Полная версия
Хроники раздора
Кара бросила на него полный недовольства взгляд, но всё же пояснила:
– Как правило, людей, которые решили уйти от долгов пересозданием персонажа, находят в течение недели, максимум двух. Обычно для этого требуется просто просмотреть логи персонажей, с которыми вы контактировали. Мой, например, или Чиалы – за это, кстати, нам тоже неплохо заплатят.
– Хорошо, предположим, через персонажа не выйдет, а если мы пересоздадим аккаунт? – упорствовал Тукан.
– Ты готов заплатить за ещё одну копию игры лишь бы не отдавать долг? – вмешалась в разговор Фиона. – Мы, если так подумать, действительно виноваты…
– Она права, – согласилась Кара. – Тут ведь вам не предлагают какую-то крамолу или кабальные условия – просто отработать нанесённый ущерб. Не вы первые, не вы последние.
– О да, – подтвердил Фопс, – как думаете, с чего бы вдруг тут возникла эта дыра?
– Мне это всё равно не нравится, – скрестив руки на груди, сказал крестоносец.
Фалайз задумчиво посмотрел на свои пальцы, занесённые в характерном для щелчка жесте, и спросил:
– Пока я на городской службе, мне ведь не придётся оплачивать новые разрушения?
– Придётся, поэтому советую почитать, что делает навык «Дикая магия» и как его контролировать, если это слово вообще применительно в этом случае, – холодно ответил Фопс. – И думать, прежде чем использовать в городской черте.
Новичок вздохнул и, обращаясь к Фионе и Тукану, сказал:
– Слушайте, я понимаю, что вина за всё произошедшее лежит только на мне, хоть и вас обвиняют тоже. Поэтому если вы хотите… ну это, соскочить – не обижусь. Бегать создавать новые акки я не собираюсь. Отработаю уж как выйдет, два месяца гринда – это…
– Скотина ты! – прервал его Тукан. – Как после такой речи можно вообще сказать тебе «нет»?
– Кроме того, представляю, как ты со своими «способностями» будешь отрабатывать, – дополнила его Фиона. – От этого места камня на камне не останется! А мне оно понравилось – здесь улицы красивые… Кгхм, в смысле были.
– Так вы остаётесь? – с удивлением спросил Фалайз.
– Разумеется! – хором ответили его сопартийцы.
***
Тем временем в замке, называвшемся «Ставка Фрайка», расположенном сильно севернее Амбваланга, зашёл в игру никто иной, как сам Фрайк. Личность эта была фактически легендарная, окружённая целым ворохом слухов и сплетен разного толка. Взять хотя бы его стаж – играл он ещё с закрытого бета-теста, застав «Хроники раздора», можно сказать, в первородном состоянии. Именно с его подачи многие игровые регионы и монстры получили свои названия. Те же хомяки, которых ещё день назад мучал Фалайз, например.
Другим терзавшим многие умы вопросом был уровень этого персонажа. Прокачка в «Хрониках раздора» была ограничена лишь вашим желанием тратить на это время – количество опыта на каждый новый уровень росло в геометрической прогрессии. Во всей игре не набралось бы и пяти персонажей, которые могли увидеть уровень Фрайка, но даже они не спешили раскрывать эту тайну, уважая легенду.
Во многом благодаря именно ему орды монстров, нахлынувших с территорий, ныне называвшихся Пустошами и грозящих захватить весь континент целиком, удалось остановить. Он же сумел на практике показать и доказать, насколько губительными для мира «Хроник» были действия некоторых игроков, бездумно грабивших и убивавших всё на своём пути.
Однако от тех времён остались лишь легенды и весьма почётная репутация. К моменту, когда Фалайз, Тукан и Фиона выслушивали сумму своего долга от Фопса, Фрайк давным давно отошёл от политики. Он и его клан, называвшийся «Орденом искателей Истины» или просто «Орденом», занимались исследованием мира «Хроник», не вмешиваясь в дела других. Уединившись на небольшом пятачке земли, Орден занял древний замок, переделав его под свои нужды и дав новое название в честь своего бессменного лидера. Очень быстро клан прослыл не только былыми заслугами, но и как составители наиболее точных карт, гайдов и различных бестиариев.
Кабинет Фрайка располагался на вершине самой высокой башни замка, откуда открывался отличный вид на округу. Этому очень способствовало множество больших окон, прорезанных во всех стенах помещения, кроме южной – её целиком занимала самая большая и самая подробная карта континента Аркадии из когда-либо созданных в «Хрониках». Внутреннее же убранство кабинета не стремилось поразить всякого оказавшегося здесь своим богатством – это делали предыдущие помещения замка, а это служило исключительно целям функциональности. Библиотека, содержащая в себе информацию об игре, сравнимую лишь с той, которой обладали разработчики, картотека всех городов и локаций, стеллажи с картами и множество другой бесценной информации хранилось здесь, в личном доступе всего одного человека.
Сам Фрайк был статным, высоким, черноволосым эльфом с пронзительным, но немного отрешенным взглядом зелёных глаз. Одет он был в просторную мантию практически такого же цвета, как и его волосы. На нём не было никаких украшений или оружия, только изготовленный на заказ из метеоритного серебра значок, изображавший рычащего дракона. Знак этот – ещё одна из множества загадок, окружавших легенду, – почему его иногда, по старой памяти, называли рыцарем-драконом. Многие, путая причину и следствие, считали, что это из-за личного герба Фрайка – дракона. Однако точно ответить на то, откуда в таком случае взялся герб, никто не мог, сразу пускаясь в область предположений.
Сегодня Фрайк был как обычно спокоен до отрешённости, хотя немного и опоздал, нарушив собственную традицию заходить в «Хроники» ежедневно ровно в восемь. Он принял от Секретаря сводку новостей, оформленную как газету и, сев за свой стол, принялся неторопливо её читать. Наблюдавший эту сцену со стороны мог бы подумать, что в кабинете лишь один живой человек и что Секретарь – это просто бот, однако сразу же бы ошибся.
Кто же станет в какой-то игре вот так покорно ждать? Ответ: любой член Ордена искателей Истины. Дисциплина в этом совсем небольшом клане стояла железная, а требования к кандидатам на вступление были заоблачными. Однако многие, особенно из тех, кто застал игру на релизе, были готовы всё это терпеть. Ходили слухи, что для того, чтобы Орден внепланово собрался, требовалась всего одна команда и не более получаса.
Помощник Фрайка имел не менее интересную и загадочную историю, нежели его господин. Этот персонаж заведовал всеми делами Ордена, но сказать что-то о нём самом было невероятно сложно. Взять хотя бы его внешность: вроде темноволосый, средних лет, но стоило отвернуться и посмотреть ещё раз, как ты замечал, что его волосы скорее рыжие и другой длины, а сам он молодой юнец. И так каждый раз. О его прошлом тоже ничего не было известно. Никто не знал историю Секретаря до Ордена. Многие даже сомневались в том, что она вообще была. Они существовали исключительно вместе, как единое, неразрывное целое.
– Ганза повышает цены на коней. Когда этим рвачам уже станет достаточно? Северный туннель Заводного города опять обвалился. Ничему их жизнь не учит. Союз опять копит силы на границе со Стонцией. Будет всё как и всегда: сначала успех, затем красных разобьют. Когда они уже поймут, что окружены врагами, которые не дадут им вырасти ещё раз? Хм, в Амбваланге сегодня шумно, слишком, – хмыкая, отмечал Фрайк, любивший походя комментировать новости. – Крысиная возня…
– Это не единственные новости из этого города, магистр, – протягивая ему другую «газету», представляющую из себя заметку Кимеры, сообщил Секретарь.
Немного удивляясь, предводитель Ордена взял её в руки и сразу же скривился. Прочитав заметку полностью, Фрайк с горечью отметил:
– В наших рядах завёлся крот. Она слишком много знает для стороннего наблюдателя – есть источник внутри, который даёт ей сведения о нашей деятельности.
– Оформить заявку в гильдию Убийц? – с проблеском надежды в голосе спросил Секретарь.
– Нет, ни в коем случае. Не хватало давать ей или кому-то ещё повод поверить, что эти бредни хотя бы на одну десятую правда. Как обычно ограничимся кратким ответом…
Помощник достал лист бумаги и приготовился писать.
– «Хороший задел для фанфика, жаль, что он подан под соусом истины. Грядущая осень вызывает искреннее беспокойство о душевном состоянии госпожи Кимеры», – немного подумав, Фрайк добавил, но уже не для записи, – пускай Зелёный Всадник отправит своих ребят в Амбваланг, и позаботься о том, чтобы в Союзе Запада присутствие этой проныры стало нежелательным.
– Будет выполнено, магистр, ещё какие-то указания на сегодня?
– Новые отчёты от поисковиков?
– Всё ещё не поступали.
– Тогда можете быть свободны.
Когда Секретарь ушёл, Фрайк неторопливо встал из-за стола и некоторое время наблюдал за закатом в ожидании, что, может, один из отчётов всё же придёт. Однако солнце уже село, а покой легенды никто так и не потревожил.
– Не сегодня, – вздохнув, спокойно констатировал он и покинул игру.
Глава 3 – Первые заработки
«О чём будет ваша игра?» – спросили у Роджера Фаррела, главы и одного из основателей «TetraVirt», во время Е4 20ХХ года. «О том, как замечательно самому писать историю!» – воодушевленно ответил разработчик. История умалчивает, сам ли он придумал эту фразу или её подсказал кто-то из маркетологов «Mony», которые к тому времени плотно взяли перспективную студию под своё крыло, но она очень тонко и метко описывает всё то, за что мы с вами любим «Хроники раздора».
Максим Солоряков, игровой портал gamestop.ru
Зайдя в игру на следующий день после гонки с огненным элементалем, которая закончилась попаданием в долги, Фалайз обнаружил две вещи.
Первая – он стоял аккурат посреди шумной стройки. Дело было в том, что, поговорив с Фопсом, они с сопартийцами решили разойтись и продолжить на следующий день, договорившись встретиться, по новой традиции, в шесть часов. Выходил Фалайз, так сказать, «не сходя с места преступления», что по возвращению обернулось неожиданностью.
Целая уйма ботов-рабочих под чутким присмотром игрока-прораба, зачем-то вооружённого кнутом, укладывала новую мостовую. Причём не скупясь, и местами прямо поверх остатков прежней, что наверняка порадует археологов, если таковые когда-нибудь в Амбваланге появятся.
– Чего встал?! – крикнул на Фалайза прораб, помахивая кнутом. – Стройку никогда не видел или пришёл, как тот вчерашний криворучка, чего-нибудь сломать?
– Я не специально, – тихо ответил новичок на упрёк в свой адрес.
Однако его уже не слушали – всё внимание прораба захватил один из ботов-рабочих, который принялся вместо камней укладывать в качестве мостовой свой инструмент.
– Ослина, ты чего творишь?! За это деньги плочены! А ты как кладёшь? Сказано же ведь: широкую на широкую! ШИРОКУЮ НА ШИРОКУЮ, СУТУЛЫЕ ВОЛКИ!
Раздался щелчок бича, и плитка сразу начала укладываться по всем требованиям ГОСТ-а. Заодно стало понятно, зачем прорабу был нужен кнут – он улучшал лидерские навыки и придавал словам авторитета.
Переместившись в более уединённое и тихое место, Фалайз перешёл ко второй вещи, обнаруженной после входа в игру. Ею было письмо, пришедшее ему на внутриигровую почту.
«Есть работа. Найди меня в гильдии Приключенцев, Кара».
Новичок не помнил, давал ли он свои игровые данные кому-то кроме Тукана и Фионы, но решил не забивать себе голову этим. Интуиция подсказывала ему, что эта особа, захоти она его найти, отыскала бы и в реале. Вместо этого новичок, спросив где располагается нужная гильдия у первого же попавшегося на глаза торговца, направился туда.
Однако ни среди экспонатов первого яруса, ни возле карты на втором Кары не было. Не знал где она и бот-распорядитель, а спрашивать у явно очень занятых чем-то своим игроков Фалайз постеснялся, поэтому, спустившись вниз, принялся, разглядывая трофеи гильдии, ждать.
К удивлению, первой появилась по его душу совсем не Кара, а Тукан с Фионой, которая сегодня прямо-таки пылала жаждой действий.
– Нам надо срочно сходить за город! – решительно сказала она.
– Эм, зачем? – не понял новичок.
– По пути расскажу.
– Но меня ждёт Кара…
– Судя по сказанному вчера, она может тебя найти, даже если ты аккаунт поменяешь – так что как-нибудь справится и с этим.
Вопреки своим же словам, в первую очередь Фиона направилась не на выход, а к распорядителю гильдии, к которому, как назло, выстроилась небольшая очередь.
– А что ты вообще задумала? – пока занимая место в самом хвосте, спросил Фалайз, однако жрица не удостоила его ответом.
Вместо неё решил выступить Тукан:
– Эм, ну как бы надо же, ну это, узнать…
– На что ты годишься, – раздраженно закатывая глаза вмешалась жрица, недовольно глядя то на новичка, то на крестоносца. – Он-то ладно! Но я же тебе это две минуты назад по пути сюда рассказывала, как ты мог забыть?
– День такой, – огрызнулся крестоносец.
– Может, не надо? – опасливо заметил Фалайз. – Вчера…
– Поэтому мы и идём за город, – не давая ему договорить, заявила Фиона. – Лист задания, пожалуйста.
Она требовательно выставила руку, и новичку ничего оставалось, кроме того, как отдать ей листок, выданный Карой ещё в первый день игры.
– Обналичьте, будьте добры, – передавая его боту-распорядителю, сказала жрица.
Получив три приятных глазу монеты, она, ничего не говоря, сгребла их в свой кошелёк.
– Эй! Это мой золотой! – попробовал возмутиться Фалайз.
– У нас, товарищ, нет ничего своего, – назидательно произнёс Тукан. – Дело партии – дело всего трудового народа!
– Просто удивительно, а ведь ещё минуту назад ты не мог связать двух слов, – заметила, с решимостью направляясь на выход, Фиона.
– А я непредсказуемый в своей тупизне! – самодовольно похвастался крестоносец.
Покинув здание гильдии, троица не сразу направилась за город, а сначала неторопливо прошлась мимо рядов торговцев, коих перед восточными воротами было огромное множество. Что именно она ищет, жрица не стала объяснять, просто шла вдоль улицы и глядела даже не на товар, а на самих торгашей. Причины такого поведения стали ясны, когда Фиона остановилась возле знакомого лица – это был один той троицы, которая накануне объясняла жрице принципы призыва элементалей, а именно Горчер, бойко торговавший со своей передвижной лавки всякой мелочёвкой и расходниками.
– Опять вы, – опасливо косясь на Фалайза, вместо приветствия заметил он, – чего надо?
– Самые простые зелья маны. Десять штук, – доставая из кошеля одну монетку сказала Фиона.
Торговец с усмешкой посмотрел на золотой и отрицательно покачал головой.
– Оставь себе на мороженое. Добро за добро, – он выудил откуда-то из-за прилавка десять небольших синих бутылей и поставил их перед компанией.
– Спасибо, – очень удивилась такому поступку жрица и принялась распихивать зелья по немногочисленным кармашкам своей одежды, а те что не влезли всучила Тукану.
– Вы хотите посмотреть, на что способно это чучело, не так ли? – вдруг спросил Горчер.
– Как вы…
– Деточка, я не Шерлок, но тут всё ясно с полувзгляда. Иначе зачем тебе эти зелья – за городом-то ману восстановить можно только ими или едой. Лучше купи ему посох, – торговец ухмыльнулся, – продам всего за золотой.
– А он как-то поможет? – спросил Фалайз.
– Ой нубы… – вздохнул Горчер. – Конечно, поможет! Любой посох, даже такой убогий как тот, что я тебе дам, как минимум позволяет тебе выбирать цель заклинания.
– Ладно, – пожала плечами жрица, перекидывая ему монетку, – давайте.
Торговец в ту же секунду извлёк из своих закромов небольшой посох, выглядящий так, будто кто-то взял доску из старого забора и слегка её «облагородил», добавив непонятные узоры.
– Сражаться в ближнем бою этой штукой я бы не рекомендовал, – честно предупредил Горчер.
– Почему? – удивился Фалайз, уже вовсю крутивший новую игрушку в руках.
– Что, похоже на то, что он крепкий? Сломаешь, вот что.
– Сколько стоит такой, чтоб им можно было махаться? – полюбопытствовал Тукан.
– Ну, это нужен дуб в качестве основы, со всякими вставками и припайками… – прикинул Горчер. – Думаю, тысячу за самый базовый вариант отдашь точно. А дальше – до бесконечности. Какой-нибудь боевой флюгергехаймер стоит как небольшой замок.
– Мда, наверное, проще самому сделать…
– Проще? – фыркнул торговец. – Да ты за одни ингредиенты отдашь тысячу и мастеру ещё сотню как минимум.
– Это получается, что такой посох тут продают ниже себестоимости? – сообразил крестоносец.
– Добро пожаловать в Амбваланг – место, где теряешь всякую веру в человечество, – мрачно ответил Горчер и, не прощаясь, переключил всё своё внимание и обаяние на другую группу игроков подошедших к его лавке.
***
– Прежде чем тебя найти, мы, – Тукан переглянулся с Фионой, – пришли к мнению, что все наши беды от того что у тебя нет достаточной мотивации, – крестоносец указал на «монстра» впереди. – Вот он, твой враг! Представь, что это мерзкое создание убило всю твою семью, надругалось над могилой брата, а затем съело твоего кота! Отомсти ему!
– Ты уверен? – спросил Фалайз, разглядывая довольно миленькую овечку впереди. – И у меня нет кошки. Да и брата тоже.
– Никаких сомнений, это создание – корень мирового зла. Оно повинно в голоде, холоде, жаре, в неработающем кондиционере и в том, что у тебя до сих пор нет девушки. Этакий Антихрист многостаночник. Но мы в тебя верим: ты сумеешь спасти нас от него!
– Ты со всем справишься, – поддержала Тукана Фиона.
– Должна же быть от тебя какая-то польза, – полушёпотом следом заметил крестоносец.
– Мне начинать? – взмахивая посохом, поинтересовался Фалайз.
– Нет! – хором рявкнули его сопартийцы.
– Бога ради! Мы же ещё не спрятались!
– Ладно-ладно.
Дело происходило к востоку от Амбваланга, на прекрасных, покрытых зеленью и полевыми цветами холмах. Которые какой-то шутник обозвал Оконными. Из сплошного сиренево-зелёного ковра, который мерно колыхался на ветру, то и дело выступали внушительные, похожие на зубы скалы. Здесь не было никаких опасных монстров, источников ресурсов или чего-то ценного, только безобидные овцы. Вроде как чьи-то, но так как владельца на горизонте видно не было, делать с ними можно было что душе угодно.
Идеальное место для проверки разрушительных и не очень способностей. Нашёл его Тукан, когда от скуки лазил по интернету, а придумала, как применять им на пользу, Фиона.
Укрывшись за солидной скалой, Тукан крикнул оттуда:
– Махмуд, поджигай!
– Я не Махмуд, а Максим, – обиженно проворчал Фалайз сам себе и, нацелившись на ближайшую овечку, приступил.
Вначале у него получилась только пара практически безобидных искорок, но вот затем…
– Матерь всея кибернетика, – перекрестившись левой рукой и в обратном порядке сказал Тукан, выглядывая из-за скалы.
– И что мне теперь с ней делать? – глядя на овцу, которая стремительно прибавляла в размерах, спросил Фалайз.
Некогда милое создание выросло до размеров небольшого коттеджа, на чём, к счастью для вселенной, и остановилось. По холмам разнёсся рёв, который вполне можно было принять за звук трубы легионов, если не самого Сатаны, то кого-то из его ближайших помощников.
– Э-э-э, действуй по плану! – зачарованно глядя на овцу, ответил крестоносец. – И выпей зелье!
– По какому ещё, б-баклан, плану? – выругавшись в матфильтр, спросил новичок.
– По самому благоразумному, и аккуратнее с… упс.
Впрочем, кроме как размерами овца ничем не изменилась. Пытаясь жевать, ставшую слишком маленькой траву, она, сотрясая землю, побрела дальше. Всё бы ничего, если бы на её пути не стоял Фалайз. Послышался хруст – новичок, разумеется, не успел увернуться. На его счастье, усиление, которым он удостоил животное, кратно увеличило все основные показатели цели. Овца стала вдесятеро крупнее, тяжелее, здоровее, выносливее и стала наносить не скромную единичку урона, а все десять.
– Нет, ну что-то в этом есть такое от буддизма, – принялся рассуждать Тукан. – Сказано было: «убей своего врага» – а кто, как не он сам, после всех этих происшествий в городе его враг?
– Фалайз, ты как там, в порядке? – пытаясь перекричать громоподобное блеянье, спросила Фиона.
– Нормас… сейчас отдышусь и ка-а-ак… – послышался сдавленный ответ из отпечатка копыта.
– Ну ты давай, это, атакуй, что ли, – подбодрила его жрица, а Тукану в это же время шепнула, – если так продолжится, то мы никогда не отработаем долг.
Неожиданно рядом со скалой, за которой они вдвоём прятались, возник чёрный шар размерами с теннисный мяч. Провисев так пару секунд, он закружился, увеличиваясь в размерах, а затем лопнул, являя на свет Кару.
– Сказано же было: ждите в… – сразу же недовольно проворчала она, но увидев, что тут происходит, запнулась, – ух, весело тут у вас.
– Э-э-э-эксперименты, – очень характерным голосом произнёс Тукан, приветствуя нежить. – Пытаемся понять, что нам делать с этим всем счастьем. Пока единственный вариант: сдать в реале на органы, купить у перекупов золото и играть вдвоём.
– ЭЙ! Я вообще-то всё слышу, – раздался голос Фалайза. – Привет, Кара!
– Привет-привет.
– Это хорошо, значит, теперь ты в курсе, какой у нас план «Б», – спокойно ответил сопартийцу Тукан.
– Посох ему купили – неплохо, – оценила Кара. – Ещё бы что-нибудь на удачу и саму удачу в качестве навыка: снизите риск выпадения всякой дичи.
– Как это вообще работает? – раздражённо глядя на то, как Фалайза, который словно опытный фокусник достал из воздуха связку бананов, снова втоптали в землю, спросила Фиона. – В смысле, на кой чёрт этот навык вообще нужен?
– Да кто ж знает этих разработчиков. Он вроде как с релиза присутствует, и с тех пор я видела только одного игрока, решившего прокачать дикую магию. С таким же лицом, как сейчас у Фалайза, он бегал и орал, что больше не будет играть. Что-то, кстати, давненько его не было видно…
– Удачу? – переспросил Тукан, – Нам ему что, четырехлистный клевер найти или подкову?
– Ну-у-у… – кажется, Кара собиралась что-то объяснить, но тут на фоне громыхнул взрыв, прекративший блеяние.
Во все стороны полетели кровавые ошмётки. Тукан и Фиона, всё ещё прятавшиеся за скалой, отделались лёгким испугом, а вот нежить оказалась покрыта ровным слоем того, что ещё недавно называлось овечкой.
– Обожаю детализацию некоторых вещей в этой игре, – упавшим голосом сообщила она. – Пахнет так же плохо, как и выглядит, кстати.
Крестоносец, натянуто улыбнувшись, предложил ей платок, спёртый им в гильдии Приключенцев, но после крайне недружелюбного взгляда, гласившего что издевки закончатся предельно плохо, предпочёл воспользоваться им сам.
Стараясь не обращать внимания на то, что она теперь похоже скорее на сырую, несвежую тефтелину, Кара продолжила:
– Есть много амулетов и, тьфу…
Фиона насторожилась, правда не самой фразой, а реакцией нежити на что-то, попавшее в рот. С плохо скрываемым восхищением она спросила:
– У тебя что, не только нюхач, но и вкусовой эмулятор есть? Их же фиг достанешь! Нифига у тебя комплект снаряги!
Стандартное оборудование необходимо для вирт игры, включало в себя специальное кресло с системой нейроинтерфейса. Такой был способен транслировать игроку прямиком в мозг базовую информацию о происходящем в игре, иначе говоря: создавать иллюзию, что это игрок взаправду бегает по игровому миру.
Спектр передаваемых ощущений у таких устройств как правило был довольно скуден. Только самое необходимое – зрение, слух, осязание. Кроме того, даже это преподносилось зачастую в урезанном виде, без различных излишеств, но тут уже больше зависело от оборудования и конкретной игры.
Самые продвинутые системы вкупе с каким-нибудь замороченным симулятором вполне были способны создать перед игроком картинку, вообще ничем не отличимую от реальности в плане спектра передаваемых ощущений. Однако и стоило такое «удовольствие» очень много. Кроме того, оно было откровенно небезопасно для здоровья пользователя. Что же касается реализма, то его сводили на нет различные ограничения, например на боль или перегрузки.
Большинство игроков пользовались либо своими сборками, либо же покупали готовые от компаний вроде «Mony» или «Gigasoft». Вкус и обоняние устанавливались как отдельные модули ввиду не слишком большой популярности. С этим была двоякая ситуация: с одной стороны, передаваемые запахи и вкусы не могли похвастаться какой-то особой оригинальностью. Разработчики игр использовали примерно один набор ассетов на всех, из-за чего даже самые изысканные ароматы везде ощущались одинаково. С другой же, побольшей части игроку предстояло очутиться совсем не в булочных или парфюмерных магазинах. Бегать же по виртуальной канализации, вкушая весь спектр запахов и даже вкусов, не хотелось даже самым заядлым любителям реализма.
Разработчики конечно старались сглаживать углы, но помогало это слабо. Дело было даже не в программных ограничениях, а в психологических. Человеческий мозг, хитрец такой, прекрасно понимал, что розами в канализации пахнуть не может и что мутная вода в ней же имеет совсем не вкус сиропа. Поэтому нюхачи и эмуляторы вкуса были у совсем небольшого числа игроков.