![Богиня-Мать и другие мифологические архетипы](/covers_330/71152879.jpg)
Полная версия
Богиня-Мать и другие мифологические архетипы
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Если вы читали мою книгу «Введение в мифологию», то помните главы по былинам – это на три четверти мой диплом.
2
Три мира: Верхний – мир богов, Средний – мир людей и Нижний – преисподняя, – это научная абстракция, получившая огромное распространение благодаря книгам М. Элиаде. Его совершенно справедливо критикуют за это специалисты по шаманизму, потому что в реальных шаманских традициях миров не три и не все они по вертикали расположенные. Не забираясь в дебри шаманизма, вспомним примеры поближе: христианское Чистилище – какой это мир? В скандинавской мифологии Ванахейм (мир ванов, богов плодородия) и Альфархейм (мир альвов, существ типа гномов) – какой? Сказка «Иван Царевич и Серый Волк» посвящена странствиям меж мирами, но где они на шкале Элиаде? Побоку им эта шкала – и в переносном смысле, и, главное, в прямом. То есть терминами Верхний, Средний и особенно Нижний пользоваться можно, но как научными абстракциями, писать их с заглавных букв и быть готовым к тому, что Нижний мир – не обязательно нижний: например, пещера Полифема, которая в пространстве эпоса находится на том же уровне, что и Итака; а того хуже – пещеры на горах Крита, которые физически – выше жилищ людей; обратный пример – на советских палехских шкатулках метро изображалось в верхней части (высокие достижения! – в прямом смысле высокие).