bannerbanner
Сергей Рахманинов. Божий ангел. Маленькие рассказы о большом успехе
Сергей Рахманинов. Божий ангел. Маленькие рассказы о большом успехе

Полная версия

Сергей Рахманинов. Божий ангел. Маленькие рассказы о большом успехе

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Сафонов и раньше косо смотрел на Зверева. И его учеников явно недолюбливал, считая, что у настоящего педагога любимчиков быть не должно. В чем-то Сафонов был прав. Но другой вопрос – в чем был неправ профессор Зверев? В том, что он воспитал плеяду великих музыкантов того самого легендарного «серебряного века»?

К постепенно осложнявшимся отношениям с руководством консерватории прибавился серьезный конфликт Рахманинова со Зверевым. Николай Сергеевич считал, что имеет право распоряжаться судьбой воспитанников так, как считает нужным. Рахманинову он прочил будущее великого исполнителя. И его увлечение сочинительством (как, к слову, и сближение с Танеевым) категорически не одобрял. В конце концов профессор Зверев и Рахманинов смертельно повздорили. Сергей переселился к тетушке Варваре Сатиной, сестре отца. Николая Сергеевича уход лучшего ученика расстроил. А сами неприятности в консерватории явно сократили его дни – профессор умер в 1893 году в возрасте 60 лет…

17. Петр Ильич Чайковский

Впервые с Петром Ильичом Чайковским судьба свела Рахманинова еще в 1886 году. Профессор Зверев представил великому композитору, посетившему стены Московской консерватории, своих юных воспитанников. Эту встречу Сережа почти не помнил – она так переволновался, что едва ни разрыдался, когда увидел улыбающегося Чайковского.

Но и потом Чайковский наведывался в консерваторию, чтобы «проведать своих». Обладая тончайшим чутьем на талант, с восторгом относящийся к успехам молодых коллег (чувство зависти было настолько же чуждо Чайковскому, как стремление к деньгам или к закулисным интригам), Петр Ильич внимательно следил за творчеством начинающих музыкантов.

Рахманинова Чайковский выделял особо. Великий композитор не стеснялся хвалить учеников Зверева в глаза, зная, что профессор держит своих любимцев в ежовых рукавицах. Хотя, на самом деле это было не так – Зверев был щедр на похвалы, он даже говорил педагогам консерватории, что не стоит бояться перехвалить учеников, нужно бояться того, что ободряющее слово не будет произнесено вовремя, и это может обернуться трагедией в жизни молодого музыканта. Зверев ужасно смущался – он обожал Чайковского не меньше, чем его ученики, которые слушали Петра Ильича раскрыв рты, чем часто веселили композитора.

О Рахманинове Пётр Ильич говорил Звереву, что Сергей, вне сомнений, лучший из его учеников. Особенно Чайковского удивляли физические данные Сергея. У Рахманинова был высокий рост и очень большие, гибкие кисти рук.

18. Сатины

Причина ухода Сергея от любимого учителя Николая Сергеевича Зверева была еще и в том, что профессор занимался только детьми, а консерваторских старшекурсников принимали другие преподаватели. Следующим после Зверева преподавателем по классу фортепиано Сергея стал двоюродный брат, тот самый Александр Ильич Зилоти, который посоветовал родителям Рахманинова перевести сына в Московскую консерваторию. Для самого Зилоти обучение Сергея стало началом педагогической деятельности, в которой он весьма и весьма преуспел.

Что же касается нового пристанища, то семья Сатиных – родной тетушки Сергея Варвары Аркадьевны и ее супруга Александра Александровича – стала для молодого Рахманинова такой же своей, какой была родительская семья. В доме Сатиных его всегда ждали, как собственного сына. Сюда, в московский дом Сатиных из Петербурга приезжала матушка Любовь Петровна с братьями и сестрами Сергея. У Рахманинова в этом доме была собственная комната. Был хороший инструмент, на котором он мог заниматься и оттачивать мастерство пианиста.

Нельзя сказать, что Сатины процветали. Их, как и семейство Рахманиновых, коснулся кризис, охвативший мелкие поместья российской провинции. Но в отличие от Василия Аркадьевича, Александр Александрович был человеком упрямым и предприимчивым. Нет больших капиталов, значит… будем сами зарабатывать на жизнь.

19. Ивановка

В собственности Сатиных было небольшое имение в Тамбовской губернии – село Ивановка. Когда-то ивановские поля обрабатывались крепостными крестьянами и приносили неплохие доходы. Теперь же Александр Александрович прибег к наемной рабочей силе и сумел организовать сельскохозяйственное производство так, что Ивановка после ряда «несчастных» лет возродилась. Люди отсюда не уезжали, а само имение стало приносить Сатиным какой-никакой доход.

Летом 1890 года, сдав экзамены и перейдя на следующий курс консерватории, Сергей отправился на лето в Ивановку вместе с Сатиными. Чудесные места, чудесный дом, чудесная атмосфера дружной любящей семьи. Рахманинову так славно работалось в Ивановке, что вскоре он сделал ее своей главной творческой «резиденцией» – с любезного приглашения Александра Александровича, который и слышать не хотел, чтобы Сережа отправился на лето в какое-либо иное место.

Пройдут годы, и Ивановка станет собственностью великого пианиста и композитора. Не безраздельной и полной – Рахманинов получит долю собственности, разделив ее с Александром Александровичем и членами семьи Сатиных. Это будет их общий договор. К тому времени Рахманинов еще больше сроднился с Сатиными – он стал мужем их дочери. И тесть, надо признаться, не мог на зятя нарадоваться…

Но все это будет намного позже. Пока же юный Сергей наслаждался великолепием среднерусской природы.

20. Наташа

И в московском доме Сатиных, и в их поместье в Ивановке дела у Сережи Рахманинова шли просто превосходно. Но не только доброе отношение и сердечность Сатиных была тому причиной. Была еще Наташа – двоюродная сестра Сергея. Наталья Александровна, совсем еще девочка (Наташа была на 4 года младше Сергея), к которой Рахманинов относился с особым душевным теплом.

Пока Наташа была еще девочкой-подростком, сорванцом. С ней Сергей с удовольствием носился по двору поместья, гулял по Москве, играл девочке свои первые фортепианные пьесы, которые кроме нее никто не слышал. Но с годами они настолько привыкли друг к другу, настолько сроднились, что дружба переросла в нечто большее. И в 1902 году, когда Наталье исполнилось 25 лет, они с Сергеем Васильевичем стали мужем и женой…

Как и любовь к профессии, любовь к женщине требует воспитания – прежде всего, чувств. Сергей Васильевич, а тогда еще просто Сергей, шел к своей любви долгие годы. Он привыкал, приучал себя к Наташе и Наташу приучал к себе, к своим пристрастиям, к своему страстному служению музыке.

Но возникает вопрос… все же родственники и достаточно близкие. Двоюродные брат и сестра… Но в дворянской среде, достаточно замкнутой и ограниченной узкими рамками (посмотрите на учителей Рахманинова, на людей, которым он обязан своим становлением – среди них очень много родственником будущего композитора) в сближении и последующем браке двоюродных брата и сестры не было ничего странного. За аналогиями можно обратиться к истории… королевских семей.

21. Первый концерт

В конце мая 1891 года Сергей Рахманинов стал дипломированным пианистом. То есть сдал экзамены и получил диплом Московской консерватории – одного из самых престижных музыкальных вузов девятнадцатого века. Экзамены сдал, но учебу еще не закончил. Ему предстояло защитить диплом композитора, а для этого проучиться еще целый учебный год. Поэтому окончание учебы на фортепианном отделении консерватории можно было считать промежуточным итогом многолетней работы.

Рахманинов уже много и весьма успешно сочинял, но пока не решался представить свои опусы на суд публики. Но играл, играл много и увлеченно. И готовился к первому в жизни большому концерту.

Концерт был намечен на 30 декабря 1892 года. В этот предновогодний праздничный день в большом зале Московской консерватории молодой Рахманинов должен был сыграть сложнейшие музыкальные произведения, впервые продемонстрировав московским меломанам и профессорам консерватории своё мастерство… Но никто не предполагал, что этот день станет днём премьеры Рахманинова как композитора. В программу концерта были включены его четыре пьесы – две для виолончели и фортепиано, и две пьесы-фантазии для фортепиано.

Концерт прошел с огромным успехом. Рахманинов впервые почувствовал, что такое аплодисменты благодарных слушателей. И… убежал за кулисы едва ли ни в слезах. Он считал, что сыграл очень плохо. Ему было стыдно… Кто бы только мог предположить, что творится в его душе? А консерватория чествовала юного гения. Да, уже определенно – гения.

22. Выпускник

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора