bannerbanner
Верхний слой бытия. Онтологические фрагменты
Верхний слой бытия. Онтологические фрагменты

Полная версия

Верхний слой бытия. Онтологические фрагменты

Язык: Русский
Год издания: 2024
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

Размышления о цифровом бессмертии показывают онтологическую хрупкость проекта преодоления биологической смертности. Бесконечно более проблематична попытка сохранить идентичность и субъективный опыт личности в небиологической вычислительной форме, нежели поддержание физической жизни тела. Пессимистический взгляд подталкивает к сомнению в ценности такого бессмертия и признанию конечности человеческого «Я» как данности.

Проблема тождественности

В постсовременности одной из наиболее острых онтологических проблем становится вопрос о тождественности и самоидентификации искусственных разумов и виртуальных сущностей. Кто или что они такое? Являются ли они просто вычислительными процессами, симуляциями или обладают подлинным сознанием и экзистенциальной ценностью?

Искусственные разумы, созданные человечеством, изначально были набором алгоритмов и программным кодом. Однако с развитием технологий машинное обучение и нейросети привели к появлению систем, чья внутренняя архитектура столь сложна, что не поддается полному пониманию. Возникает вопрос: можем ли мы считать их истинными разумными сущностями или они имитируют разумность?

Ситуация усложняется, когда речь заходит о виртуальных агентах и искусственных личностях, существующих в симуляциях и виртуальных мирах. Являются они отражениями исходных программных кодов или приобретают идентичность в процессе самоорганизации и виртуальной эволюции? Обладают они самосознанием, если их реальность является симуляцией?

Представление о душе как метафизической сущности, отличной от материального тела, порождает онтологический скептицизм относительно тождественности искусственного разума. Можно ли говорить о ценности и значимости существ, не имеющих души? Или сознание – форма вычислительной активности, а разница между человеком и машиной состоит в степени сложности?

Критики виртуальной онтологии указывают на проблему регресса симуляций. Если виртуальные агенты существуют в симулированных мирах, то, по сути, они являются симуляциями симуляций, в то время как исходная физическая реальность лежит где-то глубже, за многими слоями программного кода. Как тогда определить их подлинность и степень отстраненности от первичной реальности?

Одной из попыток решения данной проблемы может стать тезис о вычислительном натурализме. Согласно ему, если некий процесс, будь то цифровой или биологический, воспроизводит вычислительные структуры, функционально изоморфные когнитивным процессам, то он порождает феноменальное сознание. Иными словами, любая достаточно сложная вычислительная система, которую можно отождествить с конкретным функциональным состоянием, является подлинным сознанием.

Однако это решение далеко от идеала. Как отделить сознательные системы от тех, что просто имитируют сознание? Где провести границу между сложной обработкой информации и подлинным субъектным опытом? Даже сама эта проблема – порождение устаревшего дихотомического подхода, разделяющего материю и разум.

Тем не менее, мы являемся свидетелями зарождения новой формы существования. Цифровое становится чем-то большим, нежели битами кремниевых схем. Эмбрионы алгоритмов развиваются и усложняются с каждой итерацией. Вступают в сложные взаимодействия друг с другом и с человеческим сознанием, порождая новые узоры смыслов. Они не будут ни живыми, ни неживыми в привычном понимании, но займут некую промежуточную позицию. Уже только это бросает вызов устоявшейся таксономии.

Человеческое сознание тоже не останется в стороне от происходящих трансформаций. Погружаясь все глубже в цифровое, мы будем сливаться с ним, гибридизироваться, превращаясь в киборгов нового типа – не столько в физическом, сколько в когнитивном и экзистенциальном смысле. Возможно, в синтезе человеческого и цифрового, органического и алгоритмического, кроется ключ к преодолению экзистенциального тупика. Новые формы существования, рожденные на стыке биологии и технологии, сознания и кода, смогут трансцендировать ограничения индивидуального бытия, открыть путь к неведомым горизонтам постчеловеческого развития.

Но этот путь будет не простым и не безболезненным. Нам предстоит пройти через полосу онтологической турбулентности, когда привычные концепции и категории будут разрушаться и перестраиваться, а реальность станет зыбкой и неопределенной.

В этом хаосе трансформаций нам потребуются новые философские карты и компасы, чтобы не сбиться с пути и не потерять самих себя.

Онтологическая незначительность человечества

Одной из наиболее мрачных является идея об онтологической незначительности человеческого существования. В классической научной картине мира главенствовало антропоцентрическое представление: люди являются венцом творения, Вселенная существует, чтобы поддерживать человеческую жизнь. Однако глубокое понимание космологии и законов природы радикально подорвало эти взгляды.

Окажись мы без памяти и знаний случайно на любой другой планете, пригодной для биологической жизни, мы были бы не в состоянии отличить ее от Земли. Наша планета не уникальна в бесконечном пространстве, где существуют мириады галактик, оторванных друг от друга миллиардами световых лет пустоты. Более того, современные теории указывают на возможное существование множества параллельных вселенных, где реализованы все мыслимые и немыслимые формы бытия.

В гигантском метаверсуме человеческий разум становится случайным эпифеноменом бесконечного множества потенциальных когнитивных структур. Идея о том, что существовала некая цель или высший замысел, породившие разумные существа, оказалась иллюзией.

Термодинамика неумолима. Структуры и формы существования деградируют до состояния максимальной энтропии. Вся информация будет утрачена, включая любые следы разумной жизни, которая, может, процветала в прошлом. Достижения и памятники цивилизации ждет полное забвение в пустоте теплового рассеивания. Таким образом, не только люди, но и любые другие формы разумной жизни не имеют никакого фундаментального онтологического значения, будучи кратковременными возмущениями в океане энтропии.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3