Полная версия
На скамье Эйнштейна. Книга 3. О философии бесконечного, мировоззрении мыслящей материи. Штурманские наброски
Юрий Ефименко
На скамье Эйнштейна. Книга третья. О философии бесконечного, мировоззрении мыслящей материи. Штурманские наброски
© Ефименко Ю.В., 2024
© Издательство «Прометей», 2024
Аристотель: Рассмотрение бесконечного имеет свои трудности, так как много невозможного следует и за отрицанием его существования и за признанием.
Френсис Бэкон: Не мир нужно подгонять под узкую мерку разума (а именно это делалось до сих пор), а раздвигать и расширять границы разума, чтобы сделать его способным воспринять такой образ мира, каким он является в действительности*.
Эразм Роттердамский: Чтобы вселенная полагалась общей родиной.
Джордано Бруно: Я считаю, что существуют бесконечные миры, образующие безграничную совокупность в бесконечном пространстве.
Бурдель: Я хочу вновь найти связь человека с бесконечностью.
Циолковский К. Э.: Если мы уже теперь имеем возможность немного верить в бесконечность человечества, то, что будет через несколько тысяч лет, когда возрастут наши знания и разум.
Чижевский А. Л.: Жизнь в значительно большей степени есть явление космическое, чем земное… и наше познание явлений природы есть не что иное, как воспринятый нашими органами познания отзвук истинных процессов, происходящих во Вселенной.
Рэй Брэдбери: Человеку не будет пределов, как нет пределов Вселенной. Человек будет вечен, как Вселенная, отдельные люди будут умирать, как умирали всегда, но история наша протянется в необозримую даль будущего.
Из дневниковых записей автора
1974 г.: Меня интересует человек в ряду цивилизаций Бесконечности.
1980 г.: Необоримое расширение знаний о мире – не сжигающая страсть, сродни наркотику, а естественная потребность человечества. Закон жизни в Бесконечности!
2009 г.: Философия Бесконечного – философия убедительно и окончательно свободного человека, развившегося до подлинности своей мыслящей природы.
* Подчёркивания здесь и далее мои ().
Вселенная прекрасна! И более всего увлекающей бесконечностью – и времени, и пространства, и движения, и превращений.
Это неохватно могучий и неизмеримый никакими мерками котёл, в котором смешиваются мрак и разум, добро и зло, жизнь и смерть, красота и безобразие, созидание и разрушение. Но никаким богам, даже дьяволам на свете ни за что, никогда не придумать более совершенного и завораживающего явления, чем она!
И когда мы ясно поймём и глубинно прочувствуем, осознав до мозга костей, животворную истину, что всегда были и будем пусть и самой атомарной, но законнейшей её частью, когда примем исчерпывающей родиной со всей полнотой причинности нашего появления и развития, как и непреложности познания её неисчерпаемых богатств, мы наконец получим безбрежное право быть истинно мыслящими существами со счастьем жить окрылённо в мыслях, чувствах, свершениях и судьбах.
И жизнь наша, чего в ней ни коснись, перестанет быть неизбежным исполнением изматывающих душу и опустошающих ум, навязанных нам обязанностей, отупляющим трудом, тягостной службой, обернувшись полноценным и радостным творчеством, к которому лишь и призваны нашими великими прародительницами и строгими воспитательницами Матушкой-природой и Матушкой-историей.
Всё это истина, которую нам давно пора принять в разумение. Если не запущены до ржавчины мозги, щедро даруемые всем с рождения её Величеством Вселенной.
Вступая в тему
ИЛЬЕНКОВУ
ЭВАЛЬДУ ВАСИЛЬЕВИЧУ,действенному философу, доказавшему, что активно думать, полноценно осязая жизнь, могут даже совершенно неприспособленные бы к тому слепоглухонемые. Дав урок и перспективу всему человечеству!Философское освоение космоса, космическая философия, начинается с ясного ощущения нашей прописанности в нём со своей планетой и звёздной системой. Как система взглядов и представлений, связанных с его познанием и раскрытием для уверенного проживания в нём – среди его явлений и процессов с отчётливым пониманием нашей непосредственной причастности к неисчерпаемости его форм, пространств, движения и превращений.
Космическая философия — установление мировоззренческого взаимодействия с вселенной во всех её видах из неживой, живой и мыслящей материй. Очевидность возрастания нашего мышления до мыслящей зрелости!
Смысл погружения в космическую философию – прочтение себя в непрерывной и тесной взаимосвязи с космосом, своего появления и существования именно в нём со всеми ближайшими и отдалённейшими перспективами.
И эта её суть доступна каждому. При желании осознать всю планетарную жизнь явлением, зародившемся и существующем в бесконечно открытом космосе, а не в родильном боксе у богов или инопланетян.
Осознать планету не просто твердью под ногами с привычным ходом событий, включая стихийные (для нас!) бедствия, а и космическим телом, обусловленным в своём устройстве и преобразовании неумолимо космической факторностью.
Осознать, что космическое познание всего этого – не из досужих дел, а прямая и лишь возрастающая потребность, генеральное условие нашей жизни на миллионы лет вперёд!
Осознать всё это, чтобы законным образом выпрямиться наконец в космически полный рост, к чему с рождения призваны.
С тем и взяться осмысленно за свою социальную природу, зависящую от нашей воли (такова её особенность!) – от закономерностей именно мыслящей материи. И этого не сделать без коренного преобразования жизнеустройства на вочеловеченно развивающий лад.
Исторически высшее политическое содержание этого переустройства на нашем мегапереходе из тисков живой материи в ширящиеся дали мыслящей – коммунизм, идеологическое обеспечение – гуманизм, социально-психологическое воплощение – вочеловеченное МЫ.
Коммунизм как вызревание и осознанное самооформление самоуправляемого общества из умом и душой, нравственно зрелых людей, неразрывно соединённых принципами движения к высотам мыслящей материи во вселенной.
Гуманизм как доподлинно и планетарно человеческое – человекомасштабное, человеколюбивое мировоззрение, определяющее содержание всех наших целей, дел, отношений и несомненно сближающее нас с другими разумными мирами.
Социально-психологическое МЫ – как крепнущая и всё более определяющая соединённость исторически активных (деятельных и сознающих смысл нашей именно человеческой деятельности и жизни), непременно развивающихся людей.
С этим всем сообщно и целеустремлённо развернуться к космосу, чтобы пойти неизмеримо дальше, несопоставимо шире и всесторонне собраннее, вдохновеннее и заинтересованнее.
Космическая философия — наше самопознание на качественно новом уровне и естественная потребность своего развития с усилением в деятельности общей роли и конкретных значений философии Бесконечного.
Ничего чрезвычайного и совершенно ничего запредельного!
Мы – единство трёх бесконечностей: исхода, сущности и дороги. Касается ли это всех наших собратьев по мыслящей материи или только такой разновидности, как мы, – такова исчерпывающая правда. Таково в самых завершающих чертах и признаках русло нашей человеческой цивилизации.
Восприятие себя мыслящей материей в бесконечности бытия, пространства и времени и есть доподлинная развитость до мыслящей цивилизации. И протянутая рука к своим космическим сородичам.
Космическая философия — это понимание того, что бесконечность не одна из характеристик Вселенной, а её всеобъемлющее свойство. Вселенная – абсолютная бесконечность бесконечно частных бесконечностей!
И потому соваться в неё с категоричностью представлений и толкований нашей поры – лишь бесконечность поспешности и самомнения. Для начала нам следует хорошенько выучиться самому явлению и понятию Бесконечное!
В практическом отношении космическая философия — осмысление явлений, процессов и фактов сквозь призму космичности нашего происхождения с планетой и звёздной системой, признание мировоззренческим порядком того:
1) что мы как составная часть космоса всегда тесно и конкретно связаны с ним;
2) что наши знания и представления о космосе пока только предварительны!
В собственной жизни мы всегда имеем самое непосредственное касательство к Бесконечному – это рождение и смерть. С их бесконечной причинностью, как и с тем предопределением, что личная физическая смерть усиливает бессмертие рода.
Человек – наисложнейшее производное диалектичного развития материи и не может быть раскрыт однозначно, в одной плоскости, хотя его жизнь проходит в строго очерченных границах и в определённых местом и временем исторических условиях. Он не прописан пассивно, как всё живое в природе, – активно познаёт, углубляясь в неё и передавая знания с помощью своей преходящей, но неизменной множественности.
Так и человечество – лучшее из всего, что мы имеем и знаем на сегодня. Но не вселенский эталон. И правы те, кто уверены: как бесконечна по своим условиям и проявлениям сама вселенная, так бесконечны и формы мыслящей материи.
Скорее всего наша смертность – одно из решающих условий для динамичности развития человечества. Именно она обеспечивает устойчиво механизм возрастания от поколения к поколению его творческого потенциала.
Постоянное обновление даёт гораздо больший приток сил и энергии, а жесткое и непререкаемое (как ни гоняйтесь за эликсиром бессмертия!) условие смерти нас подстёгивает на всё большее расходование сил и лучшее их применение.
Возможно, именно этот тип и механизм устройства мыслящей материи более всего соответствует окраинному, оторванному от других цивилизаций положению, как наше.
Непостижимая постижимостъ и постижение непостижимого – ничуть не бред древних мудрецов, а законные подходы к философии Бесконечного в рамках её познания. И погордимся отважными попытками мыслителей человечества всех эпох, отважными усилиями умственно бесстрашных людей (кто редкость ныне в безоглядно технократическую и массово обезличивающую nopyl). Они не боялись совершенно дальней дороги.
Распознание Бесконечного в фактах и процессах, коренная задача будущего человечества, и само по себе – бесконечность, которую хотим того или нет, а придётся осознавать, осваивать, выстраивая себя мыслящей материей.
Набросок 1
Мы в самом начале пути!
В принципе, диалектическая философия Бесконечного (бесконечности) – очень дальний этап нашего познания и в убедительно сформулированном виде от нас за изрядные тысячелетия. Здесь не должно быть никаких иллюзий.
И потому что невообразимо не востребована. Хотя образованному человеку не лишне догадываться (а в исследовательских целях и подразумевать).
И оттого что мы до её высот не доросли и взглядом из-за заземлённости своего мышления со скромненьким до нищеты знанием материально коренных явлений и процессов даже прямо под ногами, в глубинах Земли, как и прямо перед глазами (фотосинтез!). При ничтожном опыте обращения с проявлениями бесконечности в своей полезной деятельности – фрактал ями.
Но и по той естественной причине, что философия Бесконечного дело не столь и наше, а космически выраженного человека с диалектически объёмным навыком раскрытия космогенезисной глубинности своих способностей в обстоятельствах постоянного и целенаправленного наращивания познания вселенной. С вниманием к открытиям и знаниям других цивилизаций, которые предстоит узнать!
Мы сегодня можем лишь, как древние греки, законнейше интуитивно, но всё же предугадывать её уже раскрывающиеся основы. В самых общих направлениях и контурах. Ибо складывание и формулирование понятий и категорий, системная разработка положений философии Бесконечного – забота очень многих поколений и только потомки тридесятых веков подберутся к искомому и желаемому.
Такая умственно грузная и философски выносливая, сосредоточенная работа по плечу лишь единому и развитому до своей подлинности человечеству! Куда нам – едва-едва сообщным!
Мы не дошли и до полноты своей коренной философии – Гуманизма. Массово интеллигентская болтовня, политическое лицемерие, идеологическая трескотня о бестелесных и патологичных «правах человека». Когда миллиарды людей ещё не умеют читать и писать, сотни тысяч всякий день умирают от излечимых болезней и просто голода.
Сказано классиком фантастики (А.Кларк): не справившись с собственными демонами, в космос ходить не стоит. Малоразвитое мышление, малокультурное воображение такого нарисуют себе и другим – психиатрам не справиться!
Это не значит отсиживаться в темноте, слепоте. Тем и отличается именно человеческое познание от пищеварительных интересов и полового энтузиазма человекоподобных – оно всегда устремлено в будущее и преемственно. Наши шаги на этом колоссально протяжённом пути необходимы потомкам, кому станем сродни древним мужественным мореходам. И нашему праху не застыдиться перед теми, кому пройти дальше. С нашими ошибками и открытиями их дорога пусть на два-три шага, но станет легче и короче.
Философия Бесконечного – мировоззрение человека, познающего себя во всей объёмности материальной первоосновы. И позволяет не просто выбраться из-под узко планетарных зависимостей, освободиться от накопленных начальной эрой химер, но и законнейшим образом осознать себя законнейшей частью бесконечной во всех проявлениях, величественно и абсолютно царящей Вселенной.
Какие бы мы у неё ни были блудные (пока и блудливые) дети, мы это обязаны сделать – разобраться в себе и во всём доступном мире не с привычной линейкой в руках (как бы та ни именовалась с веками), а в измерениях всемерно, универсально космического порядка, без чего нам не одолеть при любой мощи техники своего мыслительного убожества и нравственного невежества.
Как раз в этом развивающем познании подлинность её сути для нас.
Даже проземных знаний и нажитых представлений нам достаточно для первых шагов, чтобы очертить в сознании тот неизмеримый путь, где нам прирастать всё более глубокими качествами и просторными способностями.
Философия Бесконечного – мышление развивающегося человечества на стадии Космического человека, кто без неё не сможет уверенно включиться в космос (без умственной баланды для приматов в виде фильмов, книг о «звёздных войнах», без бреда о личных контактах с инопланетянами). Она основа действительно научных знаний, соответствующих задачам исторической поры и адекватным ей целям. Ибо это и есть наше настоящее, всесторонне и нравственно очерченное самопознание.
Философия Бесконечного – это постоянство совершенствования нами осязания космоса с растущим пониманием его безгранично целостной системы.
Философия Бесконечного не вырастает из ничего — объективно складывается в ходе становления человечества, осознающего себя во всё расширяющемся для него бесконечном мире.
Философия Бесконечного прокладывает в человеческом сознании свой путь от слабых догадок первобытно безымянных людей, кто мифологично выстраивали космогонические представления о своём происхождении, честно пытаясь понять парадигму собственного появления и существования.
Проступив смутно в воззрениях предков, философия Бесконечного не уходила из внимания мыслящих людей. Просто её практическое значение для всё более прагматизирующегося (с ростом производительных сил!) общества было нулевым. Можно лишь отметить редкие блёстки, как строки Ломоносова «Открылась бездна звёзд полна. Звездам числа нет, бездне – дна» с искренним благоговением Канта перед звёздным небом и «нравственным законом во мне».
Великое озарение великих людей! Уже предчувствовавших берега философии Бесконечного, которая всё очевиднее вбирает в себя мысль за мыслью и эпоха за эпохой все наши философские системы (кроме идиотично надуманных!). Она с ними неразрывна как череда этапов при всей палитре их целей и рамок. Так из суммы точек рождается линия.
В философии Бесконечного нет ничего неестественного или неприемлемого для здравого ума. Наоборот, принятие её факта с необходимостью познания и есть подлинность здравой психики. Ибо всякий день, ежеминутно живём в безбрежии космоса! И все мы, имяреки разных национальностей, полов, возрастов, профессий и пристрастий, – мы все ежесекундно космические существа!
Недоразвившиеся – это правда! И ничего удивительного – в силу исторических причин не созрели ещё и как человеки, зачастую вопреки действительным правам и как граждане, даже как семьянины. Но непременно – существа со своим адресом в космосе и зависимые от него (пока явно фатально!). Нравится нам это или нет.
Философия Бесконечного – коренное для познающих космос мировосприятие. Её горизонты для нас неощутимы. Но очертания пусть слабо, но уже различимы.
Сегодня мы на микроскопично стартовом отрезке сверхгигантского пути.
Тем более в нынешнюю эпоху, когда невежество и мракобесие (распухшие на дрожжах цивилизации денег\) во всех их видах и формах существенно затормозили прогресс человечества.
Не объединимся в общество с «преобладанием сознательного начала» (В.И. Вернадский) – дело затянется надолго. И философии Бесконечного до нескорого завтра, до утверждения на планете гуманизма всеопределяющим мировоззрением, оставаться фигурой интересов чудаков-одиночек с их отвлечёнными от мира сего занятиями и открытиями.
Но за порогом тысячелетий, которые сегодня можно лишь предположить (пять ли, десять, двадцать?), философии Бесконечного уверенно выйти на поверхность навековечной доктриной познания соединённого и соединяющегося с другими в космосе человечества!
Потребность в философии Бесконечного – из мег астр атегичных (осевых!) для нашего развития. И начинается с категоричнейшего признание той истины, что мы и сами космические существа со всеми неизбежно вытекающими последствиями для всех наук, производств и социальных систем.
Нам дано сделать только самые первые шаги великого путешествия в тысячу ли, но их черёд очевидным образом настал. И не только потому, что мы выходим за пределы земного притяжения – мы достигли того порога, за которым не делать этого нельзя. Всё более преступно по отношению к самим же себе – ко всей потенциальности своих действительно огромных способностей.
И не следует пугаться той непреложности, что даже на эти шаги потребуются тысячи лет. Их первейшая трудность – по очень скользкому пути и при ничтожных знаниях и о себе самих. Тем более в космической ипостаси. Но рано или поздно кому-то ступить. А по мере распознания дорожных условий полегчает обязательно всем. И нарастание темпов развития станет естественным состоянием. Достаточно справиться с изъянами нашего мироустройства – появятся в огромном количестве и силы, и время, и средства. И успехи.
Это наша ключевая потребность – познание постоянно развивающегося мира с увлекательным распахиванием горизонта за горизонтом для «увеличения своей души» (Л. Толстой).
Наступит час (исторический период!) и наше целенаправленное вступление в неохватную обширность Бесконечного само поднимет нас на крыльях, чью мощь сегодня не представить себе вовсе.
Бесконечность – абсолютный атрибут вселенной. Но это и безграничность для нашего вдохновения!
Остаётся вопрос: отчего эту истину интуитивно ощущали уже в древности как априори даже с мифологизированным сознанием, а просвещённые современники отворачиваются от Бесконечного, как от чумы? Восхищаясь своими преходящими достижениями и бездумно оставляя в стороне наиглавнейшее – открытые настежь двери к увлекательности необозримого познания.
Что же? Алгоритм истории с навязанными частностями, засоряющими многим сознание? Круговоротная расплата за древнекаменных предков, далёких от наших технических новшеств и придумок чрезвычайнейше, но свободных для восприятия мира в его цельности?
Всё возможно. И адски не радует добровольная глупость отказа от познания, от презренной философии, коль и так хорошо – хватает хлеба и зрелищ!
Но философия – интегрально-системное мышление умственно развивающихся людей! Системный интеграл их познания и знаний. А не толкование чьих-либо толкований. И без неё только исторические потёмки и деградация.
Думая о бесконечности и силясь её вообразить, теряем голову от её бездонной глубины и трясёмся от страха – не помешаться бы.
Но это же – наш дом!!
Набросок 2
Открытые двери из наших веков
Ещё Анаксагор и Аристотель были совершенно убеждены в том, что мир не возник чудесным образом однажды, а существовал вечно!
Вполне зачинатели философии Бесконечного! Интуитивно, но верно!
Мир представлений даже таких выдающихся греков, как они, был ограничен начальностью их знаний, но не слеп! С пониманием того, что Вселенная и есть Абсолютная бесконечность, Абсолютная бесконечность и есть Вселенная!
Вот где нужно покрепче стоять на ногах! Для надёжного распознания космоса, всей космической действительности – всенепременно!
Бесконечность – не уникальное явление, а принцип бесконечности явлений с бесконечностью их проявлений и перемен. Универсальное измерение, центральная характеристика вселенной в её бесконечном развитии, всеобщая суть объектов и процессов во вселенной.
Ибо космическая действительность не бесконечная суммарность раз и навсегда фиксированных объектов, состояний, закономерностей, а бесконечно переменное выражение их, непременность развития или исчезновения, перехода в качественно новые.
Вековечно застывших законов космос не терпит. Всем отпущены сроки своей производственной жизни (где миллиарды наших лет не величина!). Вселенной свойственно постоянство переменности — бесконечно переменная совокупность закономерностей с их всегда диалектичным действием на каждом отрезке времени и в определённом месте.
Бесконечность неизбежно требует переустройства нашего мышления, что и есть главное условие формирования космического человека с выходом на качественно новую ступень его развития.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.