Полная версия
Послечеловек
Также стоит отметить, что идеи современного постгуманизма и трансгуманизма зачастую являются ресентиментарными, и по этой причине их часто сложно воспринимать как холодный научный расчет. Например, считающийся одним из пионеров идеи трансгуманизма Джулиан Хаксли в 1957 году пишет, ссылаясь на Томаса Хоббса, что человеческая жизнь была короткой и неприятной, и дальше добавляет от себя, что большинство людей поражены несчастьем (2). С этим можно соглашаться или не соглашаться, но важно помнить, что наши эмоции и оценки не должны влиять на научные исследования. Многие идеи становятся популярными, но не всегда они являются обоснованными и полезными. Например, небезызвестный Нил Харбиссон в 2013 году имплантировал антенну в затылочную часть черепа чтобы лучше воспринимать цвета. Это связано с тем, что он родился с ахроматопсией – редким врожденным наследственным заболевание глаз, при котором человек видит мир черно-белым.
ГуманизмИдеи гуманизма, в отличии от идей трансгуманизма и постгуманизма, кажутся более приятными и человечными. Однако это происходит в основном из-за их стремления угодить всем и обобщения. Терминология и описание гуманизма часто используют очень размытые формулировки. Различные авторы соглашаются, что гуманизм выступает за право человека быть счастливым и улучшать свое социальное положение. С этим трудно поспорить. Однако те же авторы сходятся в том, что гуманизм также выступает против диктатуры в широком смысле слова и за свободу. Хотя мы, как человечество, никогда не найдем четкий баланс между диктатурой и свободой, существует, на мой взгляд, и позитивный опыт «диктатуры», как политической, так, например, и социальной, как диктатура родителей над ребенком, если она не нарушает общечеловеческую мораль.
Гуманизм в итоге подводит к равенству всех людей независимо от их происхождения. Однако мы точно знаем, что люди не равны просто по факту рождения. У них разные генетика, склонности, таланты. Было бы странно утверждать, что мой талант владения словом равен таланту Петрарки, согласитесь. У людей также по разному устроен организм и разнятся его возможности и недостатки, и различаются они также по расовому признаку. У них разные возможности в плане доступа к благам, таким, например, как чистая вода, тоже просто по факту рождения. Также просто по факту рождения у людей было и будет разное социальное окружение, не все растут в среде академической элиты. Всегда прекрасно стремиться к некоему идеалу, но мы знаем, что он недостижим. Поэтому подобные тезисы останутся чисто декларативными.
В каждую эпоху после классического гуманизма он претерпевал изменения, связанные с актуальными проблемами. Мыслители пытались вычеркнуть идею бога из гуманизма, затем подчеркивали что гуманизм распространяется и на женщин. Позже добавили размышления о современных технологиях. Не обошлось и без марксистской интерпретации этой идеи. Однако каждый раз создается впечатление, что попытки пересмотреть оригинальные идеи либо связаны с актуальными проблемами и не имеют глобальной значимости, либо пытаются пересмотреть базис идеи, таким образом перечеркивая ее целиком. Кто-то похожий на Послечеловека мог бы согласиться, что, например, священность человеческой жизни, которую также продвигает ренессансный гуманизм, это ценность, исходящая лишь из его религиозных корней, но если вы хотите сформировать свою идею, нет нужды выбивать опорный столб фундамента идеи и позиционировать свое упражнение как новый, более модный гуманизм. Вы всегда вольны сформировать свою идею и использовать для этого свои термины.
У гуманиста Томаса Мора в «Утопии» есть замечательные части. Например, в главе «О военном деле» он пишет что «утопийцы сильно гнушаются войною». Однако, если речь идет о тех случаях, когда утопийцы «сожалеют какой-либо народ, угнетенный тиранией», то в таком случае стоит начинать войну «по человеколюбию». Также «Утопийцы признают вполне справедливой причиной для войны тот случай, когда какой-либо народ, владея попусту и понапрасну такой территорией, которой не пользуется сам, отказывает все же в пользовании и обладании ею другим, которые по закону природы должны питаться от нее». То есть сэр Мор буквально описывает и так существующее положение дел, оправдывая политиков – «У нас не было выбора», «Это война против тирании» – и любую войну ради расширения жизненного пространства. Понятно, что, если учитывать природу человека, которую гуманисты частенько отбрасывают как примитивную, всегда найдется повод для сожаления о чьей-то якобы несвободе или ощущения, что кто-то распоряжается своей территорией неправильно.
Не обходится в «Утопии» и без идеи отказа от частной собственности. Там нет конкретики, только заявления обо всем хорошем и одновременно обличение «богачей»: «В самом деле, возьмем какого-нибудь дворянина, золотых дел мастера, ростовщика или кого-нибудь другого подобного. Какая же это будет справедливость, если все эти люди совершенно ничего не делают или дело их такого рода, что не очень нужно государству, а жизнь их протекает среди блеска и роскоши, и проводят они ее в праздности или в бесполезных занятиях? Возьмем теперь, с другой стороны, поденщика, ломового извощика, рабочего, земледельца. Они постоянно заняты усиленным трудом, какой едва могут выдержать животные; вместе с тем труд этот настолько необходим, что ни одно общество не просуществует без него и года…» (3). Налицо сплошь оценочные заявления – «ничего не делают», «проводят [жизнь] в праздности». А насчет пользы для государства нужно еще посмотреть, кто приносит больше пользы – рабочий или золотых дел мастер, в любом случае клеймить кого-то за выбор профессии даже как-то странно, особенно если учитывать свободолюбивость гуманистов.
В целом ни идеи гуманизма, ни идеи его критиков мне не кажутся актуальными для современного человека, который смотрит вперед в силу устаревания или вторичности, а критиковать какое-то течение внутри самого гуманизма сложно, так как он стремится к зонтичности и его основные недостатки связаны скорее с попыткой учитывать только сегодняшний день и текущего человека.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.