bannerbanner
Убеждения в действии
Убеждения в действии

Полная версия

Убеждения в действии

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 8

Процесс канонизации: исторический обзор

Слово «канон» означает «правило» и используется для определения того, что считается истинным, аутентичным, исторически достоверным и вдохновенным Словом Бога в каждой отдельной книге, которая входит в состав Библии. Процесс канонизации проходил в течение нескольких столетий в ранней христианской Церкви.

Во времена Иисуса и в период первых апостолов Ветхозаветные Писания, известные как Еврейские Писания, считались авторитетными и широко использовались еврейскими общинами.

Во II веке н.э. ранние христианские общины начали использовать и распространять различные писания, такие, как Послания, Евангелия и другие свидетельства о жизни и учении Иисуса, а также письма апостолов и их сподвижников. Эти писания имели большую ценность для ранних христиан и читались вслух на богослужениях.

По мере распространения и роста христианства возникла необходимость разграничения между подлинными апостольскими писаниями и другими текстами, которые претендовали на статус авторитетных христианских текстов, но не были приняты как таковые. Это привело к обсуждениям и дебатам среди ранних христианских лидеров и общин о том, какие тексты следует считать вдохновленными и авторитетными Писаниями.

В конце IV века н.э. несколько церковных соборов, таких как соборы в Гиппоне (393 год) и Карфагене (397 год), утвердили список канонических книг, включающий в себя Ветхозаветные тексты и Послания апостолов, которые позднее стали известны как Новый Завет. Эти соборы официально признали и приняли канон Библии, используемый в настоящее время.

Понимание непогрешимости Библии и правильное толкование Писания

Как христиане, мы верим, что Библия – это Слово Бога, которое служит основой нашей веры и жизни. Поэтому важно понимать доктрину непогрешимости Библии и правильно толковать Писание, чтобы основывать свои убеждения и действия на истинном учении.

Доктрина непогрешимости Библии

Непогрешимость Библии означает, что оригинальные рукописи Писания и их правильный перевод являются полностью истинными во всем, что они утверждают. Эта доктрина важна, поскольку она укрепляет авторитет и достоверность Библии как Слова Божьего. Мы можем доверять тому, что читаем в Библии, как истинному и надежному источнику, и основывать свои убеждения и поступки на ее учении.

Библейские ссылки, подтверждающие непогрешимость Писания: 2 Тимофею 3:16-17 и Псалом 118:160. Однако важно отметить, что непогрешимость Библии не означает, что она является научным или историческим учебником, а скорее то, что она не содержит ошибок в своих утверждениях относительно веры и практики.

Правильное толкование Писания

Правильное толкование Писания является важным для точного понимания и применения текстов. Два ключевых понятия в библейской интерпретации – экзегетика и герменевтика. Экзегетика предполагает анализ текста для понимания его первоначального значения и контекста, в то время как герменевтика – интерпретацию и применение текста в современности.

Экзегетика (понимание смысла текста)

Экзегетика – это процесс критического толкования и объяснения текста, особенно религиозного содержания, такого как текст Библии. Экзегетика включает в себя внимательное изучение и анализ языка, исторического и культурного контекста, литературного жанра и предназначения данного отрывка для понимания его первоначального послания и значения. Экзегетика стремится раскрыть предполагаемое намерение автора текста и передать это значение современной аудитории, при этом не используя субъективное толкование текста.

Герменевтика (понимание, как применить текст)

Герменевтика является принципом и методом интерпретации текстов, в том числе библейских. В каждой церковной традиции существуют разнообразные методы интерпретации Библии. Давайте разберемся в наиболее частых различиях в герменевтике среди католиков, евангельских христиан и пятидесятников:

Писания и важности его интерпретации в историческом и литературном контексте. Католическая герменевтика: католическая церковь делает сильный акцент на традиции, и католическая герменевтика часто толкует Писания в свете учений отцов церкви и других авторитетных церковных деятелей. Католические теологи также признают роль разума в интерпретации Писания, но считают, что окончательная роль в интерпретации Писания принадлежит Учительству церкви – Магистериуму (Magisterium Ecclesiae).

Евангельская герменевтика: евангельские христиане акцентируют внимание на авторитетности. Они часто используют грамматико-исторические методы толкования для понимания первоначального значения текста. Евангельские христиане также верят в роль Святого Духа в просвещении верующих относительно значения Писания.

Пятидесятническая герменевтика: пятидесятники делают сильный акцент на переживании Святого Духа и действии духовных даров, описанных в Новом Завете, и часто интерпретируют Писание в свете этих переживаний. Пятидесятническая герменевтика может включать в себя интуитивный подход к интерпретации Библии или подход, основанный на переживаниях, поскольку стремятся узнать направление Святого Духа в своем понимании Писания.

Поскольку Библия содержит различные жанры, такие, как исторические повествования, поэзию, философские размышления о мудрости, письма и апокалиптические тексты, каждому жанру требуется особый подход при истолковании. Например, исторические повествования следует читать как отчет о событиях, происходивших в истории народа, в то время как философские размышления о мудрости должны интерпретироваться как общие принципы жизни, а не жесткие правила. Апокалиптические тексты написаны языком символов и должны читаться с осторожностью, уделяя особое внимание контексту и историческому фону.

Для правильной интерпретации мы можем использовать историко-грамматический метод, который предполагает изучение исторического и культурного фона, литературного жанра, грамматики и синтаксиса оригинального языка. Он также включает в себя сравнение текста с другими отрывками из Библии для обеспечения согласованности.

Прототипы и прообразы

Библейская теология, изучающая прототипы и прообразы в Ветхом Завете, помогает верующим видеть Иисуса в Писании и принимать Его как Спасителя и Мессию. Прототипы и прообразы – это символические образы или предвестники Иисуса и Его плана искупления. Они служат указателями или предзнаменованиями личности, служения и миссии Иисуса Христа. Вот несколько библейских ссылок, которые иллюстрируют эту концепцию:

1. Прототипы и прообразы Иисуса в героях Ветхого Завета:

Адам как прототип Христа: Апостол Павел в Послании Римлянам 5:14,15 сравнивает Адама, первого человека, с Иисусом, «вторым Адамом», подчеркивая роль Иисуса как Искупителя человечества.

Мелхиседек как прототип Христа: 7 глава Послания к Евреям проводит параллели между священником-царем Мелхиседеком и Иисусом, подчеркивая вечное священство Иисуса.

2. Прототипы и прообразы в событиях Ветхого Завета:

Пасхальный агнец: в 12 главе Исхода описано заклание пасхального агнца – это событие предвозвещает об Иисусе, Агнце Божьем, который взял на Себя грех мира (Иоанна 1:29).

Медный змей: медный змей, описанный в Числах 21:8-9, служит прообразом Иисуса, Которого повесили на кресте, чтобы всякий, кто обратится к Нему, не погиб (Иоанна 3:14-15).

3. Прототипы и прообразы в богослужении и обрядах Ветхого Завета:

Порядок жертвоприношений: в Послании Евреям 9:11-14 сказано, что ветхозаветный порядок жертвоприношений указывал на Иисуса как на высшую искупительную жертву, предлагающую всем людям прощение и искупление.

Скиния и храм: послание Евреям 9:23-24 объясняет, как земная скиния и храм служили прообразами Небесного святилища, куда Иисус, как первосвященник, входит и предстает перед Отцом с молитвами о нас.

4. Пророческие прототипы и прообразы:

Исаия 53: пророческий отрывок о страдании в 53 главе Исаии является глубоким прообразом Иисуса, описывая Его жертвенную смерть для прощения грехов.

Псалом 21: этот псалом содержит описание распятия и страданий Мессии, которые исполнились в Иисусе.

5. Иисус Сам учит о прототипах и прообразах:

Евангелие от Луки 24:27, 44 описывает, как Иисус объясняет Своим ученикам, что Ветхозаветные Писания, включая Закон, Пророков и Псалмы, свидетельствуют о Нем.

Прототипы и прообразы в Ветхом Завете имеют большую ценность, поскольку помогают нам видеть Иисуса и понимать Его миссию. Они описывают план спасения Бога, демонстрируя Его верность и последовательность на протяжении истории. Они указывают на неразрывность Ветхого и Нового Завета, так как Иисус – это исполнение ветхозаветных пророчеств и обетований. Указанные библейские ссылки позволяют нам узнать Иисуса как великого Спасителя и Мессию, раскрывая богатство ветхозаветных прототипов и прообразов, указывающих на Него.

Морализм и христианское учение

Разница между морализмом и христианством заключается в их основных принципах и задачах. В то время как морализм оперирует системой этических принципов и ценностей, христианство базируется на взаимоотношениях человека с Богом через веру в Иисуса Христа. Морализм, который может поверхностно напоминать христианство, фокусируется преимущественно на соблюдении набора этических норм и правил, не признавая необходимости спасения и веры в Христа.

1. Морализм как деизм:

Деизм – это вера в далекого и безучастного Бога. Морализм ставит акцент на нравственности человека без признания необходимости спасения через Иисуса Христа и потому согласуется с этим убеждением. Он сводит веру к соблюдению этических норм без трансформирующей силы благодати Бога и действия Святого Духа.

2. Морализм и Ветхий Завет:

Сам Иисус подвергает критике моралистические тенденции религиозных лидеров своего времени. В Евангелии от Матфея 23:23-24 Он обличает фарисеев за то, что они фокусируются на второстепенных аспектах закона и при этом пренебрегают справедливостью, милосердием и верностью.

Апостол Павел пишет о том, что человек не может обрести спасение через исполнение законов Ветхого Завета, в Послании Галатам 2:16: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть».

3. Христианство и толкование Ветхого Завета:

Сам Иисус подтверждает, что Ветхий Завет указывает на Него в Евангелии от Луки 24:27: «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании».

Апостол Павел объясняет правильное толкование Ветхого Завета во 2 Коринфянам 3:14-16. Он подчеркивает, что покрывало Ветхого Завета снимается с сердца человека, когда он обращается ко Христу, и истинное понимание Ветхого Завета приходит через веру в Него.

4. Дух Христа и обман морализма:

Послание к Римлянам 8:9 подчеркивает важность Духа Христа: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

Ученый Дж. Пакер описывает морализм как «христианство без Христа», подчеркивая опасность сведения христианства к простому моральному кодексу, лишенному трансформирующей силы Евангелия.

В заключение, морализм фокусируется на этических принципах и ценностях, в то время как христианство строится на взаимоотношениях человека с Богом через веру в Иисуса Христа. Морализм, хотя и может иметь сходства с христианством, лишен трансформирующей силы Духа Христа.

Кроме того, поиск водительства Святого Духа важен для понимания значения и применения Писания в нашей жизни. Как верующие, мы должны подходить к Библии со смирением и готовностью учиться из текстов Святого Писания, а не оправдывать им свои предвзятые идеи.

Применение Слова Божьего

В Послании Иакова 1:22-25 говорится: «Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя. Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он. Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии».

«Библия не предназначена лишь для интеллектуальных упражнений, но для трансформационной встречи с живым Богом, которая меняет наши сердца, умы и поступки» (Келлер, «Причина веры: вера в эпоху скептицизма»).

«Библия – не просто сборник учений о нравственности, но всестороннее руководство, которое формирует наше мировоззрение и является этической основой для наших решений и поступков» (Витерингтон, «Живое слово Бога: переосмысление богословия Библии»).

«Библия – это не просто книга с информацией, но источник трансформации, который дарует верующим силу проживать свою веру на практике, отражая характер Бога» (Фи «Как правильно читать Библию»).

Ники Гамбел в своей книге «Почему вы можете доверять Библии» представляет убедительные доводы в пользу достоверности Писания. Он приводит исторические доказательства, включая многочисленные рукописи, археологические открытия и исполненные пророчества, а также внутреннюю согласованность и последовательность библейских текстов. Кроме того, она подчеркивает влияние Библии на отдельных людей и сообщества на протяжении всей истории.

Автор говорит о том, что Библия предлагает глубокое учение о человеческой природе, нравственности и искуплении, а также приводит личные переживания миллионов людей, которые нашли смысл жизни через послания Библии.

Упражнения для понимания авторитета, исторической достоверности и актуальности Библии:

Авторитет: что означает авторитет Библии? Как это влияет на наше понимание, когда мы читаем и истолковываем тексты Библии?

Историческая достоверность: какие существуют доказательства исторической достоверности Библии? Как мы можем оценить утверждения об исторической точности текста?

Актуальность: как Библия может влиять на нашу жизнь сегодня? Какие уроки мы можем извлечь из нее и как мы можем применить ее учение в повседневной жизни?

Контекст: как мы можем понимать Библию в ее историческом и культурном контексте? Как это влияет на наше понимание ее послания и значения?

Истолкование: почему разные люди по-разному истолковывают Библию? Какие факторы влияют на наше понимание текста?

Критика: какая критика направлена против Библии и как мы можем на это ответить? Как вести диалог с различными точками зрения на тексты Библии?

Личное размышление: как Библия повлияла на вашу личную жизнь? Какие уроки вы извлекли из нее и как применили ее учения в собственной жизни?

Совместное размышление: как мы можем общаться с другими людьми в нашем сообществе о Библии? Какие возможности у нас есть для обучения других людей и для совместного изучения и понимания текста?

Современная притча

Итан вырос в религиозной семье, которая твердо придерживалась убеждения, что Библию нельзя ставить под сомнение. Их вера была укоренена в фундаментализме, они считали Библию безошибочной и безупречной.

Получив стипендию за отличные успехи в учебе, Итан поступил в престижный университет, известный своими прогрессивными идеями. Он решил изучать психологию и социологию, стремясь расширить свое понимание мира. Однако ему не понадобилось много времени, чтобы его глубоко укоренившиеся убеждения оказались под угрозой из-за новых точек зрения, с которыми он столкнулся.

Противоречия между непоколебимым мнением его семьи и разнообразными идеями, представленными в университете, заставили Итана чувствовать себя неуверенно. Ему хотелось найти способ примирить свою веру с получаемыми знаниями. Решив найти ответы, он начал личное исследование и изучение.

Итан погрузился в изучение происхождения Библии и ее исторической достоверности. Он углубился в исторический контекст и процесс канонизации, который сформировал сборник книг, составляющих сегодняшнюю Библию. Сравнивая достоверность других древних текстов, принятых историками и светскими учеными, Итан с удивлением узнал, что Библия обладает еще большей исторической достоверностью, нежели он думал.

Его исследования привели его к более глубокому пониманию. Библия, когда она правильно понимается в своем культурном и историческом контексте, предоставляет замечательную последовательность и точность в передаче своего послания. Он обнаружил, что концепция безошибочности Библии, когда она рассматривается с уточненным и обоснованным пониманием, только укрепляет его веру.

Вооруженный этими новыми знаниями, Итан почувствовал, что его вера стала глубже и устойчивей. Он стал вдохновенно делиться своими открытиями с другими, особенно с теми, кто боролся с вопросами и сомнениями. Его способность ясно выразить достоверность и авторитет Библии привлекла многих людей к принятию ее как Откровения и достоверного Слова Божьего.

Путешествие Итана в поисках истины и веры не только укрепило его собственные убеждения, но и стало катализатором значимых преобразований в жизни людей вокруг него. Он продемонстрировал, что стремление к интеллектуальному пониманию и общение с разными точками зрения могут привести к укреплению веры, а не к ее ослаблению.

В этой современной притче мы видим трансформирующую силу интеллектуального поиска молодого человека. Через усердное исследование Итан обнаружил, что его вера не подрывается вопросами, а, наоборот, укрепляется открытием исторической достоверности и точности Библии. Его путешествие напоминает нам, что исследование наших убеждений и взаимодействие с различными точками зрения может привести к более глубокому пониманию и более прочной вере в истину Слова Божьего.

Вопросы для самопроверки и упражнения для размышления:

Что Иисус говорит об истине, содержащейся в Слове Божьем?

Какова цель Писания, согласно 2 Тимофею 3:16-17?

Каким образом Псалом 118:105 описывает Слово Божье?

Как Послание Евреям 4:12 характеризует авторитет Слова Божьего?

Почему Библия актуальна для нашей жизни сегодня?

Каким образом Иаков в своем послании (1:22) подчеркивает практическое применение Слова Божьего?

Что такое процесс канонизации, и почему он важен для исторической достоверности Библии?

Что означает утверждение о безошибочности Библии?

Почему правильная интерпретация Писания является насущной?

Как мы можем применять Слово Божье в нашей жизни?

Теперь, когда вы завершили тест, давайте перейдем к упражнениям для размышления.

Авторитет Библии: обдумайте, что означает для вас авторитет Библии и почему это важно. Как это влияет на ваше понимание и толкование при чтении? Поделитесь своими мыслями с вашим наставником и обсудите любые проблемы, с которыми вы сталкиваетесь, в свете авторитета Слова Божьего.

Историческая достоверность: исследуйте и соберите доказательства, подтверждающие историческую достоверность Библии. Оцените утверждения об исторической точности библейских текстов и поделитесь своими выводами с вашим наставником. Обсудите значение исторической достоверности Писания в укреплении личной веры и уверенности.

Актуальность: рассмотрите, как Библия относится к нашей жизни сегодня. Определите уроки, которые вы лично извлекли из нее, и приведите примеры того, как вы применяли ее учение в повседневной жизни. Обсудите с вашим наставником практическую значимость Слова Божьего и его трансформирующую силу.

Контекст: изучите важность понимания Библии в ее историческом и культурном контексте. Выберите конкретный стих или книгу и изучите ее контекст, чтобы получить более глубокое понимание послания и его значения. Обсудите с вашим наставником, как контекст влияет на наше понимание Писания.

Толкование: исследуйте различные методы толкования Библии, такие как экзегетика и герменевтика. Обдумайте, как эти методы влияют на наше понимание текста и способствуют разнообразным интерпретациям. Обсудите с вашим наставником факторы, влияющие на толкование, и как относиться к различным точкам зрения.

Критика: ознакомьтесь с трудами известных критиков Библии, которые указывают на предполагаемые противоречия, исторические неточности или этические проблемы Писания. Проведите свое исследование, чтобы выработать ответы на эти замечания, и поговорите с вашим наставником о том, как уважительно вести дискуссию о разных точках зрения.

Личное размышление: поделитесь своими личными переживаниями о том, как Библия повлияла на вашу жизнь. Обсудите уроки, которые вы извлекли, и свои убеждения, которые формировали вашу веру на основании Слова Божьего. Подумайте о том, как вы можете продолжать расти духовно через изучение Писания.

Совместное размышление: рассмотрите возможности общения на тему Библии с другими людьми в вашем сообществе. Проведите исследование Библии в своей домашней группе, на церковном собрании или в онлайн-обсуждении, где вы можете учиться у других и углублять свое понимание текста. Обсудите с вашим наставником преимущества и проблемы совместного размышления.

РАЗДЕЛ 2

Глава 9: Бог

Создатель, Слово и Троица

Вечный и Всемогущий Бог, Ты – Творец всего, как утверждает Твое слово: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Бытие 1:1). Ты сказал, и вселенная возникла, ибо Твое слово провозглашает: «И сказал Бог: “Да будет свет!” И стал свет» (Бытие 1:3).

Ты сотворил нас по Своему образу и вдохнул в нас жизнь, как написано: «И сотворил Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лицо его дыхание жизни; и стал человек душою живою» (Бытие 2:7).

Ты – Слово, воплотившееся, которое обитало среди нас, ибо Твое слово заверяет: «Слово стало плотию и обитало с нами» (Иоанна 1:14).

Ты – Альфа и Омега, начало и конец, как заявляет Твое слово: «Я – Альфа и Омега, начало и конец, первый и последний» (Откровение 22:13).

В Тебе все существует, ибо написано: «И Он есть прежде всего, и все им стоит» (Колоссянам 1:17).

Ты – великий «Я ЕСМЬ», Тот, Кто есть, и был, и будет, как заявляет Твое слово: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откровение 1:8).

Ты явил Себя как Троицу: Отца, Сына и Святого Духа, ибо Иисус заповедал:

«Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). Ты – Единый Бог в трех лицах, как провозглашает Твое слово: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Иоанна 5:7).

Ты такой же вчера, сегодня и вовеки, ибо Твое слово заверяет: «Иисус Христос вчера и сегодня, и вовеки Тот же» (Евреям 13:8).

Мы поклоняемся и превозносим Тебя, Триединый Бог, Отец, Сын и Святой Дух, в благоговении перед Твоим величием, силой и вечным существованием.

Мы прославляем Тебя и воздаем Тебе честь, признавая и принимая таинство Твоей божественной сущности. Во имя Отца, Сына и Святого Духа, аминь.

Введение в Божье Слово

Библия учит, что Слово Божие – это не только средство общения, оно также несет в Себе силу созидания. Эта сила созидания проявляется в акте сотворения мира, описанном в 1 главе Бытия, где Бог посредством произнесенного Слова привел мир в существование. Слово Божие – это не просто принципы жизни, оно обладает властью и силой приносить жизнь. Как говорится в Псалме 32:6: «Словом Господа небеса сотворены, и духом уст Его – все воинство их». И в Евреям 11:3: «Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое».

Слово Божие – это личное выражение Его любви и намерений, поскольку Он созидает порядок и красоту среди хаоса через Свое произнесенное Слово (Исаия 55:11). Слово Божие содержит в Себе саму сущность Его характера и воли, раскрывая Божью творческую силу и любовь к Своему творению.

Логос: Иисус Христос как агент Творения

Новый Завет открывает, что Слово Божие воплотилось в Иисусе Христе и называет Его именем «Логос». Христос является агентом творения, через Которого осуществляется творческая воля Бога. Как сказано в Евангелии от Иоанна 1:1-3: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть». В Послании к Колоссянам 1:15-17 написано так: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит».

Иисус, как Логос, является действующим представителем творения, через Которого проявляется и реализуется творческая воля Бога в мире. Его роль в творении – явить Свою любовь и покорность Отцу, раскрывая таким образом глубокую связь любви в Троице.

На страницу:
6 из 8