня. Но у Бога один день – это тысяча лет. Вот у реформаторов того временного периода и получилось, что мир был сотворен примерно пять с половиной тысяч лет назад.
По истечении времени за дело взялись священнослужители, которые и перенесли дату на 01.09.5509 г. до нашей эры. Постепенно именно этот календарь стал использоваться во всех странах, исповедующих православие, в числе которых оказалась Русь вместе с восточноевропейским регионом.
Рим, являющийся католическим, с таким положением вещей не согласился. Там был определен свой показатель – 4713 г. до нашей эры с момента Сотворения мира. Следует отметить, что к общему знаменателю священники Запада так и не пришли. Они вообще предложили более двух сотен вариантов, так сказать, на выбор.
Широко распространенным мнением является то, что на самом деле Византийский календарь – это славянский. Приверженцы данной гипотезы говорят о том, что Русь в статусе государства появилась более 10 000 лет назад, а не в 862 г., как это отмечено в летописях.
Если верить данной теории, то ведется летоисчисление действительно со дня Сотворения мира. Событий было очень много. А канувшие в небытие пять с половиной тысяч лет – это настоящий всемирный заговор против славянской истории. Говорится и о том, что Петр I уничтожил имеющиеся на тот момент источники, подтверждающие этот факт. Но были еще и мудрецы, их память. Что стало с достижениями развитой цивилизации, никто не объясняет.
В течение всей истории предпринимались попытки соотнести современность и события, описанные в Библии. Расчёты различных исследователей Писания показывали, что время существования мира до Рождества Христова не превышает 7000 лет [25].
После изучения библейских хронологий насчитано около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет [25]
Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры из перечисленных:
Византийская эра (Константинопольская) – (1 марта 5508, а впоследствии 1 сентября 5509 года до н. э.)., которая начиная с VII века постепенно стала текущей хронологической системой в Византийской империи и во всём православном мире. Согласно Септуагинте были определены также и даты других библейских событий. Эта эра была также введена в Сербии, Болгарии, а также и в Киевской Руси, позже в Русском государстве, где система использовалась с XI века до её упразднения в 1700 году Петром I.
Однако католический Рим этих расчётов не признал. Католическая церковь долгое время придерживалась принципов восточно-христианской хронологии. Но в конце IX века её взгляды изменились. Архиепископ вьенский (Франция) Адон (около 879 года) в своём труде отдал предпочтение хронологии латинского перевода Библии. Со времени же Тридентского собора (1545 год), на котором этот перевод Библии был объявлен каноническим, господствующей в Западной Европе стала «короткая» хронологическая шкала. Так, по одной из эр от «сотворения мира» до «рождества Христова» насчитывают 4713, по другой – 4004 года.
Ватиканская эра существенно короче византийской, в Вульгате (латинский перевод Ветхого Завета) продолжительности жизни древних патриархов, правления царей и т. п. указаны в соответствии с масоретским текстом (меньшие, чем в греческом переводе).
Иудейская эра начинается 7 октября 3761 года до н. э. Это летосчисление является частью еврейского календаря, и в настоящее время официально используется в Государстве Израиль наряду с григорианским календарём.
Александрийская эра (автор – Анниан Александрийский) – (исходная точка – 5501 (фактически 25 марта 5493) год до н. э., а также 5472 год до н. э. или 5624 год до н. э.), бывшая основной хронологией в Византийской империи до IX века.
Антиохийская эра – 1 сентября 5969 год до н. э. по Феофилу, создана в 180 н. э.
Другие датировки начала мира [25]
3491 год до н. э. — по Иерониму;
3943 год до н. э., 11 октября – по Книге Юбилеев;
3952 год до н. э. – по Беде Достопочтенному;
3962 год до н. э. – согласно Фрутольфу из Михельсберга;
4004 год до н. э., 23 октября — по Джеймсу Ашшеру;
4700 год до н. э. — самарийская;
5199 год до н. э. — по Евсевию Кесарийскому;
5500 год до н. э. — по Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому;
5515 год до н. э., а также 5507 год до н. э. — по Феофилу;
5551 год до н. э. — по Блаженному Августину;
5872 год до н. э. — так называемая датировка 72 толковников, создана в IV веке.
После долгих вычислений получилось, что Адам был создан примерно за пять с половиной тысяч лет до рождения Христа, а значит сейчас на дворе ни много ни мало – 7532 год [26].
А далее известны разнообразные даты [26]:
3491 год до н. э. – датировка по Иерониму;
5199 год до н. э. – датировка по Евсевию Кесарийскому;
5500 год до н. э. – датировка по Ипполиту и Сексту Юлию Африканскому;
5515 год до н. э. – датировка по Феофилу;
5551 год до н. э. – датировка по Блаженному Августину;
5872 год до н. э. – датировка семидесяти толковников (это собрание самых старых из известных переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык, выполненных в Александрии).
Епископ Феофил придумал сразу три варианта: 5507 год, 5515 год и 5969-й.
Жители Древнего Египта вели исчисления с начала правления каждой следующей династии. Это, безусловно, усложняло процесс и толкование событий, так как правители часто менялись, а необходимо было учитывать и разливы священной реки Нил, и появление на небе звезды Сириус.
Некоторые мудрецы указывали даже число! Например, иудеи определили датой рождения мира 7 октября 3761 год до н. э., а ирландский архиепископ и богослов Джеймс Ашшер указал даже день недели – вечер воскресенья, 23 октября 4004 г. до н. э.
Представляется доказанным, что сотворение мира относится к 25 мая 5493 год до н.э., рождение Христа – 25 декабря восьмого года, распятие 23 марта 42 года и воскресение Иисуса Христа в воскресенье 25 марта того же года. Благовещение и Воскресение приходилось на воскресенье 25 марта.
Анниан Александрийский, из ненаписанных мемуаров, том 2, стр. 475.
P.S. В некоторых источниках назван не май, а март.
К этому же периоду Древнейшей Руси относится одна удивительная находка – антропоморфная фигура с двумя лицами [Жилин, 2001]. На сайте Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук (www.kunstkamera.ru) эта фигурка названа «двуликим Янусом». Эта фигурка обнаружена в Оленеостровском могильнике. Этот памятник является самым древним и самым большим мезолитическим некрополем северо-запада Русской равнины. Он располагался на Южном Оленьем острове, в 7-ми километрах на юго-восток от знаменитого острова Кижи. Согласно данным радиоуглеродного анализа могильник функционировал в промежутке между 6300 и 5600 годами до н.э. и использовался людьми, принадлежавшими к архаичной восточной ветви европеоидов [27]
В мезолите (15 – 7 тыс. до н.э.) календарная традиция продолжалась в виде орнамента, нанесённого на различные предметы утвари, а также специально изготовленных скульптурных изображений змей и драконов (дракон – первоначально изображался в виде змеи с лосиной или позже конской головой).
Скульптурные изображения змей и драконов – лосей со змеиными туловами (Оленеостровский могильник, мезолит).
Многие исследователи соотносили змея-дракона с календарём и с астрономическим контекстом. Например, известный исследователь русской древности А. Н. Афанасьев писал, что у русского народа и у славян известны два змеиных праздника в году, делящие год на две равные части. Оба праздника связаны с днями весеннего и осеннего равноденствия и привязаны к ОСИ года, где весна и осень – два конца этой оси. Мифологическое облачение этого астрономическо-календарного явления было сформировано в виде УЖА, или змеи, которые представлялись осью Земли. На весеннее равноденствие ужи выползали из земли, а на осеннее – возвращались под землю [Афанасьев, 1869].
Та же самая традиция трипольских атлантов продолжилась и во время черняховской культуры. О находках этого времени академик Б. А. Рыбаков пишет: «Я обратил внимание на своеобразный неритмичный „орнамент“ на сосудах Черняховского времени. Два из них происходили из упомянутого выше сельского святилища в Лепесовке, а один кувшин был найден В. В. Хвойкой в Ромашках по соседству с Черняховым, давшим имя всей культуре. Анализ „черт и рез“ на этих сосудах привел меня к выводу, что здесь перед нами хорошо разработанная календарная система, при помощи которой древние славяне „чтааху (считали) и гатааху (гадали) “, т. е. считали дни и месяцы и гадали о будущем» [Рыбаков, 1962; 1987].
Он же пишет: «К настоящему времени известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям. Все они происходят из области интенсивного славянского земледелия в лесостепной полосе. Все они относятся к тем благословенным „трояновым векам“ (II – IV вв.), когда славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю хлебом с Римской империей, восприняли римскую зерновую меру квадрантал-четверик и накопили сотни кладов римских серебряных монет, полученных в торговых операциях с причерноморскими купцами» [Рыбаков, 1987]. Вот, собственно, и путь, которым римляне узнали древнерусский календарь.
Таким образом, в Древнейшей Руси сформировавшись, календарно-астрономическая традиция дошла до сего дня. И уже в апокрифической Книге Еноха патриарх повествует, что атланты владели тайным знанием – магией и астрологией. Напомним, именно из астрологии сформировалась астрономия. Мы вряд ли совершим какую-то ошибку, предположив, что именно в 5508 году до н.э. было решено зафиксировать какую-то значимую дату и от неё продолжать все последующие календари.
(19) 29 декабря 1699 года Петр I своим указом заменил старое летоисчисление на календарь от Рождества Христова» О писании впредь генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от сотворения мира». 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 г.
по юлианскому календарю.
По мнению современных приверженцев альтернативной истории
(истории из уст дилетантов), благодаря Петру I из истории наших предков выкинули 5508 лет.
Летоисчисление от «сотворения мира» пришло на Русь из Византии вместе с православием. Причём как на Руси, так и в Византии началом года в разное время считались 1 марта и 1 сентября, из – за чего современные историки часто сталкиваются с путаницей в летописных датах.
Этот календарь, вместе со старым стилем, до сих пор признаётся Православной Церковью – именно в сентябре начинается годовой цикл богослужений.
Год сотворения мира, 5509 до нашей эры, был рассчитан константинопольскими толкователями Священного Писания в 353 году по приказу императора Констанция. Наряду с этой эрой существовали и другие – римские, александрийские, еврейские и многие другие, в которых дата сотворения мира отличалась от константинопольской на сотни, а то и тысячи лет. После изучения библейских хронологий насчитано около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет.
Дело в том, что Библия не содержит точных датировок, и рассчитать время жизни Адама можно либо по генеалогиям, либо по пророчествам. Но в генеалогиях слово «сын» может означать и отдаленного потомка, а пророчества могут толковаться разными способами. К тому же, в те времена и не столь отдаленные события датировались неоднозначно. К примеру, общепринятую сейчас дату Рождества Христова рассчитал монах Дионисий только в 525 году, причем большинство современных учёных считают, что он ошибся на 4 или 5 лет. Что уж говорить о в буквальном смысле доисторических временах!
Во всём мире считать «от Рождества Христова» начали лишь спустя несколько столетий после самого Рождества [29] (Сергей Васильев).
Царь Иван Васильевич Грозный не мог, так сказать. В его время летоисчисление велось не от Рождества Христова, а от «сотворения мира». Использовался византийский календарь, утверждённый ещё в 988 году (по современному летоисчислению) императором Василием II.
Интересно, как именно вычисляли предполагаемую дату того самого сотворения мира. Опирались, разумеется, на переводы библейских текстов, в частности на Септуагинту («Толкование семидесяти старцев») – собрание переводов Ветхого Завета на древнегреческий язык. Они были сделаны в Александрии в III—I столетиях до нашей эры, то есть до Рождества Христова [29].
Так вот, на самом деле выходит, что считали, собственно, не с момента сотворения Мира, а с момента сотворения Адама, то есть с появления человечества на Земле (по библейской версии). Впрочем, именно так часто и говорили – «от Адама». Итак, богословы взяли за основу следующие цитаты из Книги Бытия:
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»;
«И был вечер, и было утро: день шестой».
Это сопоставили со словами из Второго послания Петра:
«У Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».
А дальше начинаются, по сути, домыслы. Можно было на основании этих стихов построить версию, что Адам был сотворён в середине шестого тысячелетия после сотворения мира как такового. Прекрасно, но это не даёт точки отсчёта: сколько же прошло с тех пор? Так вот, богословы на самом деле пошли ещё дальше. Они сочли возможным предположить, что Иисус Христос был послан на Землю тоже в середине шестого тысячелетия после сотворения Адама. То есть напрашивается только одна аналогия: в середине шестого «дня-тысячелетия» Бог посылает на Землю первого человека и через такой же промежуток времени посылает на Землю Спасителя человечества. Тогда по этой логике второго пришествия нужно ждать через четыре с половиной тысячи лет?
Дальнейшие «расчёты» и «уточнения» привели к определённой условной дате, которую, видимо, правильнее называть датой сотворения Адама, а не сотворения мира, – 5508 год до Рождества Христова. Потом чуть изменили: мол, 5509 год. Но, вообще было около двух сотен разных версий этой даты, предлагались варианты начиная от 3483 и заканчивая 6984 годом до нашей эры. В любом случае в нашей стране укоренилось именно число 5508.
Считать годы от Рождества Христова впервые в мире начали лишь через 500 с лишним лет после того, как Спаситель явился и принёс себя в жертву. В VI веке. Всё началось с того, что папа римский Иоанн I поручил своему аббату Дионисию Малому составить новую «пасхальную таблицу», то есть схему расчёта даты Воскресения Христова. Нужно сказать, что в то время летоисчисление вели вообще по-другому – от начала царствования императора Диоклетиана (это 284 год христианской эры). А поскольку Диоклетиан был жестоким гонителем христиан, монах Дионисий решил, что ни за что не будет пользоваться таким летоисчислением. И он подсчитал, что 284 год эры Диоклетиана – это 532 год ab incarnatione, что значит «от воплощения». Воплощения кого, совершенно ясно – Христа. Правда, учёные считают, что он немного обсчитался, потому что у него получается, что царь Ирод умер ещё до того, как Иисус родился. Но в любом случае его заслуга в том, что он ввёл летоисчисление от Рождества Христова. Правда, прошло ещё два столетия, прежде чем эту систему отсчёта стали активно использовать. Это произошло благодаря усилиям бенедиктинского монаха и историка Беды Достопочтенного (672—735), который жил в Англии. После него Западная Европа понемногу стала переходить на новый календарь. До России он дошёл лишь после того, как нам прорубили окно в Европу. День, когда Пётр I издал указ о переводе нашей страны на новое летоисчисление («по-нашему»), то есть по-петровски, – это 29 декабря 1699 года. Но в тот самый момент, когда сей документ издавался, всё ещё было принято, что это 19 декабря 7208 года. Если подсчитать разницу – выходит 5509. Вероятно, стоит учесть и новое правило отсчёта начала нового года – до указа его праздновали в сентябре, а Пётр велел сделать как в юлианском (да и в грегорианском) календаре, то есть с января. Напомним, именно Юлий Цезарь придумал начинать год именно с этого месяца. Таким образом, старый, 7208 год продлился всего четыре месяца [29].
Значит, если мы «по-старому» считаем, прибавляя 5508 лет». Сергей Васильев, января 2022, [29].
Протоиерей Николай Попов [30]. Сотворение Богом мира и человека (5508 год до Рождества Христова). Один Бог вечен: всегда был есть и всегда будет. Кроме Бога все имеет начало, все сотворено Богом, и ничто не может быть без Бога.
Бог один, но в трех Лицах. Он есть Пресвятая Троица единосущная и нераздельная. Три Лица Пресвятой Троицы: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.
В начале Бог сотворил из ничего небо и землю.
Земля первоначально была безводна и пуста (неустроенна). Тьма была над бездною; и дух Божий носился над водою.
Бог дал устройство миру вещественному в шесть дней Словом Своим.
В первый день Бог создал свет.
Бог сказал: «да будет свет»; и стал свет. И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму – ночью. И был вечер, и было утро: день один.
Во второй день Бог создал твердь, или видимое небо.
Бог сказал: «да будет твердь посреди воды». И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И назвал Бог твердь небом.
В третий день Бог отделил воду от земли и создал собрания вод на земле, сушу и растения.
Бог сказал: «да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша». И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. Потом сказал Бог: «да произрастить земля зелень, траву, сеющую семя, и дерева плодовитые». И произвела земля зелень, траву и дерева.
В четвертый день Бог создал светила небесные: солнце, луну и звезды.