bannerbanner
Братья Люмьер. Кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе
Братья Люмьер. Кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе

Полная версия

Братья Люмьер. Кинематограф. Маленькие рассказы о большом успехе

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 2

17. Кинооператоры

В феврале 1896 года Люмьеры отправились в мировое турне. Приглашений было огромное количество, но сначала решили отправиться в Лондон. Это турне продолжалось до конца года и привело к тому, что по всему миру стали открывать кинотеатры под маркой «Синематограф Люмьеров».

Но при всей простоте устройства киноаппарата и самой технологии, управляться с этими новинками нужно было уметь. Люмьеры решили поставить дело на профессиональную основу – они ко всему подходили основательно (в чем была заслуга Огюста, который терпеть не мог легковесности и шапкозакидательства). При фабрике «Люмьер и сыновья» в Лионе была открыта специальная школа, в которой Луи и его помощники обучали будущих кинооператоров приемам обращения с киноаппаратурой.

Так родилась первая кинематографическая профессия кинооператора, которая долгое время оставалась основной, поскольку первые фильмы не предусматривали ни режиссуры, ни участия профессиональных актёров. В съемках не применялись сложные осветительные приборы (не было, соответственно, и осветителей), декорации (не было художников-оформителей). Все это пришло в кино много позже.

В обязанности кинооператоров входила съемка фильма, проявка пленки и печать прокатного позитива (при помощи того же киноаппарата, который мог работать в качестве станка для контактной оптической печати), демонстрация готового фильма зрителям. Первые кинооператоры были в полной мере универсалами и настоящими энтузиастами своего дела.

18. Рождение жанров

Изобретая синематограф, Люмьеры не только открыли новую технологию, но, сами того не предполагая, дали жизнь новому виду искусства, которое всего за полвека выдвинулось на первые позиции в мировой культуре.

Первые фильмы Люмьеров были исключительно документальными лентами. Они не подразумевали выраженного сюжета, режиссуры, игры актёров. «Выход рабочих с фабрики» – действительно, рабочие лионской фабрики Люмьера выходят на улицу после рабочего дня. Больше ничего на экране не происходит. Но это и есть документ, жизнь без прикрас. И сегодня эта первая в истории кинокартина воспринимается, как удивительно достоверный документ давно ушедшей эпохи. Стоит лишь задуматься – никого из героев этой 50-секундной картины нет в живых. Сменились поколения людей, изменилась сама жизнь. А они – все идут и идут. И у каждого свои мысли, свое прошлое и свое будущее, которое давно уже стало далекой историей…

Таким образом, документальный жанр является самым «древним» из всех существующих. Кстати, то же самое усматривается и в литературе, первые тексты человечества относятся к документальному жанру – летописи и бытовые записки.

Возможно, Люмьеров ввела в заблуждение реакция зрителей – восхищение увиденным на экране они приняли на счет «живых картин» вообще, а не на счет оживших образов повседневной жизни. Отсюда и недооценка изобретателями кинематографа, как вида искусства.

19. Первая комедия

Первым постановочным фильмом в истории кинематографа стала маленькая короткометражная (продолжительностью 49 секунд) комедия «Политый поливальщик». По некоторым сведениям, первый сеанс Люмьеров, состоявшийся 28 декабря 1895 года, включал в себя не 5, а 10 лент, в числе которых был и «Поливальщик». По другим сведениям, картин было все-таки 5, а комедия была включена в программу киносеансов позже, хотя снята в одно время с первыми 10 фильмами Люмьеров.

Как бы там ни было, но «Политый Поливальщик» – самая известная кинокомедия в мире. Вряд ли отыщется человек, который не видел бы этого коротенького забавного ролика – его включают в документальные и художественные фильмы, посвященные истории кино, едва ли ни чаще, чем «Прибытие поезда».

Этот фильм снимался в Ла-Сиоте, приморском имении Люмьеров. Роли в этой комедии сыграли настоящий садовник Люмьеров по имени Франсуа Клер. Маленького хулигана сыграл мальчик по имени Бенуа Дюваль, сын одного из слуг Люмьеров… Хотя, что значит – сыграл? Это была самая что ни на есть живая сценка. Огюст подговорил мальчугана подшутить над садовником перед камерой, установленной на треноге. Луи начал съемку, мальчик наступил на шланг Франсуа. Получилось смешно – причем, совершенно неожиданно для самих авторов фильма.

«Политый поливальщик» пользовался огромным успехом и вызвал целую волну подражаний.

20. Рождение приемов

Первые фильмы были сняты Луи Люмьером точно так же, как он снимал своим фотоаппаратом любимые лионские пейзажи. То есть камера была установлена на штатив на уровне груди взрослого человека. Объектив направлен на объект съемки (видоискателя не было, съемка велась «наугад»). Луи снимал исключительно общим планом и неподвижной камерой.

Тут следует отметить принципиальную позицию Люмьеров – даже когда кино стало развиваться в сторону усложнения приемов съемки, Люмьеры были против каких-либо расхождений с установленным ими «каноном», считая, что предназначение кинематографа – отображать жизнь такой, какая она есть. Они предприняли несколько попыток создания игрового кино, но лишь снимая театральное представление. То есть в их понимании, художественная лента была лишь фиксацией театрального действа, а не самостоятельным произведением, использующим возможности кино.

Первым приемом стала съемка подвижной камерой. Луи установил киноаппарат на лодке и снял виды реки и берегов во время движения лодки по реке. В дальнейшем он несколько раз возвращался к этому приему, но только для съемок документальных лент.

В то же время уже самый первый киноаппарат предоставлял широчайшие возможности для съемок разными планами и с применением различных приемов. И вскоре в кинематографе появились понятия дальнего, среднего и крупного планов. В съемочной практике стала применяться установка света. Были изобретены портативные ручные камеры для съемки во время движения.

21. Триумфальное шествие кинематографа

20 февраля 1896 года Люмьеры представили свое изобретение в Лондоне. Подогретая прессой публика, буквально, ломилась на киносеансы французов. Успех был безусловным и полным.

4 мая 1896 года состоялся первый киносеанс в России – Люмьеры приехали сначала в Петербург, затем в Москву. Впервые синематограф увидели посетители летнего сада «Аквариум». Фильмы Люмьеров были показаны в антракте между вторым и третьим актами оперетты «Альфред-паша в Париже». После окончания кинодемонстрации устроителям спектакля едва удалось закончить представление – зрители никак не могли успокоиться и ждали продолжения киносеанса.

Летом 1896 года киноаппараты Люмьеров попали в руки российских энтузиастов кинематографа. Первые русские фильмы – «Конно-железная дорога» и «Вольная богородская пожарная команда» – были сняты актером Малого театра Борисом Сашиным, купившим у Люмьеров их чудесный аппарат и запас пленки к нему. Вторым русским кинематографистом стал Федецкий, снявший в сентябре 1896 года крестный ход в Харькове. Третьим – петербургский фотограф Ган-Ягельский, служивший при дворе и начавший снимать хронику жизни царской семьи.

Несколько сложней дело обстояло в Америке. В Нью-Йорк Люмьеры отправились с некоторой опаской – здесь уже достаточно давно, с 14 апреля 1894 года, действовал «Кинетоскоп Парлор» – кинотеатр Эдисона, оснащённый аппаратурой его системы. Зная о непримиримом отношении Эдисона к конкурентам, Люмьеры были готовы к недружественному приему. Так и произошло. Узнав об успехе французов, Томас Эдисон развернул целую компанию против изобретения Люмьеров. Но распространение кинематографа это не остановило.

22. Истоки

Мечта зафиксировать памятные моменты жизни, остановить мгновенье возникла вместе с примитивным искусством. Наскальные рисунки древних людей напоминают сценарный план современного фильма. Основные движения изображены по главным фазам. Вот охотники готовятся напасть на бизона. Вот происходит схватка с диким зверем. Вот животное повержено, а охотники празднуют победу.

С развитием живописи попытки передать движение стали тоньше и изобретательней. В ход пошли художественные приемы – использование пространства, перспективы, изображения фигур людей и животных в моменты «неопределенных позиций» – когда шаг уже начат, но не завершён. Все вместе – пространство впереди фигуры, незавершённые позы, уходящая вдаль линия дороги – создавали иллюзию движущихся объектов. Картина словно оживала, превращался из статического моментального изображения в целую историю со своим сюжетом, прошлым и будущим.

Однако, все это было бесконечно далеко от кинематографа. Даже отлично написанные живописные полотна, изображающие многоплановую композицию, до определенной степени передающие динамику движений, не обладали главными достоинствами кино – документальностью, достоверностью, убедительностью. Художники старались написать лучшие свои работы так, чтобы это было максимально похоже на реальность. Первым кинематографистам для этого не нужно было прилагать каких-либо усилий. Кинофильмы и были самой жизнью – зеркальным слепком действительности, картиной, которая обладала важным качеством – временной перспективой.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
2 из 2

Другие книги автора