Полная версия
Вера Холодная. Русский кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе
Впрочем, одной лишь убеждённостью родителей Веры в отсутствие у их дочери таланта танцовщицы объяснять их решение не стоит. Всё было гораздо прозаичней и печальней. В 1905 году заболел Василий Андреевич. Жестокая простуда привела к крупозному воспалению лёгких. Василий Андреевич умер, оставив дочерей на попечение безутешной супруги, которая, к тому же, была беременна третьей дочерью. Семья лишилась кормильца и впала в ещё большую зависимость от бабушки. А Екатерина Владимировна очень не хотела, чтобы её внучка стала артисткой. И матушка Веры Екатерина Сергеевна не посмела её ослушаться.
Так внезапно и безрезультатно закончилось обучение Веры в лучшей балетной школе России. Хотя, что значит – безрезультатно? Она умела танцевать, любила балет и старалась не пропускать самых громких премьер в Большом. Разве этого мало?
17. Смерть отца
Смерть отца многое изменила в жизни семьи Левченко. Матушка Веры часто говорила, что ранний уход Василия Андреевича был их платой за пережитую любовь. Она признавалась, что даже в те годы, когда они были молоды, здоровы и очень счастливы, Екатерина Сергеевна просыпалась посреди ночи и с ужасом думала о том, чем ей придётся заплатить за счастье любить и быть любимой.
Василий Андреевич сгорел очень быстро, промучившись чуть больше недели (столько же будет бороться с болезнью и его дочь Вера). Никто, конечно, и не предполагал, что Василий Андреевич умрёт. Трагедия разразилась так внезапно, что Екатерина Сергеевна ещё долго не могла прийти в себя, а когда осознала свою потерю, то… в считанные недели состарилась. У неё словно отняли молодость. И так не блещущая женской красотой, она стала едва ли ни старухой. А ей не было ещё и сорока лет! И под сердцем Екатерина Сергеевна носила третьего ребёнка – самую дорогую память о дорогом супруге…
Кончину Василия Андреевича переживали очень тяжело. В семье начались нелады – матушка веры обвиняла свою мать, тёщу Василия, в том, что та никогда не привечала зятя. Это было правдой, но лишь отчасти. Когда Екатерина Владимировна овдовела, она позвала в Москву, прежде всего, зятя, полагая, что это надёжный и работящий мужчина, рядом с которым будет спокойно и ей, и дочери.
В конце концов эти лишние страсти улеглись – появилась Сонечка, которая и заняла всё внимание старших женщин.
18. Сонечка
Софья Васильевна Левченко появилась на свет уже после кончины отца и росла в атмосфере культа рано ушедшего из жизни Василия Андреевича. И матушка, и старшие сёстры окружили маленькую Сонечку такой заботой, что позднее она, уже ставшая балериной Одесского оперного театра и прожившая всю жизнь в Одессе (кстати, в честь старшей сестры Софьи Васильевны была названа её внучка Вера), о своём детстве вспоминала, как о самом благополучном периоде своей жизни. А время для семьи было очень непростое. Некоторое время, пока Вера доучивалась в гимназии, они жили исключительно на деньги бабушки. Не голодали, конечно, но и позволить себе мало что могли.
Вера относилась к младшей сестре, как к собственной дочери. Так было всегда – Вера ограждала Соню от любых жизненных невзгод, настояла на том, чтобы девочка училась в гимназии, а потом в балетной школе. Вера решила, что судьбой сестры должна распоряжаться только сама Соня. И видела в сестре исполнение свое мечты стать балериной.
Вообще, семья для Веры была главной заботой. Благополучие матери и бабушки, будущее сестёр – ради этого Холодная работала, снимаясь в фильмах. И делала это без присущей многим женщинам, оказавшимся в подобной жизненной ситуации, какой-либо жертвенности – мол, я на всё готова ради вас. Этого-то как раз и не было. Человек лёгкий, общительный, сердечный, Вера Васильевна меньше всего хотела, чтобы ей кто-то чем-то отплачивал за любовь и заботу.
19. Театр
Женская гимназия, в которой училась Вера, считалась заведением престижным. Особый упор преподаватели гимназии делали на выявление и развитие у своих воспитанниц способностей к творчеству. Именно поэтому в старших классах гимназии особой популярностью у гимназисток пользовался школьный театр.
Вера принимала участие во всех постановках. В основном, это была зарубежная и русская классика. Каких-то артистических высот от гимназисток никто не требовал, речь шла лишь о стимулировании интереса к театру и развитии импровизационного начала. Поэтому в спектаклях гимназического театра тексты не всегда соответствовали тому, что было написано в пьесе. Изменялось и само действие – оно переносилось, к примеру, из Италии в Россию, из 17 столетия в современную жизнь. Но именно это девочкам и нравилось – играть своих современниц, а то и самих себя.
Поначалу её приглашали на второстепенные роли, что не вызывало у Веры особых возражений – много времени занимала учёба, а репетиции вынуждали девочек оставаться после занятий и проводить в стенах гимназии всё время до позднего вечера, прихватывая и выходные.
Но потом произошло событие, которое изменило отношение Веры к театру вообще и к школьным спектаклям в частности. В Москву приехала Комиссаржевская. И Вера вместе с матушкой и сестрой Надей купила билеты на спектакль «Франческа да Римини» Габриэле Д`Аннунцио.
20. Комиссаржевская
Знаменитая русская актриса, звезда петербургской сцены Вера Комиссаржевская была в те годы очень популярна. О ней говорили, о ней писали в газетах. Её московские гастроли стали крупным культурным событием осени 1908 года.
Для 15-летней Веры Левченко Франческа в исполнении Комиссаржевской стала настоящим откровением. Вера смотрела спектакль, затаив дыхание. Улыбка, слёзы восхищения, бессонная ночь, беседы с матерью, которая просто обожала театр.
Этот семейный поход в театр в сентябре 1908 года многое изменил в жизни Веры. Она сама отправилась в театральный кружок и попросила… нет, потребовала дать ей в ближайшем спектакле главную роль. И была так убедительна, что два последних учебных года главные роли во всех школьных постановках играла только она.
Отныне театр стал её главной мечтой. И вопрос – кем быть после окончания гимназии – перед ней не стоял. Актрисой, драматической актрисой! А кем же ещё? Но для этого надо было учиться. В истории русского театра не так-то много примеров, когда талантливая самоучка становилась звездой театра, если речь, конечно, не шла о маленьких провинциальных театрах где-нибудь в глубинке, которые были, скорее, клубами заядлых театралов, чем профессиональными театрами. Но для Веры, которая уже привыкла быть в центре внимания, этот вариант никак не подходил.
21. Несбывшаяся мечта
Чем старше становилась Вера, чем ближе был её выпускной вечер, тем с большей трезвостью и реалистичностью она относилась и к жизни, и к своим желаниям. За гимназию приходилось платить – обучение Веры оплачивала бабушка. И денег на дальнейшее обучение у семьи не было. А рядом с Верой подрастала сестра Надя, которая тоже училась.
С большим сожалением Вера была вынуждена отказаться от идеи стать актрисой. И мечта выйти на театральную сцену так и осталась мечтой… Если бы Вера знала, что всё равно станет актрисой кинематографа. Но она не знала и знать этого не могла. И к окончанию гимназии подходила, как к крушению надежд юности.
Она по-прежнему играла в школьных спектаклях, но в течение последнего учебного года уже не говорила с мечтательным придыханием о театре, чтобы не травмировать близких и не дразнить себя… Что уж тут поделаешь, не всякой мечте суждено сбыться. Вера старалась относиться ко всем поворотам судьбы, как к появлению новых перспектив. Не удалось с театральной сценой – когда-нибудь всё равно случится. Если очень сильно захотеть и прилагать определённые усилия для достижения своей мечты, то всё обязательно сбудется.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.