Полная версия
Раскрывая архивы Первого Альтернативного. Книга 5: Лайт
Но самые первые рокеры в моей жизни – это «Король и Шут». И у меня есть всратые смешные детские фотографии, где я только закончила первый класс, и я там в бандане «КиШа»… я просто пёрлась вообще от них.
Dave Schödinger: Смотрела ли ты канал A-ONE? Если да, то в каком году он у тебя появился?
Электротата: Да, смотрела. В первый раз я его увидела у бабушки. Не помню, в каком году, наверное, в 2005-ом или 2006-ом… вот как-то так это было. Потому что мы лето через лето ездили в Москву к родственникам. Одно лето – в Москву, а другое лето – на море. И в один из этих приездов… Просто мне не особо часто разрешали своё смотреть по телику… Я не помню, как именно это произошло, но я помню, как я ох*ела вообще, когда его в раз увидела, и насколько это было круто! Поэтому помню, что я ныла, и мне разрешали его смотреть, пока мы гостили у бабушки.
В Ставрополе его не было. В Ставрополь A-ONE пришёл уже поздний. Мне кажется, это был год, наверное, 2008-ой или 2009-ый, где-то так. То есть, это уже поздний-поздний A-ONE, который Хоббс не любит. Но который я всё равно очень-очень люблю, потому что там появились… Ммм… A-ONE, на самом деле, очень сильно повлиял на то, как я выбираю релизы, потому что там, бл*дь, было всё, нах*й!!! Вообще всё! Вся альтернатива, которая была, транслировалась на A-ONE! И я его за это нежно любила, что там условно были… Блин, и «Король и Шут», и «Психея», и «Фруктовый кефир», и «Обе две», и вот это всё… Гремучая смесь, конечно, которая очень на меня повлияла. Ну, это если мы про русских говорим. Иностранные… это понятно, там уже классика вообще была. Так что я не помню, в каком году в Ставрополе он появился, но в первый раз я его увидела примерно в 2005-ом или 2006-ом году… Это было, наверное, в 2006-ом, точно уже не помню.
Dave Schödinger: С какими событиями у тебя ассоциируется 2007-ой год? Хотела бы ты его вернуть?
Электротата: 2007-ой у меня ассоциируется с тем, что я читала про всякие концерты, которые происходили в Москве, в Питере и ужасно страдала от того, что я мелкая п*здючка, которая туда не попадёт. Например, на концерт Marilyn Manson, которых «грела» Invektiva. Это было просто «страдалити» для меня, потому что я ох*еть, как хотела и мечтала туда попасть!
Ну и 2007-ой, это такой очень знаковый год был… Потому что там уже более осознанное подростковое время на меня было, первый бойфренд-музыкант-басист, походы с ним на концерты… На «Оригами» он меня водил, на «1.5 килограмма отличного пюре», всё это в Ставрополе происходило.
Помню, что на Stigmata меня не отпустили, потому что попросили поставить послушать, что это такое… И меня даже с бойфрендом не отпустили… Отпустили только на автограф-сессию. У меня есть автограф «Стигматы». По-моему, он в Ставрополе так и валяется… А на концерт я их не попала, потому что это было too much (слишком тяжёлая музыка – прим.), по мнению моей мамы.
Ну, вот с Jane Air у меня тоже очень сильно ассоциируется 2007-ой. Короче, самое угарное событие из 2007-го – это альбом “Sex and Violence”, если я правильно помню… Да, он в 2007-ом вышел как раз… Кстати, мой любимейший вообще альбом у Jane Air. Как это у меня частенько бывало, что я любила истории в музыке, а там ещё и дохерища литературных отсылочек… Вот, соответственно, мы с подружками… Я на тот момент уже рассталась, по-моему, с бойфрендом… или нет. Ну, короче, когда-то к нам приехали Jane Air, и мы отпросились туда пойти. Договорились, во сколько нас заберут родители. Вот мы втроём (я и две мои подружки) пошли в клуб. Как назло, концерт задержали, как обычно, тогда и было… часа на два, наверное, если не больше. А, соответственно, родители уже пришли. Мы не отвечали на телефоны, потому что не слышали ничего, родители ворвались в клуб, а там моя подруга, сосалась со своим бойфрендом, который был старше её, и мать её выволокла оттуда… Это очень смешной был концерт… А мы такие две девочки-припевочки с другой подругой у сцены стояли и Антона Лиссова ждали. В итоге, нам не разрешили остаться на весь концерт, вместо этого дали послушать только несколько треков, потому что поздно уже было, вся х*йня, и это очень обидненько было.
Поэтому я до сих пор мечтаю, сходить на концерт Jane Air! И чтобы они там сыграли побольше треков с альбома “Sex and Violence”. Русский 2007-ой – это, в первую очередь, эмокор. В целом, это был ох*ительный год, когда я стала подростком, которого хоть куда-то стали отпускать… Это было очень сильно прикольно.
Dave Schödinger: Они, кстати, к нам приезжают 5 октября.
Электротата: Да, ладно? Серьёзно?!
Dave Schödinger: Вот и думай теперь, куда в отпуск поехать!
Электротата: Бли-и-ин… Я подумаю…
Dave Schödinger: Получалось ли у тебя находить единомышленников в твоём родном городе?
Электротата: Да, получалось. Хотя надо отметить, что я не очень коммуникабельным человеком была. У нас, скорее, такая компашка задротов получилась… И мы не особо как-то с кем-то контактировали… Поэтому какой-то сложившейся нефорской тусовки у нас не было. Мы объединись нашей «командой» в школе, в том числе по признаку того, что слушали рок.
Музыку нам «поставляли» пацаны старшие. Как-то раз подогнали нам диск-компиляцию «100 лучших треков эмокора». Но был не только эмокор, как «Оригами», но ещё и Invektiva, какие-то прочие всратые и невсратые группы… «Свиньи в космосе», кто там ещё… Грайнд какой-то был…
Dave Schödinger: Как ты училась в школе? Посещала ли какие-то кружки или секции?
Электротата: В школе я училась нормально. В «началке» я была отличницей, но потом стала просто хорошисткой. Я тот тип ученика, который не выё*ывается, не показывает каких-то суперуспехов, но и «троек» тоже не получает, либо получает их крайне редко. Например, я ненавидела всякие точные науки, особенно математику… Я просто умела её грамотно списывать. У меня всегда были успехи в английском. Ещё в литературе – это всё моё! А вот математика – это была, конечно, жопа.
А так я, конечно, посещала очень много всяких кружков и секций. Просто дохерища! Во-первых, я ещё с дошкольного возраста училась в «музыкалке». Потом я бросила её за полгода до окончания. Потом пошла в секцию по информатике и программированию, но мы туда недолго ходили с подружками, что-то около года, наверное… Большим теннисом я занималась, спортивной стрельбой, а потом в мою жизнь пришёл театр! И, получается, что я с шестого по одиннадцатый класс играла в детско-юношеских театрах… Там же однажды поиграла со своей первой группа, но я там не пела, а играла на синтезаторе, но очень недолгое время. Так что я постоянно была при деле! Во всякие кружки, секции ходила.
Dave Schödinger: А с поведением как было? Тебя ругали учителя и родители?
Электротата: Меня никогда не ругали в школе. Я была обычной хорошисткой со второй-третьей парты. Тихо себя вела на всех уроках, когда спрашивали – отвечала… Рисовала в тетрадках… Списывала, когда мне надо было…
Dave Schödinger: Не запрещали в школу приходить в нефорской одежде?
Электротата: Всем было пох*й. Слава богу, у нас не стали вводить школьную форму. Поэтому я абсолютно спокойно ходила и в розовых эмо-штанах, и в «камелотах» (ботинках – прим.) со стальными носами, потому что «гриндерсы» я не смогла достать.
Dave Schödinger: Были конфликты между условными «рэперами» и «роцкерами»?
Электротата: Ну, да. Нас чморили за то, что мы – нефоры. Без разницы: девочек, мальчиков… Это история без… гендера. У нас же «элитная» школа была, поэтому бóльшая часть учеников слушала рэп, r’n’b и поп-музыку. А тех, кто слушал рок, было очень мало.
Dave Schödinger: Тебя заставляли посещать все эти кружки, или ты сама хотела заниматься творчеством, поэтому погружалась туда, так сказать, с головой?
Электротата: Нет. В все кружки в своей жизни я выбирала сама. Кроме музыкальной школы. Мне всё это было по кайфу.
Dave Schödinger: Ты сказала, что на синтезаторе умеешь играть. Может быть, на чём-то ещё?
Электротата: Изначально я училась играть в музыкальной школе на фортепиано. Потом сама научилась играть на струнных: на гитаре, на басу, на укулеле. Уже потом появились барабаны в моей жизни… Так что я умею играть практически на всём, но одинаково «не очень» (смеётся) . Если нужно отыграть концерт, то я смогу нормально сыграть только на пианино и на басу. На всём же остальном я умею играть так, чтобы этого хватало для моего композиторства, для сочинения песен, но дома.
Dave Schödinger: Не жалеешь о том, что бросила музыкальную школу за полгода до её окончания?
Электротата: Вообще не жалею! Потому что всё, что мне было нужно, я оттуда вынесла. А так бы пылился у меня на полке очередной дипломчик. Как композитор, как музыкант, как критик я состоялась.
Dave Schödinger: Есть ли у твоего псевдонима какая-то история появления?
Электротата: Мой сольный проект и все мои соцсети раньше были под ником Tataspecivl. А потом где-то в 2017-ом, по-моему, году или в начале 2018-го… А, ну да… взломали мой аккаунт в… запрещённой ныне социальной сети, которая с картинками… Я завела новый аккаунт и решила, что самое время придумать новый какой-то ник…
А мы с приятелем тогда записали трек под названием “Electricity”. И так я подумала, а почему бы и нет. После этого я переименовала все свои соцсети на Электротату. Ну и в целом, я подумала, что это имя очень хорошо меня характеризует.
Потом, когда пришло время релизиться на стриминге, я решила, что Tataspecivl – это такой проект, из которого я выросла сильно. И… поэтому я решила, ну, пусть музыкальный проект будет называться ELECTROTATA.
Dave Schödinger: Как ты выбрала профессию?
Электротата: Тут, скорее, сама профессия выбрала меня, потому что я всегда любила читать… А вообще… я поступала в театральный и, слава богу, не поступила! Три года подряд я туда поступала… Но из меня херовая актриса, на самом деле, поэтому… Не сложилось. И у меня был выбор из трёх вариантов: лингвистический вуз, либо, актёрское отделение в театральном, либо что-то связанное с филологией. В итоге, я прошла на филологию и на лингвистику… Так и выбрала филологию, потому что хотела съе*аться в Москву из Ставрополя, а в лингвистический институт я поступила в Пятигорске.
Dave Schödinger: Что такое инди-музыка, в твоём понимании?
Электротата: Я считаю, что под инди-музыкой стоит понимать независимых артистов. Но с этим есть сложности, потому что в эру стриминга независимости не бывает. Отгрузить музыку на стриминг можно только через дистрибьютора (технического партнёра для артистов и звукозаписывающих компаний – прим.), а большая часть дистрибьюторов, так или иначе, аффилированы (юридически связаны – прим.) с тремя гигантами: Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group. Поэтому о какой-то супернезависимости сейчас говорить сложно.
Инди-музыкой, по-хорошему, можно называть только то… Ну, я бы хотела, скажем так, в идеальном мире… Инди – это те чуваки, которые НЕ издаются на мейджоре (крупном лейбле – прим.). Но сейчас не издаваться на мейджоре – это не значит, что ты инди. Потому что так или иначе… Если взять историю с отгрузками на стриминг, то так или иначе, если ты, например, на маленьком независимом лейбле существуешь… как лейбловый артист, то твой лейбл аффилируется с дистрибьютором. И, чаще всего, если это не какая-то локальная история, а международная, то ты будешь аффилирован… (звонит телефон) Да, бл*дь! Я сейчас…
Соответственно, про инди… Ну, само слово подразумевает, что артисты должны быть indiependent (независимыми – прим.). Но сейчас indiependent не бывает!
Я бы могла назвать себя indiependent отчасти, но я тоже связана через определённого дистрибьютора. У меня нет никакой команды, которая бы занималась моим продвижением, да и самого промо нет. Поэтому, наверное, реалистично инди-музыку оценивать… Если это тот чувак, который продвигается как-то сам, который сам занимается своим промо и пр.
Но это не так! В современной музыкальной традиции. Я бы очень хотела, чтоб так было… Чтобы это была честная классификация, но это не так, потому что, по факту, сейчас «инди-» называют всё, что не относится к мейнстриму.
Вот. То есть, у нас, именно в музыкальной традиции, в музыкальном восприятии, разделилось почему-то, что есть мейнстрим, а есть не мейнстрим. Например, если взять поп-музыку… инди-поп, например, то это такая поп-музыка, которая не будет «делать»… миллиард стримов в первую неделю, её не будут играть на танцполах, скажем так. Не стоит путать с танцевальной музыкой! Я именно про поп говорю… У неё более глубокие тексты, чем «Кровь-Любовь-Морковь-Х*ёвь» и прочее. Вот… Так что в современной сложившейся музыкальной традиции инди – это то, что не попадает под категорию мейнстрима.
Dave Schödinger: Дурацкий вопрос задам: есть ли у инди-музыки, на твой взгляд, классовая составляющая?
Электротата: В каком смысле?
Dave Schödinger: Существует мнение, что представители тех или иных субкультур ДОЛЖНЫ ВЫГЛЯДЕТЬ особым образом. Например, носить какую-то определённую м*дацкую одежду, ходить на концерты каких-то занудных модных групп… Возможно, даже покупать дорогие инструменты… И на всё это нужны ДЕНЬГИ. Поэтому позволить подобные развлечения могут лишь детишки БОГАТЕНЬКИХ родителей. Отсюда и классовая составляющая… Или я ошибаюсь?
Электротата: Ты ошибаешься, конечно. Потому что всё зависит от субкультуры. Ты же социолог! Ты же знаешь, как происходят эти социологические и антропологические процессы… Для того чтобы быть принятым в какую-то группу определённую, которая объединилась по какому-то признаку… А у них есть определяющий признак, в том числе, чтобы отличать своих от чужих… Тебе, конечно, нужно внешним видом, собственно, в эту категорию, в эту группу влиться. Тебе нужно совпадать с ними.
На тему денег… ХЗ, у нас, например, такого не было. Ну, там рэперы, может, какие-нибудь, да… Потому что для них всегда были важны всякие логотипы брендов и так далее. Но в альтернативе, эмо-, панк-, поп-панк-тусовке всем особо как-то пох*й.
Был период, когда все надрачивали на тапки всяких модных брендов… Вот, но это такое, скорее, у скейт-панк, поп-панк-тусовки было… В остальном, мне кажется, всем всегда пох*й на это. Просто есть определённые аксессуары, определённые цвета, определённые фасоны, которые тебя как бы включают… делают частью этой субкультуры.
Это абсолютно социологический процесс. То есть, он не связан с классовой составляющей в том понимании, в котором ты говоришь. Это, возможно, даже биологический процесс, который есть и у животных, в том числе, для того чтобы отличать своих от чужих. У животных эту роль выполняет окрас шерсти, например, по которому они отличают, кто есть кто. Поэтому в данном вопросе я не разделяю твою точку зрения.
Dave Schödinger: Считаешь ли ты себя «хипстером»? Как вообще относишься к данному термину?
Электротата: Я себя не считаю хипстером. Вообще, хипстеры вымерли ещё в начале 2010-ых годов. Мне кажется, сейчас абсолютно другая классификация субкультур, да и, в целом, как таковых субкультур особо не осталось… В том виде, в котором мы их помним, в котором мы привыкли классифицировать их в обществе… Антропологически, социологически.
Я себя не считаю хипстером, я себя считаю… Ну, если мне надо себя куда-то определить, в какую-то категорию… То я… рокер, наверное… Рокер-металлист. Что-то такое.
Несмотря на то что я слушаю разную музыку, я слушаю её с разными целями. Скажем так, есть прослушивание, отчасти профессиональное, когда ты оцениваешь релиз не с точки зрения, какое удовольствие он тебе приносит, а с точки зрения того, какое место в истории человечества и в культуре… в истории жанра… этот релиз занимает или может занять со временем. Это разные виды прослушивания музыки, поэтому, возвращаясь к вопросу… Нет, я не хипстер.
Dave Schödinger: Как часто у тебя получается посещать концерты и фестивали? Была ли ты на зарубежных культурных мероприятиях?
Электротата: По-разному, от года к году. Раньше я очень часто на них ходила. А потом случился Covid. После него произошло… То, что произошло… Соответственно, был некий «провал».
В этом году я навёрстываю упущенное. Частенечко захожу на всякие мероприятия… По работе. Поэтому… Как тебе сказать… Нормальное количество концертов я в своей жизни посмотрела. Я не то, чтобы очень концертный гик… ГИГ-ГИК! Нет. Я музыкальный гик, который предпочитает слушать музыку дома, а поход на концерт – это уже немножко про другое.
Dave Schödinger: В основном, в Ставрополе и в Москве?
Электротата: Ну, да.
Dave Schödinger: А в других странах?
Электротата: Нет, ни разу.
Dave Schödinger: Есть ли у тебя ощущение, что инди-сцена «опопсела» (в плохом смысле слова)?
Электротата: Не совсем понимаю, о чём ты спрашиваешь.
Dave Schödinger: Что я имею в виду… Возьмём, к примеру, моих любимых Cage The Elephant. Их дебютный альбом вышел в 2008-ом году. Мощный, бодрый, перспективный в музыкальном плане. Я бы даже сказал, припанкованный такой достаточно… Группа заявила о себе, про неё узнали широкие массы. Потом через какое-то время она стала набирать популярность… В 2011-ом году выходит у них второй альбом “Thank you, Happy Birthday”. Тоже очень крутой, очень мощный, но, по-моему, он был не такой успешный. Потом, через какое-то время в 2014-ом году, у них выходит третий альбом, который с моей точки зрения, представляет собой… ну, абсолютное унылое говно! Что там с ними произошло… Я уж не помню… И, по-моему, где-то вот после этого момента я за ними следить перестал.
Сейчас попробую ещё раз сформулировать… Ну, то есть, ну нас есть бодрый такой… довольно… рочок, который появляется в середине нулевых. И в конце нулевых он ещё как-то держится, а потом где-то примерно с начала десятых годов он становится… таким… более унылым что ли. Это моё оценочное суждение, ошибочное или какая-то тенденция действительно есть?
Ну, ещё, к примеру, можно привести тех же припанкованных инди-рокеров Arctic Monkeys, которые, по легенде, якобы в 2006-ом году сами записали альбом, потом выложили его на Myspace… Он разлетелся каким-то бешеным многомиллионным тиражом в Британии, стал популярным. Потом группа в 2007-ом выпускает второй альбом… Тоже мощный! Их приглашают играть на (фестиваль – прим.) Glastonbury уже. Вот эта популярность, видимо, им дала как-то по мозгам, и в 2009-ом году выходит клип “Cornerstone”, где Алекс Тёрнер ничего больше не делает, как поёт в красном свитере.
Потом я как-то за группой перестал следить, и в 2014-ом году у них выходит одноимённый альбом “A.M.”, который мне тоже очень не понравился… Он очень отличается от того, что было раньше… И, опять же, представляет собой некое унылое говно. Можно ли вот это скатывание в унылость как-то объективно определить? Или это просто моё ошибочное мнение такое?
Электротата: Не во всём с тобой я могу согласиться, Дэйв… Ну, начнём с того, что… Я тебе так скажу… “A.M.” – потрясающий альбом! А, всё, что ты говоришь, это о-о-очень субъективно. Когда ты так говоришь, то размышляешь с точки зрения бытового слушателя, а не с точки зрения музыкального критика… То есть, всё, что сложнее звенящих гитары, быстрых ритмов, это для тебя попса, что ли? Как я понимаю, ты имеешь в виду… «обеззубливание» и приправление сахаром того, что казалось сырым. Вот того, что ты называешь бодрым… Так вот этот процесс не называется опопсением. Но!
Альбомы у Arctic Monkeys действительно очень разные. Да, это так. Мне, например, как бытовому слушателю всё, что было после “A.M.”, уже не особо интересно, потому что та экспериментальная ниша, в которую они перешли… Там есть гораздо более интересные представители жанра, чем попытки Arctic Monkeys уйти вот в это занудство… Ну, для меня лично, это занудство. Но, с точки зрения музыкальной критики, это очень даже неплохие концептуальные альбомы, которые… Как будто бы, бытовому слушателю, по большому счёту, не особо и нужны.
Dave Schödinger: Мы оба согласны в том, что занудство в их творчестве всё-таки появилось! (смеётся) Но мы расходимся в том, когда именно это произошло!!!
Электротата: Вот! Такая формулировка мне нравится гораздо больше, но это всё равно субъективно.
Dave Schödinger: Тогда возьмём тех же Franz Ferdinand, их можно назвать инди-группой? Или это изначально был такой коммерческий продукт, который создан, чтобы попасть в мейнстрим? Может быть, следует их называть не инди-роком, а пост-панк ривайвалом, и вообще это уже другая музыка?
Электротата: Ничего не могу сказать. Я, к сожалению, не знаю историю группы, не знаю, откуда они взялись…
Dave Schödinger: Из Шотландии…
Электротата: Ну, я не фанатка. Но, вообще, я бы их отнесла ко второй волне бритпопа, а не к инди-року… В принципе… Вот эта ниша британской музыки… В начале нулевых… Британский рок и американский различаются очень сильно! Гаражный ревайвал потрясающий – это Нью-Йорк! А более бодрый рок, чем у Oasis… Британский… Это уже вторая волна бритпопа… Я бы это так классифицировала.
Dave Schödinger: А, допустим, уже твои любимые The Wombats попадают под категорию инди-рока?
Электротата: Они разве были на A-ONE? Я их там не помню…
Dave Schödinger: Были где-то уже в 2011-ом году. На позднем этапе развития канала.
Электротата: Вот «Вомбаты» – это уже инди-рок… Я даже была на них на каком-то фестике…
Dave Schödinger: А как ты тогда вообще узнала про них?
Электротата: С помощью какого-то старого странного сайта… То есть, это были не торренты, а нормальный сайт на хостинге, посвящённый молодым интересным и редким группам… И туда постоянно закидывали новинки MP3-файлами… Это было очень удобно… По 5 мегабайт… Мне очень понравились треки с их первого альбома, и я мечтала попасть на их концерт… Вспомнила! Они с Kaiser Chiefs выступали, то ли в 2014-ом, то ли в 2015-ом году. Там sold out вообще полный был!
Dave Schödinger: Как ты думаешь, сколько существует в мире групп, начинающихся на The?
Электротата: Я не знаю, как ответить на этот вопрос! (смеётся) Много! Очень много! Однако, я добавлю кое-что по предыдущему вопросу…
Dave Schödinger: Да-да…
Электротата: Мне кажется, тебе нужно отходить от примитивного категориального аппарата. Ты ж музыкальный критик! Что значит группа «опопсела»? Вышла в тираж? В мейнстрим? Просто «попса» – это какой-то слишком оскорбительный термин для тех, кто делает поп-музыку. Не надо чморить хороший жанр. В попе нет ничего плохого… (смеётся) Во всех смыслах слова…
Dave Schödinger: Не-не-не-не… В поп-музыке нет ничего плохого! Ты меня не путай! (смеётся) Я просто разделяю поп-музыку и попсу. Поэтому мне хочется каким-то образом эту грань нащупать… А потом уже понятным языком её описать… Поэтому не могу с тобой согласиться, что в попе нет ничего плохого. Это просто бесполезная трата денег, на самом деле…
Электротата: (продолжает смеяться) Да я про музыку!
Dave Schödinger: Ну, да… Ну, да… Я так и понял… (смех постепенно закончился) Какая русскоязычная инди-группа, на твой взгляд, станет по-настоящему культовой?
Электротата: Мне кажется, у нас с тобой разный понятийный аппарат. Какие группы ты имеешь в виду?
Dave Schödinger: Например, Pompeya… Кто ещё? Какие-нибудь Cheese People… Или… Возьмём моих (почти) земляков – On The Go…
Электротата: Это уже старые музыканты нулевых. Если мы возьмём инди-сцену, с которой всё начиналось в России, то такая музыка, которая не укладывается в рамки… Те же On The Go… Или даже Bajinda Behind The Enemy Lines, Retuses… Вот эта вся… Кагорта музыкантов! То, да! Это инди-сцена. Так или иначе, они вписываются под твоё определение.