bannerbanner
Говард Картер. Захоронение Тутанхамона. Маленькие рассказы о большом успехе
Говард Картер. Захоронение Тутанхамона. Маленькие рассказы о большом успехе

Полная версия

Говард Картер. Захоронение Тутанхамона. Маленькие рассказы о большом успехе

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

16. Говард Картер

Трудно сказать, насколько преуспевал Самуил Картер – провинциальные художники редко живут в достатке. С другой стороны, есть свидетельства, что Картер-старший был востребованным живописцем и от недостатка заказов не страдал. Самуил Картер был известным в своих краях портретистом. И жители Соуффема предпочитали заказывать семейные портреты у него, а не идти в фотостудию, чтобы получить стандартную карточку под «вылетающую из объектива птичку».

Так что детство Говарда могло быть вполне благополучным. Ему не пришлось с ранних лет работать. Он закончил обычную школу, но высшего образования всё-таки не получил. Говард Картер археолог-практик, получивший необходимые знания и навыки археологических исследований в результате самообразования и в ходе археологических экспедиций, в которых Говард принимал участие с 17 лет.

Отдельная история – характер Картера. Во взрослой жизни это был малообщительный, почти нелюдимый человек, который легко раздражался, мог наговорить кучу неприятных слов и редко извинялся, даже когда сам понимал, что был не прав. Откуда эти черты у Говарда? Возможно, от отца, который так же был полностью погружён в свою работу (ещё бы, восьмерых детей и жену-домохозяйку надо суметь прокормить).

Тяжёлый характер часто играл с Говардом Картером злую шутку. Но он же и нравился настоящим профессионалам от археологии. Говард был совершенно равнодушен к роскоши и не страдал стяжательством. Работа для него была смыслом жизни.

17. Сын художника

К талантам Говарда Картера можно отнести необычайное терпение, с которым он проводил свои изыскания, дотошность и любопытство, помогающее ему в постижении истории. И, конечно же, несомненный талант художника. Картер мало рисовал красками – в основном, если требовалось написать картину на продажу, а он зарабатывал живописью на жизнь, а потому не страшился «трудных времён». Львиная же часть его работ – это карандашные рисунки. Несмотря на то, что карандашный набросок плохо передаёт всю палитру красок археологического артефакта, рисунки Картера выглядят так же достоверно, что и иллюстрации его находок. Дело ещё и в том, что во времена профессиональной деятельности Говарда цветная фотография была ещё крайне дорогой и малораспространённой. Все находки фотографировались на пластинки и черно-белую плёнку. И карандашный набросок воспринимался таким же полноценным свидетельством, как и чёрно-белая фотография.

Уроки живописи и карандашного рисунка Говард получил у отца. Картер-младший учился рисованию более десяти лет – пока в 17-летнем возрасте не начал самостоятельное «плавание» по жизни.

И ещё… Художник – это ещё и человек «с головой и руками». Археолог Говард Картер был настоящим мастером-универсалом, который умел держать в руках и столярный, и слесарный инструмент. Он хорошо разбирался в технике. Благодаря его стараниям на посту Генерального инспектора по древностям Верхнего Египта, в самом начале ХХ века электрическое освещение получили храмовые комплексы Долины царей в Луксоре и Абу-Симбела.

18. Молодой археолог

В 1891 году Говард закончил школу и по настоянию отца вступил в Британскую организацию археологических исследований Египта. Несмотря на громкое название самой организации, рассчитывать на нечто большее, чем должность рядового сотрудника, Говард не мог. Более того, он ровным счётом ничего не умел – кроме рисования, разумеется. И знания его в области истории были довольно скудны. Но именно в октябре 1891 года началась его настоящая школа, которая в конце концов сделала его одним из самых выдающихся археологов мира.

Сев на пароход вместе с другими членами экспедиции, Говард, совсем ещё мальчишка, отправился в Александрию. А оттуда – в Бани-Хассан, на кладбище Верховных Правителей Среднего Египта, относящееся ко 2-му тысячелетию до нашей эры. В его обязанности входило тщательное перерисовывание фресок со стен гробницы. Мальчик работал за троих – он даже ночевал в помещениях гробницы, чтобы начать работу с раннего утра и успеть сделать больше, чем ему поручали.

Усердие юноши не могло остаться незамеченным. Талантливого рисовальщика взял в свою группу Уильям Флиндерс Петри, один из самых авторитетных археологов-египтологов того времени. Помимо рисования, Говард занялся практической работой на раскопах.

Следует заметить, что Петри был самым типичным археологом-практиком – таким же со временем станет и сам Картер, который, по всей вероятности, подсознательно копировал поведение своего учителя. Вечно недовольный, даже немного сварливый, быстрый на расправу и принципиальный во всём, что касалось работы, Петри понятия не имел, зачем ему на раскопках «этот несмышлёныш». Он просто не верил в Картера. Однако, его мнение изменилось, когда Говард самостоятельно нашёл несколько важных артефактов на раскопках в Эль Амарне.

19. Учителя

В 1892 году Флиндерс Петри назвал Говарда Картера своим лучшим учеником. И, действительно, взялся за обучение юного археолога, почувствовав в Говарде недюжинную интуицию и бульдожью хватку исследователя древностей.

Следующим учителем практической археологии и, разумеется, истории Древнего Египта – одно от другого отделить совершенно невозможно, стал Эдуард Навилль, забравший Картера в свою экспедицию в Фивы – в Дейр-эль-Бахри.

Здесь Говард провёл несколько лет, сделав ряд очень серьёзных открытий. Благодаря его стараниям (и не только его, археология – это труд коллективный) был открыт величественный поминальный храм женщины-фараона Хатшепсут. В древности этот комплекс носил название Джесер Джесеру. Он расположен недалеко от знаменитой Долины царей.

С 1893 года профессиональная жизнь Говарда Картера связана с Луксором – с древней столицей Среднего Египта городом Фивы. И все его изыскания будут вестись, преимущественно, на западном берегу Нила – в той самой Долине царей, где в 1922 году Картеру посчастливится стать первооткрывателем гробницы Тутанхамона.

Достижения молодого археолога не прошли незамеченными от внимания высокого начальства. Следующим учителем Картера стал директор Египетской Службы Древностей Гастон Масперо. Великолепный археолог и серьёзный учёный, Масперо разглядел в Говарде талант администратора и организатора. А это в археологии очень важные качества.

В 1899 году по предложению Масперо Картер занял должность главного инспектора памятников Верхнего Египта. Отныне в учителях он уже не нуждался, поскольку сам стал учителем – для молодых коллег-археологов.

20. Дейр-эль-Бахри

Говорить о том, что именно Говард Картер «раскопал» Джесер Джесеру, было бы, конечно, преувеличением. Этот огромный храмовый комплекс был найден и очищен от тысячелетних наносов песка и почвы большой командой археологов. Но Говард Картер шесть лет работал на раскопках Дейр-эль-Бахри в качестве главного художника Египетского Исследовательского Фонда. И весьма преуспел на этом поприще, совершив несколько важных открытий и, главное, зафиксировав на бумаге все стадии раскопок.

Погребальный храм царицы Хатшепсут – одно из самых величественных сооружений Древнего Египта и в то же время одно из прекраснейших. Этот храм был возведён архитектором Сенмутом в 1473 году до нашей эры (разумеется, предположительно, точная дата остаётся неизвестной). Храм строился 9 лет – с 1482 года до нашей эры, и был заложен на 7-й год правления женщины-фараона.

Можно представить, какой объём работы проделали архитекторы за шесть лет раскопок (в основном раскопки были завершены в 1899 году), если учесть, что весь храм был скрыт огромной массой почвы и выглядел со стороны, как пологий склон большой горы. Трудоёмкость работ обусловлена ещё и тем, что во время очистки храма от наносов не использовалась никакая техника – только археологические инструменты, лопаты и заступы. Вынутый грунт перетаскивался за пределы комплекса, грузился на гужевые подводы и вывозился за пределы раскопок.

21. Хатшепсут

Женщина-фараон Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, фараона XVIII династии (последним представителем этой династии был Тутанхамон), и царицы Яхмос. Хатшепсут приходилась внучкой основателю Нового царства фараону Яхмосу I.

О Хатшепсут известно достаточно много, но, как это обычно случается с историей Древнего мира, существует некоторая путаница в датах. В частности, достоверно неизвестно срок (от 13 до 22 лет) и время её правления. Согласно последним исследованиям, она правила Египтом с 1489 года по 1468 год до нашей эры или с 1479 года по 1458 год. Столь ощутимая разница объясняется разночтениями во времени правления её предшественника, мужа и сводного брата Тутмоса II (либо 4 года, либо 14 лет).

Правление Хатшепсут отличалось небывалым процветанием и могуществом Египта, а также расцветом всех видов искусств. Наиболее сохранившиеся свидетельства этого величия – погребальный храм, воздвигнутый для Хатшепсут её фаворитом, выходцем из простонародья, возвысившимся благодаря своим многочисленным талантам, архитектором древности Санмутом.

Строгая красота колоннад, украшенных скульптурами, обширных площадок и широких спусков храма Хатшепсут поражает воображение ещё и тем, что всё это было воздвигнуто почти на тысячу лет раньше величественных храмов Древней Греции, которые считаются образцами классического эллинистического стиля.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора