bannerbanner
«Стрекоза», «Муравей» и деньги
«Стрекоза», «Муравей» и деньги

Полная версия

«Стрекоза», «Муравей» и деньги

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Сергей Ситарис

"Стрекоза", "Муравей" и деньги

«Чтоб мудро жизнь прожить,

Знать надобно немало…" -

Прочтите эту книгу для начала"

"Есть деньги – слава Богу,

нет денег – не дай Бог"

(Константин Кушнер)


Введение

Познать и принять

В теории человеку свойственно стремление познать самого себя, своё происхождение, возможности, предназначение. Корни этого естественного процесса уходят в глубокую древность, когда у первобытного человека только возникли зачатки самосознания.

На практике же, круговерть повседневных забот не оставляет на себя ни времени, ни сил.

Тип личности определяет свойственная ей иерархия ценностей и врождённые особенности, которые вкупе и образуют онтологическую её основу.

Шкала ценностей на протяжении человеческой жизни может претерпевать серьёзные изменения. Нередко "от любви до ненависти".

Мы, в молодости, получаем кайф от громкой музыки, ветра в лицо, рёва мотоцикла без глушителя, но незаметно проходит время и дорого для нас уже другое. Становятся близки строки:

"Уже все чаще хочется гулять

Не за столом, а старым тихим парком,

В котором в сентябре уже не жарко…" (А. Розенбаум)

Совсем недавно мы были бесшабашны, загульны, всегда голодны, но годы, "сгорели, как электроды" и мы уже себя не узнаём:

"Уже уходят за полночь соседи,

Не выпито вино, и торт не съеден.

И мусор выносить иду в кашне." (А. Розенбаум)

Многое может с возрастом, или под влиянием обстоятельств, поменяться: музыкальные, литературные, художественные, вкусовые пристрастия, отношение к близким, здоровью, экологии… В современном мире не проблема даже смена пола.

Но являющееся предметом нашего изучения, имманентное свойство человеческой личности, остаётся неизменным, несмотря на все перипетии судьбы и это – отношение к деньгам. Формируется оно в утробе матери и, ещё ничего не зная о деньгах, мы появляемся на свет предрасположенными к определённой модели поведения в отношениях с ними. Одни всю жизнь будут с любовью тратить и ненавидеть копить, а другие наоборот – с любовью копить и неохотно тратить.

Говорят, счастье не в деньгах и даже не в их количестве (вопреки расхожей поговорке), тем не менее, эта сфера человеческих отношений заслуживает того, чтобы выделить её и рассмотреть подробнее.

Как правило – это жизненный сценарий, диагноз, который ставится в раннем детстве и сопровождает нас до последнего приюта.

Вы скажете, что на формирование человека влияет окружение, культурно-историческая среда, СМИ, реклама, драматические события. Безусловно, но в одной и той же семье, в равных условиях часто вырастают дети с диаметрально противоположным отношением к деньгам, даже, если это близнецы. Условия одни, а выводы делаются разные.

– Я из бедной семьи, вырос в нужде и теперь-то уж, извините, ни в чём себе отказывать не собираюсь, – говорит один и берёт от жизни всё, спуская заработанное до копейки.

– Я из бедной семьи, вырос в нужде и теперь-то уж, извините, постараюсь, чтобы в моей семье такого не было, – говорит другой и регулярно откладывает деньги от своих доходов на формирование "подушки безопасности".

Реклама распространяется на всех, но кто-то, поддавшись ей, тонет в болоте кредитов, а кто-то боится их, как ребёнок зубного врача.

"Каким ты был, таким остался…" – эти строки известной советской песни справедливы и в 60 лет по отношению к вам 20-летнему. Вы можете стать более или менее экономны, если вы бережливы от природы, но не изменитесь принципиально и никогда не станете транжирой. Наоборот, если вы легко расставались с денежными знаками и другими эквивалентными им материальными благами в 20 лет, то и в преклонном возрасте не будете корпеть над каждой копейкой ("а у гроба карманов нету!") и уйдёте на тот свет несломленным, с высоко поднятой головой, в лучшем случае оставив наследникам "наилучшие пожелания", а в худшем – долги ("а чтобы помнили!").

Кто-то бережлив, а кто-то транжира и с возрастом это свойство челевеческой натуры не меняется, как не меняется цвет его глаз, осанка, преимущественное развитие левого или правого полушария мозга.

Вы легко согласитесь со мной, если присмотритесь к своему окружению – родным, близким, друзьям.

Для понимания: если вы сделали новую причёску или полюбили манную кашу, которую терпеть не могли с детства – то это не значит, что вы поменялись. Речь не об этом, а о человеческой сущности, врождённых или заложенных в раннем детстве чертах характера. Жестокий человек никогда не станет добрым, скупой – щедрым, флегматик – сангвиником, эгоист – альтруистом. Как гласит туземная поговорка: "Леопард никогда не меняет свои пятна".

Пример из жизни: У моего приятеля внучки-двойняшки – Вероника и Анжелика. Им по 10 лет, но у них уже сформировались собственные внутренние установки в отношении денег.

Дед – коллекционер и любит иногда побродить с металлоискателем на природе в поисках старых монет и прочих артефактов прошлого.

– Дедушка, давай договоримся, – напутствует его Анжелика, – если ты найдёшь деньги, то отдашь нам, а мы тебе дадим за них игрушки.

– Это почему? – спрашивает дед.

– Потому что у тебя денег и так много, а игрушек нет, – отвечает маленькая предпринимательница. – А у нас наоборот: игрушек много, а денюжек не хватает.

У Анжелики уже есть копилка и она регулярно пополняет её из денег, выдаваемых родителями на карманные расходы.

Вероника, в отличие от сестры, за деньгами не следит и учет их не ведёт.

Либо тратит карманные деньги сразу, либо отдаёт, что уцелело, сестре на сохранение:

– У неё целее будут.

Любопытно, что на отношение людей к деньгам не влияют ни уровень образования, ни пол, ни возраст. Профессор Гарварда, может быть таким же безалаберным или скупым в обращении с деньгами, как и уборщица сельмага.

Это важно понимать, чтобы трезво оценивать свои риски и возможности в зависимости от того, к какой модели вы себя отнесёте по факту прочтения книги.

Вы сами себе поставите диагноз и. на развилке житейских дорог, уже не будете сомневаться в выборе наиболее подходящей для вас. Отбросив лишнее, вы сможете сконцентрироваться на возможностях, присущих именно вашей модели.

Самоидентификация с одной из моделей важна для понимания корня ваших финансовых и семейных проблем, роста благосостояния и даже выбора правильного бизнес-партнёра или спутника жизни. Каждый человек, начиная с сознательного возраста, вступает в товарно-денежные отношения с окружающим миром, и эта книга поможет вам определиться с пониманием своей роли и места в этом взаимодействии. В ней, на примерах, разобраны плюсы и минусы каждого типа личности и даны рекомендации в рамках каждой модели.

Итак, рассмотрим упрощённо основные модели человеческого поведения во взаимоотношениях с деньгами. Согласно классификации автора их шесть: две основных (базовых), две развития и две деградации.

Справедливости ради, ко всему вышесказанному необходимо добавить, что личностные трансформации от базовых моделей в сторону развития или деградации логичны и даже нередки, но никогда, на протяжении всей человеческой жизни, невозможна смена одной базовой модели на другую.

Более подробно мы остановимся на этом далее в отдельной главе.

Для начала рассмотрим "идеальные" модели, как основу для дальнейших рассуждений и выводов.

При этом отдаём себе отчёт в том, что как в реальной жизни не бывает идеальных людей, так и картину любой "идеальной" модели искажают индивидуальные особенности психики, характера, темперамента каждой конкретной личности.

Глава 1. Базовые модели

1.1 "Стрекоза"

"Стрекоза" любит сам процесс трат, подобно героине скетч-шоу «Одна на всех» женщине-шопоголику в исполнении Анны Ардовой. Ей, как и герою В.М. Шукшина Егору Прокудину из кинофильма "Калина красная" – "деньги ляжку жгут". Жить здесь и сейчас – её кредо. В момент обмена денег на что-либо нужное или не очень, она испытывает гамму приятных эмоций: радостное возбуждение, прилив сил, самоутверждение, доказательство собственной успешности. Это как мини-оргазм и ощущение это хочется повторять и повторять. Некоторым и купленные вещи-то не нужны, а ценны только эмоции, переживаемые в момент покупки.

"Я его (платье) купила для того, чтобы купить, а не для того, чтобы носить".

Так же как не нужны деньги состоятельным людям, отправляющимся в казино. Не за этим они туда идут. Денег у них и так хватает, а вот сильных ощущений…

"Стрекоза" не обрадуется, если вы предложите дать ей бесплатно, по-дружески то, что ей нужно – ведь тем самым вы лишите её эмоционального удовлетворения, счастья переживания самого процесса. Для неё это будет равносильно тому, что вкуснейший деликатес вы забросите ей сразу в желудок, минуя рот со всеми его и языка вкусовыми рецепторами. Вы не порадуете её «вкусовые сосочки».

Благодаря выработке эндорфинов ("гормонов счастья") возникает кратковременное чувство эйфории. Их воздействие похоже на влияние опиатов, но более слабое, в пределах физиологической нормы. Чаще в процессе покупок выделение эндорфинов происходит в организме женщины, у мужчин, таскающихся за ними по отделам гипермаркета с полными пакетами, обычно вырабатывается не эндорфин, а злость. Тем не менее, ониомания (зависимость от покупок) присуща как женщинам, так и мужчинам.

Пример из жизни: Очередь на кассу в обувном отделе фирменного магазина.

Задержка вызвана оформлением кредита. Молодой, крепкого сложения мужчина, лет тридцати, приобретает туфли и ремень. При этом, также в кредит, продавец дополнительно убеждает его приобрести крем для обуви.

То есть, в кредит приобретается не жизненно-важное лекарство, не срочная оплата обучения, не крупная покупка, на которую сложно накопить, в конце-концов, не еда, а мелочь, далеко не первой необходимости, которую легко можно купить с ближайшей зарплаты. Но это надо ждать… Может быть, два или три дня, а "Стрекоза" ждать не любит. Туфли должны порадовать её уже сегодня. Не исключено, что до посещения магазина вообще не было планов что-либо покупать. Но зашёл случайно, попалось на глаза одно, другое и стало понятно, что дальнейшее существование в этом лучшем из миров без туфлей и ремня будет скучным и недостойным высокого звания человека.

Как итог неуёмного потребительского поведения "Стрекозы", в её доме всегда много лишних вещей, поскольку для неё часто важен не сам товар, а процесс его покупки. Когда барахло начинает отвоёвывать у владельца жизненное пространство или хранение начинает доставлять неудобства – его раздаривают или, без малейшего сожаления, отправляют на свалку.

Именно "Стрекоза" целевая аудитория и мечта маркетологов всех мастей. Для неё разрабатываются "наиболее выгодные" предложения всякого рода услуг – от банковских до платных голосований на телевидении и радио. Она – предмет "трогательной заботы" и цель массовых обзвонов с предложениями "всё более выгодных" тарифов от операторов связи и интернет-провайдеров.

"Стрекоза", пока у неё не кончились деньги, способна тратить их не только на себя: подаёт на улице нищим, откликается на призывы о помощи больным детям, жертвует на различные благотворительные цели. Но это в зависимости от настроения и наличия у неё соответствующих человеческих качеств, к себе же она добра и щедра при любом раскладе.

Легко занимает деньги и даёт в долг. Нередко забывает вовремя вернуть, но и не сильно переживает, если задерживают с возвратом долга ей. Её характеризует бестрепетное отношение к деньгам и, если в кошельке не последние, то она не потрудится, чтобы поднять закатившийся рубль. Изгибать ради этого стан? Нет, себя она любит больше.

Копить деньги, беспокоиться о будущем – противно её природе. Каким бы ни был её ежемесячный доход – 40 тыс. рублей или 200, она не станет откладывать. Также живёт от зарплаты до зарплаты. Просто, при росте доходов, синхронно возрастут и текущие расходы: перемещения по городу не на маршрутке, а на такси, отдых на Канарах вместо Черноморского побережья, доставка еды на дом, а не поход в магазин… Когда для получения желаемого текущего дохода не хватает и необходимы накопления, которых у неё нет (улучшение жилищных условий, покупка нового авто, путешествие на Бора-Бора) она обратится в банк. Возьмёт кредит и плевать ей какие там проценты.

"Многие знания – многие печали" – "Стрекоза" ничего не знает и не хочет знать о финансовой грамотности.

Именно среди представителей этой модели часто встречаются типажи, которые случайный успех на работе и в жизни, в результате благоприятного стечения обстоятельств, рассматривают исключительно, как собственные заслуги. Они принимают только тот ветер, который дует в их паруса. Достигнутый уровень дохода считают безоткатным, принципиально неснижаемым и в своём потребительском поведении исходят из этого. Отчасти и этим объясняется их беззаботное поведение и отсутствие беспокойства о будущем.

В отношении собственной персоны они начисто лишены дара критического мышления.

Вместо адекватной оценки:

" Как мне подфартило! Надо постараться окопаться, закрепиться, соответствовать оказанному доверию… Воспользоваться случаем и подкопить жирку раз уж выпал такой шанс. "

Они рассуждают:

" Наконец-то мой гений оценили по достоинству"

и больше сосредотачиваются на внешнем соответствии статусу, а не на углублении знаний и приобретении новых профессиональных навыков.

Корпоративные льготы приучают людей к тому, что о них заботятся профсоюз и администрация. С годами вырабатывается ложное представление о собственной значимости и незаменимости. А между тем, это иллюзия. Целый ряд профессий носят специфический уникальный характер и имеют ценность только на этом конкретном предприятии и в определённый период времени (например, вы годами прикручивали бампер на конвейере по сборке автомобилей, а потом вас заменил робот). В случае потери работы в результате банкротства бизнеса или сокращения штатов, такие специалисты переживают сильнейший стресс. Выясняется, что теперь о них уже никто не заботится, их многолетние навыки никому не нужны и стоимость их на рынке труда сравнима со стоимостью разнорабочего, то есть ощутимо ниже того, что они имели.

Нассим Талеб в одной из своих книг называет таких одураченными случайностью.

"Стрекоза" умеет радоваться жизни, ценит краткий миг удовольствия и обладает удивительной способностью не замечать сгущающихся над ней туч. Далеко не каждый может игнорировать рост окружающей неопределённости: экономический кризис, пандемия, нестабильный доход. "Стрекоза" может. Это её сильная сторона. Она не будет унывать из-за вероятности наступления форс-мажора, а огорчится и начнёт думать как быть только по факту его наступления. Как у чукчей нет "гена" сопротивления алкоголю, так у "Стрекозы" нет "гена" страха перед будущим.

"Будущее вкус не портит мне,

Мне дрожать за будущее лень.

Думать каждый день о чёрном дне -

Значит делать чёрным каждый день"

(И. Губерман)

Денежные проблемы относятся к тому типу гостей, что не отличаются особым тактом и вламываются в нашу жизнь в самый неожиданный и неподходящий момент, подобно группе захвата СОБР.

Первый год пандемии больно ударил по многим отраслям экономики. Некоторые из них встали и люди надолго лишились источников дохода. "Стрекоза" без накопленной подушки безопасности вынуждена была приспосабливаться и выживать. Её уровень жизни резко упал.

Из сообщений прессы мы знаем, что, например, дрессировщики в это сложное время собирали металлолом, трудились таксистами и курьерами, а всемирно известный укротитель тигров работал доставщиком еды.

Так уж устроена "Стрекоза", что главный оберег в её жизни – "авось" и в трудные моменты она живёт надеждой: "Так будет не всегда!"

Однако об этом утверждении из старой еврейской притчи гораздо важнее не забывать на вершине успеха: "Так будет не всегда!"

Но у "Стрекозы" память короче девичьей и раны заживают быстро, поэтому для её поведения типичны крайности:

"То елей благообразий, то с плеча по роже – хрясь!

То из грязи сразу в князи, то из князей прямо в грязь."

"Стрекоза", в сложных жизненных ситуациях всегда рассчитывает не только на себя, но и на помощь окружающих. Она надеется, что "мир не без добрых людей" и её не оставят в беде.

Поскольку мы часто судим о других людях по себе, то, сама легко расставаясь с деньгами, "Стрекоза" ждёт этого же и от других. Считает, что всегда найдёт деньги в случае необходимости. Но у денег есть такое свойство – их невозможно найти быстро именно тогда, когда они край, как нужны. Как в анекдоте:

"Когда я говорю, что не пью – все стараются меня напоить,

Когда говорю, что на диете – все стараются меня накормить.

Когда говорю, что нет денег…

То ли тихо говорю, то ли не слышат…"

Или можно, но на кабальных условиях. Пример тому – микрофинансовые организации или ломбарды, к услугам которых здравый человек прибегает только в крайней жизненной ситуации.

В повести Валентина Распутина "Деньги для Марии" деньгам, как злому року, противопоставляется человек с его нравственными качествами.

Героиня повести, Мария, уступила просьбам односельчан и согласилась подменить беременную продавщицу в местном магазине.

Село было отдалённое и магазин был важен для жителей, так как за каждой мелочью в район не наездишься. Инвентаризации не было год, а когда она случилась – выявилась огромная недостача. Многим она давала в долг, под расписку и честное слово до зарплаты, а учёт должным образом не вела и теперь ей грозит тюрьма. Ревизор пожалел её четверых малолетних детишек и дал пять дней срока на то, чтобы собрать деньги. Мужу Марии, Кузьме, который «всю жизнь к деньгам относился просто…», теперь приходится непросто. Он проходит жестокий ускоренный курс финансовой грамотности. Ему приходится просить денег у односельчан, стучать в каждый дом, выслушивать отказы, насмешки, поучения. Узнать их с новой, неведомой ему стороны. И всё равно денег набрать не удаётся.

Человеческие качества Марии и Кузьмы вызывают сочувствие, но не защищают их от возможной беды. Люди спасти их могут, но не обязаны. И наказание, если оно случится, будет справедливым, потому что к деньгам (своим и чужим) они относились небрежно и безответственно.

В конце концов, как за соломинку, Кузьма цепляется за последнюю возможность – едет в город к брату, с которым длительное время не поддерживал отношения и на которого был в обиде. Финал истории автор оставляет открытым, на пике психического напряжения и на душе ещё долго остаётся тяжёлый осадок. А ведь описываются события ещё, казалось бы, беззаботных советских времён.

Также легко "Стрекоза" относится и к обязательствам. В силу собственного лёгкого отношения к деньгам, её не угнетают долги, она не беспокоится не только о сроке возврата, но и о его необходимости. Беспокоятся те, кому она должна и молятся о её здоровье в надежде вернуть когда-нибудь свои деньги. Вы устаненете напоминать о долге и морально должны быть готовы его простить, если это друг или близкий вам человек.

Нередки случаи безответственного и ненадёжного поведения "Стрекозы", как партнёра в бизнесе.

Пример из жизни: Петров живёт в одном многоквартирном доме с Ивановым. Их родители были дружны, они давно, правда, не близко знакомы, при встрече всегда здороваются, иногда общаются на общечеловеческие темы. Иванов частный предприниматель и как-то, в очередной раз столкнувшись с Петровым во дворе, предложил ему вложиться в его новый бизнес-проект. Петров не имел ни свободных денег, ни желания вникать в его проект и от предложения отказался. Спустя пару дней он встретил управляющего ТСЖ, который в разговоре с ним, между делом, пожаловался на злостных неплательщиков дома по жилищно-коммунальным услугам. К своему великому изумлению Петров узнал, что лидером по долгам является Иванов: его задолженность по квартплате составляет более 300 тысяч рублей, у него кредиты в нескольких банках и его постоянно "бомбят" коллекторы. Петрову стала понятна перспектива совместного с Ивановым предприятия, если бы он решился вложиться. Непонятно только, как "Стрекоза" Иванов, находясь в таком удручающем финансовом положении, мог предлагать ему, не совсем постороннему человеку, участие в таком сомнительном предприятии и как собирался потом смотреть в глаза.

Периоды благополучия чередуются у "Стрекозы" с потрясениями, вызванными внешними обстоятельствами: потеря работы, затяжная болезнь… На этих "качелях", то замирая от восторга, то жмурясь от страха, она летает всю свою жизнь. Предусмотрительность ей не свойственна. Её принцип – "война события покажет", "будет день – будет пища".

Расплата за бездумное поведение рано или поздно неизбежно наступает, но выводов на будущее "Стрекоза", как правило, не делает, ибо человеческая сущность неизменна.

Вы ошибётесь, если посчитаете, что серьёзные жизненные испытания способны её изменить, так же, как ошибаются те, кто полагает, что куры летают высоко в небе.

А может быть такая жизнь, с регулярной дозой адреналина, для неё в кайф? Может быть некоторые "Стрекозы" преодоление жизненных испытаний воспринимают как прохождение увлекательного квеста? Ведь лезут же зачем-то люди в горы, рискуя головой или занимаются опасными видами спорта.

1.2 "Муравей"

"Уметь жить экономно – это жить сразу после получки точно так же, как жил перед самой получкой".

(Житель Арканзаса)

"Муравей", в отличие от "Стрекозы", планирует своё будущее, что помогает ему избегать кредитов и сглаживать жизненные ухабы. Он умеет копить, контролирует бюджет и пытается экономить, где можно. Пользуется предоставляемыми государством льготами и налоговыми вычетами.

При росте доходов, откладывает часть на крупные, улучшающие качество жизни, приобретения, будущее детей, собственную старость…

Обладает достаточной силой воли, чтобы, в случае необходимости, ужать текущие траты ради благополучия в будущем.

Этой модели свойственно проявление житейского прагматизма: "из-за неверной надежды, не оставляй верной выгоды".

"Муравей" для создания капитала использует все возможности:

– генерирует доход по месту основной деятельности;

– не упускает случая подработки

(Старый анекдот. У еврея спросили:

–Чтоб ты делал, если бы стал царём?

Еврей ответил:

– Я бы жил лучше, чем царь. Я бы ещё немножко шил на дому по ночам);

– не тратит, а сохраняет заработанное, за счёт развития собственных практических навыков и умений (например, не зовёт строителей, а сам делает посильный мелкий ремонт, не покупает овощи и фрукты, а выращивает у себя на дачном участке, не обращается к услугам автосервиса, а "по мелочи" делает техобслуживание своего автомобиля самостоятельно и т.п.).

Зажиточный крестьянин, крепкий хозяин в дореволюционной России и в первые годы Советской власти, не занимавшийся эксплуатацией чужого труда, а ведущий своё хозяйство самостоятельно, силами своей семьи – типичный "Муравей".

Как и "Стрекоза", "Муравей" не погружается глубоко в тему инвестиций, используя самый доступный и понятный для каждого обывателя набор инструментов сбережения. Поэтому сохранить свой капитал в кризис ему также трудно, как белому человеку сохранить содержимое своих карманов после прогулки ночью по криминальным районам Гарлема.

Но не только из-за внешних экономических шоков он обречён на страдания и муки…

Если окружение из его друзей и близких состоит преимущественно из "Стрекоз", то "Муравью," часто против его воли, приходится поступаться своими интересами и выручать попавших в беду за свой счёт.

Периодически в его жизни возникает следующая типовая, многим знакомая, ситуация: "Муравей" беспокоился о своём будущем, ограничивал себя в желаниях и отложил деньги на "чёрный день", а родственник или друг из породы "Стрекоз" ни в чём себе не отказывал и за душой у него нет ни гроша. А теперь ему нужна, к примеру, срочная операция. Отказать близкому человеку невозможно и "Муравей", скрепя сердце, отдаёт деньги, которые сберёг как раз на такой случай для себя. Чаще всего с концами. Теперь, если что-то случится с ним – взять их будет негде. У "Стрекозы" не займёшь. У неё никогда нет денег. Это же "Стрекоза". Что с неё взять? В союзе "Муравей" – "Стрекоза" первый вечный донор, в то время, как вторая – вампир.

Более того, если он медлит с выдачей кэша, со стороны окружающих на него обрушивается град упрёков:

– У тебя же есть деньги! Что тут думать! Человек в беде, а он думает! Ну и жлобяра!

На страницу:
1 из 2