Полная версия
Образное парение в русской бане
А еще как-то раз я парил своего нового знакомого, молодого человека, которому слегка перевалило за тридцать, к которому я отношусь теперь как к своему сыну. Как обычно, перед заходом в парилку веду с ним душевную беседу, устанавливаю душевный контакт, помогаю очистить ему сознание, переключить на банный лад. Вижу, что его что-то сильно беспокоит. Говорю: «Рассказывай, не бойся, что там такое. Может быть, мы уберем это в парилке». Все он не рассказал, видно сильная боль за этим стояла, но мы добрались с ним до общего названия проблемы – обида. «Ну вот, – говорю, – давай с этой обидой и поработаем в парилке. Ты опишешь эту обиду, даже можешь мне не говорить подробности, но важно найти, где эта обида в тебе зацепилась. И я попробую ее вытащить из тебя. А ты мне помогай». Он согласился. Начинаю его парить. Вижу, что темная плотность прямо сидит на его спине. Спрашиваю: «Где у тебя эта обида скопилась?» «Где-то на шее», – говорит. Начинаю работать с этой плотностью разными способами. Ему же говорю: «Выговаривай всю свою обиду, выпускай и расставайся с нею, выкидывай ее из своего сознания». Слышу, начал бормотать. Вижу – плотность начала уходить. Поддаю пару и гоню ее уже нещадно. Говорю ему: «Если хочется – кричи». Как он закричит вдруг, я сам чуть не напугался. В общем, справились мы с ним вместе с его обидой. Прошибло его прямо до слез. Что уж там он сам делал, не знаю. Но в конце он сказал: «Много лет мучила меня эта проблема, и вот наконец-то отпустила. Мне так легко и радостно! Вот так баня! Как же это она делает?»
Что же происходит в бане? Попробуем в этом разобраться.
В бане человека очищают, лечат и исцеляют четыре основные стихии материального мира, или так называемые божественные энергии, энергии самого Бога: огонь, вода, земля и воздух. В ведической науке их еще называют первоэлементами, из которых сотворен материальный мир. Правда, есть еще один первоэлемент, который называется эфир, он идет первым в ряду всех первоэлементов. Одной из форм эфира является звук, его характеристика – звучность, звуконосность. Поскольку звук есть некая вибрация, то можно добавить еще и такую характеристику эфира, как вибрация, колебания. Этой стихией также можно пользоваться в бане. По сути, огонь, вода, земля и воздух содержат внутри себя стихию эфира, т. е. некие вибрации, и эфир используется вместе с этими стихиями, хотя им можно пользоваться и отдельно.
Огонь присутствует в печке бани, он нагревает камни в каменке, воздух в парилке, воду в баке и стены бани. Это все превращается в жар, который действует на нас через воздух в бане. Жар содержит в себе как сам горячий воздух, так и излучения тепла от камней, от нагретых стен и нагретой воды в баке. Эти излучения очень благоприятны для человека. Огонь дает полный спектр излучения, он содержит и очень жесткие излучения, и очень мягкие, но жесткие излучения преобладают. Для парения требуются именно мягкие излучения, можно сказать, вторичные излучения, которые исходят от нагретых камней, воды и дерева.
Водой мы смачиваем и ополаскиваем веники, а также омываемся после парилки. Кроме того, поливая раскаленные камни, мы получаем пар, который нас парит. Таким образом, вода нас омывает, а соединяясь с огнем в виде жара в камнях, образует пар, который витает в воздухе.
Земля присутствует в виде камней и деревянных стен, а дерево, как мы знаем, вырастает из земли.
Необходимо отметить, что в бане по-черному ко всему добавляется предварительное прямое воздействие на пространство бани огня и дыма, содержащего продукты горения деревянных дров со смолами, дегтем и другими веществами, а также осевшая на стенах после сжигания дров сажа. Прямой огонь и дым выжигают и вычищают пространство бани идеальным способом, а сажа на стенах поддерживает полученную чистоту. После топки бани по-черному в ней устанавливается абсолютная стерильная чистота, которую невозможно достичь ни в какой операционной палате. Там не то чтобы нет вирусов и болезнетворных микробов, там не удерживаются никакие тонко-материальные негативные вибрации и сущности. В этом кроется секрет мощного воздействия бани по-черному.
Все материальные стихии имеют свойство очищать человеческое тело при правильном их применении. Огонь сжигает и выжигает грязь, вода смывает грязь, воздух уносит грязь через движение, земля вбирает в себя грязь.
Баня позволяет убрать накопившуюся грязь, выделяемую из тела через поры в виде пота, а также ороговевшие и омертвевшие кусочки кожи. Кроме того, баня позволяет убрать грязь, которая оседает на теле после соприкосновения с воздухом, разными предметами и землей. Горячий воздух и горячий водяной пар заставляют тело интенсивно потеть, пар и влага пота размягчают грязь на теле, и она легко удаляется с тела даже просто водой, которой мы омываемся после парилки. Пот, выделяемый из тела в парилке, выносит на поверхность кожи шлаки, накопленные во внутренних органах. Так устроено человеческое тело, что при нагреве оно потеет, чтобы охлаждаться. При этом все внутренние органы начинают интенсивно выбрасывать накопленные шлаки, которые выходят на поверхность вместе с потом, их работа усиливается, что необходимо учитывать при регулировании температуры и времени нахождения в парилке.
Таким образом, баня помогает очистить поверхность тела от накопившейся грязи, а также освободиться от физической грязи (шлаков), накопившейся во внутренних органах в процессе жизнедеятельности. Поэтому после бани человек всегда чувствует облегчение и получает от этого удовольствие. Следовательно, можно сказать, что человек ходит в баню еще и для того, чтобы получить удовольствие.
Важно отметить, что повышение температуры тела человека в парилке действует на него примерно так же, как и повышение температуры тела при болезни. У человека температура повышается для того, чтобы уничтожить инфекцию, убрать из тела эту «грязь». Наверняка многие из вас испытывали на себе лечебный эффект от того, что основательно пропотели в постели (для этого многие специально пьют горячий чай с медом, с маслом, с потогонными ягодами и травами). Примерно такой же эффект происходит в парилке, когда жар от огня и пар нагревают наше тело. Кроме того, горячий воздух с паром входит в наши легкие. Если мы больны, мы вылечиваемся, если мы собираемся заболеть, то получаем мощную профилактику. Если раз в неделю делать такую банную профилактику, то никакая зараза в виде болезни не пристанет к нашему телу. Это знали наши предки, поэтому и ходили в баню регулярно.
Свойства материальных стихий таковы, что они действуют не только на грубом физическом плане, но и на тонком. И древней науке, и современной науке о человеке известно, что, кроме грубого физического тела, у нас есть еще и тонкое тело. Более того, у человека есть несколько тонких тел, однако я не буду здесь рассматривать их подробно. Для простоты изложения и понимания я объединяю все тонкие тела в одно тонкое тело. Так вот, материальные стихии также очищают и исцеляют тонкое тело человека, поскольку сами стихии также имеют тонкий и грубый планы.
Здесь необходимо отметить, что грубое тело и тонкое тело человека неразрывно связаны между собой. Разъединить их может только так называемая смерть. Можно даже сказать, что тонкое тело связывает душу с грубым телом человека, а сам земной человек – это душа вместе с его тонким и грубым телом. Проблемы и болезни в грубом теле, как правило, имеют первопричину в тонком теле, они связаны причинно-следственными связями, поэтому корень таких проблем всегда находится в тонком теле. Так, например, все напряжения в грубом теле начинаются от напряжений в тонком теле, говоря современным языком, от психологических проблем. Такие проблемы можно назвать внутренней грязью или нечистотами в сознании человека. Когда все тела человека чисты, в них нет никаких напряжений. Как говорится, если среда этих тел прозрачна, то и сам человек здоров, и в его теле не содержится болезненных плотностей. Напряжения и плотности в теле – признак и результат какой-то болезни. Напряжения и плотности в теле человека хранятся и поддерживаются за счет жизненных сил самого человека, они «съедают» его жизненные силы и не дают ему жить полноценно. Поэтому можно также сказать, что душа человека, облаченная в больные тонкое и грубое тела, содержащие напряжения и плотности, требует исцеления.
Возвращаемся к вопросу исцеления и очищения тонкого тела. Как же материальные стихии в бане воздействуют на тонкое тело человека?
Огонь и создаваемый им жар сначала расслабляют грубое тело, напряжения уходят, что приводит к расслаблению и снятию напряжений и в тонком теле, поскольку они связаны. Снятие напряжений может быть временным, а может быть и навсегда. Все зависит от того, как воспользоваться стихией огня, трансформированной в жар и пар, а также стихиями эфира, воды и земли. Для этого существуют вполне определенные приемы. Но даже временное снятие напряжения дает сильный оздоровляющий эффект.
Кроме поверхностной грязи вода забирает на себя и смывает внутреннюю грязь из тонкого тела, она делает это на тонком информационном плане. О таких свойствах воды известно издавна, да и современная наука уже выявила и доказала, что вода является мощным носителем и собирателем информации с огромной емкостью и что структурированная вода может исцелять и лечить многие недуги. Например, это может делать вода, структурированная молитвами или целебными камнями.
Земля, так же как и вода, не только вбирает в себя физическую грязь, но и может поглощать внутреннюю грязь из тонкого тела, очищая и оздоровляя его таким образом. Неслучайно в русском языке есть выражение «Матушка-земля». Неслучайно говорят о силе земли, которой она может наделить человека.
Воздух – это та стихия, которая вычищает, выветривает и уносит, особенно с жаром и с паром, накопленную в тонком и грубом теле грязь. Поэтому в парилке, кроме всего прочего, должна быть очень хорошая вентиляция, чтобы воздух мог беспрерывно циркулировать. Более того, желательно, чтобы в парилке было окно, открыв которое, можно было бы хорошо ее проветривать. Воздух с жаром и паром выносит из парилки не только запахи пота и физические эманации, но и негативные вибрации, исходящие из тонкого тела, т. е. его грязные вибрации.
Древние науки утверждают, что существуют бестелесные сущности, которые могут подселяться в тонкие тела человека. На Руси их называли чужими духами. Духи эти питаются внутренними жизненными силами человека и достигают своих корыстных целей, используя тело человека. Таким образом, они обессиливают самого человека и не дают ему достигать его целей. Приведу яркие примеры. Например, в пьянице живет дух, которому нужно наслаждаться винопитием и алкоголем. В курильщике живет дух, которому нужно наслаждаться табакокурением и никотином. В ловеласе живет дух, которому нужно наслаждаться сексом и женским телом. Парадокс состоит в том, что люди, в которых живут такие духи, отождествляют себя с этими духами и считают, что это они и есть, что это нормальный образ жизни. Есть еще другое название таких чужих духов – одержимость (чужим духом). Также есть большое количество всевозможных духов и одержимостей, возможно гораздо менее выраженных, которых мы зачастую не замечаем и считаем, что их присутствие в нас в порядке вещей и что это и есть мы сами. Впрочем, это самостоятельная тема, которую надо раскрывать отдельно. Здесь достаточно обозначить принцип существования таких болезней в тонком и грубом телах.
Так вот, баня, кроме всего прочего, способствует устранению таких болезней – чужих духов и последствий их пребывания в теле, поскольку они не могут долго находиться в такой сильной очищающей среде. Если к тому же человек, который парится или парит, имеет видение и способности изгонять таких духов, то очищение от чужого духа произойдет с высокой степенью вероятности либо временно, либо навсегда. Впрочем, это также отдельная тема, которую следует излагать в ином контексте. Стоит отметить, что даже временный исход чужого духа дает очень сильное облегчение, поэтому после бани многие люди чувствуют себя как «народившийся младенец», тело и сознание которого еще чистое и легкое, оно становится прозрачным, мягким, гибким. Складывается ощущение, что «сто пудов», давивших на нас, свалилось с плеч.
Приведу уместную здесь выдержку из книги Волхва Велеслава [20]:
На взаимодействии энергий огня и воды основан и русский банный ритуал. Именно ритуал, потому что у язычников посещение бани было обрядом святого причастия. В бане человек сливался с божественными энергиями воды и огня, очищаясь от негативной энергии и впитывая в себя живительную силу огня. Именно русская баня с ее влажным паром, наполненным ароматами пробуждающейся природы (от замоченных в воде веников), очищает, как считалось, не только тело, но и душу, пробуждает скрытые «резервы организма». Посещение парной бани, при правильной организации этого обряда, может принести душе человека больше пользы, чем посещение церкви. В этом обряде проявляется ведическое ощущение Бога.
Сейчас уже забыт обычай наших пращуров предлагать любому гостю посетить баню, а потом заводить в дом. И дело здесь совсем не в желании сделать гостю приятное. В этом ритуале заложена забота о чистоте собственного жилища. Гость не должен занести в дом энергетику (собранную им по разным дорогам, в разных местах), которая может навредить хозяевам дома.
Нужно отметить, что огромное значение имеет знание о том, как с помощью материальных стихий активно очищаться и исцеляться. Ставлю акцент на слове «активно». Ведь в бане возможно как пассивное, так и активное очищение. Можно просто прийти в баню, посидеть там, погреться, потом принять омовение водой, и это будет замечательно, это даст свой оздоровительный эффект. Но это пассивный подход. Для максимального эффекта нужен активный подход, нужны вполне определенные действия того, кто парится или парит другого человека. После активного захода в парилку человек может получить такое облегчение, что станет легким, как пушинка, и это дает ни с чем не сравнимое удовольствие. Русская пословица говорит: «Банька – не нянька, а хоть кого ублажит».
Итак, парильщик в бане может активно использовать для очищения, исцеления и оздоровления человека материальные стихии. И тут нужно понять, с помощью чего он это делает, чем он это делает и как он это делает.
Принято считать, что в русской бане парильщик парит вениками. И это действительно так. И в то же время это не так. Почему? Потому что веники он держит в руках. По сути, парильщик парит руками, а веники есть продолжение его рук. И нужно об этом постоянно помнить. Поэтому необходимо отчетливо понимать, что нужно делать парильщику руками, а еще точнее, что нужно делать руками с телом другого человека, хотя руками он его может и не касаться. Без такого понимания эффект парения будет иным. Однако необходимо добавить, что руки – это часть грубого тела, которое, в свою очередь, управляется тонким телом человека, а вместе они управляются душой. То есть мы парим другого человека в первую очередь своей душой, потом своим тонким телом, содержащим наши эмоции, потом руками и только потом вениками. А если быть еще точнее, то всем этим комплексом вместе. Когда говорят «от души», то всегда имеют в виду действие душой в первую очередь. И это тоже еще не все, потому что при этом мы используем для парения материальные стихии и их комбинации – эфир, огонь, жар, пар, воздух, воду, землю. Как их активно привлекать и использовать в парилке – это отдельная тема. Все это вместе взятое означает, что мы должны создавать четкий и ясный образ наших действий, удерживать этот образ и воплощать его в наших намерениях и движениях как на тонком плане, так и на грубом телесном плане.
Возникает следующий правомерный вопрос: «Чего же мы хотим достичь в результате парения? Что мы хотим сделать с человеком, которого парим?» На одном из банных семинаров я задал такой вопрос всем присутствующим и получил ответы, которые можно свести к следующим:
● попарить человека (без разъяснения, что это такое);
● поколотить или похлестать веником;
● сделать человеку приятное;
● прогреть человека;
● очистить человека;
● полечить человека;
● отблагодарить за то, что он меня попарил;
● сделать так, как это принято в бане.
И это все верно. Однако следует подумать о более высокой и универсальной цели для человека. Ведь чем выше цель, тем сильнее эффект. Одна из таких высоких целей для каждого человека – быть счастливым, потому что любой человек стремится к этой цели. Поэтому лучше всего принять именно такую главную цель в бане для парильщика – сделать другого человека счастливым. Вот только инструменты в бане нужно применить соответствующие, начиная от души и заканчивая вениками, используя при этом все четыре материальные стихии. В связи с этим очень важно, в каком состоянии парильщик парит другого человека. Потому что сделать другого человека счастливым полноценно можно только тогда, когда мы относимся к нему с доброжеланием, с уважением, с любовью. В ведической традиции, например, принято считать, что один человек делает счастливым другого, если бескорыстно удовлетворяет его чистые (не противоречащие желаниям Бога) желания, т. е. доставляет ему такое удовлетворение. Поскольку это не противоречит желаниям Бога, то тем самым удовлетворяется и сам Бог, удовлетворение которого является самым главным служением в жизни человека. И этот процесс принято называть чистым служением. Человека, который выполняет такое служение, можно назвать Слугой в высоком понимании этого слова. Парильщик в бане должен быть в состоянии именно такого служения и в положении именно такого Слуги, делающего все возможное, чтобы сделать человека, которого он парит, счастливым.
2. Подготовка к бане
2.1. Атмосфера и чистота в бане
Баню приготовить – что музыкальный инструмент настроить.
Русская народная пословица
Как отмечено в предыдущей главе (и в главах 7 и 8), баня по своей сути является сакральным, священным местом, где происходит очищение не только грубого тела, но и души, облаченной в тонкое тело, также содержащее нечистоты. Поэтому в бане следует сохранять чистую и благостную атмосферу. Необходимо относиться к ней очень уважительно и бережно. В бане не следует распивать спиртные напитки, принимать наркотики, курить табачные изделия, ругаться. Приходить туда лучше всего в ровном состоянии, без раздражений, без озлобленности. Весь негатив лучше всего оставлять за порогом бани, насколько это возможно. Входя в баню, вы должны понимать, что входите в иной мир, можно сказать, в другое измерение, в чистилище, поэтому нужно постараться оставить за порогом бани всю суету внешнего мира. Лучше всего на время бани отключить все телефоны, чтобы ничего не отвлекало вас от банного процесса. Те, кто верит в силу благовоний и кому нравится их применять, может их зажечь и очистить ими пространство бани. После бани, особенно после парения человека с болезнями или сложными психологическими проблемами, полезно также зажечь благовония. Хорошо и благоприятно также очищение пространства бани горящими свечами. Если вы верите в существование банника, зайдя в баню, поздоровайтесь с ним и пожелайте ему доброго здоровья. Можно попросить его хорошей бани и легкого пара. Уходя из бани, следует попрощаться с банником и поблагодарить его за легкий пар и хорошую баню. Можно оставлять баннику немного хлеба, воды или другой вкусной еды.
В бане необходимо поддерживать чистоту. Перед тем как начинать баню, нужно убрать весь мусор, промыть пол, полки, протереть пыль. В парилке должна быть особая чистота. После окончания бани важно сделать уборку в парилке и в бане, протереть пол, вытереть все насухо, убрать использованные веники, слить воду, которая использовалась для запаривания веников. Также необходимо проветрить парилку, и только потом закрыть двери.
Все, что написано выше, касается в основном семейной, домашней бани.
В последнее десятилетие в городах появилось большое количество бань общего пользования, через которые проходит людской поток, т. е. очень много людей каждый день. Конечно, в такой бане сложно держать нужную атмосферу и чистоту. Но раз вы уже попали в такую баню, то постарайтесь очистить ее пространство с помощью свеч, благовоний, молитв и/или заговоров, если верите в их силу и можете их применять. Также проследите, чтобы в бане была физическая чистота и не было чужих вещей, поскольку они аккумулируют чужие вибрации, а в бане вы очень сильно открываетесь и можете подцепить ненужные вибрации. Лучше использовать только личные банные аксессуары, поскольку это не только элементарное гигиеническое требование, но и условие для сохранения чистоты на тонком плане.
2.2. Как и чем лучше топить печь в бане?
Добрая та речь, что в бане есть печь.
Добра та речь, где про баньку да печь.
Русские народные пословицы
Печка – это сердце бани, с нее она начинается. Безусловно, печь в бане лучше всего топить дровами, а из всех видов дров – березовыми. Хороши также дубовые дрова, однако дуб не везде распространен в России, к тому же он относится к ценным породам дерева, поэтому его жалко использовать на дрова. Дрова хвойных пород менее теплоемкие и в них гораздо больше смол, которые при сгорании дают много нежелательных веществ, хотя сами смолы полезны. Топить нужно до тех пор, пока воздух в парилке не прогреется примерно до 100˚С, закрыв перед топкой все окна и двери, а также вентиляцию. Можно поднять температуру и выше, но для парения с вениками этой начальной температуры вполне достаточно, поскольку потом она сама будет плавно опускаться, а париться нужно при более низкой температуре. Важно, чтобы камни набрали жару, которого хватит на всю баню. О температурном режиме в бане написано в главе 5, посвященной процедурным вопросам.
В идеале заходить в парилку нужно тогда, когда в печке все дрова прогорели, могут остаться только угли, которые уже не горят открытым пламенем. Это связано с тем, что открытый огонь содержит очень жесткие излучения, которые нежелательны в парилке. Эти излучения проходят через стены печки, да и сами стены печки при этом излучают очень сильный жар, который жжет тело. Особенно это чувствуется на ногах, если у печки нет экрана, защищающего от прямого излучения. Поэтому при сильном огне в печке не стоит париться.
Если вы видите, что стены печки раскалены до красна, то париться ни в коем случае нельзя! Жесткие излучения не дают телу расслабиться, резко увеличивают нагрузку, возникает состояние дискомфорта, появляется желание поскорее покинуть парилку. Лучшая ситуация возникает тогда, когда вы протопили парилку и запаса жара хватает на все время парения. Для этого желательно делать печку с хорошим запасом по мощности и иметь побольше камней для нагревания, поскольку именно камни держат тепло и отдают его постепенно, поддерживая температуру в парилке. Поэтому лучше использовать камни с максимальной теплоемкостью.
В крайнем случае, если запаса тепла не хватает, чтобы поддерживать температуру на весь период парения, можно подбросить пару небольших полешек, но при этом регулировать поддувалом силу огня, уменьшая эту силу до минимума, чтобы поленья горели медленно.
2.3. Подготовка полков
Поддай парок да лезь на полок.
Русская народная поговорка
Полки, на которых вы будете сидеть и лежать, лучше всего закрывать каким-нибудь тканым натуральным материалом, чтобы сами полки не впитывали пот с тела и влагу, а также негативные вибрации, которые собирает вода, стекающая с веников. Таким образом, полок всегда остается чистым. Кроме того, тканый материал не обжигает тело так, как жжет нагретый открытый полок. Обжигающий полок не дает телу расслабиться. Можно положить на полки половики, которые вяжутся из обрезков тряпок, а сверху постелить плотную простыню. При этом сохранится жесткость полков, но добавится и некоторая мягкость, которая позволит телу максимально расслабиться. Простыня будет собирать пот с тела и влагу с веников. Желательно простыню менять после каждого человека, которого вы парите. Половики после каждой бани нужно стряхивать и выколачивать на улице, а также просушивать в парилке. Периодически половики нужно стирать.
Некоторые парильщики любят париться на сене, которое укладывается на полки. Сено дает травной аромат и дополнительное воздействие эманаций трав на поверхность тела. Перед началом парения можно слегка опрыскать сено теплой водой, чтобы оно обмякло. Однако дело с сеном хлопотное, далеко не у всех оно есть под рукой, да и требует большой уборки после парения. Но если уж вы постелили на полок хорошее сено, то мягкий травной аромат вам обеспечен на все время бани.
2.4. Подготовка веников
Банный веник – главный лекарь.