Полная версия
Фердинанд Порше. Машина для народа. Маленькие рассказы о большом успехе
Только за первые четыре года Порше, получивший так нужную ему власть и материальные ресурсы, сконструировал целый ряд великолепных автомобилей высшего класса, ставших признанной классикой мирового автомобилестроения. Это были автомобили марок «Принц-Генрих», гоночная машина «Саша» и две серии спортивных автомобилей – ADM и ADR.
17. Зарождение мечты
Работа над престижными, дорогими моделями легковых и гоночных автомобилей позволила Фердинанду Порше заработать репутацию выдающегося автоконструктора мирового класса и совершить целый ряд важных технических открытий. В частности, на первых гоночных «Аустро-Даймлерах» Порше отработал технологию нагнетателей-компрессоров, резко повышающих мощность двигателя при открытии дроссельной заслонки. Изобретением Порше стал механизм компрессора – нагнетателем воздуха был сам двигатель. Чем больше обороты коленчатого вала, тем больше давление, создаваемое лопатками нагнетателя. Тем выше мощность, больше обороты, больше давление – и так далее вплоть до достижения двигателем максимально возможной мощности.
Порше увлечённо занимался разработкой гоночных «болидов» – благо, в деньгах его не ограничивали. Этой свободе он во многом был обязан собственному характеру. Порше был неуживчив, категоричен, не разбирал авторитетов, когда разговор касался дела. Хозяева его даже немного побаивались, понимая, чем его таланту обязаны…
Но вот какая произошла штука. Разрабатывая машины для нуворишей, Порше вдруг задумался – как было бы неплохо, если машина была бы доступна любому человеку. Самому обыкновенному, с небольшим или, скажем так, средним доходом. Чтобы автомобиль стал в полном смысле семейным средством передвижения, а не забавой для богатых бездельников.
В рабочих тетрадях Порше появляются первые наброски «народного автомобиля». Пока ещё только весьма приблизительные.
18. Сын Фердинанд
19 сентября 1909 года, спустя пять лет после рождения дочери Луизы, семейство Порше пополнилось. На свет появился единственный сын Фердинанда Порше, которого решили назвать тоже Фердинандом. Такова была традиция этой семьи – многие её члены носили имена предков.
Так уж устроен этот мир, что дочери в раннем детстве больше тянутся к отцу, а сыновья – к матери. Но в семье Порше было всё иначе. Маленький Фердинанд с ранних лет боготворил отца. Возможно, привычным в человеческом сообществе детским комплексам просто не было времени развиться – отец сутками пропадал на работе. А часто и вовсе жил в других городах, переходя из одного филиала компании, где работал, в другой, а то и меняя сами компании. До 1923 года Фердинанд Порше был редким гостем в собственной семье. И только спустя три года после смерти Алоизии семья – отец и его дети поселились в одном городе и в одном доме, чтобы никогда более не разъезжаться слишком далеко…
Отец души не чаял в маленьком Фердинанде. Поначалу мальчика называли Ферди – как когда-то его отца. Но гувернантке, воспитывавшей маленького наследника Порше, больше нравилось прозвище Ферри, хотя оно было уменьшительным от другого имени – Франц. Ферри и Ферри, прозвище закрепилось. И в солидном возрасте, когда Фердинанд-младший занял место покойного отца, его называли не иначе как Фердинанд «Ферри» Порше.
19. Первая машина Ферри
Старая проверенная веками истина – на детях талантливых отцов природа отдыхает. В случае с семьёй Порше природа… лишь разгонялась. Ферри ни в чём не уступил гениальному отцу. Наоборот, он стал не просто помощником и соратником, но другом, великолепным сотрудником и в полной мере продолжателем дела великого родителя.
О таланте мальчика говорит такой факт. Дети Порше никогда не испытывали нужды. Отец очень хорошо зарабатывал и старался ни в чём не отказывать ни жене, ни детям. Собственно, финансовыми вопросами семьи Порше не занимался – Алоизия попросту распоряжалась семейным бюджетом, приобретая то, что считала необходимым, включая, между прочим, и сам дом, который обустраивала по своему разумению. Но когда подросший Ферри запросил у мамы дорогую игрушку, Алиоизия отправила его к отцу. Да, не просто к отдыхающему после напряжённого трудового дня папе, а к главному конструктору Фердинанду Порше – в его личный производственный кабинет.
Мальчишка тут же собрался и отправился на завод. Отец, увидев на пороге конструкторского бюро Феррри, удивился. Спросил в чём дело.
– Папа, – осторожно начал Ферри, – я хочу автомобиль. Знаешь, такой маленький, для детей. Но чтобы с настоящим мотором.
Как поступил отец? Подвёл 12-летнего мальчишку к кульману, вручил готовальню и сказал:
– Хочешь машину – создай её сам. А я тебе помогу.
И что вы думаете? У Ферри всё получилось!
20. Только вперёд!
К 1910 году Фердинанд Порше уже не только признанный мастер в области автомобилестроения, но ещё и выдающийся спортсмен, входивший в десятку самых выдающихся, самых прославленных автогонщиков Европы.
Именно в десятые годы, вплоть до начала Первой мировой войны, в Фердинанде Порше во всю мощь проявится ещё одна характерная черта – азарт. В этом человеке уживались усидчивость, сосредоточенность, терпение и стремление к успеху, воля к победе, целеустремлённость. Необыкновенное трудолюбие, жажда познания, способность предвидения и азарт игрока, авантюрная жилка, бесшабашность. Неразговорчивость, почти угрюмость и тонкий юмор, самоирония.
Поразительное было время, когда изобретатели были и строителями, и испытателями собственных творений. Нужно ли говорить, что кабинетный работник, «бумажный творец» Фердинанд Порше был и заядлым автомобилистом.
Выдавался свободный час – Порше отправлялся в гараж, брал в руки гаечные ключи и возился с новой машиной. А если позволяла погода, то Порше выводил машину из гаража и мчался на тренировочный трек, где отрабатывал до автоматизма навыки скоростного вождения собственных машин.
В гонках он не всегда приходил к финишу первым – ему приходилось соревноваться с очень талантливыми профессиональными гонщиками. Но в числе призёров в те годы были его машины. Первые три места неизменно оставались за «Аустро-Даймлерами» конструкции Фердинанда Порше.
21. Ничего лишнего
Работа в «Аустро-Даймлер», а позже и в «Даймлер-Бенц», позволила Порше разработать основные принципы конструирования гоночных болидов, остающиеся неизменными до сих пор. В современных машинах «Формулы 1», участвующих в мировых гонках, можно без особого труда обнаружить все основные разработки, воплощённые Порше почти сто лет назад.
Любой гоночный автомобиль должен быть предельно лаконичным. В «Аустро-Даймлерах» и гоночных «Мерседесах» Порше нет ни одной лишней детали, ни одного украшения, которое бы не несло важной функциональной нагрузки.
Особенно показательны машины «Мерседес» моделей S и К, созданные Порше в 1923 году в Штутгарте, в главном офисе компании «Даймлер». Автомобили моделей SS и SSK оказались настолько удачны, что до сих пор вызывают восхищение посетителей выставок антикварных машин. Более того, эти модели считаются лучшими автомобилями «всех времён и народов».
Что отличает эти машины от прочих болидов 20-х годов? Очень маленький, можно сказать, минималистский кузов. Мощная прочная рама, но выполненная из ажурных балок – лонжероны рамы просверлены для их облегчения. Большая часть машины – огромный двигатель. Получается этакий локомотив на пневматических шинах. Диски колёс оспицованы опять же для максимального облегчения при максимальной жёсткости. Двигатель оснащён мощным компрессором, увеличивающим мощность при разгоне.
По словам Порше, гоночный автомобиль в идеале должен быть сконструирован таким образом, чтобы при достижении финиша он развалился бы на части…
22. Красота скорости
Ещё одно характерное качество гоночных автомобилей Порше – удивительная красота и гармоничность форм. Большие колёса болидов SS не кажутся гипертрофированными, хотя на деле они огромны. Громоздкий двигатель немалого и по нынешним меркам рабочего объёма (позже Порше на основе этих моторов создаст авиационные и даже танковые двигатели) не выглядит гигантским (речь, правда, не о машинах серии S, где применялись двухлитровые моторы). Всё подчинено одной цели – рекорду скорости. А скоростная машина не может быть тяжёлой.
В автомобилях Порше появляются алюминиевые блоки цилиндров, газораспределительные валы с отдельным приводом, короткие клапаны, выверенные каналы газораспределения. Удивительно, как конструктор, не обладавший современным инструментарием, компьютерами и сверхточными измерительными инструментами, создавал столь совершенные механизмы. Достаточно сказать, что личный рекорд скорости Порше – не его самого, как водителя-гонщика, а созданной им гоночной машины «Ауто-Унион» – составил… 436 километров в час!
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.