Полная версия
Тарелка на коленке
Утром семнадцатого августа под окном Гришкиной комнаты просигналил гудок старого жигулёнка Колькиного папы, Дмитрия Ивановича.
Гришка был в полной боевой готовности. Он собрал с собой всё, что посчитал нужным для исследований на просторах деревни, и, едва заслышав клаксон, пыхтя, с телескопом под мышкой потащил к лестнице здоровенную сумку.
Мама протянула мальчику пакет с подарками Колькиным бабушке и дедушке:
– Вот, передай Ивану Тимофеевичу и Марине Степановне. Им тут наша бабуля салфеток крючком навязала кружевных, да я кое-что на ярмарке прикупила старикам для хозяйства.
– Хорошо! – Гришка прихватил пакет одним пальцем руки, в которой держал сумку.
Мама обратила внимание на телескоп и, не подозревая, что из себя в действительности представляет серая канализационная труба, улыбаясь, спросила:
– Сынок, а зачем ты в гости трубу-то тащишь?
– Это, мам, не труба! Это высокоточный прибор для научных исследований! – переводя дух у выхода из квартиры, сообщил Гришка.
Мама не смогла удержаться от смеха:
– Сына, ну в кого ты у меня такой чудно́й?
Бабуля выглянула из кухни:
– А я бы на твоём месте, Маша, запретила ему тащить эту гадость с собой! Люди невесть что подумают, когда он с этим залезет в машину! Ещё б сливной бачок потащил!
Повисла пауза. Мама задумалась, а Гришка принялся торопливо крутить ключ в замке, чтобы поскорее убраться из дома, прежде чем его «непросвещённые» женщины сломают ему все планы.
Наконец, дверь была отперта и Гришка протиснулся за порог.
Бабуля не отставала:
– Маша, запрети ему!
– Григорий… – начала было мама.
Но мальчик, коротко бросив:
– Пока, – несмотря на тяжеленную сумку, пакет и неудобную трубу под мышкой, сиганул по лестнице с такой прытью, что тотчас оказался у открытого багажника ожидающей его машины. Дмитрий Иванович уже брал Гришку в деревню и, зная, какую кучу вещей каждый раз набирает с собой мальчонка, стоял у распахнутой задней двери своего бордового универсала, готовый набить багажник добром запасливого мальца.
– Здрасте*, дядя Дим! – поприветствовал Гришка Колькиного папу и стал торопливо запихивать телескоп в багажник.
– Здравствуй, Гришка! – улыбнулся Дмитрий Иванович, забирая у мальчика поклажу и засовывая в машину. – Чего придумал теперь, пострел? Будем совершенствовать канализацию?
– Нет, дядя Дим. Это мой телескоп!
– Ах, телескоп! – приподнял брови Дмитрий Иванович, закрыл багажник и, отряхивая руки, пошёл и уселся за руль.
Гришка забрался на заднее сидение к Кольке и Саньке.
Нужно заметить, что Санька был одноклассником и соседом Гришки и Кольки и тоже всегда ездил с ними в деревню.
– Привет! – сказали Санька и Колька.
– Привет! – бросил в ответ друзьям Гришка и вежливо поздоровался с мамой Кольки, сидящей впереди рядом с водителем: – Доброе утро, Тамара Игоревна.
– Доброе, Гришечка! – отозвалась мама Кольки и протянула мальчишкам пакет, набитый пирожками, конфетами и газировкой. – Вот, покушайте. Только не сорите, а то потом вам самим придётся убирать!
Ребята поблагодарили Тамару Игоревну и приступили к уничтожению вкусностей из пакета.
Дмитрий Иванович, недовольно взглянув на жену, тронул машину с места:
– Я же говорил много раз – не есть в машине!
– Ой, да что будет?! Не ворчи! – отмахнулась Тамара Игоревна и развернула свежую газету.
Дмитрий Иванович, задумчиво пошевелив усами, ещё раз посмотрел на жену, но ничего больше не сказал. Машина вырулила с их узенькой улочки на оживлённую многополосную дорогу и помчала к окружной, откуда начинался трёхчасовой путь до деревни Колькиных дедушки и бабушки.
Первый час Дмитрий Иванович слушал радио, Тамара Игоревна увлечённо читала газету, а мальчишки играли в «Слова», «Я беру с собой в поход», «Города»… На втором часе Тамара Игоревна, покончив с газетой, сказала:
– Уж не знаю, как ты, Дима, а я это радио больше слушать не могу!
– Ну а я что тебе сделаю? Плеер* в ремонте… – пожал плечами Дмитрий Иванович, продолжая вести машину по загородной дороге, пролегающей сейчас меж полей. Там и тут паслись коровы. И даже удалось увидеть аиста, стоящего на одной ножке в гнезде, свитом на водонапорной* башне.
Тамара Игоревна предложила:
– А давайте споём!
– Да ну, – хмыкнул Дмитрий Иванович. – Нет настроения.
– Ладно, как хочешь, а мы с ребятами споём! – Тамара Игоревна оглянулась к детям, которым тоже до жути надоели их игры, и они маялись от скуки. – Споём, мальчишки?
– А что петь? – поинтересовался Колька.
– Что-нибудь хорошее, можно весёлое!
– «В траве сидел кузнечик» или «Два весёлых гуся»? – хихикнул Санька.
Тамара Игоревна заулыбалась:
– Хорошее и весёлое, согласна, только как-то не по вашему возрасту.
– Ну тогда что-нибудь современное… – подключился Колька.
– Ой! – сразу же отозвалась Тамара Игоревна. – Точно – нет! Давайте из народного, времён ваших бабушек и дедушек…
– Но мы этого не знаем… – пожал плечами Санька.
– Можно из фильма…
– Ничего не идёт на ум… – посетовал Колька.
– Я знаю! – вдруг сказал Гришка.
Товарищи удивлённо посмотрели на него.
– Прямо так и знаешь? – усомнился Санька.
– Да. Моя бабушка, когда праздники, всегда поёт народные песни. Я несколько уже запомнил… Вот, Тамара Игоревна, вы эту песню точно слышали! Бабушка поёт её: «Калинка-малинка. Калинка, калинка, калинка моя! В саду ягода малинка, малинка моя!»
– Конечно, слышала! И знаю наизусть. Давайте споём! – И Тамара Игоревна запела…
Гришка бойко подпевал, а Колька с Санькой вначале пытались подстроиться, не зная слов и мелодии. Но после третьего раза смогли подпевать вполне сносно, и в машине стоял такой шум, что спустя полчаса Дмитрий Иванович не выдержал:
– Стоп! Тишина! – воскликнул он, решительно заруливая к заправочной станции.
От неожиданности мальчишки и мама замолчали, и Дмитрий Иванович добавил:
– Пора долить бензин и размять ноги! Бегом все из машины! – Он остановился у одной из заправочных колонок и вышел на улицу.
Тамара Игоревна, подхватив свою дамскую сумочку, тоже пошла прогуляться. Ребята высыпали следом.
На территории заправки ничего, кроме трёх колонок с бензином, двух чахлых клумб да лавочки, мальчишки не обнаружили. Походив бесцельно там-сям, они вернулись в машину, а следом и мама с папой сели на свои места.
Автомобиль подкатил к дороге, и вот дружные путешественники вновь мчали к деревне.
После остановки Дмитрий Иванович опять включил радио. Тамара Игоревна взяла из сумочки книжку и углубилась в чтение. А дети попритихли, уже порядком притомившись. Ещё и небо стало заволакивать серыми тучами. В стороне промелькнула зарница. Вскоре на машину упали первые крупные капли дождя. Минут через десять начался ливень, вовсю замелькали молнии. Послышались раскаты грома.
От монотонного движения машины и пасмурной погоды ребят разморило. Они уснули и не заметили, как доехали до деревни.
Дедушкины сказки
Иван Тимофеевич и его жена, бабушка Марина Степановна, с нетерпением ждали гостей, приготовив подарки и стол, полный угощений. Последний раз мальчики приезжали в деревню на новогодних каникулах, и дед с бабушкой сильно соскучились.
Дождь давно прекратился, на небе опять не было ни облачка, светило яркое солнышко. И когда Дмитрий Иванович остановил машину на подсохшей подъездной дорожке у дома дедушки и бабушки, мама Кольки сказала:
– Надо накормить мальчишек, и пусть бегут играют! – Положив в бардачок книгу, Тамара Игоревна сняла очки и спрятала в футляр и в сумочку.
Дмитрий Иванович был всецело согласен:
– Верно, Томочка. Зря, что ли, на природу выбрались?! – Он повернулся к ребятам и добавил: – Эй, пострелы, подъём! Приехали! – Затем Колькин папа вылез из машины и подошёл к дверце со стороны жены, чтобы и ей помочь выйти.
Первым открыл глаза Санька:
– Ой, мы уже в деревне?.. – Он сонно огляделся.
Колька, моргая, посмотрел по сторонам и толкнул локтем в бок Гришку:
– Грих, проснись! Мы у деды!
Гришка, что-то невнятно замычав, устроился поудобнее на сиденье и продолжил спать.
Подошли Иван Тимофеевич и Марина Степановна.
– И кто это у нас тут приехал?! – воскликнула бабушка, когда дед открыл заднюю боковую дверь машины и Колька с Санькой вылезли наружу.
– Здрасте, – поздоровался Санька.
– Привет, баб, привет, дед! – сказал Колька, терпеливо снося бабушкины обнимашки.
– Здравствуйте, мои милые! – Марина Степановна закончила мять внука и ущипнула за щеку Саньку, а потом серьёзно поглядела на Тамару Игоревну: – Мало мальчики в деревне бывают. Вон какие худые и чахлые от городских воздуха и харчей. А где Гришечка?
– Вот он! – улыбнулся дед, которому удалось-таки растолкать Гришку и выудить на свет божий из недр многострадального жигулёнка.
– Здравствуйте! – сонно промямлил мальчонка и потёр глаза.
Марина Степановна, увидав дорогого Гришечку, ахнула:
– А ты-то какой худой и бледный! Небось со своими книжками да опытами не ешь ничего! А ну, быстро за стол! Все бегом кушать! – И бабушка погнала детей в дом.
Тамара Игоревна с пакетами подарков для стариков от себя и Санькиной мамы в одной руке и с дамской сумочкой в другой пошла за мальчиками и бабулей, а дедушка и папа задержались у машины – перекинуться несколькими словами.
– Сергей узнал, что ты приедешь, хотел взять тебя на рыбалку! – сказал сыну Иван Тимофеевич. – Он с мужиками собирается на Плоское озеро. Там сейчас рыбу можно руками ловить, столько её. Поедешь?
Папа кивнул:
– Устал я что-то! Но… наверное… поеду. Глядишь, голова прояснится от городской суматохи!
– Правильно, поезжай! – искренне поддержал дедушка.
А тем временем Марина Степановна усаживала гостей за стол.
– Садитесь, мои милые! Садитесь, мои пригожие! Посмотрите, сколько мы для вас наготовили. Дедуля сам рыбку да курочку закоптил, вон какая красота на тарелках лежит. Я сделала компотик, капустку и огурчики солёные, грибочки… вот вам картошечка с пылу с жару, маслице, сметанка домашние… Бурёночка наша постаралась! Кушайте, может, румянец на щёчках появится. А то вы в этом городе прямо зачахли от пыли да сухомятки…
Мальчики и Тамара Игоревна разместились за столом, а тут уже и папа с дедушкой подоспели.
Все приступили к еде. Бабушка только и знала, что приговаривала:
– Ешьте, мои милые, кушайте, мои дорогие! Коля, быстро положи себе ещё котлету… А ты, Саня, перестань чавкать и вытирать руки о скатерть… Доешь немедленно рыбу и положи себе грибов… Гришечка, хлеба возьми… Он же свежий-свежий. Испекла к вашему приезду. Положи себе ещё кусочек курочки… Боже, какая худоба у вас в этом городе… – Бабуля строго взглянула на Тамару Игоревну. – Тома, ты почему картошку не ешь? Тебе тоже бы чуток поправиться! С вашими городскими модами на диеты недалеко и до чахотки* допрыгаться…
Тамара Игоревна хорошо знала – с Мариной Степановной спорить бесполезно. И, положив себе варёную картофелину, стала её разламывать на маленькие кусочки вилкой, стараясь тем самым убедить свекровь, что всё будет обязательно съедено.
Бабушка, довольная, подложила сыну и мужу ещё хлеба и котлет и отправилась готовить чай.
Когда обед закончился, выйти из-за стола не было сил. Гости и дедуля объелись так, что, казалось, пройдёт неделя, а кушать больше не захочется!
Тамара Игоревна, собрав волю в кулак, таки встала и принялась помогать бабушке убирать остатки обеда, чтобы накрыть для чая.
Марина Степановна достала пирог с вишней, пирожки с капустой, варенье клубничное, смородиновое, крыжовниковое и, разлив по чашкам горячий чай, шутливо пригрозила:
– Пока не слопаете всё, никуда не пойдёте.
Иван Тимофеевич посмотрел в окно и сказал:
– Уже смеркается. Пора выдвигаться в поле, чтобы опробовать Гришкин телескоп. Пока суд да дело, уж и звёзды выйдут. Благо небо ясное. Ты, Мариночка, нам собери чай с собой. Мы на природе продолжим потчеваться твоими яствами*.
Бабуля вздохнула. Очень ей не хотелось отпускать своих любимцев из-за стола. Но делать было нечего. Дедушка старался поддержать мальчишек в хороших начинаниях. Это следовало всячески поощрять.
Бабушка завернула вкусности в пакетики, налила чай в термосы и вместе с покрывалами и пластиковой посудой сложила в сумку.
Колька с Санькой подхватили складные стулья и стол, а Гришка бережно зажал под мышкой телескоп, и они с дедом отправились в поле наблюдать звёзды.
До нужного места пути было минут двадцать. Иван Тимофеевич шёл впереди строевым шагом и бодро напевал какой-то марш.
Мальчики гуськом* топали следом и гомонили* о своём.
Миновав деревенские постройки и пройдя по краю жиденькой поросли молодых берёзок, дедушка с ребятнёй выбрались к большому полю. Такому большому, что оно показалось мальчишкам бескрайним.
Иван Тимофеевич с Гришкой сочли лучшим устроиться подальше от деревни, и Саньке с Колькой, уже порядком уставшим, пришлось телепаться ещё метров пятьсот наперевес с надоевшей поклажей. Но признаться, что им не терпится присесть, дети постеснялись. Не хотелось перед дедушкой выглядеть слабаками. Иван Тимофеевич был для мальчиков героем, несгибаемым, закалённым воякой со множеством наград. И они старались подражать ему во всём и очень гордились перед товарищами тем, что у них есть такой выдающийся дед. И ни в коем случае не желали расстраивать его нытьём.
Когда мальчики и дедуля пришли на место и разложили вещи, совсем стемнело и на небе светились яркие звёзды.
Колька с Санькой улеглись на покрывало и стали рассматривать эту красоту.
– Погляди, Санёк. Как думаешь, те звёзды, наверное, Кассиопея*?.. – проговорил Колька.
– Возможно. Я ничего не понимаю в астрономии, – признался Санька. – Но мне очень нравится.
Гришка с дедушкой установили телескоп на треногу и приступили к наблюдениям с научной точки зрения.
Дедушка посмотрел-посмотрел в телескоп и похвалил:
– Хороший ты прибор собрал, Гриша! Молодец!
– Правда?! – смущённо улыбнулся мальчик. – По мне, слабоват!
– Ну, что есть! – ободрил дед. – И так в него хорошо всё видно.
Гришка вздохнул и мечтательно сказал:
– Эх, вот если бы через мой телескоп разглядеть планеты у других звёзд…
Дедушка улыбнулся:
– Ишь чего захотел. Раньше за счастье было кратер на Луне в телескоп увидеть, а сейчас уж тебе и этого мало?!
– Разумеется, мало! Я хочу узнать, существуют ли ещё пригодные планеты для людей, как Земля… У иных звёзд… Как думаете, Иван Тимофеевич, а чисто гипотетически поблизости могут быть звёзды с планетами типа Земля?
– Конечно. И поблизости. И поодаль. И не только гипотетически, – совершенно серьёзно ответил дед и, махнув рукой на одну из красноватых звёзд, добавил: – Вот, к примеру, здесь есть, и она даже обитаема музазу́ммами!
– Что?! – Гришка огромными от удивления глазами уставился на деда. – Вы пошутили?!
Санька и Колька, позабыв о своей пустой болтовне, подскочили к деду и Гришке.
– Как вы их назвали, Иван Тимофеевич? Музазуза… пуза… – попытался выговорить Санька.
Дедушка прыснул со смеху:
– Ой, насмешил! Никакого там «пуза» нет. Жители той планеты называются музазу́ммы. Фиолетовые такие, с большими глазами, пухлыми зеленоватыми губами, ростом метра два, очень умные и добрые.
– Деда, а как ты о них узнал? – спросил Колька.
– Случайно познакомился. Лечу я, значит, на самолёте. Кручу себе штурвал. Вдруг параллельно мне летающая тарелка появляется. Я сначала увиденному не поверил. Думаю, всё, переработался… Давай глаза закрывать и открывать. Проморгался, а тарелка не исчезает. А в ней сидит фиолетовый человек, машет мне рукой и улыбается… Мол, привет, коллега, смотри, я тоже аппаратом летательным управляю…
– Да ну?! Неужели правда? – ахнул Санька.
– Она самая! – подтвердил Иван Тимофеевич, и тут раздался голос бабушки, которая пришла проведать своих ненаглядных исследователей и добавить им пирожков и термос с горячим чаем:
– Да-да, мальчики, слушайте больше! Наш дед ещё тот фантазёр. Даже мечтает написать книгу о его приключениях при встрече с зелёными человечками.
Иван Тимофеевич невозмутимо ответил:
– И вовсе они не зелёные были. Я уже говорил – фиолетовые! И я их не выдумал!
Бабушка ласково похлопала дедушку по плечу и, улыбаясь, ушла, а дед сказал, обращаясь к детям:
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Ко всем словам со звездочкой* есть пояснения в конце книги.
2
Катушка Тесла – трансформа́тор Те́слы, или кату́шка Те́слы (англ. Tesla coil) – устройство, изобретённое Николой Теслой и носящее его имя. Резонансный трансформатор, производящий высокое напряжение высокой частоты. Источник: ru.wikipedia.org.
3
Простое, или хозяйственное мыло – мыло хозяйственное – сорт мыла, предназначенного для стирки хлопчатобумажных и льняных тканей и других специальных целей. Источник: ru.wikipedia.org.