Полная версия
Секреты Сюжета: 50 мощных литературных приемов для Вашей книги
Томас Гарди, "Тэсс из рода д’Эрбервиллей": История Тэсс наполнена чувством обреченности. Каждый её шаг, каждый выбор, как будто только приближает её к трагическому финалу, несмотря на её искренние попытки жить счастливо.
Примеры из кино:
Реквием по мечте (реж. Даррен Аронофски): Персонажи этого фильма стремятся к своим мечтам, но, несмотря на все усилия, все они обречены на несчастливую судьбу, погрязнув в собственных иллюзиях и зависимостях.
Нет страны для стариков (реж. братья Коэн): Фильм исследует тему неумолимой судьбы и тщетности человеческих попыток её изменить. Один из главных персонажей, несмотря на все свои умения и усилия, не может избежать столкновения с жестоким роком.
Советы для писателей:
Постепенное нагнетание: Начните с намека на фатальность событий, усиливая это ощущение по мере развития истории. Пусть напряжение нарастает, когда герои осознают, что их усилия напрасны, а неизбежное приближается.
Включайте надежду: Сделайте так, чтобы у героев была реальная возможность, хотя бы с их точки зрения, избежать рокового исхода. Это усиливает драматизм, так как фатальный финал становится особенно болезненным в контексте надежды, которую они испытывают.
Судьба как тема: Включите элементы пророчества, предсказания или предчувствия. Это может быть персонаж, который обладает ясновидением, или символические знаки, которые предупреждают о грядущей трагедии.
Человеческие ошибки: Пусть фатальность будет не только результатом внешних обстоятельств, но и следствием внутренних ошибок персонажей. Таким образом, они могут стать участниками своей трагедии, делая историю более глубокой и многослойной.
Не избегайте финала: Для успешного использования фатализма необходимо довести историю до конца. Не стоит пытаться смягчить трагедию в последнюю минуту – это ослабит эффект.
Практическое упражнение:
Цель – научиться использовать фатализм в повествовании, чтобы показать неизбежность событий и усилить ощущение судьбоносности и предопределённости в жизни героев.
1. Создайте персонажа с сильной целью: Придумайте героя, у которого есть чёткая цель или стремление – что-то, что он хочет изменить или предотвратить. Важно, чтобы эта цель была для него жизненно важной. Герой должен верить, что своими действиями он может изменить судьбу или избежать катастрофы.
Пример:
– Герой хочет избежать трагической судьбы, которая преследует его семью на протяжении поколений.
– Персонаж пытается предотвратить смерть близкого человека, о которой его предупредили.
2. Внедрите пророчество или предчувствие: Включите в историю элемент предопределённости – пророчество, предсказание, предчувствие или некую зловещую символику, которая подсказывает, что будущее неизбежно. Этот элемент должен быть ключевым для мотивации героя. Он может быть как явным (например, предсказание о смерти), так и скрытым (например, повторяющийся символ, предупреждающий о грядущей трагедии).
Пример:
– Персонаж видит сон, в котором ему предсказывают гибель во время поездки.
– Герою передали семейное предание о проклятии, которое убивает всех, кто достигнет определённого возраста.
3. Опишите усилия персонажа избежать судьбы: Покажите, как герой активно борется с этой предопределённостью. Он принимает решения и действия, направленные на изменение исхода событий, но чем больше он старается изменить свою судьбу, тем ближе становится к предсказанному финалу.
Пример:
– Герой отменяет поездку, чтобы избежать смерти, но находит замену – другой опасный путь, который приводит его к ещё большей опасности.
– Персонаж старается изменить своё поведение, чтобы избежать проклятия, но сталкивается с рядом событий, которые, казалось бы, подталкивают его к той же судьбе.
4. Постройте события так, чтобы каждый шаг вёл к неизбежному: Прорабатывайте действия героя так, чтобы они в конечном итоге приближали его к предопределённому исходу, даже если он этого не осознаёт. Поступки, которые должны были предотвратить катастрофу, в итоге становятся теми самыми действиями, что ведут его к судьбе.
Пример:
– Герой решает не ехать в дальнюю поездку, но оказывается на другом мероприятии, где происходит катастрофа, предсказанная в его сне.
– Персонаж пытается разрушить семейное проклятие, но его решения в конечном счёте запускают цепочку событий, которая и приводит к проклятию.
5. Завершите сцену фаталистическим финалом: Завершите упражнение моментом, где герой сталкивается с тем, чего он так пытался избежать. Это должно произойти неожиданно для персонажа, но неизбежно для читателя, который уже увидел предопределённые знаки.Пример:Герой избегает одной опасности только для того, чтобы стать жертвой другой, более очевидной. Персонаж, уверенный в том, что он сумел обойти судьбу, обнаруживает, что его действия привели к той же трагедии, от которой он пытался уйти.
Пример выполнения:
Напишите короткую сцену, где герой пытается избежать предсказанной гибели.
Пример:
Герой получает предупреждение от гадалки, что он погибнет от удара молнии в бурю. Чтобы избежать судьбы, он решает уехать на несколько дней за границу. Однако в дороге его автомобиль попадает в аварию из-за внезапной грозы, и молния, ударившая в дерево рядом с его машиной, приводит к его гибели.
Расширение:
Попробуйте добавить больше сложностей в сюжет, показав, как герой сталкивается с моральными дилеммами в попытках избежать судьбы. Включите элементы, которые усиливают ощущение трагичности – например, каждый шаг героя, направленный на спасение, может также причинять вред его близким или окружающим.
Заключение:
Фатализм – это мощная техника, которая при правильном использовании способна вызвать у читателей и зрителей сильные эмоциональные переживания. Она напоминает нам о том, что не все в жизни поддается контролю, и иногда наши усилия обречены на провал. Однако именно это осознание делает истории о фатальности такими сильными и трогательными, заставляя задуматься о природе человеческой жизни, надежд и разочарований.
10. Парадокс вагонетки
"И тут он понял – как бы он ни поступил, потеряет что-то важное. Но время уходило, и решение должно быть принято."
Уильям Шекспир, "Гамлет"
Описание приема:
Парадокс вагонетки – (Дилемма сложного этического выбора) это приём, при котором персонаж сталкивается с необходимостью принять решение между двумя (или более) вариантами, каждый из которых имеет тяжелые или трагические последствия. Эта дилемма пришла из психологии в качестве вопроса: "Что ты сделаешь, если неуправляемая вагонетка с бешенной скоростью несется по рельсам, а ты стоишь рядом с рычагом стрелки и должен выбрать переключить путь или нет. Проблема в том, что на одном пути к рельсам привязан человек. А на другом пять." Вроде ответ очевиден – важнее спасти пять человек, чем одного. Но тут же следует жестокое уточнение: А что если это великий ученый, а те пятеро случайные прохожие? А если среди этих пяти твоя жена? А если тот один – ребенок? Твой, ребенок?! О-о-о!.. Этот прием акцентирует внимание на моральных, эмоциональных и психологических терзаниях персонажей, показывая, что иногда в жизни нет идеальных решений. В таких ситуациях любой выбор приводит к значительным потерям или последствиям. Невозможный выбор!
Часто герои, столкнувшиеся с подобными дилеммами, оказываются перед моральной или этической проблемой: выбрать меньшее из двух зол или пожертвовать чем-то важным ради другого. Это испытание характера героя, которое демонстрирует его внутренний мир, систему ценностей и способность к жертве или решительности.
Дилемма сложного выбора – один из самых эмоционально насыщенных и напряженных приемов, который заставляет читателя или зрителя задуматься о сложных моральных и жизненных вопросах.
Нюансы использования:
Для того чтобы дилемма сложного выбора сработала, обе (или все) альтернативы должны быть одинаково значимыми и непростыми. Важно, чтобы читатель понимал, что ни один из вариантов не является легким или предпочтительным. Это создает глубокое эмоциональное напряжение, так как решение героя меняет его дальнейшую судьбу или судьбу окружающих.
Важно также уделять внимание внутреннему конфликту персонажа: его размышлениям, чувствам и тому, как он переживает выбор. Это делает сцену не только более драматичной, но и помогает читателю лучше понять героя и его ценности.
Примеры из книг:
Уильям Стайрон, "Выбор Софи": Главная героиня, заключенная в нацистском лагере, сталкивается с невозможным выбором – спасти одного из своих детей, пожертвовав другим. Это яркий пример дилеммы, где никакой исход не будет правильным или легким.
Джон Стейнбек, "Гроздья гнева": Герои книги вынуждены решать, кого спасти от голода, сталкиваясь с дилеммами между жизнью и смертью своих близких. Каждый выбор разрушителен и эмоционально изнурителен.
Примеры из кино:
"Темный рыцарь" (реж. Кристофер Нолан): Один из самых известных примеров дилеммы – когда Бэтмен должен выбрать, кого спасти: свою возлюбленную Рэйчел или друга и прокурора Харви Дента. Оба выбора трагичны, и его решение изменяет их судьбы навсегда.
"Список Шиндлера" (реж. Стивен Спилберг): Оскар Шиндлер постоянно сталкивается с дилеммой, пытаясь спасти как можно больше жизней, но осознавая, что не может спасти всех. Каждый его выбор связан с личной болью и моральными терзаниями.
Советы для писателей:
Четко формулируйте конфликт: Для того чтобы дилемма работала, оба варианта должны иметь значительные последствия. Это может быть выбор между двумя дорогими людьми, между жизнью и честью, между личным счастьем и общественным долгом.
Создайте моральное напряжение: Дилемма сложного выбора чаще всего связана с моральной или этической проблемой. Персонаж должен бороться с внутренними противоречиями, что делает ситуацию еще более драматичной.
Не избегайте тяжёлых последствий: Один из ключевых аспектов успешной дилеммы – это неизбежность последствий, независимо от выбора. Не стоит смягчать финал или пытаться "спасти" персонажа от тяжелого решения.
Внутренний монолог и эмоции: Погружайте читателя в мысли и чувства персонажа. Как он переживает необходимость выбора? Какие эмоции его одолевают? Это помогает сделать сцену более глубокой и правдоподобной.
Выбор с неожиданными последствиями: Иногда даже после принятия решения последствия оказываются еще сложнее или драматичнее, чем ожидал герой. Это усиливает драматизм и подчеркивает тяжесть выбора.
Практическое упражнение:
Цель – научиться создавать сцены с дилеммой сложного выбора, где персонаж должен принять решение между двумя равноценными, но взаимоисключающими вариантами, каждый из которых имеет серьёзные последствия.
1. Создайте конфликт с двумя равноценными вариантами: Придумайте персонажа, который оказывается перед выбором между двумя сложными вариантами, каждый из которых связан с серьёзными моральными или личными последствиями. Важно, чтобы ни один из вариантов не был идеальным или лёгким – оба должны включать жертвы или тяжелые последствия.
Пример:
– Герой должен выбрать между спасением друга или выполнения важного задания, от которого зависят жизни многих людей.
– Персонаж вынужден решать, остаться ли с семьёй, рискуя своей жизнью, или уехать ради спасения, оставив близких в опасности.
2. Поставьте на карту важные последствия: Сделайте так, чтобы оба варианта выбора приводили к серьёзным результатам, которые изменят жизнь героя и других персонажей. Оба варианта должны быть оправданными, но с тяжёлыми последствиями – моральными, физическими или социальными.
Пример:
– Если герой спасёт друга, то может потерять шанс доставить спасательные припасы к осаждённой колонии, которая зависит от его помощи.
– Если персонаж уедет ради собственного спасения, его семья может погибнуть.
3. Усильте эмоциональное напряжение: Дайте персонажу глубокую эмоциональную связь с каждым выбором. Покажите, как ему больно или трудно принять решение, и что оба варианта будут преследовать его в будущем. Это усилит трагичность ситуации и сделает выбор по-настоящему сложным.
Пример:
– Герой вынужден выбирать между жертвой одной жизни ради спасения сотен или отказом от миссии и попыткой спасти человека, который ему дорог.
– Персонаж может видеть слёзы на лицах своих близких, но знает, что его уход – это их единственный шанс на выживание. Но это не точно. Поэтому:
4. Оставьте место для сомнений: После того как герой примет решение, покажите, что это решение не приносит полного облегчения. Он может сомневаться, сделал ли правильный выбор, и это должно сопровождаться эмоциональной или моральной нагрузкой.
Пример:
– Герой, спасший друга, но оставивший колонию умирать, сталкивается с внутренними мучениями и чувством вины. Равно как и наоборот.
– Персонаж, выбравший спасти себя, должен жить с мыслью, что его семья могла бы выжить, если бы он остался.
5. Добавьте последствия выбора: Покажите последствия принятого решения. Это могут быть не только внешние последствия (смерть, разрушение), но и внутренние конфликты персонажа, которые будут его преследовать. Оставьте пространство для того, чтобы он переосмысливал свой выбор.
Пример:
После того как герой принимает трудное решение, он сталкивается с последствиями своего выбора: жизнь тех, кого он не смог спасти, преследует его, заставляя сомневаться в своей правоте.
Пример: рассказ – "Холодное уравнение" (The Cold Equations), написанный Томом Годвином:
В этом рассказе девушка, по имени Мэрилин, тайно проникает на космический корабль, чтобы навестить своего брата. Однако её присутствие становится смертельно опасным, так как каждый лишний килограмм на борту снижает запас топлива, и корабль не сможет долететь до планеты, где нужны лекарства, чтобы спасти колонистов. Пилот вынужден принять страшное решение: если он не выбросит Мэрилин в открытый космос, все погибнут, включая колонистов. Он долго борется с собой, не желая убивать невинную девушку, но в конце концов вынужден совершить этот ужасный поступок, поскольку это единственный способ спасти остальных.
Расширение:
Создайте похожую сцену в другом контексте – историческом, фантастическом или даже бытовом. Измените обстоятельства, но сохраните суть: герой должен выбрать между двумя равноценными, но противоположными вариантами, каждый из которых имеет тяжёлые последствия.
Парадокс вагонетки – это очень сильный и драматичный прием, который, когда я его изучал, вдохновил меня на этот рассказ и укрепил желание заниматься писательством. Надеюсь, он вдохновит и вас. Привожу его целиком:
Пример использования приема в рассказе: "Без вариантов"
Я вижу её лицо – карие, с зелеными крапинками глаза, точеный носик и маленький шрам на подбородке. Такой знакомый. Такой родной. Смотрю и не верю.
Тогда, два года назад, мы случайно столкнулись в метро. Я только вышел из вагона и не видел ее за колонной. А она бежала по перрону, прижав какие-то пакеты к груди и не смотрела по сторонам. Мы столкнулись. Я едва успел подхватить ее за локоть, чтобы удержать, а ее пакеты упали. Яблоки, бруски хозяйственного мыла, какие-то метизы, дешевый кнопочный мобильник – все рассыпалось и покатилось по мраморному полу. Девушка зажмурилась от неожиданности, а я бросился собирать это все, бормоча неуклюжие извинения и распихивая по пакетам. Она накинула капюшон толстовки, присела рядом и молча стала помогать.
Поезд ушел, пакеты были собраны, молчание затянулось и стало неловким. Я еще раз извинился, немного помялся и в конце концов ушел. Возможно, этот короткий эпизод стерся бы из памяти, но в этот же день, часом позже, на другой ветке метро случился теракт. Я с чего-то, решил, что она могла быть там. Сразу вспомнил зажмуренные глаза, чуть вздернутый, точеный носик, брови вразлет, маленький шрам на подбородке. Эти детали впечатались в память с четкостью моментального снимка. Глаза из-за капюшона толком не разглядел, поэтому так и запомнил по-детски зажмуренными. Что еще? Синие с прорехами джинсы, зеленая толстовка, серо-розовые кроссовки… Добравшись до дома и включив комп, стал лихорадочно искать на страницах новостных каналов, сводках мвд и в соцсетях, любую информацию с места трагедии. Боялся найти, угадать ее среди погибших. Слава богу, не нашел.
А потом через неделю увидел ее вновь. Жива! На душе сразу стало легко и спокойно. Я стоял на задней площадке автобуса, когда увидел, как она снова несется со своими пакетами. Она запрыгнула на подножку, а я придержал дверь рукой, чтобы та не закрылась Из за чего полдороги слушал брюзжание толстой кондукторши. Но зато заработал улыбку и благодарность моей девушки. Моей. Девушки… Это звучало странно и непривычно. Да и какая она – моя? Да, мы ехали вместе целую остановку, и я сумел незаметно засунуть ей в пакет с яблоками записку с номером телефона. И главное, теперь я успел разглядеть ее глаза – темно-карие, с зелеными крапинками, с совершенно замечательным удивленно-ироничным выражением. Я вспоминал их потом множество раз. Когда сомневался – позвонит, не позвонит. Когда так и не дождавшись звонка, караулил ее сначала у метро, а потом на той же автобусной остановке. Когда все-таки дождался и она в первый раз засмеялась, сказав, что видимо это судьба, и оказалось, что у нее замечательный смех и очень приятный грудной, с придыханием, голос. Она призналась, что все же нашла мою записку и даже запомнила мое имя – Андрей? Я был счастлив!
Отношения развивались стремительно. Я вовсе не думал ее торопить, но она сама будто спешила куда-то. Уже на следующий день она позвонила и позвала в кофейню на Невском, а потом в кино, где мы целовались как школьники, сидя в последнем ряду, забыв и про кино, и про все на свете. А потом как-то само собой отправились ко мне. И когда я без сил, тяжело дыша, упал на подушку, рядом с ней, а она вот так посмотрела на меня своим удивленно-ироничным взглядом, и прошептала, какой ты. Андрюшка.. у меня… большой и сильный… я понял, что все, пропал, другой женщины у меня больше не будет.
Она никогда не оставалась надолго, и, ничего не объясняя, вызывала такси, а потом исчезала на день, на два, на неделю. Позже звонила и говорила, что хочет встречи. И мы снова шли в кофейню или в кино, а потом и ко мне. А иногда просто бродили по ночному Питеру, обсуждая всякую ерунду… Или долго молчали в трубку, если встретиться не удавалось, но хотелось просто почувствовать друг друга.
Я часто вспоминал, как мы столкнулись в метро. Все хотел спросить, куда она так спешила. Но не спрашивал, считая эту встречу судьбоносной. А сама она никогда не говорила об этом.
Она вообще ничего не рассказывала о себе или своем прошлом. Как в общем-то и я. Мы жили настоящим, здесь и сейчас. Нам было хорошо вдвоем. Но у меня было стойкое ощущение, что у нее есть какие то серьезные проблемы. Настойчивые попытки вывести на разговор, вместе разобраться, решить что там у нее – вызывали лишь удивленно-ироничный взгляд и отрицательное покачивание головой.
Мы встречались так около года. И я подумал, что неплохо бы перейти на другой уровень. Купил кольцо, придумал хорошие слова и с нетерпением ждал ее очередного звонка, чтобы на следующей же встрече все красиво обставить и сделать ей предложение. Но… она перестала выходить на связь, а ее номер вдруг стал недоступен. Я переживал и перебирал в памяти свои слова и поступки с последних встреч, но не понимал, где и чем мог ее обидеть. Что-то случилось. Опять начал искать ее по соцсетям и сводкам, поднимать знакомых ФСБшников. И наконец нашел.
Хриплый голос командира, неожиданно резко прозвучавший в наушниках шлема, вырвал меня из прошлого и вернул в настоящее:
– Внимание! Группа Морока, быстро разобрали цели. Хирург, работаешь первого. Морок – смертница на тебе. Енот – снимаешь того, что у двери. Фагот контролирует. Штурмовая группа на позициях. Работаем на счет три. Подтвердить готовность!
– Енот принял, готовность подтверждаю.
– Хирург здесь. Готов к операции.
– Фагот на позиции. Понял. Контролирую.
…
– Морок?..
Через оптику прицела я всматриваюсь в ее лицо – точеный носик и маленький шрам на подбородке. Такой знакомый. Такой родной. Я не верю. Это не может быть она…
– Морок, твою мать! – яростный голос Рогова отрезвляет.
– Я… здесь, командир… – выдыхаю сдавленно.
– Всё! Работаем. Раз… Два… Три!
Время замедлилось. На периферии зрения замечаю, как роняют на пол оружие и оседают, тела ее подельников. Словно в замедленном фильме вижу, как вылетают двери, окна, как появляются бойцы штурмовой группы, как они ловко, несмотря на тяжелую броню, просачиваются между заложниками, оттесняют, выталкивают их себе за спину, выстраиваются живым щитом на случай возможного взрыва. А десятки детей и два учителя, пережившие самый страшный день в своей жизни, медленно срываются с места и бегут прочь, подальше от всего этого ужаса. Они успеют, все будет хорошо… Должны успеть. Если только....
Отчаянно ищу решение. Но, его нет. Его – нет!
Отказываюсь верить, но слежу за ней и спинным мозгом чувствую начало движения ее руки к кнопке подрыва фугаса.. Медлить нельзя. Заложники.
Время… Время? В голове словно лопнула струна. Время остановилось. Вернее натянулось. Настолько, что все вокруг замерло. Я физически ощущал тики миллисекунд между долями этого натяжения. Мог их сосчитать. Знал сколько их осталось до того, как я нажму на спусковой крючок. Но как мне на него нажать?!
Вот же, те самые лукавые морщинки в уголках ее глаз, создающие то самое, незабываемое, ироничное удивление, когда она смотрела на меня, такого большого и сильного… Я на мгновение встречаюсь с ней взглядом. Знаю, она не может видеть меня. Но она вздрагивает и смотрит мне прямо в глаза. Через оптику моей винтовки. Через забрало тактического шлема, на котором уже давно пульсирует красный сигнал. Ее губы шевелятся:
– Андрей?!
Проклятье!
Живот скрутило, как бывало при ночном падении в пропасть в затяжном прыжке. Мозг сейчас взорвется в попытке найти компромисс между очевидным и невозможным. Как все… неправильно! Этого вообще не должно было быть! Ведь можно же было что-то сделать! Тогда… раньше… Там… Где там? В МЕТРО… Калейдоскоп картинок – пакеты… яблоки, мыло, телефон....
Мыло! Какое нахер МЫЛО??? Идиот – ТРОТИЛ!!!
Тело все сделало само. Равнодушно тикающий внутренний таймер военной программы, выключил ментальные спекуляции и запустил все, что следовало на рефлекторном, бессознательном уровне.
Негромкий хлопок выстрела, тупая отдача в плечо, звон выброшенной гильзы, едкий запах сгоревшего пороха и моя жизнь поделилась на До и После.
Заключение:
Дилемма сложного выбора – это очень мощный инструмент, который помогает раскрыть персонажей и создать эмоциональное напряжение в сюжете. Такие моменты заставляют и героев, и читателей задаваться важными моральными и жизненными вопросами. Когда каждый выбор имеет значительные и трагические последствия, история становится глубже, насыщеннее и драматичнее.
11. Надежда на чудо
"Когда казалось, что все потеряно, и оставалась лишь тьма… появился слабый свет. Неясный, почти призрачный, но именно его они ждали."
Дж. Р. Р. Толкин, "Властелин Колец"
Описание приема:
Надежда на чудо – это нарративный прием, который используется для создания напряжения в истории, когда персонажи сталкиваются с кажущейся безысходной ситуацией. Однако в самый критический момент появляется малейший шанс на спасение или решение проблемы – иногда это неожиданный поворот событий, вмешательство высших сил или простое чудо. Этот прием часто используется для усиления эмоций, подчеркивания глубины человеческой веры или демонстрации силы случайности и судьбы.
Надежда на чудо может принимать разные формы. Иногда это неожиданная помощь извне, иногда – долгожданное событие, к которому герои долго стремились, или момент, когда последний шанс все-таки срабатывает. Этот прием не только усиливает драматическое напряжение, но и дарит читателю или зрителю эмоциональный подъем, напоминая, что даже в самых темных моментах остается луч надежды.
Нюансы использования: