Полная версия
Джеймс Хедли Чейз. Под именем моим. Маленькие рассказы о большом успехе
Совершенно определённо можно сказать, что Чейз был человеком семейным – в том смысле, что семья для него была ценностью высшего порядка. Где бы он ни жил (особенно после войны, когда достиг зрелого возраста), первым делом Чейз обустраивал свой дом. Будь то квартира в 16-м округе Парижа или особняк в Корсо-сюр-Веве, в Швейцарии.
Кстати, у него было совсем немного друзей, но зато какие! Самым близким другом Чейза был английский писатель Грэм Грин. Сразу после войны Грин способствовал публикациям Чейза в английской прессе. Речь о детективных рассказах, опубликованных в военные годы в журнале, который Чейз редактировал. А потом, перебравшись в Швейцарию, Чейз переманил сюда, в Корсо-сюр-Веве, и Грина. Они жили по соседству и проводили вместе много времени. Грина в определённой степени тоже можно считать членом семьи Чейза, ибо это был особо доверенный человек, который знал о Рене положительно всё. И… ни разу в жизни не проговорился.
17. Увлечённый читатель
Началось всё, конечно, с чтения. Этой страстью к чтению романов Рене Раймонд «заразился» в первые годы работы в компании «Симпкин и Маршал». Будучи ещё молодым холостяком, Рене, случалось, оставался на фирме до утра, устроившись в своём кабинетике на книжном складе и обложившись пахнущими типографской краской новинками.
Он всегда читал много и с огромным удовольствием. Не брал на себя ответственность высказываться публично о той или иной вещи, но из всего потока беллетристики выделял детективы Чандлера и Хэммета. Любил приключенческую литературу. Читал современных американских писателей, снискавших звание классиков ещё при жизни, например, Фолкнера.
Вообще, в чтении он был довольно неразборчив. Как профессионал, Чейз, конечно, умел отличать хорошую литературу от дешёвых бездарных поделок. Однако, в нём не было той писательской спеси, которая сопровождает выход в свет каждой неудачной книги. Общим мерилом успеха Чейз считал популярность. И был, наверное, прав – лучшие образцы мировой литературы ХХ века, книги Фицджеральда, Хемингуэя, Ремарка – это, прежде всего, книги, которые разошлись по миру миллионными тиражами. Хотя, никто не сможет обвинить того же Хемингуэя в создании произведений на потребу непритязательной публики – в чём обычно обвиняли Чейза.
Страсть к чтению Чейз сохранил до последних дней жизни. В год он писал 2—3 романа, затрачивая на каждую книгу около 3 месяцев. И любимым отдыхом его в перерывах между романами было чтение.
18. Юморист
Любой много читающий человек рано или поздно пробует себя в литературе в качестве автора. Это вполне объяснимо – хорошая проза как раз тем и отличается, что выглядит простой, логичной, доступной. Если кто-то может написать эту книгу, то может… смогу и я?
Первые опыты в литературе Чейз предпринял в возрасте 25—27 лет. Это были небольшие юмористические рассказы, которые Рене показывал друзьям и публиковал в лондонских газетах. Эти рассказы не принесли ему ни славы, ни денег. Не стали они и убедительным свидетельством того, что Рене может писать – во всяком случае, его сомнений эти попытки не преодолели. Молодой Рене Раймонд продолжал понемногу работать в юмористическом жанре, но будущее своё с профессией писателя не связывал…
Вообще, начало литературной деятельности у каждого писателя начинается по-своему. Единого «рецепта» нет и быть не может. Сидни Шелдон, к примеру, стал писать романы только после 50 лет, но при этом много лет был успешным сценаристом. Различны и мотивы литературного творчества. Кто-то хочет прославиться, кто-то самоутвердиться (мол, вот что я могу). Рене хотел одного – выкарабкаться из бедности. То есть заработать денег, чтобы получить возможность жить по-человечески. Слава его не интересовала.
Для молодого писателя очень важно поверить в свои силы. Сомневаться можно до бесконечности. Но когда садишься за письменный стол, нужно убедить себя в том, что ты пишешь лучше всех на свете. Хотя это, разумеется, неправда.
19. Другие имена
Уже в первых (оставшихся безвестными) публикациях Рене подписывал свои рассказы самыми разными именами, только не собственным. Так на свет появилось множество псевдонимов, включая и самый популярный – Джеймс Хедли Чейз.
Псевдонимы берут по самым разным причинам. У Чейза причина смены имени была самая редкая – он сторонился известности. Стеснялся своих работ, считая их крайне несовершенными. В основе его псевдонимов редкое для творческого человека качество – скромность.
Чейз был неамбициозным человеком. Свой успех он в значительной степени просчитал, работая в крупной книготорговой фирме. Но даже после того, как тираж первого романа зашкалил за миллион экземпляров, в то, что ему удалось достичь безусловного успеха, не особенно верил. Он прекрасно сам видел все недостатки своей прозы. И «позориться» перед публикой после разгромной статьи какого-нибудь критика вовсе не хотел.
Была у этих псевдонимов и другая, вполне банальная причина. Выпуская книги под вымышленными именами, Чейз попросту… уходил от налогов. Проживая в Англии, он много печатался во Франции. И наоборот, уже обосновавшись во Франции, публиковался в Англии и США. Псевдоним отводил от него подозрения в неуплате налогов (а речь идёт о двойном налогообложении). И в то же время неплохо при этом зарабатывал. Обычная, между прочим, практика середины ХХ века.
20. Идея первого романа
В 1938 году 32-летний завотделом крупной книготорговой компании Рене Раймонд вечерами садился за кухонный стол и что-то принимался писать в школьной тетради. Исписав добрую половину страниц, он замирал в задумчивости. Затем медленно рвал тетрадь на мелкие кусочки. И, горестно подперев голову рукой, уставившись в одну точку, о чём-то тяжко размышлял. Так продолжалось несколько субботних и воскресных вечеров подряд. Супруга Рене начала беспокоиться.
А он просто не знал, как сделать хороший детективный роман. В принципе, этого не знает никто – каких-либо рецептов не существует. Точнее, они, конечно, существуют, но не работают. Иначе книжные магазины были бы завалены отличными остросюжетными книгами.
В конце концов, Рене забросил свою затею. Из попытки романа ничего не получалось. За что бы он ни брался, какой бы сюжет ни принимался разрабатывать, получался… юмористический рассказ.
Анализируя причины неудачи, Рене пришёл к выводу, что главная из них заключается в недостатке фабулы. У него просто не было сильного сюжета. И Рене принялся перебирать газеты в поисках криминальной истории, которая могла бы лечь в основу первого романа.
Поскольку «в Англии никогда ничего не происходило», Рене Раймонд, имевший доступ к огромному количеству свежих книг и, что существенно, газет, которые компания доставляла вместе с книжными новинками заказчикам, принялся изучать американскую периодику. Вот где было раздолье… Криминальные колонки американских газет оказались настоящим кладезем сюжетов.
21. 12 дней, которые перевернули его жизнь
Рене очень ясно понял, что главная история, волнующая американцев в данный момент – трагедия лётчика Чарльза Линдберга. В 1932 году у этого героя, совершившего в 1927 году первый беспосадочный полёт на самолёте над Атлантикой между Америкой и Европой, похитили маленького сына. Похитители потребовали выкуп. Линдберг выполнил их условия. Но сына так никогда и не увидел.
В 1936 году Америка снова вспомнила обстоятельства трагедии – 3 апреля был казнён некто Бруно Хауптман, признанный судом присяжных виновным в похищении и убийстве полуторагодовалого сына Линдберга. Правда, прямых доказательств вины Хауптмана, по мнению многих юристов, суду представлено не было…
Рене решил, что наибольший интерес вызовет тема киднеппинга – похищения детей с целью выкупа. Это первое. Второе – преступление, совершённое бандой. И не просто бандой, что в «гангстерские времена» было неоригинально, а бандой под предводительством старой женщины… Рене решил воспользоваться именем «мамаши Гриссон», которое было у всех на слуху после нашумевшего полицейского расследования и разгрома банды. Вряд ли миссис Гриссон подаст на Рене Раймонда в суд за использование её грязной славы.
Осенью 1938 года Рене специально скопил шесть отгулов, отработав перед этим более месяца без выходных. И таким образом получил нечто вроде отпуска на 12 дней. Всё это время Рене лихорадочно писал свой первый роман – «Нет орхидей для мисс Блэндиш».
22. «Нет орхидей для мисс Блэндиш»
Когда в рукописи была поставлена последняя точка, Рене внимательно перечитал рукопись… Вещь явно получилась. Роман действия, круто замешанный на насилии, погонях, драках и… сексе. Именно то, чего так не хватает читателю детективов – Рене сам провёл маленькое расследование, пытаясь понять, какие книги более всего востребованы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.