bannerbanner
Индира Ганди. Страна, которую я люблю. Маленькие рассказы о большом успехе
Индира Ганди. Страна, которую я люблю. Маленькие рассказы о большом успехе

Полная версия

Индира Ганди. Страна, которую я люблю. Маленькие рассказы о большом успехе

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Индира Ганди. Страна, которую я люблю

Маленькие рассказы о большом успехе


Николай Яковлевич Надеждин

© Николай Яковлевич Надеждин, 2024


ISBN 978-5-0064-3993-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Николай Надеждин

«Маленькие рассказы о большом успехе»

Индира Ганди

Страна, которую я люблю


2024


Введение

Этот день – 24 мая 1991 года запомнился на всю жизнь. По нашему телевидению показывали церемонию похорон Раджива Ганди. И чувство было такое, что ушёл хорошо знакомый, в полном смысле, наш человек.

А шестью с половиной годами ранее в телевизионных новостях мы видели церемонию прощания с великой матерью Раджива – Индирой Ганди. И ещё тогда не давала покоя мысль – что же они делают? На кого руку подняли? И ощущение беды – причём, не чужой, что нас совсем не удивляло.

Индиру в Советском Союзе любили. С интересом перелистывали журнал «Огонёк» с её фотографиями. Следили за новостями из Индии, словно речь шла о народе близком и братском…

Была, была та дружба, которую сейчас называют фальшивой и придуманной. Вспомните свою молодость (или детство). Вспомните свои чувства, когда мы слышали это дивное имя – Индира… Разве это враньё? Разве не были мы искренними в своих порывах?

А ещё припоминается такой случай. Моему старшему товарищу Виктору Савельевичу обломилась путёвка в Индию. Было это в глухие годы застоя. И путёвки в капстраны давали только проверенным партийцам. Виктор Савельевич был как раз из таких (не идейный, просто взносы платил исправно).

Когда он вернулся, мы стали приставать к нему с расспросами – мол, как там поживает «старушка» Индия. И дядя Витя рассказал, что все витрины в этой стране, все заборы и автобусные тумбы оклеены портретами Индиры Ганди. И что индийцы на эту женщину разве что ни молятся.

А мы в те времена про своих лишь анекдоты травили…

1. Семья Ганди

В многовековой истории Индии было много выдающихся личностей, достойных почётного титула «отца нации». Но в сердцах индийцев это звание несёт один человек – Махатма Ганди. А негласное звание «матери Индии» принадлежит Индире Ганди. И дело здесь, скорее, не в политических заслугах этой необыкновенной женщины, а в её чувствах, в её трагичной судьбе, в её убеждениях. Индира была не просто замечательной матерью, она была великой матерью. И как мать учила свой народ жить достойно, свободно, в гармонии с собой и окружающим миром.

Между тем Ганди – не семья, Ганди – фамилия. Махатма Ганди и Индира не состояли в родстве. Более того, в поныне уважаемой семье Ганди, члены которой в той или иной степени занимаются политикой и занимают государственные посты, нет наследников Махатмы Ганди, но много родственников Индиры и, разумеется, её великого отца – Джавахарлала Неру. Индира и Махатма Ганди – однофамильцы. Они даже не принадлежали к одной общественной группе – Индира по рождению была брахманкой, Махатма принадлежал к варне (клану) вашьев. И это были два разных рода. Свою знаменитую фамилию Индира получила от мужа Фероза Ганди, который в свою очередь тоже не имел никакого отношения к роду Махатмы Ганди.

И всё же удивительно – подобные совпадения в истории наперечёт. Словно фамилия Ганди – это звание, некий символ, отмечающий избранных судьбой на служение своей родине.

2. Джавахарлал Неру

Отец Индиры Ганди – Джавахарлал (в переводе с хинди означает «драгоценный рубин») Неру, первый премьер-министр независимой Индии, один из активнейших деятелей национально-освободительного движения и руководителей партии Индийский национальный конгресс. Имя Неру почитается в современной Индии так же, как и имена Махатмы Ганди и дочери Неру – Индиры.

Джавахарлал Неру родился 14 ноября 1889 года в городе Аллахабад, что находился в «Объединённых провинциях Агры и Ауда» (после обретения Индией независимости в августе 1947 года провинция сменила название на Уттар-Прадеш и обрела статус штата), в семье Мотилала Неру, юриста, известного политика и одного из руководителей Индийского национального конгресса. Эту партию в истории освободительного движения Индии можно с определённой степенью условности назвать «главной». Таким образом, политика в семье Неру была профессией потомственной.

Неру-младший получил великолепное образование. Отец устроил его в дорогую английскую школу в Харроу. А затем Джавахарлал поступил в Кембриджский университет, который закончил в 1912 году, получив диплом юриста. После окончания учёбы Неру-младший вернулся в Индию, обосновался в Аллахабаде и стал работать в адвокатской конторе отца.

В те же годы Джавахарлал стал активистом Индийского национального конгресса, познакомился с учением Ганди и стал горячим сторонником ненасильственных методов политической борьбы за независимость родины от английского владычества. Это стоило Неру свободы – до обретения Индией независимости он провёл в английских тюрьмах около… 10 лет. И выстоял.

3. Отец и мать

После возвращения на родину молодой Неру женился. Его супруга Камала Кауль, первая красавица Индии, стала единомышленницей и верной помощницей Джавахарлала, хотя сама политикой не занималась.

Молодая семья поселилась в доме родителей Неру в Аллахабаде. Построенный на священном месте дом был одним из самых богатых в городе и уж точно самым известным. Сюда приходили все видные политические деятели Индии, мечтой которых было освобождение родины. И всех Камала, сама получившая хорошее воспитание и образование, принимала, как желанных гостей и друзей.

Камала Неру прожила недолгую жизнь – она умерла в возрасте 45 лет в 1936 году. И главной её заслугой перед народом Индии было то, что она всегда находилась рядом с Неру, была его первой помощницей и надёжным тылом. И это не просто слова. С житейской точки зрения Камале Неру можно лишь посочувствовать. Обеспеченная, уважаемая семья и… бесконечные аресты мужа, тюрьмы, перед руководством которых нужно было унижаться, дабы добиться свидания с супругом. Ожидание, одиночество, тревога. И полная поддержка убеждений супруга – на это способна далеко не любая женщина.

Кстати, об убеждениях. Вернувшись в Индию, молодой Джавахарлал по-иному взглянул на свою несчастную родину. Разделённый на касты, социальные группы, кланы народ был ужасно разобщён, безграмотен, нищ. И это один из древнейших народов на планете… И Неру отошёл от религии. Он вдруг осознал, что вера лишь разобщает его народ – в стране шла постоянная война между сторонниками ислама и индуистами. Атеизм мужа разделила и Камала. Неру были не религиозной семьёй, что для Индии начала ХХ века – случай редчайший.

4. Брахманы

Неру происходили из высшей варны индуистского общества – брахманов.

Социальное деление Индии имеет очень сложную структуру, сложившуюся в глубокой древности. Общество делится на касты, внутри которых существует собственное сословное разделение. К высшей касте относятся представители одной из четырёх основных варн – брахманов, кшатриев, вайшьев и шудров. Самой бесправной и самой бедной кастой в Индии являются неприкасаемые, которые находятся внизу этой очень своеобычной социальной лестницы.

Каждой варне предписывались определённые занятия. Выйти за эти рамки было делом немыслимым. Брахманы занимались религией (то есть были жрецами), наукой, политикой, были государственными служащими, общественными деятелями. Кшатрии были воинами, правителями, чиновниками высшего звена. Вайшьи – земледельцами, торговцами, ремесленниками. Шудры – наёмными рабочими и слугами.

К началу ХХ века сословная иерархия Индии несколько ослабла, но всё же была достаточно сильна, чтобы закрыть дорогу в учебные заведения, на государственную и военную службу представителям низших каст. А это основная часть населения – брахманов, представителей высшего сословия, в 30-е годы ХХ века в стране было не более четырёх с половиной процентов (в наши дни их насчитывается от 2 до 5 процентов).

К сведению, Махатма Ганди происходил из варны вайшьев. Его предки занимались торговлей. И по сословным ограничениям Индии Ганди не должен был стать общественным деятелем и одной из главных фигур политической жизни страны.

5. Индира

19 ноября 1917 года в семье Неру появилась дочь, которую назвали Индира Приядаршини. Имя девочки несёт патриотический смысл, Индира в переводе с хинди означает «Страна Луны» (это одно из названий Индии).

Так уж получилось, что само появление Индиры ломало установившиеся индуистские традиции. Она родилась не в доме матери, а в роскошном особняке деда, где жила молодая семья. И тому были свои причины. Понимая, что политическая деятельность сына неизбежно приведёт его в тюремную камеру, Мотилал Неру, по сути, укрыл семью Джавахарлала в своём доме. Более того, во время многолетних сроков заключения, когда Джавахарлал не мог заботиться о семье и обеспечивать ей достойное содержание, заботу о материальном благополучии Камалы и внучки Индиры взял на себя Неру-старший.

Индира Ганди не раз говорила о том, что нормального детства у неё не было. Дело в том, что матушка Камала не только разделяла взгляды мужа, но в его отсутствие старалась жить согласно убеждениям Неру. В богатом доме не было предметов роскоши. Питались Неру очень скромно – подобно обычным жителям Индии, к которым семья Джавахарлала себя и относила. У Индиры не было дорогих игрушек. Её рано стали учить грамоте. И очень рано стали поручать мелкие хозяйственные дела.

Нет, Индира не жаловалась и уж точно не винила в чём-то своих родителей, этого не было никогда. Но она обожала своих внуков (детей старшего сына Раджива) и баловала их так, как мало кто балует. У этих крошек было всё, что бы они только ни пожелали. В том числе и то, чего не было в детстве Индиры.

6. Отчий дом

Дом семейства Неру в Аллахабаде имеет необычную историю. Современные очертания этот двухэтажный особняк со множеством комнат приобрёл при Мотилале Неру. Здесь отец Джавахарлала прожил большую часть жизни. Здесь же поселился со своей семьёй и Неру-младший.

Этот особняк имеет собственное имя – Ананд Бхаван («обитель радости»). В 1917 году здесь появилась на свет Индира Неру и провела в доме деда детство и отроческие годы.

В 1930 году, в не самое благополучное для себя время, Мотилал и Джавахрлал Неру (отец и сын в это время сидели в тюрьме) приняли решение… подарить свой дом индийскому народу. Этот шаг имел символический смысл – Неру публично отказывались от собственности, жертвуя её в пользу движения за независимость страны. Вскоре в Ананд Бхаван был устроен госпиталь.

6 февраля 1931 года, не дотянув ровно 3 месяцев до своего 70-летия, Мотилал Неру после тяжкой болезни, полученной им в тюремной камере, скончался. И Ананд Бхаван стал первым монументом в его честь. Покинув дом, семья Неру поселилась в небольшом домике по соседству.

В январе 1940 года в Ананд Бхаван на заседание Рабочего комитета ИНК приехал Махатма Ганди. Ему была выделена своя комната, которая сегодня является частью музейного комплекса, в который был превращён особняк… В 1970 году решением правительства Индии Ананд Бхаван был возвращён Индире Ганди. А после гибели Раджива этот дом стал музеем истории семьи Ганди.

7. Мечта о независимости

О независимости Индии в семье Ганди говорили всегда. Матушка Камала рассказывала дочери старинные сказки, в которых герои противостояли заморским завоевателям, отстаивая свободу Индии. Слушала Индира и разговоры взрослых. Неру любил беседовать с гостями, держа на коленях дочку, которой строго-настрого запрещалось встревать в разговор. Она вряд ли что понимала, но – слушала.

Единственный ребёнок в семье, Индира была окружена вниманием слуг. Она не знала недостатка в питании, но и обычные детские игры ей были недоступны. Соседи сторонились семьи Неру, не особенно понимая, чем Джавахарлал и его отец занимаются. И детей своих в дом Неру обычно не пускали. Поэтому взрослые гости родителей стали для Индиры её первыми друзьями.

Ей было всего два года, когда в Ананд Бхаван приехал Махатма Ганди. Вряд ли эту встречу запомнила сама Индира – ей об этой встрече рассказали родители, а детская память сделала своё, превратив чужие воспоминания в собственные. Девочке наказали, чтобы она не называла гостя Махатмой, Ганди не любил этого прозвища («Великая душа»), придуманного Тагором, поскольку считал его нескромным. Но выговорить настоящее имя Мохандас Карамчанд девочка так и не смогла.

А во второй раз Индира увидела Ганди в 1925 году. Индире тогда было 8 лет. Махатма посоветовал ей организовать в Аллахабаде детский союз по развитию домашнего ткачества. И Индира пожелание Ганди выполнила.

8. Бедная кукла

О том, что следовать родительским принципам для маленькой девочки – задача непростая, говорят два общеизвестных факта жизни Индиры.

Ей было всего 4 года, когда в Индии поднялась компания против засилья английских товаров. Это была одна из ненасильственных акций ИНК, призванная показать колонизаторам, что Индия способна прожить и без навязчивой опеки англичан. Вспомните киплинговскую сентенцию о «миссии белого человека», который «вопреки всем трудностям» нёс покорённым народам «блага цивилизации». Из дома Неру были выброшены все импортные вещи. Осталась только любимая кукла Индиры, изготовленная во Франции. После долгих колебаний Индира эту куклу… бросила в костёр. А спустя некоторое время совладала со своими эмоциями и всем видом показала родителям, что ничего особенного не произошло… Подумать только – в 4 года!

И второй случай. Однажды маленькой Индире подарили роскошное платье. Его привезла из Парижа тётушка – очень уж доброй женщине хотелось, чтобы девочка выглядела, как настоящая француженка. Индира тут же надела платье и сбежала вниз, в гостиную, чтобы похвастать перед мамой.

– Это красивое платье, – сказала Камала. – И ты, конечно же, можешь его надевать… Но подумай, как ты будешь выглядеть в нём между нами, одетыми в простые домотканые платья.

И парижский наряд тут же был снят. А Индира снова надела своё обычное, очень скромное девичье сари.

9. Университет Тагора

Получив домашнее начальное образование, в 1934 году, когда ей исполнилось 17 лет, Индира поступила в народный университет Висва Бхарати в Шантиникетане под Калькуттой. Это была бывшая школа, основанная Рабиндранатом Тагором в 1901 году на его собственные деньги. В 1913 году Тагор был удостоен Нобелевской премии по литературе. Денежную часть премии он перевёл на счёт Висва Бхарати. После окончания Первой Мировой войны школа получила статус народного университета. Обучение здесь было бесплатным.

Индира проучилась в Висва Бхарати два года. Изучала юриспруденцию, но посещала и занятия по истории и литературе Индии. Её интересы были достаточно разносторонними, но Индире не хватало усидчивости. Девушка с детства отличалась яркими способностями – у неё была отличная память и аналитический ум. Индира умела просчитывать свои действия наперёд, предвидя последствия. Иногда этот талант был ей во вред, поскольку она быстро чем-то загоралась, но, осознав, что преподаватель не способен дать ей больше, чем она уже знает, так же быстро охладевала.

При внешней сдержанности юная Индира обладала горячим южным темпераментом. Вступая в спор, она могла даже накричать на оппонента. Но при этом умела и извиниться, признать свою ошибку.

В народном университете Индира была одной из лучших учениц. И училась с большим удовольствием. Она была из той достаточно редкой породы людей, которых интересует абсолютно всё, и особенно – сама жизнь.

10. Смерть матери

Взрослая 19-летняя девушка, для отца и матушки Индира оставалась маленькой девочкой. Когда она поступила в народный университет, сюда, в пригород Калькутты, приехала и Камала Неру. Как можно оставить девочку одну? Но прошло несколько недель. И Камала уехала в Аллахабад. Она была нужна Джавахарлалу, а Индира уже могла позаботиться о себе сама.

И вдруг грянула беда. 28 февраля 1936 года матушка Камала умерла. Ещё с середины 20-х годов она страдала от туберкулёза. Проведённая в 1935 году операция и последующее лечение в Швейцарии (Камала ездила на горный курорт) не помогли. Там же в Лозанне Камала и умерла – на руках мужа…

Джавахарлал, который только-только вышел в очередной раз из тюрьмы, был в отчаянии. Нет, он не думал о смерти. Сильный, упрямый человек, он умел держать удары судьбы. Его не сломили ни тюремные камеры, ни бессмысленные ночные допросы. Однажды полицейские попытались подбросить Неру револьвер. И он, не признававший насилия, с отвращением отбросил оружие прочь, прекрасно понимая, что в это мгновенье жизнь его могла оборваться пулей (в момент, когда Неру невольно прикоснулся к револьверу – чего, собственно, и добивались полицейские).

После смерти жены Неру решил оставить политику. Возвращение к борьбе заняло месяцы. И в это тяжкое время место матери заняла дочь. Индира оставила университет и вернулась домой. Она чувствовала, что должна быть рядом. Вместе они были сильней.

11. Европа

Время – великий лекарь. Прошли недели, потом месяцы. И боль утраты притупилась. Джавахарлала Неру поглотил водоворот дел – он снова с головой окунулся в политическую борьбу.

Неру был занят главной проблемой ИНК – расколом партии. В Индийском национальном конгрессе наметились два противостоящих крыла – индуистов и мусульман. При этом выделившаяся в отдельную партию Мусульманская лига выступила за создание независимого государства Пакистан («страна чистых»). Это крайне осложняло борьбу за независимость от колониального ига, поскольку борьбу пришлось вести на два фронта – с английской администрацией Индии и оппозиционными течениями внутри движения.

Неру понял, что должен полностью сосредоточиться на работе в ИНК, а потому позаботиться о дочери должным образом просто не способен.

Между отцом и дочерью давно установились доверительные отношения. Как это часто бывает, дочь боготворила отца. Для Индиры Неру был образцом мужчины, авторитетом непререкаемым и даже абсолютным. Поэтому его предложение отправиться на учёбу в Европу девушка приняла без каких-либо оговорок. Надо, значит, надо. Да ей и самой любопытно посмотреть мир… Быть осмотрительной? А как может быть иначе. Она же Неру – дочь своего отца…

В 1936 году Индира отправилась в Европу. Объездила Швейцарию и Францию. В Париже она была часто и в годы обучения в Англии, этот город ей очень нравился. Поступила в Цюрихский университет, затем сменила его на Сорбонну. Потом переехала в Лондон.

12. Индира учится

Европа произвела на неё ошеломляющее впечатление. Подобно её отцу, учившемуся в Европе десятилетия назад, Индира во все глаза рассматривала бульвары тихого Цюриха, никогда не засыпающие улицы Парижа, немного сонные, чопорные набережные Лондона. Сытые, хорошо одетые люди. Черные лаковые лимузины. Переливающиеся светом неоновых реклам магазины… И рядом – спешащие на фабрики рабочие. Пыхтящие паровозы, тянущие связку аккуратных пассажирских вагонов. Часы на башнях, отбивающие каждый час. Чудесные парковые клумбы… Когда всё это будет в её стране?

Остановившись в конце концов на Оксфорде, Индира Неру снова с головой отдалась учёбе. Изучала всё тот же предмет – юриспруденцию. Юристами были её предки по отцовской линии. И вообще, будущее в индийской политике могли иметь специалисты двух направлений – юристы и экономисты. В то, что она рано или поздно будет в политике, Индира уже не сомневалась. И дело было даже не в генах, а в совести, в боли сердечной за свою страну.

Звучит громко, даже слишком пышно… Но патриотизм для индийских политиков поколения Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру вовсе не пустой звук. Эти люди могли жить в согласии с существующими порядками и ни в чём не нуждаться. Европа, дом где-нибудь в предместьях Лондона. Сытая жизнь вдали от бедствующей родины.

Но они даже не попытались. И отдали своей стране не только лучшие годы жизни, но и… саму жизнь.

Могла ли Индира поступить иначе?

13. Война

В Оксфорде Индира Неру проучилась в общей сложности лишь два года. Два года в Швейцарии, около того в Париже, два года в Англии… Но это была хорошая школа. Уже во взрослой самостоятельной жизни, состоявшись как женщина-политик, Индира поражала своих сотрудников эрудицией и острым аналитическим умом. Эта женщина обладала стратегическим мышлением и была способна предугадывать события. Она знала так много, что её помощники были вынуждены перелопачивать горы литературы, дабы не попасть впросак. Индира терпеть не могла невежд. И сотрудник, который «плавал» в вопросах, напрямую касающихся его профессии, моментально вылетал из её администрации. При этом работать с Индирой было великой честью и даже вершиной карьеры…

1 сентября 1939 года в Европе вспыхнула Вторая мировая война. Фашистская Германия напала на Польшу. 3 сентября о вступлении в войну объявило правительство Великобритании. Таким образом в военные действия косвенно была втянута и Индия – колония Великобритании.

Чем это могло закончится, никто не знал. После некоторых размышлений Индира Неру решила вернуться домой в Индию, чтобы разделить судьбу родины. Как бы дальнейшие события ни развивались, а она должна быть дома, со своим народом.

Индира написала письмо отцу и, не дожидаясь его ответа (Индира была уверена, что отец будет против её возвращения, поскольку учёбу она всё-таки не закончила), засобиралась в дорогу.

14. Южная Африка

В Европе уже вовсю разворачивалась война, и добраться до Индии обычным путём, по морю, было невозможно. Транспортное сообщение с Англией было блокировано немецкими подводными лодками. Пришлось ехать сложным маршрутом – через весь африканский континент с остановкой в Кейптауне. И лишь оттуда пароходом в Индию.

В то время Южная Африка была наводнена эмигрантами из Индии, искавшими здесь, на краю света, лучшей доли. Бедность и стремление жить по-человечески сыграли с людьми злую шутку. В чужих краях отношение к выходцам из Индии было хуже некуда. Они использовались на самой низкооплачиваемой работе, жили в своеобразном гетто, которое мало отличалось от поселений чернокожих жителей Южной Африки.

Особенно много индийских рабочих было в Кейптауне. Высокая скученность, невыносимые условия жизни, нищета и безысходность привели к тому, что индийцы стали объединяться в подобие национальных союзов. То на одном предприятии, то на другом вспыхивали стихийные волнения. А когда докеры Кейптауна объявили забастовку, на их митинг отправилась и Индира Неру.

Она слушала выступающих и проникалась их горечью и негодованием. Затем неожиданно для себя попросила слова. И произнесла вполне осмысленную, проникновенную речь, призывающую индийцев к сплочённости и борьбе за свои права. Это было её первое в жизни политическое публичное выступление.

15. Фероз

Дорога домой заняла целый год – в Индию Индира прибыла лишь в начале 1941 года. И увидела ту же страну, по которой соскучилась, тот же родной Аллахабад, тот же старый Дели и… совершенно изменившегося отца. Джавахарлал Неру уже стал национальным лидером. Он сплотил вокруг себя большинство ИНК и тех индийцев, которые были далеки от политики, но горячо желали себе и своей стране свободы. За эти годы Индийский национальный конгресс превратился в крупнейшую политическую партию не только Индии, но и мира – его ряды насчитывали более 15 миллионов человек. ИНК стал серьёзной политической силой, А Неру – политиком первой величины.

Конечно, Индира спешила домой. Конечно, соскучилась по отцу и родному дому. Но была и ещё одна причина, которая торопила её. Дело в том, что Индира была уже… невестой.

С Ферозом Ганди она познакомилась ещё в незапамятные времена, когда лишь готовилась отправиться на учёбу в Европу. Дело было в Аллахабаде на одной из демонстраций националистов, требующих от английских колониальных властей предоставить Индии независимость. Подобные акции время от времени вспыхивали в разных городах Индии, а Аллахабад был городом по индийским меркам относительно небольшим – сегодня он насчитывает чуть более миллиона жителей. Молодой (на четыре года старше Индиры) очень приятный человек. Не родственник Махатмы Ганди (это Индира выяснила сразу). И… больше ничего. Особого интереса Фероз у Индиры не вызвал.

16. Объяснение

Их настоящее знакомство состоялось в Лондоне. Индира училась в Оксфорде, Фероз – в Лондонской школе экономики. Индира изучала юриспруденцию, Фероз – политические науки и историю. Оба были гражданами Индии и горячими патриотами. На этом сходство заканчивалось и начинались различия.

На страницу:
1 из 2

Другие книги автора