bannerbanner
Современная флористика и фитодизайн
Современная флористика и фитодизайн

Полная версия

Современная флористика и фитодизайн

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 3

Учеными доказан тот факт, что зеленый цвет, присутствующий в жизни человека, благоприятно сказывается на его психологическом состоянии. Поэтому использование фитодизайна при обновлении интерьера улучшит настроение домочадцев и их физическое самочувствие. Изменить надоевший интерьер можно, выбрав одно или несколько актуальных направлений фитодизайна.

И конечно же, как и в любом деле, в фитодизайне так же есть правила.

3. Основы фитодизайна

Фитодизайн – это проектирование и способы введения растений в дизайн интерьера жилых и офисных помещений, учитывая их биологическую совместимость и экологические особенности, которые способны благотворно повлиять на качество воздуха в помещении.

К фитодизайну также относят практику создания художественных растительных композиций, которые по-разному способны повлиять на физическое и эмоциональное состояние человека. Всегда следует учитывать 6 основных задач фитодизайна:

– Эстетическое и психологическое воздействие растений на человека посредством красоты форм и цветов.

– Улучшение воздушной среды обитания человека (тонизирующие, успокаивающие запахи).

– Очищение воздуха в помещении от пыли, газов и прочих вредных примесей, снижение городского шума с помощью растений.

– Оздоровление и обеззараживание окружающей среды помещения при помощи фитонцидов, испускаемые множеством растений.

– Биоиндикация, т. е. использование растений как живых индикаторов загрязнения воздуха, воды и почвы.

– Изучение состояния самих растений в интерьерах с целью дальнейшего подбора наиболее эффективных и хорошо растущих видов.

Итак, при приобретении и расстановке комнатных растений в помещении, способствующей гармоничному и благотворному влиянию на эмоциональное и физическое состояние человека, необходимо учитывать следующие важные факторы:


1. Для любого растения необходимы наиболее подходящие и привычные условия для проживания.

Это один из важнейших факторов, и им не стоит пренебрегать, т. к. в любом интерьере важно не только само наличие растений, но и их ухоженный вид и здоровье. Определенно, этот фактор необходимо учитывать перед самой покупкой растения.

Известно, что у каждого комнатного растения свои требования к свету, температуре, влажности воздуха. Так же все растения по-разному требовательны к уходу. И если хоть одно требование не соблюдается, на здоровый и красивый внешний вид растения можно не рассчитывать.


2. Обязательно учитывать экологическое и энергетическое назначение растения.

Всем известно, что все растения способны очищать воздух от вредных примесей, газов и пыли, которые содержатся в воздухе помещений, также влияют на влажность в помещении, а некоторые даже обладают шумопоглощающими способностями. Кроме того, многие из растений способно выделять фитонциды – это летучие вещества, которые способны бороться с бактериями и вирусами, содержащимися в воздухе. Все эти способности друзей наших зеленых определенно нужно учитывать при фитодизайне помещений и правильно воспользоваться ими.

Например, самые полезные растения, которые лучше других способны очистить воздух и насытить его полезными фитонцидами, целесообразно располагать в комнатах часто болеющих детей, пожилых людей, а также в помещениях с большим скоплением народа, такие как офисы, больницы и прочие общественные места. К таким растениям можно отнести: адиантум, алоэ, гибискус, каланхоэ, мирт, сансевиерия, сенполия, фикусы, хлорофитум, все виды хвойных и цитрусовых.

При всех этих экологических достоинствах растений, не стоит забывать о том, что растения могут оказаться ядовитыми и вызывать аллергические реакции разного рода. Это так же необходимо учитывать при приобретении и расстановке растений. Если уж вы решили приобрести такого рода растение, то ему нужно определить специальное место, подальше от маленьких детей, домашних питомцев и людей с повышенным аллергическим фоном.

О том, какие растения считаются ядовитыми и способны вызвать аллергическую реакцию, фитодизайнеру необходимо ознакомится.



Также любое растение способно нести еще и свою жизненную энергию, не похожую на энергию других растений. И, естественно, это также должно учитываться при расположении того или иного растения в комнату с определенным назначением. Например, в офисном помещении, будь это даже домашний рабочий кабинет, следует располагать растения, которые несут активную ускоренную энергию, способны придать бодрость и силу, целеустремленность, повысить работоспособность и стрессоустойчивость. К таким относятся растения с острыми, направленными вверх крепкими листьями, например, алоэ, сансевиерия, бамбук, спатифиллум, хлорофитум, драцена, фикусы.

А вот комнату отдыха или спальню следует заселить растениями, которые несут, наоборот, спокойную, умиротворенную энергию, способствующую отдыху и накоплению жизненных сил. К таким относятся растения с округлыми листьями и мягкими воздушными цветами, например, бегония, герань, фиалка, цикламен, некоторые виды суккулентов с округлыми листьями.


3. Необходимо совмещать стиль растения со стилевым направлением интерьера помещения.

Растение непременно должно вписываться в интерьер помещения, нельзя допускать противоречия стилю комнаты.

Помещения, оформленные в стилях Барокко или Ампир, уместно будет украсить пышноцветущей азалией и вьющимися розами, бальзамином или гарденией. Лилии, орхидеи, папоротники, каллы отлично подойдут под дизайн помещения, оформленном в стиле Арт-деко. А для популярного стиля Кантри отличным украшением будут цветочные композиции из полевых цветов, различных злаковых, осоковых и бобовых комнатных растений, например, сцирпус, циперус.

Классический стиль требует соответствующих классических растений: это фикусы, диффенбахия, вьющийся плющ.

В свою очередь, в романтически обставленной комнате не стоит размещать кактусы и раскидистую юкку, здесь подойдут растения с округлыми листьями, о которых было упомянуто выше. А вот гостиную, оформленную в современном стиле, можно украсить более эффектными крупными и новомодными растениями, такими как драцена, диффенбахия, пальма, монстера.


4. Растение должно быть соразмерно с помещением.

Под соразмерностью понимается соотношение между размером растения и комнаты, в которой находится это растение. Четких правил определения правильных пропорций, конечно, не существует, но есть рекомендации, к которым стоит прислушаться.

Например, крупные экземпляры растений могут подойти только для просторных комнат, а мелкие растения – для небольших по площади помещений. Поэтому не стоит ставить в маленькую спальню или тесную прихожую огроменное дерево гибискуса или раскидистой пальмы, тем самым превратив помещение в непроходимые джунгли. И в огромном холле маленький горшочек с фиалкой или примулой на подставке будет не совсем уместным украшением, а возможно оно просто потеряется.

Здесь же стоит отметить, что с помощью комнатных растений можно изменять и корректировать пространство. Так, например, подвесная корзина со свисающими растениями зрительно уменьшит высоту помещения, а высокое стройное растение, размещенное на полу, наоборот, зрительно увеличит высоту комнаты. Растение с мелкими листьями на дугообразных стеблях зрительно расширяет узкое пространство. Арки и зеленые ширмы можно использовать для зонирования помещения, а яркие красивоцветущие экземпляры привлекут внимание к определенным местам.


5. Подходящий фон для растения.

Для большинства растений идеальным фоном является однотонное оформление стен светлыми пастельными тонами. При этом пестролистные растения и растения со светлыми цветками будут лучше смотрятся на темном фоне. Если узор на обоях мелкий, то на их фоне будут прекрасно смотреться крупнолистные растения, и, наоборот, к крупному узору обоев подойдут растения с мелкими листиками.

Если интерьер строится на контрасте черного и белого, то сочные краски растений придадут свежести общей картине.

Большое значение для гармоничного расположения декоративных растений имеет окраска и стиль мебели. Так, на фоне светлой мебели хорошо смотрятся плющи, незабудки, колокольчики с синими цветами и традесканции с большими яркими листьями. Темно-коричневая мебель послужит идеальным фоном для растений светло-зеленой гаммы, растений с белыми цветками, а также для растений с пестрыми листьями.



6. Растения должны сочетаться друг с другом.

Составление композиций из растений является одним из направлений фитодизайна. Основным же требованием при создании группы растений – это то, что растения должны представлять собой единую композицию. Они должны сочетаться по стилю, цветам, размерам и формам листьев и цветов.

Окраска листвы и цветов растений по-разному влияют на зрительные анализаторы. Цветовая информация вызывает психологическое температурное ощущение. Как в природе, так и в искусственном растительном интерьере различные цвета выступают во взаимодействии друг с другом.

Известно, что фиолетовые, синие, голубые и зеленые считаются холодными, пассивными цветами. Они способствуют отдыху, успокаивают нервную систему. Красный, оранжевый, желтый считаются теплыми, активными. Они способствуют повышению работоспособности, возбуждают, тонизируют. Черный и серый вызывают подавленность и неуверенность.

При составлении в композиции холодных и теплых цветов возникает цветовой контраст. Если он будет слишком резким, то вызовет утомление. Если контраст будет слишком слабым, то он заставит напрягаться, отличая один цвет от другого. Поэтому существуют определенные пропорции в соотношении цветовых пятен, создающие наиболее комфортное состояние: лишь пятую-шестую часть от общей композиции составляют насыщенные, яркие цвета, остальное приходится на спокойные, малонасыщенные.

Композицию в интерьере можно построить как на преобладании одного цвета, так и контрастном сопоставлении разных цветов. Во втором случае, переход от одного цвета к другому должен быть через промежуточные тона. Например, при классическом сочетании синего и желтого, рядом с желтыми следует посадить цветы кремовых, золотистых тонов, я рядом с синими – цветы фиолетовых, оттенков.


7. Подходящее кашпо для каждого растения.

При составлении цветочных композиций также не стоит забывать о внешнем виде горшка или кашпо. В каких-то случаях следует воспользоваться неброской емкостью, чтобы не отвлекать внимания от красоты растущего в ней растения, а в каких-то наоборот – горшок может быть настолько красив и оригинален, что цветок будет просто его естественным дополнением.

Этого же принципа следует придерживаться при оформлении цветочных горшков и кашпо своими руками.

4. Тенденции развития современного фитодизайна

Значение слова интерьер (от франц. interieur – внутренний) за минувшие 5 лет претерпело изменение от евроремонта до идеи искусства декорирования помещений.

При озеленении интерьеров не имеет значения, к какому типу помещений они относятся – вестибюль крупного общественного здания, холл солидного офиса, банка, производственные цеха, лестницы или всего лишь гостиная или кухня не очень большой квартиры. Использование декоративных растений, цветов, флористических и миниатюрных ландшафтных композиций, бесспорно, обогатит любой интерьер – уже сложившийся и вновь создаваемый, добавит тепла в наше искусственное жилище, поможет сохранить контакт с естественной жизнью и живой природой.

В настоящее время к понятию фитодизайн относят и аранжировку, и флористику, и комнатное цветоводство. Данный термин состоит из двух слов: «фито» – растительность, «дизайн» – оформление. Таким образом, фитодизайн представляет собой комплексное оформление помещений различного назначения с помощью растений и цветочных композиций, с использованием комнатных культур, срезанных растений, сухоцветов, а также искусства бонсай и флористических картин. Особое место в озеленении интерьера занимает искусство икебана.

Интерьерное озеленение – элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Умело подобранные и размещенные в интерьере растения не только являются составной частью архитектурного убранства, но и выполняют санитарно-гигиеническую функцию. Они очищают воздух помещений от углекислоты, где ее сконцентрировано обычно в десятки раз больше, чем под открытым небом.

Существует множество дизайнерских приемов подачи комнатных растений в интерьере. Они различаются по стилю, по использованию световых эффектов, по структуре, по фактуре и текстуре самих растений, но цель едина – создание живого произведения искусства, которое украсит наш быт и сделает его радостным и неповторимым.

Для создания целостного интерьера, а также для эффективного использования пространства рекомендуется в первую очередь выяснить назначение объекта, определить функционально-эмоциональные зоны, предназначенные для конкретных целей – работы, отдыха, приема пищи.

Поскольку фитодизайнеру зачастую приходится оформлять уже сложившийся, обжитой интерьер, он обязан учитывать архитектурные особенности, стилистику, общую цветовую гамму, условия эксплуатации помещения. В то же время он может если не исправить, то хотя бы приглушить неудачные архитектурные решения, подчеркнуть выигрышные стороны интерьера, трансформируя и гармонизируя пространство. Например, композиция с мелкими деталями, которую надо рассматривать с близкого расстояния, позволяет зрительно сократить длинный коридор, за счет того, что человек концентрирует внимание именно на ней.

Крупная композиция является элементом членения пространства, сводя его до уровня камерного и интимного, более комфортного для человека. Таким же путем можно разделить помещение на функциональные зоны. С помощью фитодизайна смягчают обстановку, например в местах с большим количеством техники и людей, с повышенным уровнем пыли и шума.

При озеленении интерьеров цветочные композиции размещают не только на мебельных полках, подоконниках или столах. Растениями можно декорировать стены, оконные и дверные проемы, пространство под потолком. Для этих целей применяют венки, гирлянды, панно, коллажи, многосторонние композиции. Кроме того, популярны подвесные конструкции типа цветочных люстр, а также крупные напольные и подиумные композиции. Общий силуэт может быть наклонным, горизонтальным, вертикальным, ниспадающим или устремленным вверх. Особый колорит придает композиции движение, динамика. Однако не стоит перегружать интерьер композициями.



Популярность фитодизайна свидетельствует о том, что жители современных городов нуждаются в ощущении комфорта и естественности, которое способен дать только уголок настоящей природы.

Одним из самых ответственных этапов является проектирование фитодизайна и детальное обследование помещения, которое включает в себя замеры освещенности, влажности воздуха, температуры, составление розы ветров, отметку основных путей движения в помещении. На основании предварительных замеров составляется технический проект и принимается проектное решение, оформляются соответствующие чертежи и бумаги, на основании которых начинается производство работ по оформлению интерьера. Выполняется планировка помещений, делается разметка объектов по чертежам. При устройстве по проекту зимних садов прокладываются соответствующие коммуникации или производится подключение к ним. Затем устраиваются дорожки, площадки и водоемы. После чего на предварительно намеченные, по чертежам, и подготовленные места производится посадка культур в грунт или установка горшечных растений. В последнюю очередь на готовом объекте расставляется мебель, закрепляются цветочные композиции, выполняется декорирование камнями и садово-парковой керамикой.

Таким образом, озеленение интерьеров, создание зимних окон, витрин – это сложный и трудоемкий процесс, который можно разбить на несколько этапов (стадий):

1 этап – предпроектные исследования объекта озеленения;

2 этап – проектирование (выполнение дизайн-проекта);

3 этап – озеленение интерьера по проекту.

5. Стили современной флористики

Флористика, или искусство составления всевозможных композиций из цветов, обязана своим названием изысканной и благонравной древнеиталийской богине Флоре – покровительнице весны и цветения. Человек всегда стремился украсить себя и свое жилище, это можно проследить от самых первых дней в истории человечества до сегодняшнего дня. Искусство флористики переживало множество расцветов и периодов забвения, изменялось по прихоти легкомысленной моды, и в настоящий момент можно говорить о его растущей популярности и востребованности. Так, ни одно торжество не обходиться без украшения зала и стола, не говоря уже о том, сколько пылких признаний было произнесено на языке цветов, преподнесенных в изысканной композиции. Но, для создания композиций требуется не только фантазия, но и профессионализм с определенными знаниями и соблюдением правил.

Для создания букетов используют не только цветы, но и листья, корни, семена и вспомогательные элементы, такие, как бусины, ткани, перья, дизайнерские украшения. В руках талантливого флориста эти разномастные фрагменты превращаются в неподдельные произведения искусства.

Существуют основные флористические стили:

– вегетативный,

– декоративный,

– параллельный,

– форма-линейный,

– креативная флористика.

Для создания композиции из цветов используются 4 основных сочетания цветов, на которых впоследствии опирается вся стилистика букета:

– схожие цветы,

– контрастные цветы,

– союз нескольких разных цветов,

– сочетание разных цветов схожего оттенка.

Для создания цветочных шедевров используются не только живые растения, но и сухоцвет, а последние веяния моды преподносят и вовсе необычные материалы – букеты из конфет, фруктов, игрушек и подгузников.

Прежде всего необходимо мысленно уловить идею композиции, ее настроение. Конструкция – точка отсчета будущего букета и должна опираться как минимум на 3 основных параметра – ширину, высоту и глубину.

Пропорции. Гармония пропорций складывается из соотношения сосуда, предназначенного для композиции и непосредственно самого букета. В параметры пропорций входят также размеры цветов и их количество. Традиционно используется метод «золотого сечения», которому бессознательно следуют опытные флористы.

Фокусная точка. Как у любой композиции, у букета цветов должен быть центр, некая точка, на которую в первую очередь падает взгляд смотрящего. Это может быть крупный или мелкий элемент, не обязательно цветок. Фокусной точкой с успехом могут выступать листья, флористические украшения или ваза. Главное, чтобы фокус не закрывал остальную часть композиции, а служил своего рода акцентом, вокруг которого раскручивается композиция букета.

Ритм. Ритм делает композицию из цветов живой, наполненной идей и энергией. Это то ощущение движения, которое отличает шедевр флористики от обычного, наобум собранного букета. Способов задать ритм очень много: перетекание цвета от более светлых тонов к темным, размерное сочетание крупных и мелких цветов, игра фактуры и преломления света. С помощью правильно выстроенного ритма можно увеличить или сузить композицию, убрать провалы в пространстве.

Уравновешенность. Какой бы экстравагантной и ассиметричной не была композиция, она должна сохранять необходимую устойчивость или уравновешенность, не заваливаться. Выдержанность композиционной формы – отличительный знак опытного флориста. Добиться визуальной устойчивости, чаще всего, можно с помощью цвета и формы.

Цвет. Правильно подобранное цветовое сочетание может из простой композиции создать настоящее искусство или, наоборот, испортить самый роскошный букет. Новички во флористическом дизайне используют цветовой круг, разделяющий цвета на холодные и теплые оттенки, а опытные мастера салона флористики могут допустить некоторую вольность, порой смешивая, казалось бы, неподходящие тона, но создавая при этом нечто совершенно новое и удивительное.

Гармония. Восприятие каждого букета весьма субъективно: что нравится одному человеку, может оставлять равнодушным другого. Тем не менее есть некие эстетические предпочтения, которых придерживается большинство. Из них и складывается так называемая гармония букета, радующая глаз.

Искусство флористики раскрывает нам волшебный мир цветов и растений, способный навсегда изменить наше отношение к, казалось бы, простым вещам, предстающим перед нами в совершенно ином свете. Флористика, подобно самой природе, помогает раскрыть душу цветов, перевести их энергетику на понятный для восприятия язык.

Классификация стилей цветочной композиции основана на пространственных характеристиках композиции и способах крепления растительного материала.

Пространственные характеристики цветочной аранжировки определяет соотношение пустот и растительного материала. Исходя из данного принципа выделяют массивный, линейный, линейно-массивный и смешанный стили.

Массивный стиль характеризуется отсутствием свободного пространства в пределах границ композиции. Композиции объемны, формообразующий растительный материал имеет скелет из вертикального стебля и нескольких горизонтальных боковых, контурные очертания плотно заполнены большим количеством цветов и зелени. Как правило, в композиции не выделяют фокусную точку, стараясь добиться плавного перехода между элементами.

Композиции в этом стиле могут иметь разную форму и размер.

Типы букетов массивного стиля: круглый, треугольный, овальный, конусовидный.

К этому стилю относятся цветочные композиции в стиле бидермейер, в которой цветы располагаются концентрическими окружностями, а их стебли почти не видны.

Линейный стиль отличается наличием свободного пространства, линейным растительным материалом. Основной признак композиции, выполненной в линейном стиле, – скупое использование растительного материала. В композиции линейного стиля каждый элемент имеет значение сам по себе, акцент делается на линии, а общее впечатление от композиции зависит от того, каким образом обыгрывается пространство между линейным материалом.

Типы композиций линейного стиля – вертикальные, икебаны, абстрактные.

Линейно-массивный стиль характеризуется тем, что в пределах композиции существует свободное пространство, которое лишь частично заполнено зеленью. Здесь объединяются два вышеописанных стиля. Его основной принцип заключается в том, что каркас композиции, образованный линейным материалом, прикрыт, но не закрыт полностью другими растениями.

Типы композиций линейно-массивного стиля: симметричный и асимметричный треугольник, полумесяц и обратный полумесяц, линия Хогарта, горизонтальная композиция.

К смешанному стилю относятся композиции, которые не отвечают правилам построения аранжировок вышеописанных стилей или которые сочетают в себе признаки всех трех стилей. Это очень разнородная группа. По размеру они бывают от миниатюрных до величественных; растения могут выходить как из центра композиции, так и из разных ее точек, это композиции в пейзажном стиле и параллельные композиции. Сюда же относятся композиции необычной формы: круглые венки, гирлянды, декоративные деревья.

В зависимости от расположения и крепления растительного материала выделяются вегетативный, форма-линейный, параллельный и декоративный стили.

Вегетативным стилем называют наиболее естественное представление цветов и растений. При этом флорист, работая с материалом, должен обращать особое внимание на внешний вид, форму роста и растительное сообщество растений, что особенно важно при работе с горшечными. Вегетативный стиль отличается свободным расположением растительного материала в композиции, что придает ей естественный природный вид, при этом важное внимание уделяется внешнему виду, характеру роста и растительному сообществу растений. В композиции, выполненной в вегетативном стиле, учитывают физиологию, структуру, направление движения растений. Для вегетативного стиля наиболее характерна асимметричная расстановка (свободный порядок). Чтобы правильно создать асимметрию, необходимо сначала познакомиться с возможностями выполнения композиции из трех различных по величине базисных групп.

При такой расстановке роль доминанты играет самая большая группа. Равновесие же в композиции достигается с помощью несколько меньшей, противоположной группы, которую ставят отдалении, а ближе к главной группе располагают маленькую, соседнюю группу.

Вегетативную композицию можно построить различными способами. Наиболее известна форма с одной точкой роста, когда материал расставляют так, что все линии композиции зрительно и фактически собираются в одной точке. Эта точка находится в вазе, где расположены растения. Видимые главные линии композиции и направления движения растений не должны пересекаться в свободном пространстве. Следует заметить, что работа в вегетативном стиле требует особо тщательного подбора и расположения материала: цветы и растения должны выглядеть натурально – так, как они растут в природных условиях. Однако это не означает, что художник-флорист обязан копировать природу или подражать ей; ему только следует как можно полнее раскрыть ее красоту.

На страницу:
2 из 3