bannerbanner
Преображение мира. История XIX столетия. Том I. Общества в пространстве и времени
Преображение мира. История XIX столетия. Том I. Общества в пространстве и времени

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6

В Европе пионерами в деле сбора данных о населении стали шведы. Первая общегосударственная перепись населения была проведена в Швеции в 1755 году. В 1787‑м великий просвещенный монарх Карл III приказал пересчитать население Испании. При этой переписи были использованы настолько продвинутые методы, что ее стали считать первой модерной переписью в Европе103. С календарным началом нового века во всех крупных государствах Европы наступила эпоха модерна в том, что касается статистики населения104. Ее предпосылками стали регулярность, институционализация и возможность проверки методологии. На уровне институтов статистике необходимы следующие четыре составляющие: 1) статистическое учреждение (находящееся, как правило, в ведомстве министерства внутренних дел), которое собирает, анализирует и публикует данные; 2) постоянная статистическая комиссия, состоящая из служащих высокого ранга и выполняющая координирующие функции на центральном государственном уровне; 3) частные статистические общества, включающие в себя врачей, профессоров, инженеров и деятелей управляющих структур, которые выступают в качестве лоббистов, способствуя улучшению и развитию статистического дела; 4) городские статистические учреждения (ставшие обыденностью, однако, только во второй половине столетия). Эти четыре элемента возникли как необходимые составляющие статистики не сразу и не одновременно, потребовались десятилетия, чтобы ввести их по всей Европе. Англия, где в 1801 году состоялась первая всеобщая перепись населения, и революционная, а затем наполеоновская Франция стояли в начале этого процесса. В 1810 году одновременно в Пруссии и Австрии были созданы статистические учреждения, не обладавшие еще достаточной дееспособностью. Для крупных многонациональных империй было сложнее собрать более или менее полную картину данных, чем в небольших государствах, как, например, в Нидерландах и Бельгии, чьи статистические службы после 1830 года считались образцовыми. Около 1870 года во всей Европе возникли современные статистические органы, обязательные стандарты работы которых устанавливались для всех государств на конференциях Международного статистического конгресса (1853–1878). В США перепись населения проводилась начиная с 1790 года, то есть чуть раньше, чем в Европе, и в достаточной мере соответствовала современным требованиям. Шестая федеральная перепись, 1840 года, приобрела известность как всеобщая инвентаризация достижений нации вопреки многочисленным сбоям и ошибкам, сопровождавшим его реализацию105.

Крайне сложной демографической задачей стало статистическое описание населения Индии. Доколониальная власть мало интересовалась числом своих подданных, в отличие от правителей в Китае, Японии или Бирме (Мьянме). Британцы, однако, уже на раннем этапе были нацелены на создание эмпирического описания страны. Это означало собрать информацию в первую очередь о крупных городах: об их местоположении, политическом значении и численности жителей106. Первый географический справочник (gazetteer) Индии был подготовлен в 1820 году; охват его еще оставлял желать лучшего: он не содержал даже приблизительной информации об общей численности населения и не передавал картины внутренней структуры индийского общества. Многие категории статистического описания, имевшие европейское происхождение, невозможно было применить к ситуации в Индии без их адекватной адаптации: что означает «семья», «деревня» или «домохозяйство» по отношению к Индии? Где провести возрастную границу, отделяющую индийского ребенка от взрослого человека? Всегда ли каста соответствует определенной профессии? Если нет, как иначе устанавливать принадлежность к определенной касте? Экспериментальные поиски ответов на эти вопросы продолжались десятилетиями, а перепись населения в провинциях проводилась с разной степенью основательности. Только в 1881 году был проведен общеиндийский сбор данных на основе точных методов. Он впервые принес удовлетворительные результаты, и эту процедуру с тех пор проводят каждые десять лет107. Этот успех, однако, стал возможен только благодаря ужесточению категориальной схемы. Статистика не отражала действительность, а диктовала ей свой порядок. Так, например, общество Индии рассматривалось априори как основанное прежде всего на религии. Если перепись населения на Британских островах никогда не содержала вопроса о религиозной принадлежности, то в Британской Индии религия стала одним из решающих критериев классификации. Это усилило обозначившееся позднее существенное значение общин (communities) в индийской политике. Британско-индийские демографы и их советники-этнологи были одержимы идеей выстроить иерархию каст. Типичные для того времени расовые теории давали о себе знать. Так, перепись населения 1901 года, которая считалась особенно строгой в научном плане, исходила из предположения, что социальная иерархия Индии отражает не что иное, как ступени «расовой чистоты».

Модерная перепись населения не ограничивает свои задачи поголовным пересчетом жителей страны. В Скандинавии, например, достаточно рано стали фиксировать информацию, лишь позже ставшую непременной составляющей переписей: рождения (различая при этом законные и незаконные), возраст матери при родах, возраст при вступлении в брак и возраст при смерти. Наличие подобной информации зависело от того, что считали достойным фиксации представители церкви и государственных учреждений. О католических Филиппинах, к примеру, которые долго были одной из относительно отсталых стран Азии, существуют показательные данные, хоть и с упущениями, о заключении браков. Эту информацию содержат далеко уходящие в прошлое записи, составленные приходскими священнослужителями. Как только где-либо вводилось узаконенное государством заключение брака, так называемое гражданское бракосочетание, незамедлительно улучшалось положение дел на фронте статистических данных. В Китае, где заключение брака оставалось личным делом, соответственно, полностью отсутствовала информация подобного толка.

Статистика и национальная политика

Перепись населения является делом публичным, это мероприятие, проводимое главенствующей властью. Так государство стало органом самонаблюдения обществ. Причем в данном случае XIX столетие продолжило тенденции предыдущего века. В Центральной Европе сбор данных о наличном состоянии дел в стране входил в задачи «полицейской науки», в англосаксонском мире – «политической арифметики». Что нового принес XIX век? Усовершенствование практик наблюдения, их институциональное укоренение и дух объективации. Только XIX век стал мыслить категориями «популяций», вместо жителей – видеть население. Выражением такого типа мышления стала «новая», построенная на математике статистика, развитие которой можно считать законченным к 1890 году. Бельгийский астроном и математик Ламбер-Адольф Кетле начиная с 1825 года даже предпринимал попытки выявить средние величины и социальные закономерности на основании анализа математических данных. Он пытался сформулировать регулярные корреляции между возникновением различных социальных явлений. Кетле находился в поиске некой «социальной физики», способной подняться над массой голых цифр. Он ввел понятие «среднестатистического гражданина» (l’homme moyen

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

1

Osterhammel J. The Transformation of the World: A Global History. New Jersey, 2014 (6-e изд.: 2017).

2

Немецкое название книги – «Die Verwandlung der Welt. Eine Geschichte des 19. Jahrhunderts». – Прим. ред.

3

Словом connectivity в различных науках – физике, математике, экологии, нейробиологии и других – называют «связность» множеств или систем, то есть в самом общем смысле – их наличие, количественные и качественные параметры соединений и взаимодействий между их элементами. Применительно к истории речь идет о том, как изучаемые регионы, группы или институты прошлого интерпретируются через свою включенность в сети взаимосвязей с другими. – Прим. ред.

4

McNeill J. R., McNeill W. H., 2003.

5

Об актуальном положении в историографии см.: Conrad S., Eckert A. Globalgeschichte, Globalisierung, multiple Modernen: Zur Geschichtsschreibung der modernen Welt // Conrad et al., 2007, 7–49; Osterhammel. Globalgeschichte, 20073; Конрад С. Что такое глобальная история? М., 2018.

6

Acham, Schulze, 1990, 19.

7

Это заголовок эссе Тони Джадта: Judt T. The Story of Everything // New York Review of Books, 21.09.2000.

8

Bayly C. A. The Birth of the Modern World 1780–1914: Global Connections and Comparisons. Oxford, 2004. См. рецензию, написанную автором данной книги: Osterhammel. Baylys Moderne // NPL 50 (2005), 7–17.

9

В подзаголовке одной из предыдущих книг автора данной книги речь шла об «истории взаимоотношений и сравнении цивилизаций». См.: Osterhammel, 2001.

10

Roberts J. M., 1999, xvii.

11

Hobsbawm E. J. The Age of Revolution: Europe, 1789–1848. London, 1962 (рус. пер.: Хобсбаум Э. Век революции: 1789–1848. Ростов-н/Д, 1999); The Age of Capital: 1848–1875. London, 1975 (рус. пер.: Век капитала: 1848–1875. Ростов-н/Д, 1999); The Age of Empire: 1875–1914. London, 1987 (рус. пер.: Век империи: 1875–1914. Ростов-н/Д, 1999).

12

Bayly C. A. The Birth of the Modern World. 2004, 202ff.

13

Ibid., 4.

14

Диалектика интеграции и различения является общим местом функционального анализа в социологии, для историков она представляет собой приемлемую формулу, которую можно использовать на разном материале.

15

Bayly C. A. The Birth of the Modern World. 2004, 451–487. Насколько произвольными могут оказаться такие впечатляющие понятия, как «великое ускорение» («great acceleration»), демонстрирует тот факт, что независимо от Бейли и параллельно с ним другой историк предпринял попытку использовать его в качестве ключевого понятия для описания истории всего XX века, а не только одной фазы развития на рубеже XIX–XX веков. См.: Christian D. Maps of Time. 2004, 440–464. О понятии «модерность» в историографии России см. международную дискуссию «Споря о модерности» в журнале «НЛО» (140/4 (2016), 16–91) и монографию: Дэвид-Фокс М. Пересекая границы: модерность, идеология и культура в России и Советском Союзе. М., 2020. – Прим. ред.

16

Braudel F. Zum Begriff der Sozialgeschichte [1959] // Braudel, 1992, Bd. 1, 167–182, здесь 181.

17

Acham, 2002, 16.

18

Mitterauer, 2003, 9. См. дискуссию об идиоме «особого пути» в российском и европейском контексте: Атнашев Т., Велижев М., Зорин А. «Особый путь». От идеологии к методу. М., 2018. – Прим. ред.

19

См. резюме целого ряда аргументов: Vries P. H. H. Via Peking. 2003.

20

Как правило, в ссылках и в списке литературы приведены данные только о тех изданиях, которые использованы автором. Так, если он пользовался немецким переводом той или иной работы, то ссылка дана именно на этот немецкий перевод, а не на оригинал, вышедший на другом языке. Если существуют русские издания, приводятся их названия, но не точное указание страниц. – Прим. ред.

21

См. газету «Süddeutsche Zeitung» от 24 июня 2006 года.

22

Последняя выжившая тогда пассажирка, Миллвина Дин, скончалась в Англии 31 мая 2009 года в 98-летнем возрасте. – Прим. ред.

23

См. газету «Süddeutsche Zeitung» от 9 ноября 2007 года и 28 мая 2008 года.

24

Gluck, 1993, 80.

25

Цит. по: Blight D. W. Race and Reunion: The Civil War in American Memory. Cambridge, Massachusetts, 2001, 1.

26

Peterson, 1994, 320 et passim.

27

Schreiber, 1988–2000, 28–36; Mackerras, 1972, 11.

28

Johnson, 1995, 239.

29

Walter, 1997, 37. Подробнее об истории оперы если не в глобальном, то в европейском масштабе см. тематический выпуск: Journal of Modern European History, 2007, V. 5, No. 1.

30

О «magnet city» см.: Scherer M. Quarter Notes and Bank Notes: The Economics of Music Composition in the Eighteenth and Nineteenth Centuries. Princeton, New Jersey, 2004, 128.

31

Burns, 19802, 335.

32

Papin, 2001, 238.

33

Bereson, 2002, 132 et passim.

34

Parker R. The Opera Industry // Samson, 2002, 87–117, здесь 88.

35

Takenaka, 2005, 15, 20.

36

См.: Rutherford, 2006.

37

Schlaffer, 2002, 120.

38

См. подробнее главу VI данной книги.

39

В оригинальном тексте игра слов еще более выражена – благодаря применению терминов «Erinnerungshort» и «Erinnerungsort» соответственно. – Прим. ред.

40

Музеями назывались в Германии также первые публичные читальные залы периодической печати. – Прим. ред.

41

Pomian K. Sur l’histoire. Paris, 1999, 347; Fohrmann, 2005, 326 et passim.

42

Esherick, Wa., 1996, 7, 10.

43

См. описание архивного дела в Турции: Faroqhi, 1999, 49–61.

44

Wilson, 2002, 118 (см. рис. 19: фотография чугунной конструкции).

45

Японская парламентская библиотека лишь к 1948 году приобрела статус главной в стране, и в нее было включено собрание прежней Императорской библиотеки.

46

MacDermott, 2006, 166.

47

Kornicki, 1998, 364, 382, 384, 407 et passim, 410, 412.

48

Подробнее об эпохах развития арабской истории книги см.: Atiyeh, 1995, 233–253.

49

Sheehan, 2000, 9 et passim.

50

Plato, 2001, 35 et passim.

51

Hochreiter, 1994, 64.

52

О коллекционерах предметов античного искусства в Индии и Египте в период с 1750 по 1850 год см.: Jasanoff, 2005.

53

Reid, 2002, 104–106.

54

В соответствии с традициями немецкой османистики мы используем здесь более известное название Стамбул (Istanbul) – так город стал официально называться с 1930 года. В XIX веке название Istanbul использовалось в турецкой повседневной речи. В западных источниках можно часто встретить вариант Stambul или Stamboul. Историки дипломатии по сей день предпочитают называть столицу Османской империи Константинополем.

55

См.: Laukötter A. Das Völkerkundemuseum // Geisthövel, Knoch, 2005, 218–227. Политика и культура коллекционирования (с фокусом на шотландские и новозеландские примеры) превосходно рассмотрены в книге: Henare, 2005. См. в особенности главы 7 и 8.

56

Penny, 2001, 2.

57

Zimmerman, 2001, 173 et passim.

58

См. описание расхищения города Бенин в западной Африке, совершенного членами британской «карательной экспедиции» в 1897 году и окончившегося похищением известной Бенинской бронзы и ее отправкой в Британский музей, в книге: Coombes, 1994, 9–28.

59

Conrad, 1998, 347.

60

См. описание трогательной истории группы австралийских аборигенов, которые в 1880‑х годах были выставлены на обозрение в Брюсселе, Париже, Гётеборге, Москве, Вуппертале, Стамбуле и других городах: Poignant, 2004.

61

На эту тему существует большое количество литературы, в особенности стоит, однако, выделить книги: Greenhalgh, 1988; Tenorio-Trillo, 1996; Barth, 2007.

62

Geppert, 2002, 10–61, 10.

63

По сей день фундаментальными являются исследования: Haltern, 1971; Bosbach, Davis, 2002.

64

Обзор: Headrick, 2000, 142 et passim.

65

Sayer, 1998, 96.

66

Rétif, 1975, 165 et passim.

67

Çikar, 2004, 35 et passim, 74–76.

68

Kaderas, 1998, в особенности 257–280.

69

Schumpeter, 1954, 519–21. Ср.: Шумпетер Й. А. История экономического анализа: В 3 т. СПб., 2004.

70

Stierle, 1993, 108 (приведенная выше цитата), 113, 128.

71

См.: Essai politique sur l´île de Cuba в третьем томе: Humboldt, 1814–1825.

72

Buchanan, 1807.

73

Marx, Engels, 1970, Bd. 2, 233.

74

Mayhew, 1861, V. 1, iii.

75

Из многочисленных публикаций по этой теме выделяется: Le Play F. Les ouvriers européens. Paris, 1855.

76

Подобный реализм можно встретить и в других жанрах, таких как живопись или музыкальный театр Джузеппе Верди.

77

Lepenies, 1985, vi.

78

Грандиозную всемирную историю романа в XIX веке представляет: Moretti, 2002 (V. 3: Storia e geografia).

79

Fluck, 1997, 260.

80

Schmidt-Glintzer, 1990, 490–493.

81

Kato S., 1990, 497, 533–539; Hammitzsch, 19842, 893–900, 1052–1058.

82

О том, что Российская империя была страной не только русских, но и множества других народов, см.: Kappeler, 1992.

83

См. о большинстве этих авторов в международном образцовом труде: Henze, 1978–2004. С 1871 года районы Центральной Азии, и прежде всего Китая, исследовал Н. М. Пржевальский. – Прим. ред.

84

Подробнее об этих авторах см.: Osterhammel, 2002, 296–318.

85

Ср.: Robertson, 1995. Дневник Ли Гуи переведен на английский язык: Desnoyers, 2004.

86

Wang Xiaoqiu. A Masterful Chinese Study of Japan from the Late-Qing Period: Fu Yunlong and his Youli Riben tujing // Fogel, 2002.

87

См.: Das, 1991, 83–85, 100–102, 132–134.

88

См.: Keene, 1969. См. главу III данной книги.

89

Godlewska, Smith, 1994.

90

Об иррациональной стороне научной работы путешественника см.: Fabian, 2001; Driver, 2001.

91

Хорошее введение в историю картографии Новейшего времени: Headrick, 2000, 96–141; Schneider, 2004.

92

Yonemoto, 2003, 173–174.

93

О развитии эмпирического учения Kaozheng см.: Elman, 1984, 39–85.

94

О крупномасштабных заказах Наполеона см.: Godlewska, 1999, 149–190.

95

См.: Dabringhaus, 2006, 57–59.

96

Dahrendorf, 1995, 123.

97

Schwentker, 1998, 62–64.

98

Gransow, 1992, в особенности 51–52.

99

См.: Lai, 1999.

100

Ho Ping-ti, 1959, 97.

101

Hanley, Yamamura, 1977, 41; Hayami, 1997, 21–38.

102

Karpat, 1985, 22.

103

Livi-Bacci, 19972, 30.

104

О создании статистического аппарата в европейских государствах подробно пишут авторы книги: Dupâquier J., Dupâquier M., 1985, 256–258.

105

Cohen, 1982, 176.

106

Ср. исследование: Cohn, 1987, 231–250.

107

Maheshwari, 1996, 62–64.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6