Полная версия
Федерико Феллини. Федерико и Джульетта. Маленькие рассказы о большом успехе
Во Флоренции Федерико устроился в одну из газет. А заодно – в крошечную компанию «Фебо», которая была ни чем иным как мастерской художника Демоса Боннини, с которым Феллини вскоре подружился.
Будни начинающего репортера состояли из беготни по городу в поисках маленькой сенсации и сочинении газетных заметок. Освободившись от редакционных дел, Федерико брал блокнот, устраивался где-нибудь на парковой скамеечке и принимался рисовать прохожих – совершенствуя свое искусство карикатуриста. Его небольшие юмористические рисунки Боннини предлагал вместе со своими работами в местные газеты и продавал в маленькой художественной лавчонке. Доход был грошовым, но Федерико вполне хватало. Ел он мало. Собственная внешность его не беспокоила – в том смысле, что он не придавал особого значения, во что и как одет.
Веселое, насыщенное событиями время. Федерико спасало еще и то, что он абсолютно не интересовался политикой. И в армию Муссолини идти уж точно не собирался. Мнение о фашистах, удерживающих власть в Италии в течение последних лет, у него было однозначное. Феллини считал их напыщенными идиотами.
17. Рим
В 1938 году Феллини оставил Флоренцию и переехал в Рим… Почему? Во Флоренции он не видел особых перспектив. Зарабатывал гроши. Никуда толком не мог устроиться. Федерико служил в разных газетах, но вне штата «вольным художником». Карьера провинциального журналиста явно не получалась, а Феллини был слишком тороплив, что вполне понятно в его юные годы.
В Риме он снял комнатку в привокзальном районе. Это было дешевое меблированное жилье, рассчитанное на эмигрантов, мелкую уличную шпану, возомнившую себя «мафией», и проституток.
Рим – столица, город больших надежд. Уж как-нибудь Феллини здесь пробьется – считал Федерико. И не ошибся. Как и любой мегаполис, Рим многообразен и ненасытен. Продать здесь можно все, даже бездарные стихи и пошлые песенки, не говоря уже об остроумных карикатурах и газетных фельетонах.
Спрос на произведения малой формы есть, остается оформить предложение… И Федерико снова взялся за карандаш и перо. В римских газетах, причем, в самых разных в этот период появляются многочисленные статьи и фельетоны Феллини. И, разумеется, карикатуры, по части которых Феллини стал настоящим профессионалом…
И снова его возможности совпали со скромными потребностями. Денег немного, но и нужна Феллини была сущая малость. Именно в тридцать восьмом к Федерико прилепилась кличка «Ганди». Он был так тощ, что едва ли ни светился. Мог съесть яблоко и чувствовать себя сытым и бодрым в течение всего дня.
18. Феллини придумывает гэги
Острое перо и нетребовательность к гонорарам Феллини вскоре привлекли к нему внимание профессиональных сценаристов и театральных режиссеров. Феллини фонтанировал забавными идеями. А что еще нужно для авторов скетчей и спектаклей для варьете, крошечных театриков и радио. К слову, итальянское радиовещание в те времена переживало не лучшие времена. Идеологическая пропаганда фашистов забивала, практически, весь эфир. Но дело-то было в Италии – в стране, которая всегда отличалась свободомыслием и некоторой художественной… расхристанностью. А потому место в эфире находилось и для юмористических программ, и для небольших радиопостановок.
В начале сороковых годов Феллини сочинил множество сценариев для радио и варьете, но еще больше – смешных эпизодов, гэгов, ставших частями чужих сценариев. Количество этих работ подсчету не поддается. И оплата наверняка была совершенно ничтожной. Но не в деньгах дело. Главное – школа. Придуманные Федерико гэги убедили Феллини в том, что важнейшей составной частью представления, каким бы оно ни было – театральной или радиопостановкой, либо короткометражной кинокомедией – является подробность, малозначительная с виду деталь, создающая атмосферу спектакля.
Этот урок будет Феллини усвоен и применен в будущих картинах. Но пока он впервые знакомиться с миром кино – на маленьких киностудиях Рима, тщившихся выжить в суровое военное время.
И снова Федерико придумывал гэги. Уже для кино.
19. Сценарист
Знакомство с кино для Феллини началось в 1940 году, когда он впервые попал в павильон, где снималась комедия с участием популярного в те годы комика Макарио. Это вышло совершенно случайно. Федерико пришел навестить одного из друзей. Увидел кинокамеру. Заинтересовался. Потом, когда Макарио, не обращая внимания на зевак, оттачивал какой-то эпизод, обронил фразу.
– Что? Что вы говорите? – поднял голову Макарио, вперившись взглядом в Феллини.
– Тут, мне кажется, подошел бы эпизод с банановой кожурой. Иначе вы падаете без видимой причины.
Макарио обернулся к режиссеру.
– Понял? Тащи банановую кожуру… Молодец, мальчик, – сказал он Феллини.
И Федерико, потолкавшись на площадке еще минут пять, ушёл по своим делам.
Когда он появился здесь неделю спустя, к нему подбежал какой-то человек (потом оказалось, что ассистент режиссера) и закричал:
– Ты где пропадаешь? Макарио закатил настоящий скандал. Требует отыскать тебя. А мы даже не знаем, как твое имя…
Так юный Феллини стал соавтором комедий Макарио. Сначала сочинял смешные гэги. Затем стал придумывать полноценные сцены. В 1943 году имя Феллини появилось в титрах в качестве соавтора сценариев. А на съемочной площадке он стал настолько частым гостем, что уже мог давать советы – и режиссеру, и актерам. Правда, денег эта работа почти не приносила. Основным источником дохода оставались сценарии радиопостановок.
20. Росселлини
К концу войны в Риме закрылись киностудии, а радио перестало заказывать сценарии постановок. Жить было положительно не на что. И Феллини снова принялся искать работу. Он устроился в типографию, но проработал всего несколько недель – предприятие тихо умирало из-за отсутствия заказов. Затем он поработал страховым агентом, оформителем магазинных витрин. Но все это были ничтожные и крайне нерегулярные заработки, прожить на которые было невозможно. От безысходности Федерико по совету жены (а он следовал советам Джульетты всю жизнь) поступил на юридический факультет Римского университета, решив убить сразу двух зайцев – скоротать смутное время и получить профессию адвоката, которая в послевоенной Италии будет пользоваться высоким спросом. Однако, проучился недолго. Жить было не на что…
Когда в Рим вошли войска союзников, Федерико зарабатывал тем, что в маленькой «Лавке смешных физиономий», открытой совместно с приятелем, торговал шаржами на всех, кто пожелает заплатить несколько лир. Американцы были в восторге – карикатуры шли нарасхват.
Однажды в лавку зашла Джульетта, которая привела с собой старого знакомого, встретившегося ей на улице.
– Ты должен с ним познакомиться, – прошептала Мазина, склоняясь к Федерико. – Это Росселинни.
Незнакомец, худощавый человек лет сорока, с интересом разглядывал выставленные в лавке рисунки.
– Ваша работа? – спросил он.
– Моя, – признался Феллини, слегка покраснев.
– Давайте знакомиться. Роберт… – сказал человек.
– Я знаю, – перебил его Феллини. – Вы кинорежиссер. Я видел ваши фильмы.
– И как? – спросил Росселинни.
– Замечательно!
21. «Рим, открытый город»
После того памятного визита Росселинни зашел к Феллини еще раз. Потом еще. Привел с собой Сержио Амидеи, представив его начинающим сценаристом. А спустя два месяца после освобождения Рима от фашистов Феллини закрыл свою лавку. И все втроем засели за сценарий фильма о войне.
Это была история о Сопротивлении и духовенстве. О том, как священник помогал бойцам Сопротивления, сражающимся с фашистами.
Фильм снимался в течение 1945 года и в том же году вышел на экраны, став одной из важнейших вех восстановления европейского кинематографа после Второй мировой войны. Но и не только. Картина, получившая название «Рим, открытый город», стала первых фильмом, открывшим эпоху неореализма.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.