bannerbanner
Ответ священника. Слова любви, надежды и веры
Ответ священника. Слова любви, надежды и веры

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

«Настало ли время всеобщего покаяния, о котором так часто сейчас упоминают?»

Отвечают иерей Валерий Духанин и иеромонах Сергий (Филиппов)

Чувство покаяния должно присутствовать в человеке постоянно. Как говорит царь и пророк Давид: «Нет человека, который день проживет и не согрешит». Мы согрешаем постоянно, но не всегда чутки к тому, что делаем, и не всегда видим свои ошибки, свои прегрешения перед Богом и ближним. Если б мы были внимательны к себе и своему духовному состоянию, мы бы всегда находили поводы для того, чтобы испросить у Бога прощения, примириться с ближними, об этом нам напоминает вечерняя молитва. Последняя молитва является молитвой исповеди, когда мы просим у Бога прощения за весь прожитый день, и не просто должны формально читать то, что в молитве перечислено, и потом об этом забыть, а мы должны сделать паузу, остановиться и испросить у Бога прощения, вспомнить, в чем мы согрешили в этот день, и примириться с Господом. Поэтому покаянное чувство должно быть в нас всегда, так же, как и чувство благодарности Богу за то, что несмотря на все с нами происходящее, за все наши прегрешения, он нас еще терпит на этой земле, благословляет, поддерживает и дает силы для нашего христианского пути. Поэтому если вы воспринимаете ту ситуацию, которая сложилась в мире, или, может быть, складывается в вашей семье, – это лишний повод задуматься и покаяться перед Богом. А что такое покаяние? Покаяние (в переводе с греческого) – это изменение сознания, отношения к своей жизни, к происходящему, к окружающему, чтобы с рельсов, которые ведут в тупик, мы встали на рельсы, которые приведут нас в Царство Божие. Тогда это хороший повод для вашего личного покаяния. Но требовать от других покаяния мы не можем! «Давайте кайтесь, кайтесь!» Мы должны чувствовать, что сами хотим принести Богу покаяние, а говорить другим: «Ты согрешил – кайся!» – это неправильное настроение.

Кого-то заставлять, говорить, что там-то проходят специальные службы, ты обязан туда поехать, чтобы принять участие во всенародном покаянии, – это не совсем правильно, мы должны начинать с себя и свою собственную жизнь очищать через покаяние, но не подвергать насилию волю другого человека. Если говорить о добровольном всеобщем покаянии – это было бы прекрасно и намного лучше, чем всеобщее растление. Дай Господь нам дойти до всенародного исправления!

«Как помочь матери? Она находится в ужасе и в панике из-за коронавируса. Как ее вразумить и избавить от ложного страха?»

Отвечает протоиерей Федор Бородин

Если мама живет отдельно, надо вместе с ней помолиться: «Мамулечка, давай почитаем канон Господу, почитаем акафист Матери Божией». Проверить, не слишком ли много мама смотрит телевизор? Если информационные передачи вводят человека в состояние истерики и еще глубже вгоняют в панику, то смотреть их не нужно. Скачайте для мамы благородный дворянский сериал, чтобы она переключила внимание на другие интересные вещи. Это то, что можно сделать для отвлечения, а для души – приехать в храм и помолиться: «Давай помолимся, мамочка, чтобы все было хорошо! Помолимся архангелу Михаилу, чтоб он тебя сохранил». Или: «Давай твоей святой помолимся. Не можешь дойти до храма? Я приглашу священника, чтоб ты дома причастилась. Евангелие почитаем».

Бог наш – это Бог мира, и первое, что мы просим практически на любой службе, – мы молимся о «свышнем мире» – о том мире, который должен по нашей просьбе прийти Свыше, то есть от Бога. Бог, приходя к человеку, приносит мир для его души.

Протоиерей Федор Бородин

И то, что мама (или кто-то другой) находится в состоянии страха, – свидетельствует, что душа далеко от Бога, она на Него не надеется, не чувствует Его рядом, на Него не уповает. Это состояние преодолевается через молитву. Хорошо бы отвести маму на причастие в ближайший храм, если в воскресенье слишком много людей, то можно прийти в будни, и отвести маму, чтобы приблизить ее к благодати, а благодать Божия лечит от любых недугов. В храме вспомните Пресвятую Богородицу и всех святых (а жизнь у них была тяжелая!) и произнесите: «Сами себя, и друг друга, и всю жизнь Христу Богу предадим». Эту фразу можно много раз повторять на протяжении службы.

Мой опыт говорит о том, что когда предстоит много задач, которые сложно уместить в рамках одного дня, то молитва из малой ектении: «Возверзи на Господа печаль твою и Той тя препитает», произнесенная утром, выступает как защитный заслон, с помощью которого человек передает все проблемы Богу.

Нужно предоставить Богу свои вопросы, приблизиться к Господу, приблизить к Нему матушку, и тогда все разрешится.

Соблюдать ли ограничения, установленные властями, или следовать душевному порыву и бежать в стены любимого храма? Как относиться к болезням и состоянию душевного упадка, особенно в периоды, когда нет возможности посетить службу? Священники отвечают на эти вопросы не формально, а делятся личными примерами и историями.

«Находясь на самоизоляции дисциплинированно исполняла предписания властей, так как считала это важным для общей пользы. Храм посещать перестала, далось это нелегко, подруга продолжала ходить, и, глядя на нее, я считала себя маловерной. Не являлось ли мое решение оставаться дома самооправданием?»

Отвечает протоиерей Василий Гелеван

Вы не должны себя считать маловерной, и вы не должны подругу считать диссиденткой (уже есть такое понятие – «коронавирусный диссидент» – человек, который беспечно ходит по улице и жарит шашлыки на природе). Нужно помнить, что есть искушение осудить друг друга, но никто не должен судить. Но слова Святейшего Патриарха прозвучали достаточно четко и ясно: это предписание остаться дома и молиться дома, смотреть богослужения через средства медиа и ждать, когда пройдет эта напасть, после чего с радостью вернуться в храм. Мне очень хочется надеяться, что все произошедшее послужит в качестве переоценки, что мы вернемся в храм немножко другими, поймем «стоимость» нашего храма, какое место он занимает в нашей жизни и какое место мы имеем в нашем приходе. Может быть, нам захочется более активно участвовать в приходской жизни. Мне бы очень хотелось пожелать каждому человеку, чтобы это время испытаний поскорее прошло, чтобы мы сами изменились в лучшую сторону.

«Воцерковилась года 3–4 назад, в Бога верю лет с 30, хотя в молодости нечасто причащалась и не держала пост. Заболела за две недели до Пасхи, проболела всю Светлую седмицу, и сейчас болею. Не было радости духовной, думаю, что я великая грешница… Сейчас молюсь, радость от молитвы есть, понимаю, что Господь на время меня оставил, и в душе была пустота. Я одна дома, на карантине в церковь не ходила, исполняла послушание патриарха. Как объяснить душевное состояние?»

Отвечает епископ Скопинский и Шацкий Питирим (Творогов)

Ни в коем случае нельзя отчаиваться, болезнь – не проклятье, а посещение Божие, и нужно быть благодарным за это, а также постараться позвать священника, чтобы он причастил вас святым причастием. Но если нет такой возможности, тогда нужно потерпеть. Если Господь даровал болезнь, именно даровал, то Он также дарует и здравие. Господь учит нас терпению, и все происходящее в жизни следует воспринимать как дар из Его рук.

«Подскажите, пожалуйста, для чего даются болезни и как проходить эти испытания. У меня периодически появляется одно и то же воспаление. Я стараюсь понять, для чего эти недуги, поменять привычки, переосмыслить, но, видимо, что-то понимаю не так, раз болезнь возвращается».

Отвечает протоирей Василий Гелеван

Некоторые святые угодники радовались, что у них есть болезнь, благодарили Бога, потому что болезнь – это врата к смирению. Телесная болезнь – помощь в росте духовном. Когда сам поболел, тогда начинаешь сострадать тому, кто болеет, а пока не поболел, ты не можешь почувствовать боли другого человека: «Сытый голодному не товарищ». Так и здесь: стоит поблагодарить Бога за эти свои телесные вериги, они помогают нам в духовной жизни.

На днях я был в больнице, мне сделали КТ, чтобы посмотреть, что с моими легкими, к счастью, не обнаружили пневмонии, но обнаружили другие вещи, кальцит. Это потому, что, посещая тюрьмы и следственный изолятор, мы проходим к нашим сидельцам через туберкулезный отдел. Кальцит есть, но я не заразный, и еще в позвоночнике какие-то проблемы увидели, и я узнал много нового о состоянии организма. Однако я благодарю Бога, что я еще на ногах, что есть возможность жить, трудиться, работать, молиться. Господь дает каждому из нас ту меру испытаний, которую мы способны понести. Когда археологи открыли останки Иосифа Волоцкого, преподобного святого, они обнаружили, что у него на коленах – большие наросты, и это говорит о том, что он во время молитвы настолько долго стоял на коленях, что у него деформировались суставы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2