bannerbanner
Леонид Утесов. «Дорогие мои москвичи». Маленькие рассказы о большом успехе
Леонид Утесов. «Дорогие мои москвичи». Маленькие рассказы о большом успехе

Полная версия

Леонид Утесов. «Дорогие мои москвичи». Маленькие рассказы о большом успехе

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

Всю неделю от Диты требовали общаться с учительницей на иностранном языке. С отцом это не проходило – Утесов не был полиглотом. С матушкой Леной – запросто, поскольку она сама была отлично образована и знала несколько языков. В будние дни Дита разговаривала с гувернанткой на английском, немецком и французском. И только в выходные ей дозволялось говорить по-русски.

В результате Эдит свободно владела тремя языками, не считая, разумеется, русского. Для эстрадной актрисы и певицы качество неоценимое, тем более с учетом специфики выступлений. Эдит выходила на сцену вместе с отцом на протяжении 17 лет. Она отлично ориентировалась в джазовом репертуаре и помогала отцу переводить на русский язык стихи популярных западных песен.

Впрочем, в детстве Дита об эстраде и не помышляла. Её манил драматический театр.

17. Детство и юность Диты

Удивительно, как пересекаются судьбы талантливых людей… Слово Утесову.

«Когда моя дочь была еще совсем маленькой девочкой, к ней на елку всегда приходило много сверстников. Среди других участников этого веселого праздничного действа был мальчик лет десяти, по имени Никита. Это был очень красивый мальчик, я бы даже сказал, необыкновенно красивый – светловолосый, лучезарно голубоглазый. Он уже недурно играл на рояле, умел всех смешить и даже сочинял музыку. Как-то он принес нам вальс, который назывался „Дита“…».

Прошло время. И мальчик Никита стал известным композитором Богословским…

Помимо занятий языками и изучения общеобразовательных предметов, Дита Утесова занималась пением, брала уроки игры на фортепиано, была слушательницей драматической студии Рубена Симонова и училась в Хореографическом училище имени Вагановой. Если с уроками мастерства драматической актрисы было все в порядке, то с танцами не заладилось. Хореографическое училище пришлось оставить, девочка была склонна к полноте.

Закончив в 1933 году студию Симонова, Дита рассчитывала получить приглашение в Театр имени Вахтангова. Но… так его и не получила. В том же году она впервые попробовала себя на эстраде – по предложению отца выступила с ним в его концерте. А с 1936 года Эдит Утесова стала постоянной партнершей отца по сцене, выступая в составе его оркестра.

18. Москва

Вернемся в дореволюционное время… Выступая на самых различных сценах Одессы, Утесов стал довольно популярной личностью. Однако, он ещё не пел – лишь иногда разбавлял юмористические миниатюры комическими куплетами и подыгрывал театральному оркестру со сцены.

В 1917 году Утесов отправился в Гомель, где проводился конкурс куплетистов. И… выиграл главный приз. Окрылённый успехом, он вместе с Еленой Иосифовной, тогда ещё профессиональной актрисой, выступавшей вместе с мужем, перебрался в Москву. Летом 1917 года Утесов организовал свой первый оркестр, выступая с ним в саду «Эрмитаж».

Это был еще не знаменитый утесовский джаз, а обычный эстрадный ансамбль, исполнявший куплеты и чужие песни. Репертуар состоял из популярных в то время песенок. А концерты не собирали большого числа слушателей – столичная публика была избалована звездами первой величины. А Утесова здесь еще никто не знал.

Восхождение к вершине славы для Леонида Осиповича произошло не в один момент. В 1917 году ему исполнилось 22 года. И он очень переживал, что еще никому не известен.

Однажды в сад «Эрмитаж» заглянул известный одесский певец Юрий Спиридонович Морфесси. Услышав игру и голос Утесова – хрипловатый, совсем не сильный, даже какой-то «домашний», Морфесси был им очарован. Подошел после концерта и пригласил Утесова в Одесский дом артиста.

В том же 1917 году супруги Утесовы (Елена Иосифовна сохранила свою фамилию Ленская) после скитаний по многочисленным театрам вернулись в родной город Леонида Осиповича.

19. Кинематограф

Они пробыли в Одессе около четырех лет. Город стал одним из эпицентров гражданской войны. Власть в Одессе менялась, театры то приостанавливали деятельность, то снова открывали свои залы для зрителей. И Утесовы работали, стараясь выжить и прокормить дочь, себя, матушку (отца Леонида Осиповича уже не было в живых).

Елена Иосифовна, которая была старше Леонида Осиповича на три года и опытней, как актриса, играла уже главные роли в драматических спектаклях. А Утесов был на вторых ролях. Ещё очень молодой, постигавший секреты актерского мастерства самостоятельно, он не вызывал большого доверия у театральных режиссеров и довольствовался любой ролью, какую ему только поручали.

Совсем ещё молодые, полные сил и желаний, супруги Утесовы посещали артистические вечеринки, знакомились с новыми людьми, захаживали при возможности в кинотеатры. В 1919 году на одной из вечеринок Леонид познакомился с начинающим кинорежиссером, снимавшим фильм на революционную тему. Слово за слово – разговорились. Режиссер говорил о кинематографе так пылко, что увлек и Утесова. И Леонид Осипович, всегда легкий на подъем, решил – надо попробовать.

Фильм «Лейтенант Шмидт – борец за свободу» был снят в полном смысле малыми средствами. Старенькая камера, острый дефицит пленки и практически полное отсутствие декораций. В «роли» Севастополя снимали Одессу, а вместо крейсера «Очаков» – старую военную посудину.

20. Первый фильм

Что это была за картина, сегодня даже трудно представить – фильм до наших дней не сохранился. Но известно, что Утесов сыграл в этой немой картине роль адвоката Зарубина.

Фильм «Лейтенант Шмидт – борец за свободу» остался незамеченным. В военные годы он демонстрировался в заштатных провинциальных кинотеатрах, существовал всего в нескольких затертых копиях и, по всей видимости, особыми открытиями не блистал. Театральная инсценировка, снятая на кинопленку, с утрированной игрой актеров, с примитивным сюжетом. Самая что ни на есть революционная агитка.

Вероятно, на судьбе первого фильма Утесова отразились и политические катаклизмы. Вряд ли в оккупированной интервентами Одессе крутили ленту про революционного лейтенанта Шмидта.

Но отдаленные отголоски этого фильма можно расслышать в советской литературе. Дети лейтенанта Шмидта в романе Ильфа и Петрова «Золотой теленок» появились не просто так. Авторы тоже были одесситами. И свое детство и юность провели в том же городе, в котором жил Утесов. Не исключено, что картина, которая должна была вызывать в зрителях патриотический и революционный подъем, приводила к обратному эффекту. Во всяком случае, Петр Петрович Шмидт в те годы был популярным персонажем, поскольку других героев русская революция ещё не обрела, но остро в них, в этих героях, нуждалась.

Для Утесова первый опыт в кинематографе стал началом пути к главной роли в его жизни – Кости Потехина в фильме «Веселые ребята».

21. Петроград

В феврале 1920 года Одесса была освобождена бойцами Григория Котовского. Одесситы, уставшие от неопределённости и ужасов военного времени, воспрянули духом. Кто хотел уехать, уехал. Утесовы и их друзья по театральной труппе остались.

Супруги продолжали играть в спектаклях, при этом в качестве примы на афишах обозначалось имя Ленской, а фамилия Утесова терялась в списке «остальных участников спектакля». Но Леонид Осипович не унывал. В 1920 году он впервые выступил с сольным вокальным номером. И запев, тут же получил признание публики.

Свою дорожку он уже нащупал – интуитивно, методом многочисленных экспериментов. Но теперь и Леонид, и почувствовали, что родная Одесса уже не может им дать то, о чем они мечтали – успех и славу.

В 1921 году они уехали в Москву.

Столица встретила их уличной суетой, военной неразберихой и… небывалым расцветом нового революционного искусства. После недолгих поисков Утесов нашел театр, который его устраивал – Теревсата, Театр революционной Сатиры. Его приняли после собеседования с художественными руководителями театра Владимиром Маяковским и Демьяном Бедным. И тут Леонид «дал жару» – выступив с куплетами собственного сочинения, бичующими «затаившуюся контру» и пережитки «проклятого прошлого».

Правда, хватило его лишь на год. В 1922 году бесконечные поиски нового революционного пути в эстрадном искусстве Утесову надоели. И он вместе с семьёй переехал в Петроград, устроившись сначала в Театр музыкальной комедии, затем в Палас-театр. С 1925 года Утесов (Елена Иосифовна уже оставила сцену) играл в Ленинградском свободном театре.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора