bannerbanner
Казахстан. Полная история страны
Казахстан. Полная история страны

Полная версия

Казахстан. Полная история страны

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
5 из 5

Слово «казак [казах]» означает «вольный», «свободный». «Узбек-казаки» – это вольные узбеки. Со временем термин «казах» стало названием нации.

Расположение местности Козыбасы (Козы Баши), ставшей колыбелью казахской государственности, спорно, но наиболее вероятной из всех существующих версий представляется та, согласно которой она находилась в Жамбылском районе на юго-западе Алматинской области современного Казахстана[66].

После распада Узбекского улуса Жанибек и Керей контролировали Западное Семиречье, центральную часть современного Казахстана и земли, лежавшие в среднем течении Сырдарьи.

«Случается так, что друзья расходятся из-за щепотки насыбая»[67], гласит казахская пословица. К счастью, Жанибек и Керей сохраняли хорошие взаимоотношения на протяжении всей жизни. Со временем Моголистан, в который братья откочевали из Узбекского улуса, начал распадаться и возникла необходимость создания собственного государства для успешного противостояния натиску ойратов.

Существует легенда, историчность которой вызывает сомнения, но почему бы не приправить наше серьезное повествование толикой романтики? Ведь от хорошей приправы блюдо становится только вкуснее…


Почтовая марка Казахстана. Кобланды-батыр. 1998


Среди приближенных Абулхайр-хана было два человека, которых хан отличал выше прочих. Первым был Кобланды-батыр из племени кыпшак, берущем свое начало от древних кипчаков. Кобланды был могучим воином и победоносным полководцем, величие которого нашло свое отражение в народном эпосе. Вторым был Дайыркожа-бий из рода аргын[68], прославившийся как справедливый судья, которого в народе прозвали «Ак жол» – «Белый путь», т. е. светлый путь.

Кобланды пожелал жениться на дочери Абулхайр-хана, красавице Гульбахрам, которая была обещана Акжолу. Последний публично осудил поведение Кобланды, покушавшегося на чужую невесту, а тот вызвал его на поединок и убил. Бойцовые качества закаленного в боях великана Кобланды, у которого, если верить преданиям, плечи походили на казан, а пальцы были тверды, словно рога архара, значительно превосходили бойцовые качества судьи, которому редко приходилось брать в руки меч, так что поединок между Кобланды и Акжолом выглядел завуалированным убийством. Аргыны, во главе которых стоял Жанибек, возмутились поступком Кобланды и потребовали от Абулхайр-хана наказать убийцу – казнить его. Однако хан, не желавший лишаться лучшего своего батыра, повелел Кобланды лишь заплатить выкуп за кровь Акжола. Пораженные такой несправедливостью, племена, возглавляемые Жанибеком и его братом Кереем, откочевали от хана. Своего любимого батыра Абулхайр сохранил, но потерял десятки тысяч подданных. Такая вот легенда, а к Кобланды-батыру мы еще вернемся позже.

Образование Казахского ханства

В 1465 году было провозглашено образование первого казахского государства. Впрочем, Мирза Мухаммад Хайдар сообщает, что Казахское ханство было создано в 1470 году. Для новейшей истории расхождение в пять лет имеет очень важное значение, но события XV века можно рассматривать с некоторой временной погрешностью.

Наличие крепкого государства, способного обеспечить безопасность торговцам в своих пределах, приносило значимые экономические выгоды, так что образование Казахского ханства нельзя объяснять одной лишь потребностью защиты от внешних врагов. Кроме того, после утраты Нижним Поволжьем его былого политико-экономического значения, кочевое население этого региона начало мигрировать на запад. Приток мигрантов мог изменить расклад сил в регионе, и это, в том числе, побуждало Жанибека и Керея не медлить с созданием своего государства.


Почтовая марка Казахстана, посвященная 550-летию казахского ханства. 2015


Известно, что Абулхайр-хан готовился к походу на Жанибека и Керея, но болезнь, исходом которой стала смерть в 1468 году, помешала хану осуществить это намерение. А если бы и не помешала, то неизвестно еще, на чью сторону выпала бы победа. К концу жизни влияние и могущество Абулхайра заметно уменьшились.

Точные даты рождения Керея и Жанибека неизвестны. Но есть сведения о том, что Керей был старше Жанибека примерно на три года. Старшинство обеспечило Керею ханский титул, однако Жанибек пользовался в ханстве бо́льшим влиянием, поскольку на подконтрольной ему западной части (правом крыле) проживало гораздо больше людей, чем в восточной, которой правил Керей. Несмотря на это Жанибек не оттеснял брата от дел правления, как это сделал его сын Касым с сыном Керея Бурундук-ханом. Если провести параллели с современностью, то Керей-хана можно сравнить с президентом, а Жанибека – с премьер-министром, тянувшим на себе рутину государственных дел.

К сожалению, до нас дошло очень мало сведений о ближайших предках Керея и Жанибека. Известно, что Керей-хан был сыном Болат-султана, отцом которого был второй сын и преемник Урус-хана Токтакия[69], пробывший ханом около трех месяцев и потому не успевший проявить себя. О Болат-султане не сохранилось практически никаких сведений, но по косвенным данным можно сделать вывод о том, что он был сильным правителем, иначе бы его сын Керей не пользовался таким положением среди соплеменников.

Жанибек был сыном Барак-хана, отцом которого был четвертый сын Урус-хана Койричак. Иранец Шараф ад-дин Язди, служивший в первой половине XV века при дворах сына Тимура Шахруха и внука Тимура Ибрагим-Султана, приводит в своей хронике «Книга побед» следующий рассказ о Кукйручук-хане: «Он [Тимур] назначил набег, двинулся в погоню за Токтамыш-ханом и чрезвычайно быстро днем и ночью шел по следам его. Прибыв к месту переправы через Итиль, называемому Туратурской переправой, он дал находившемуся при нем сыну Урус-хана, Койричак-оглану[70], отряд узбекских храбрецов, находившихся в числе слуг высочайшего двора, приготовил принадлежности падишахского достоинства, удостоил его шитого золотом халата и золотого пояса, велел ему переправиться через Итиль и передал ему ханство над улусом Джучи. Царевич Джучиева рода, согласно приказанию, перешел на ту сторону реки и занялся собиранием рассеянной армии и устройством улуса»[71]. О правлении Койричак-хана известно лишь то, что оно было недолгим, – стоило только Тимуру покинуть ордынскую территорию (дело было в 1395 году), как его ставленник был убит другим внуком Урус-хана Тимур-Кутлугом, который правил Ордой до 1399 года.


«Казакская Орда» на карте Себастиана Мюнстера. 1600


Барак-хан в битве с Куидатом. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век


Что же касается Барак-хана, то он был храбрым воином и мудрым правителем, сражавшимся за власть над всей Золотой Ордой и погибшим в 1428 году.

Казахское ханство, простиравшееся от Урала до Иртыша, унаследовало от своих предшественников – Узбекского улуса и Золотой Орды – такую опасную болезнь, как сепаратистские настроения у местных правителей. Принцип «в своем юрте каждый сам себе хан» накрепко укоренился в сознании беков и эмиров, которые смотрели на сторону и могли отложиться от ханства сразу же, как только представится удобный случай. Ради сохранения целостности Казахского ханства следовало максимально укрепить центральную власть и превратить ханство их племенного союза, которым оно являлось на первых порах, в полноценное государство.

К северу от владений Керея и Жанибека находилось Тюменское (Сибирское) ханство, а на востоке их соседями были ойраты. В 1473 году Керей-хан скончался и новым ханом казахов стал его сын Бурундук (Мурундук).

Роль Жанибека при Бурундук-хане не вполне ясна. Шараф ад-дин Язди сообщает, что Жанибек «во всех делах слушался и подчинялся Бурундук-хану». В других источниках сказано, что Жанибек правил после Керея, но, скорее всего, сохранялся прежний принцип – Бурундука подняли на белой кошме, а Жанибек продолжал заниматься своими делами. Так было до смерти последнего, наступившей в 1480 году.

Племена мангытов[72], первоначально вошедшие в состав Казахского ханства, не пожелали подчиняться Бурундук-хану и отложились для того, чтобы примкнуть к расположенному на западе Ногайскому[73] улусу, также известному как Мангытский Юрт. Как говорится, лучше со своими есть катык[74], чем с чужими – мясо. Пример мог оказаться заразительным, но обошлось без продолжения.

Борьба за присырдарьинские города

Города, расположенные вдоль среднего течения Сырдарьи, имели огромное значение как развитые торговые центры и пункты Великого шелкового пути, так что нет ничего удивительного в той борьбе, которая развернулась вокруг них в конце XV – начале XVI веков. Одним из этих присырдарьинских городов был древний город Сыгнак, ставший столицей Казахского ханства. Сыгнак называли «торговой гаванью Кипчакской степи»[75]

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Согд (Согдиана) – историческая область в Центральной Азии, в центре Зеравшанской долины, самой крупной межгорной впадины Центральной Азии. Герат – историческая область и одноименный город на западе современного Афганистана. – Здесь и далее, за исключением особо оговоренных, примечания сделаны редактором.

2

Семиречье – историческая область в Средней Азии, бо́льшая часть которой в настоящее время расположена на территории Казахстана. На севере границей Семиречья служит озеро Балхаш, на юге – Северный Тянь-Шань, на северо-востоке – озера Сасыкколь и Алаколь, а на юго-востоке – горная цепь Джунгарский Алатау. В отношении семи рек, от которых произошло название области, существуют разногласия, но официальная казахская версия, высеченная на фонтане «Семиречье» в Алма-Ате, такова: Или, Чу, Аксу, Каратал, Лепсы, Тентек и Коксу. Казахское название Семиречья – Жетысу не следует соотносить напрямую с Жетысуской областью Казахстана, поскольку историческая область гораздо больше административной.

3

Синьцзян (дословно: «новая граница») – сокращенное общеупотребительное название Синьцзян-Уйгурского автономного района, расположенного на западе современной Китайской Народной Республики. Большинство населения округа составляют некитайцы (уйгуры, казахи, дунгане и др.).

4

Традиционно принято насчитывать девяносто два племени узбеков, точнее – предков современных узбеков, которые некогда кочевали в Кипчакской степи. Согласно преданию, эти племена произошли от девяноста двух храбрецов, принимавших участие в войне пророка Мухаммада против неверных. Храбрецы были обращены в ислам двоюродным братом и зятем Пророка Али ибн Абу Талибом.

5

Жуз (дословно: «часть») – исторически сложившееся территориальное разделение казахских родов, о котором далее будет сказано подробно. Жузов три – Старший, Средний и Младший.

6

Улус – сложное понятие, значение которого варьирует от «государства» до «поселения». Распространено как у монголов, так и у тюрков.

7

Сын Неба – один из титулов китайских правителей.

8

Историческая область, которой ныне соответствует Ташкентская область Узбекистана, а также город, на месте которого сейчас стоит Ташкент.

9

Историческая область, ныне входящая в Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (восточная часть).

10

*** Мерв – древнейший из известных город Центральной Азии, находившийся на берегу реки Мургаб в юго-восточной части Туркменистана, близ современного города Байрамали.

11

** Крупная конфедерация тюркских племен.

12

* Здесь и далее фрагменты из «Естественных свойств животных» ал-Марвази приведены в переводе В. С. Храковского.

13

Названия карлукских племен разнятся у разных авторов, но для нашего повествования имеет значение количество племен, а не их названия. Судя по количеству, карлуки были крупным племенным союзом. – Прим. автора.

14

«Трава растет повсюду» – восточный аналог русской пословицы «свято место пусто не бывает».

15

«Богра» переводится как «верблюд». Такой тотем имели первые правители Западного удела из рода Караханидов.

16

Древний город, ныне являющийся административным центром Жамбылской области, расположенной на юге Казахстана.

17

Хорезм – древнее государство и исторический центральноазиатский регион в низовьях реки Амударья.

18

Махмуд ал-Кашгари. Диван Лугат ат-Турк / З-А. М. Ауэзова. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005. – 1288 с. Какая страница????

19

Смысл этой пословицы аналогичен смыслу русского выражения «лиха беда начало».

20

Хутак-хатун – правительница Бухары, вдова худата (правителя) Бидуна, ставшая регентом при своем малолетнем сыне Туксбаде. Потерпев поражение от арабов, Хутак-хатун согласилась признать их сюзеренитет, поскольку это позволило ей остаться правительницей Бухары, а саму Бухару на некоторое время уберегло от арабского владычества.

21

Саиф – изогнутая арабская сабля.

22

Историческая область, расположенная в Восточном Иране.

23

Город на юге современного Узбекистана.

24

Область на юго-западе Казахстана.

25

Мугоджары – южное продолжение горной системы Урал на территории Казахстана.

26

Здесь и далее фрагменты из «Сборника летописей» Рашида ад-Дина приведены в переводе Л. А. Хетагурова и О. И. Смирновой.

27

Несториане представляют собой еретическое течение в христианстве, полагающее в Христе соединение человеческой и божественной природы и отрицающее почитание Девы Марии как Богородицы. Это течение было осуждено на Вселенском соборе в 431 году, но, тем не менее, существует и поныне.

28

Кайи (кай) – одно из двадцати четырех самых древних огузских племен.

29

Здесь и далее фрагменты «Сокровенного сказания монголов» приводятся в переводе С. А. Козина.

30

В 907 году племена киданей объединились в государство Ляо, территория которого простиралась от тихоокеанского побережья до Западной Сибири. — Прим. автора.

31

«Чингисхан» – это титул, а не имя.

32

Горный хребет в центральной Монголии.

33

Река в Восточной Монголии и Северном Китае.

34

Девиз правления – принятое в китайской культуре, а также в родственных ей японской, корейской и вьетнамской культурах, символическое выражение, обозначающее определенный период правления. Один правитель может править под несколькими девизами.

35

Мавераннахром в широком смысле называли всю Среднюю Азию, а в узком – плодородную область между реками Амударьей и Сырдарьей.

36

Канга – деревянная колодка, надеваемая на шею рабам для предотвращения побега.

37

Происхождение титула «чингисхан», созданного специально для Тэмуджина, неясно. Согласно наиболее распространенной точке зрения, титул переводится как «хан-океан» – «хан, могучий, как океан, и обладающий беспредельными владениями». В принципе, объяснение логичное, поскольку слово «чингис» является монгольской формой тюркского слова «тэнгис», обозначающего море или океан. Есть мнение, что у западных монголов слово «чингис» в старину означало «могущественный», правда, это всего лишь предположение, не более того. Рашид ад-Дин выводит слово «чингиз» от монгольского слова «чинг», означающего «твердый», и сравнивает титул «чингисхан» с титулом «гур-хан», который носил вождь кара-киданей. Но не факт, что «гур-хан» в дословном переводе означал «твердый хан», это тоже всего лишь предположение. Также «чингисхан» переводят и как «наивысший хан», истолковывая «чингис» как сочетание слов «шын» («вершина горы», «высота») и «кас» («истинный»). Короче говоря, вариантов много, можно выбирать наиболее понравившийся. – Прим. автора.

38

Учжин – самое уважительное обращение к знатной женщине у монголов, так обычно обращаются только к матерям и женам правителей.

39

Онон – река, протекающая в северо-восточной Монголии и Забайкальском крае России. Считается священной для монголов и бурят.

40

Речь идет о растениях со съедобными корнями.

41

Термин «Центральная Азия» включает в себя Среднюю Азию и Казахстан.

42

Титул правителей Хорезма.

43

Хаджиб – высокая сановная должность в средневековых мусульманских странах.

44

Перевод В. Г. Тизенгаузена.

45

Нойон – титул монгольской знати.

46

В данном контексте слово «юрт» употреблено в значении «хозяйство, кочевье».

47

Сын Толуя и внук Чингисхана Менгу-каган (1208–1259) был великим ханом Монгольской империи с 1251 по 1259 год.

48

Ярлык – письменное повеление хана.

49

Абульгази-хан (1603–1664) – хивинский (хорезмский) хан из узбекской династии шейбанидов, автор исторических трактатов «История туркмен» и «История тюрок».

50

Курултай – собрание монгольской знати, созываемое для решения важных политических вопросов.

51

Здесь и далее фрагменты «Истории завоевателя мира» Джувейни приводятся в переводе Е. Е. Харитоновой.

52

Горная цепь, отделяющая Семиречье от Синьцзян-Уйгурского района.

53

О событиях того времени мы знаем от мусульманских историков, приводивших даты по исламскому календарю, в котором годы не совпадают с годами григорианского календаря, поэтому в ряде случаев невозможно точно указать год по григорианскому календарю, если в хронике не указан месяц. – Прим. автора.

54

Перевод В. Г. Тизенгаузена.

55

Сейид – почетный титул потомков пророка Мухаммада через его дочь Фатиму и внука Хусейна, младшего сына Фатимы и одного из сподвижников Пророка.

56

720 год исламского календаря соответствует периоду с февраля 1320 года по январь 1321 года.

57

Перевод В. Г. Тизенгаузена.

58

Районов, в которых проживало около десяти тысяч всадников.

59

В данном случае речь идет о племенных вождях.

60

Перевод В. Г. Тизенгаузена.

61

«Тайши» – это титул ойратского вождя, стоявший ниже ханского титула.

62

Султаном в исламской традиции называется высший правитель, в данном случае – племенной вождь.

63

Перевод А. Н. Кононова.

64

Балх (Вазирабад) – один из величайших городов древности, важный пункт Великого шелкового пути, ныне находящийся в одноименной провинции, расположенной на севере Афганистана.

65

Здесь и далее фрагменты «Рашидовой истории» Мирзы Мухаммада Хайдара приводятся в переводе Н. Н. Мингулова и К. А. Пищулиной.

66

Эту версию предложил в статье «К вопросу о локализации местности “Козыбасы”» (2015) Нурлан Адилбекович Атыгаев, заведующий отделом древней и средневековой истории Казахстана Института истории и этнологии имени Ч. Ч. Валиханова Министерства образования и науки Республики Казахстан. – Прим. автора.

67

Насыбай (насвай) – жевательная смесь из табака и гашеной извести (золы) с различными добавками. Читатели должны знать, что употребление насвая вызывает никотиновую зависимость. В Российской Федерации торговля насваем запрещена.

68

Аргыны (аргуны) – тюркское племя, одно из шести казахских племен, наряду с конгратами, уаками, кереями, кыпшаками и найманами, составляющее Средний жуз.

69

Токтакия погиб в сражении с Тохтамышем, когда тот еще служил Тимуру.

70

Оглан (дословно – «сын») – золотоордынский титул чингизида из линий, которые не могли претендовать на ханский престол. Впоследствии этот титул перешел к казахам и ряду других народов.

71

Здесь и далее фрагменты из «Книги побед» Шараф ад-дина Язди приведены в переводе В. Г. Тизенгаузена.

72

Мангыты – тюркоизированное монгольское племя, вошедшее в состав узбекской нации.

73

Ногайцы или ногаи – тюркский народ, живущий на Северном Кавказе, а также на юге Нижнего Поволжья. В старину ногайцы также проживали в Северном Причерноморье, в волжско-уральских степях и в западной части современного Казахстана. Возникновение этнонима «ногай» связывается с золотоордынским беклербеком (высшим сановником) Ногаем, жившем в XIII веке.

74

Катык (в дословном переводе: «застывший») кисломолочный продукт, широко распространенный у тюркских народов, нечто среднее между простоквашей и творогом.

75

Это название принадлежит иранскому историку Рузбехану ал-Исфахани (1457–1521), автору известного трактата «Записки бухарского гостя».

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
5 из 5