Полная версия
Секреты редактора ток-шоу. Что остается за кадром?
За темами охотились и конкуренты, что создавало дополнительную сложность. Не приветствовалось снимать одно и то же. Погоня за эксклюзивом! Были исключения, но обязательное условие – неожиданные повороты. Борьба проходила и внутри редакции. Две бригады могли заявить одно и то же. В таких случаях действовало правило: кто первый встал, того и тапки. Бывало так, что тему не могли найти 2 недели. Отсидеться не получалось, сверху давили еще больше.
Существовало распределение по бригадам. Одним отдавали сложное – скандалы, трагедии, убийства. Другим доставалась благость – юбилей, премьера фильма, день учителя, первый звонок и все в таком роде. В эту категорию можно отнести «вечера памяти». Например, умер знаменитый артист и в этот же день бригада в экстренном режиме собирает программу. Хоть и прямой эфир, подготовка не тяжелая, собирали из того, что было. Неприятным в подготовке было то, что редакторы первые сообщали о смерти друзьям и коллегам.
Как искать людей? Во-первых, благодаря социальным сетям. В «Одноклассниках» искали возрастную категорию 50+, во «Вконтакте» (и других запрещенных сетях) – молодежь.
– Смотри, возраст подходит, город тоже. Наверное он? – рассматривая котенка на аватарке, советовались редакторы.
– А мне ответила девушка. Она из этого города, написала имя и фамилию. Весь город обсуждает историю, – кто-то, перебивая кричит.
Приходилось искать, не зная имени. Выбирали город (если он был известен), возрастную категорию и интуитивно пытались попасть в цель. Когда знали имя и была фотография – задача облегчалась. Конечно, отвечали не всегда. Обычно, если история уже приобрела огласку, человеку пишут десятки журналистов из разных программ и каналов. И потенциальный герой, один раз дав комментарий, больше не идет на контакт. Если ответа не было, писали всем «друзьям» из списка – родственникам, одноклассникам, одногруппникам и тем, кто был онлайн.
Любая переписка должна перетекать разговор. Если потенциальный герой отправлял номер, значит коммуникация налажена. В диалоге понимаешь интонацию, врет или не врет, расположен ли на дальнейшее сотрудничество и, что из себя представляет человек.
Если поиски велись в небольшом городе, звонили по всем доступным номерам: отделение почты, деревенский магазин, больница и администрация. Однажды всей бригадой в какой-то глубинке искали пожилого мужчину (брат знаменитости).
– Нашла номер священника из соседней деревни. Вряд ли он поможет? – спросила я.
– Попробуй. А вдруг? – сказала коллега.
– Ответил. Рассказала о нашем поиске.
– Конечно, знаю его. Он сейчас рядом со мной стоит! – последовал ответ.
Не чудо ли? И таких историй множество.
Недавно к вакансии редактора увидела строчку «наличие дара убеждения». Мне кажется, это первое и основное требование, без которого невозможно работать на ток-шоу и вообще в журналистике. Общение с людьми – это основная составляющая. Общаться с публичными людьми легче. У них есть опыт, и они с радостью ответят на все вопросы. Только если это не скандал. С обычным населением дела обстоят сложнее. Во-первых, уговорить пообщаться по телефону. Во-вторых, уговорить сделать программу. В-третьих, убедить, чтобы они дали контакты родственников, друзей, врагов. В-четвертых, убедить принять съемочную группу и приехать на программу.
А такой герой не один. На плечах у редактора их может быть два, три и даже четыре.
Программа невозможна без экспертов. Приглашать их и искать – задача несложная. Существует база контактов в редакции, где можно подсмотреть, кто какую тему комментирует. Стандартный набор – адвокат, психолог, врач, криминалист, журналист или пиарщик.
Канву программы составляют интервью героев и экспертов. Как уже было сказано выше, с каждым героем и экспертом редактор проводит детальный разговор (или мини-допрос). Все записывает и отдает шеф-редактору, который формирует сценарий. Дополняя словами ведущего, связывает интервью героев с фото-видеосъемками, объединяет одну часть с другой.
Постаралась расширенно описать действия под клеймом «легко». О других деталях напишу ниже.
Глава 8
Совесть обычно мучит не тех, кто виноват
Эрнст Гребер
– Звони звезде 90-х! Его никто не может выманить на интервью несколько лет. Затворник. Никому не отвечает, но вдруг тебе повезёт, – заявила шеф №2 Полина.
В школьные годы Андрей Г. был одним из моих любимых исполнителей. Его песни напевали все девочки. Да что скрывать, даже сейчас можно напевать и до утра под них танцевать.
Я начала звонить. Ответа не последовало. Пришлось написать пламенное сообщение. И представляете? Ответил. Договорились о времени, когда сможем обсудить подробности, и мы начали вести ежедневные переговоры. Он согласился на аудиенцию. А заключалась она в том, что к нему отправили корреспондента. И отправили не в какую-то деревню, а к морю.
Среди гор и моря отсняли красочный материал. Записали эксклюзивное интервью и показали любимые места певца. Обстоятельства добавили интриги. Машина Андрея попала в небольшое ДТП. Съёмочной группе удалось снять этот момент. И, конечно, в сценарии добавилась строка «Любимец миллионов попал в аварию! Подробности в нашем эфире».
Андрей один из самых сложных героев. Во-первых, тяжёлый характер. Во-вторых, это первый главный герой, которого мне доверили «вести». Да ещё и известный. Как у всех творческих и сложных персонажей у него было много условий и требований. Это мало кого волнует, и мало кто знает о капризах гостей, кроме редакторов. Главное – довести до студии. Главное – чтобы не ушел. Главное – чтобы говорил то, что надо. Главное – чтобы не молчал. А еще важно – подписать договор.
– Ну, ладно, иди встречай. Отвлекай разговорами, чтобы лишних вопросов не задавал, пока мы всех по гримёркам разведём. И губы накрась! – с таким напутствием Полина отправила меня на съемочную площадку.
Сработало. Хотя смотрю на свой образ того времени и удивляюсь.
Наш долгожданный гость не хотел видеть нежданных гостей. А они были. Думаю, он понимал, но не подавал виду. Ведь человек медийный и знает законы жанра. Программа дала рейтинг. Перечислю условия, которые помогли. Первое, певец, который не появлялся на публике пару лет. Второе, хорошая выездная съемка. Третье, первая любовь в студии. Четвертое, коллега по цеху, который обвинил Андрея в краже текста.
– Конечно, я ничего хорошего не ждал. Догадывался, что не сдержите обещание. Но самое приятное – встреча с вами. Рад был познакомиться и поработать. Но лучше меняйте сферу деятельности, – сказал любимец миллионов, усаживаясь в машину.
Приятно. Но больше стыдно. В такие моменты хотелось провалиться под землю. Я бы с удовольствием рассказала бы правила игры героям и что их ждет. Ну думаю, это был бы мой последний день работы.
Был рычаг, который помогал быстрее договориться с любым героем, а уж тем более артистом – гонорар. Гонорар помог укрепить договоренности, и вывел Андрея в нашу студию. Правда, мы не сдержали слово и выплатили гораздо меньше, чем обещали.
Подробнее о вознаграждении еще расскажу.
Глава 9
Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно
Алексей Толстой
Говорят, что иностранцам сложно выучить русский язык. Ударения, произношения, обороты, значения и т.д. Но иногда с пониманием великого и могучего могут возникнуть сложности и у носителей языка.
Мы делали программу о брате первой леди СССР. В свое время он был известный, но слава со временем ушла. Герой оказался в психиатрической больнице. Программу начали делать после того, как появилась весть, что он ушел из жизни.
Организовали командировку. На месте корреспонденту нужно было не только записать интервью, но и найти людей. Их удалось встретить на одной-единственной лавочке в селе, возле местного магазина. За скромный «комплимент» местные старожилы рассказали тайны уездного города. Но от приглашения отказались и в Москву не приехали.
Кульминация рассказа о великом и могучем происходила в редакции.
– А почему ты не уговорила этого Гришку, чтобы он приехал? Тебе же дали контакт, – отчитывая, спросила шеф №3 Люда.
– Мы поговорили только один раз. Он сразу отказался. Телефон выключен. У них же один телефон на всех, – ответила я.
– Мы знаем имя и фамилию. Всему учить надо? – парировали мне в ответ.
– А фамилию никто не знает, и не известно настоящее имя или нет, – уже злясь говорила я.
– Почему я знаю фамилию, а ты нет? Тебе фамилию дали. Я же видела, – уже на повышенных тонах спросила Люда.
Необходимо было опросить других участников. Пошла к корреспонденту.
– Откуда взялась фамилия и почему я о ней не знаю? – возмущенно спросила я.
– Ты чего? Фамилии не знаю. Он и сам ее уже забыл. Посмотри на него, что и как он говорит, – ответил корреспондент, показывая на монитор.
Пришлось устроить очную ставку. Тут уже что-то начало проясняться.
– Ребят, ну вы чего?! Тут же написано «колдырь». Ты же сам так телефон отправил. Гришка Колдырь! Вот и ищите его, чтобы завтра в студии сидел. Их что много в этой деревне? – кричала шеф.
– Колдырей там много. – смеясь произнёс корреспондент.
– Колдырь – это не фамилия! Так называют людей, которые много пьют. Это синоним, – уточнил кто-то из нас.
Повисло молчание. Больше от меня и других не требовали этого героя.
Мораль. Подписывайте разборчиво людей в записной книжке! Иначе придется искать всех колдырей страны.
Глава 10
Женщина, лишённая хорошего вкуса,
даже в стильном платье будет безвкусной
Карл Лагерфельд
Мне нравятся прогулки по торговому центру, но однажды я пожалела, что взяла на себя роль модного наставника. Во-первых, выбирала наряды не себе. Во-вторых, удар по эстетическим вкусам. Мне пришлось сопровождать героиню, которая мнила из себя Венеру Милосскую. Она утверждала, что все мужчины падают в обморок от одного взмаха ее ресниц. Падают, наверное. Правда, за комплимент я бы это не считала.
– В этот нищенский магазин не пойду. Там одно быдло одевается! – оскорбленно заявила Лейла, перед носом у консультантов.
– А куда ты хочешь? – спрашиваю я. Говорить, что на ее запросы у нас не хватит денег, я не могла. Оставалось просто мило улыбаться.
– Ну вот там я видела красивые платья, – и, развернувшись в другую сторону, мы вернулись к магазину, где, по мнению Лейлы, одеваются все светские дивы района.
Продавцы встретили с озадаченным видом. И не потому, что мы неплатежеспособные. Их поразила моя спутница.
– Это платье моей мечты. – чуть ли не закричала Лейла. – И вот это. В этом платье все мужчины будут моими. – добавила она.
Это первый случай, когда на программу собрались идти, как на бал – платье в пол, стразы, перья. Героиню все же удалось от такого отговорить.
– Оба платья хороши. Но они будут отвлекать и фокус внимания уйдет от твоей цели. Мы посоветовались с нашим стилистом, он сказал брать более сдержанное. В студии оно будет выглядеть выигрышно! – с двух сторон, – говорили мы. Я, находящаяся рядом, и коллеги из редакции.
Далее по расписанию маникюр.
– Нужно сделать ногти, как у тигрицы! – с рычанием произносила Лейла.
Не спорили.
– Мне еще нужно нарастить волосы. Я старые сняла и не успела обновить, так как приехала к вам на программу, – с грустью произнесла Лейла.
Конечно, это была не грусть, а манипуляция.
Образ завершили гримеры. Опять же по запросу главной героини. Длинные волосы оформили в какое-то гнездо. Образ получился по-настоящему звериным. Поразил всех наповал.
Так не всегда. Модный приговор и походы по магазинам никто не устраивает. Это один из методов привлечения внимания и отвлечения героя от подготовки программы со всеми ее подводными камнями.
Герои и эксперты приходят в своей одежде. Мы могли давать только рекомендации, что лучше будет смотреться в кадре.
У Лейлы были пожелания и по содержанию (но через время забыла о них). Она получила желаемые бонусы – платье, маникюр, обновленные локоны. И главное – попала в студию знаменитого ток-шоу. Так что все второстепенные герои и их реплики, и обвинения были безразличны. Лейла больше переживала, как она выглядит на экране и сколько новых поклонников у нее появится. Итог – все достигли своих целей.
Глава 11
Настоящее понимание человека приходит только тогда, когда ты проникаешься его сущностью и относишься к нему искренне и по-дружески
Елена Вавилова
Редактор несет ответственность за героя и все, что происходит с ним: до программы, во время и после. И если пошел дождь или начался снегопад, герой не услышал будильник, опоздал на самолет, плохо говорит и что-то подобное. Виноват – редактор. Оправдания никому не нужны. Нужен результат.
День (от времени суток не зависит, ведь часовые пояса никто не отменял) редактора перед выездом героя начинается приблизительно так: «Доброе утро, вы проснулись?», «Вас забрала машина?», «Вы в аэропорту?», «Прошли регистрацию?», «Самолет вылетел?», «Вы приземлились?», «Багаж получили?», «Водитель встретил?», «Вы уже в гримерке? Бегу!» и так далее. Минимальный набор реплик в разговоре с героем. А еще бесконечная переписка. Это не оттого, что в ток-шоу работают параноики. Хотя, наверное, не без этого. Как показала практика, если человек пропадает из радаров на 3-4 часа, или с 00.00 до 08.00 утра не отвечает. Это тревожный признак.
Один из моих героев (хорошо, что второстепенный) должен был вылетать из Санкт-Петербурга. Диалог по отработанной схеме.
– Вы в аэропорту? Все хорошо? – спрашиваю я.
– Да, регистрация пройдена. Ну я же так боюсь летать, – отвечает герой.
– Все будет хорошо, не переживайте. Я вот тоже летать боюсь, но каждый раз жду взлета и потом так классно…! – пыталась успокоить.
Через время присылает фотографию на фоне иллюминатора. Думаю «Ура». Но проходит 15 минут.
– Рита, мне плохо, я никуда не лечу! Как только самолет приготовился ко взлету, мне стало плохо. За мной пришла полиция, будут проверять. Не справился со страхом! Извините! – ошарашил герой своим звонком.
Герой не прилетел. Отправить на поезде не успевали. Как мы без него справились, уже не помню. Возможно, дистанционно вывели на связь. А я получила выговор.
Когда рассказываю друзьям, что приходилось охранять героев, а иногда и ночевать – никто не верит. Звучат фразы: «Зачем охранять? Человек пообещал, значит, приедет. Куда он денется?» Любой редактор может вспомнить историю, когда его герой был на пороге «украли», «убежал» и «передумал». С «сомневающимися» приходилось спать под дверью или на соседней кровати.
Очередной герой прилетел в Москву. Назовем его Никита. По традиции – встретили, отвезли в гостиницу. Подумали «ночь, никуда не денется». Не тут-то было.
Через час прилетает его мать Людмила Васильевна. Прекраснейшая женщина. Ее встречал наш водитель, ставший свидетелем разговора.
– Риточка, я вез мать героя. Она с Никиткой-то говорила и оказывается, что он уехал и планирует идти к конкурентам. Подумал, что это важно, – ошарашил меня водитель Коля.
Как оказалось, наш долгожданный герой решил «переобуться». Людмила Васильевна пыталась отговорить сыночка, призывая к чести: «Так не делается! Ты же обещал, тебя все ждут!». Ну ее он не слушал. А после перестал отвечать и на мои сообщения. К помощи подключился друг нашего Никитки, помогал информацией и давал координаты.
Утром решили проблему уже с подключением «дружеских» и более влиятельных связей. Программа состоялась. И даже не одна. Таких оригинальных людей аудитория любит, хоть и осуждает. Ну об этом позже.
А нижеописанная ситуация произошла у нас под носом.
– Да, я возле гримерки. Он спит, – говорит стажер в рацию.
– Не отходите от него! Скажу, когда нужно вести, – командует шеф.
– Принято, – отвечает спокойно стажер.
Проходит время, программа в самом разгаре. И вдруг по рации прозвучала плохая весть.
– Героя в гримёрке нет! Его нигде нет! Сбежал! – со страхом произнёс стажёр.
– Как такое может быть? Вы где были? Ищите его! – раздаётся из аппаратной (комната, где сидят много людей и контролирует все происходящее в студии).
Администраторы говорят, что он перелез через шлагбаум и убежал, – раздается в рации.
– Догоняйте! – крик уже продюсера.
В студии разгораются громкие споры между экспертами и героями. Показывают скандальное видео, и все забывают о сбежавшем (хотя стажеры устроили погоню). В итоге оказалось, что герой устал ждать и решил уйти домой. Поспал и не понял, где находится. Сейчас это кажется смешным. На момент программы – это катастрофа. Хорошо, что в студии начались споры и сбежавший герой был не так уж и важен. А вообще, если «теряли» героя, грозило это увольнением.
Глава 12
Незаметно для себя, человек начинает подгонять факты к своей теории,
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.