
Полная версия
Раифа – близкая и далёкая. Очерк о пленэре

Раифа – близкая и далёкая
Очерк о пленэре
Наталья Антипьева
Иллюстратор Наталья Антипьева
© Наталья Антипьева, 2024
© Наталья Антипьева, иллюстрации, 2024
ISBN 978-5-0064-4245-0
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
В этой публикации я хочу вас познакомить еще с одним прекрасным уголком нашей огромной страны, которые остались не только в памяти моей камеры, но и в зарисовках и полноценных акварельных работах.
Все, кто умеет хоть немного рисовать, хорошо знакомы с теми чувствами и воспоминаниями, возникающими при перелистывании рукописных работ, созданных на пленэрах. Когда смотришь фотографии из поездок, возникают одни воспоминания и эмоции, а перебирая свои зарисовки, ты словно погружаешься в то, давно пережитое время. В памяти возникают именно те, давние, ассоциации, тот ряд событий, даже запахи всплывают как сопровождение сюжета.
Для меня в этой поездке все было внове: сама дорога, новая замечательная компания таких же преданных кисточке художников, жизнь в монастырской гостинице и по правилам монастыря, особенности климата – неожиданно прохладная погода после жарких дней (я-то думала, наивная, что такое возможно лишь у нас в Сибири!), новая, часто рукотворная красота вокруг!
Как же необъятна наша матушка-Россия (говорю это совершенно без всякого пафоса, хотя и он будет не лишним)!
Как различна ее красота и величие: широкие степи Кулунды и безбрежные поля Алтайского края, выположенные предгорья Хакасии, снежные пики Кузнецкого Алатау и цветные озера Горного Алтая, яркие зеленые ковры Приморья, белая пыль и разгоряченные скалы Крыма… (это лишь места моих пленэров). Пожалуй, только в Сибири есть все перечисленное: и бескрайние болота, и тайга, и широкие реки, и высокие горы…
Это все моя Россия, Родина…
Простая, красивая, разная – большая, любимая и прекрасная…
И скромная ветка смородины, и лотоса огромные цветы,
И ленты рек, и снег пушистый на ветках…
И трель соловья на рассвете, и мощный морской прибой,
И жаркий песок на пляже, и кристаллы соли розовых озер…
У каждого она своя, Россия, она такая обширная и большая, что познать ее и все увидеть жизни не хватит… Не смогу никогда понять тех, кто её бросил в тяжёлый час…
Раифа
Так вот, 12 июня в Раифском монастыре начался очередной арт-марафон Международного пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида». В 2022 году состоялась сотая по счету художественная экспедиция. 2023 год имеет новый праздничный повод – организаторы и участники отмечают 10-летие начала пленэрной работы.
В Татарстане проект реализуется по благословению наместника Раифского Богородицкого мужского монастыря игумена Гавриила (Рожнова) под покровительством председателя Союза художников республики Валентина Крылова и регионального куратора проекта Лейлы Фаизовой.
Поэтому еще раз спасибо, проекту «РусскаяАтлантида»! Как хорошо, что хоть на 10-й год существования этого проекта я о нем узнала (благодаря ленте в соцсети Вконтакте).
Участвуют в проекте, в основном, художники, территориально не такие дальние, как я. У нас в группе сибирячка я была одна, и была счастлива возможностью познакомиться, поработать и подружиться с замечательными художниками, преподавателями живописи из разных городов (Ф. 2):
Мариной Хавовой (г. Екатеринбург),
Татьяной Красновой (г. Уфа),
Ольгой Федоровой (г. Йошкар-Ола),
Ириной Бухариной (г. Самара),
Настей Афанасьевой (г. Казань),
Наташей Кошаевой (г. Санкт-Петербург),
Еленой Баймяшкиной (г. Казань) и др.
И вот, под крылом Волга-матушка! Теперь я понимаю, почему её зовут именно так. Широка! (Ф. 1)

Ф. 1. Лента Волги из иллюминатора.
Как я уже сказала, на этот раз дорога с кисточками и красками привела меня в Казань, точнее в старейший православный Раифский Богородицкий мужской монастырь, расположенный в Зеленодольском районе Татарстана (27 км от г. Казань).
Раифа – БОГОМ ХРАНИМАЯ – существует такая версия перевода этого слова.
Когда мы приехали в Раифу, везде цвели пионы, их сладко-пряный аромат распространялся по аллеям, заполняя собою все пространство вокруг. Они были в самом пышном своем цветущем состоянии. Все хотелось их написать, но работать по условиям пленэра нужно было над куполами-сводами…
Знакомясь с историей края, я узнала, что монастырей с датой основания старше середины XVI века, а, точнее, 1551 года, в Казани и её окрестностях, как и по всей Средней и Нижней Волге, нет. И это связано не с тем, что жители этих мест не умели строить, вести хозяйство и молиться. Связано это с тем, что до этого рубежного года государственной религией здесь был Ислам – да-да, земля эта тогда была совсем не наша.
Река Волга издавна являлась важнейшим торговым и военным путём. По ней шли и летом, и зимой. Летом вниз – на судах под парусами, а вверх – на бурлацкой тяге. Зимой шли санными обозами. Полный контроль над Волгой давал контроль над этими обширными, богатыми на ресурсы землями, над торговлей и военно-транспортным сообщением по всей этой огромной территории. Борьба в те времена всегда шла между тремя государствами: Московским царством, Казанским ханством и Крымским юртом. Победила Москва, и, как пишет автор этих строк (блог ЭКСКУРС TV), как знать, как называлось бы сегодня то государство, в котором мы живём, «если бы тогда Иван Грозный не проявил в буквальном смысле чудеса тактики и стратегии», присоединив эти земли к Московии.

Ф. 2. Раифский Богородицкий монастырь, наша пленэрная группа, Раифское озеро
Как я уже писала, одним из основных событий моего летнего сезона 2023 года стала поездка в Раифу/Казань для участия в Десятом сезоне Международного пленэрно-выставочного проекта «Русская Атлантида».
Надо заметить, что не смотря на предлагаемые случаем обстоятельства, художник выбирает то, что ему ближе и к чему он хочет привлечь внимание зрителя в создаваемых им образах.
Так произошло и на этот раз – изображенный мною образ Раифы и ее жизни – это лишь мой взгляд через призму моих предпочтений и впечатлений.

Ф. 3. Привет из Раифы!
Именно этот арт-марафон из числа десятка других, предложенных проектом, я выбрала по двум основным причинам. Во-первых, я давно хотела побывать в Казани, увидеть своими глазами старую крепость и посмотреть, как преобразился этот древнейший российский город в наши дни.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.