Полная версия
Помещик. Том 4. Сотник
В минимальной форме эта печь представляя собой этакий тандыр с закрытой дыркой. Внутри столик-столбик, на который ставится тигель. Вокруг него насыпался уголь. Воздух задувался простейшими мехами снизу так, чтобы он устремлялся вверх. Выдувался он также снизу, огибая преграду. Вверху же накапливался жар, который и позволял плавить железо без каких-либо проблем, хоть и маленькими партиями.
Такую печку можно было слепить буквально из говна и палок в полевых условиях. Причём быстро. Даже кирпичи не требовались. Да, она получалась недолговечной. Да, буквально на одну или несколько плавок. Но это всё равно было прорывом.
Зачем ему потребовалась эта довольно специфическая технология[13]?
Дело в том, что если делать тигель в виде цилиндра, то при плавке материал расслаивался. Более лёгкий шлак всплывал, а очищенное от него железо опускалось. Вся прелесть заключалась в том, что тигли можно было использовать даже одноразовые, из обычной глины. Да, они все разрушались, но на один раз их вполне хватало. А это главное. Андрей в них ещё подсыпал немного извести, чтобы улучшить качество материала. Известь позволяла в процессе плавки в какой-то мере убрать примеси серы, уведя их в шлаки.
По-прежнему достаточно остро стоял вопрос о примесях фосфора, резко повышающих хладоломкость металла. Однако объёмы производства и переработки были небольшими, поэтому можно было просто выбирать крицу из проверенных мест. Да и лом Андрей покупал мягкий, обращая на это особое внимание. Пусть и сильно загрязнённый шлаком, но мягкий.
Насквозь кустарная технология. Однако она позволяла экономить прорву времени и какое-то время продержаться. В перспективе-то, понятное дело, нужно было ставить пусть небольшую, но домну в связке с пудлинговыми печами. Но это потом. Когда-нибудь потом. Потому что пока это выше даже его теоретических возможностей. А тут за раз около трёх-четырёх килограмм хорошо очищенного от шлака металла. И за световой день таких подходов можно было сделать от трёх до пяти – в зависимости от времени года. Благодаря чему один день возни с этой купольной печью позволял получить столько же хорошего сырья из крицы, сколько за недели две усердной работы Ильи со всеми его помощниками и подмастерьями. Молотобоец ведь не может долбить весь день. Ему подмена нужна. Да и угля уходило раз в пятнадцать меньше. И материал не угорал в таком количестве…
– Хозяин, – осторожно спросил Илья ближе к вечеру первого дня знакомства с технологией, – а может, зря мы тут этим занялись?
– Почему?
– На виду же.
– Как на виду? От крепости нас бровка отделяет. А там – лес.
– А в лесу ежели кто увидит? Или того хуже – попытается напасть и нас прихватить в полон. Клятва-клятвой, но пытка может быть невыносимой.
– И что ты предлагаешь?
– Места это всё требует немного. Мне рядом с кузней моей нужно навес пристроить. Вот там это всё и поставить, отгородив от лишних глаз стенами и дверьми. Да сложить не вот такую – из земли, считай, а крепко, как горн.
– А там, ты думаешь, всё это окажется не на виду?
– Можно поставить там и печку, дабы отжигать железо. Вот и объяснение будет.
– А чего любопытных не пускаешь?
– Так я вообще их никуда не пускаю. Тут и жар, и зашибить могут.
Андрей задумался.
Ещё стройка. Ещё возня. Ещё проблемы.
Хотя, конечно, преимущества немалые. Но и риски. Это ведь если кто спросит – ну печь и печь. Крицу жгли из руды. Или ещё что-то подобное делали. Визуально-то похоже. Ну… отдалённо. А если в крепости печь будет стоять, и пожалует тот же Царь да задаст вопрос неудобный? Что ему отвечать? Правду?
– Давай пока так, – произнёс Андрей после раздумий. – А по весне пристройку к кузне ставить будем. Сейчас не до неё. Сам видишь, сколько дел. Нам нужно срочно получить металл и сделать из него брони добрые. Ежели сейчас затеем стройку – тебя сильно притормозим.
– Не сильно-то и притормозим, – почесав затылок, возразил Илья. – Я ведь сюда бегать не стану.
– Притормозим, – произнёс куда более твёрдым голосом Андрей. – Сюда может бегать и сын твой с одним посвящённым помощником. Да так, чтобы сколько-то человек крутилось неподалёку, но не подглядывало. Они же и станут всё приносить. А ты в кузнице будешь делами заправлять. В конце концов, не так уж и много там крицы да лома нужно переплавить. До снега управитесь. А потом нужды в печке этой и не будет. Куда с ней спешить?
– Ну если так.
– Так. Именно что так. А в крепости ведь нужно всё поставить по уму. И стенки крепкие, чтобы постоянно не обваливались. А там кирпичи нужны стойкие к огню, а не простые. И трубу вывести, чтобы тяга была, и дутье получалось сильнее по естеству, а не по усилию. И меха добрые сделать. И многое другое. Не говоря уже про коморку. Много времени и сил они займут. И не всё получится быстро сделать. Разумеешь?
– Тебе виднее, хозяин. Я-то хотел всё это как есть и поставить там.
– Как есть нет смысла. Это, – указал Андрей на печь, – временное решение. Просто потому, что мне больно смотреть на то, как люди, служащие мне, изнурённо долбят молотами. Тяжёлый, пустой труд. На самом деле, если знающие увидят эту городуху – засмеют. Посему в крепости если и делать, то сразу по уму.
– Засмеют? О! Вот те крест – ковали за знания эти и душу продадут, и близких своих заложат! – возмутился Илья. – А ты говоришь, засмеют.
– Те, кто разумеют, засмеют, – всё равно настаивал на своём Андрей. – Ибо то, что мы тут нагородили, – древность древняя. Так ещё до рождения Христа в Индии железо пекли. Ныне-то, понятно, многое устроили по уму.
– А мы отчего сие не ведаем?
– Так только очень немногие семьи кузнечные о том ведают, да и те обитают в землях магометанских. И берегут сию тайну как зеницу ока. Уже тысячу лет берегут, а до них другие стерегли.
– Откуда же ты о ней прознал?
– Ты хочешь, чтобы я тебе ответ просто придумал или соврал что-нибудь интересное? – усмехнулся парень.
Илья вяло улыбнулся, но промолчал. По нему было видно – любопытно, безумно любопытно. Но настаивать не хочет. А сынок его возьми да ляпни:
– Неужто на сковородках адских можно болтать? Боль же. Ужас. Страх. Ни словом обмолвиться, ни вздохнуть. Одна сплошная пытка. Отец Афанасий так сказывал.
– А он там был? – усмехнувшись, спросил Андрей.
– Где?
– Ну где эти сковородки стоят.
– Да откуда? Он же жив, – произнёс сынок да осёкся, глядя на улыбающееся лицо Андрея. – Но боль. Разве можно привыкнуть к тому, что тебя жгут раскалённым железом?
– Глупости это. К любой боли можно привыкнуть, – нехотя ответил Андрей и замолчал, не желая развивать тему. Но сын кузнеца не успокаивался…
– А что потом?
– Что потом?
– Когда к боли привыкнешь.
– Вот тебе по нежной юности тяжко было к горну подходить от жары?
– А то как же!
– А теперь?
– Да ничего.
– Вот и ответ на твой вопрос.
– Но ведь тогда получается, что горение в аду не может быть вечным мучением.
– А кто тебе сказал, что в аду это главное мучение? – нехотя ответил парень.
– Ну…
– В аду нет запертых дверей. Но никто оттуда не уходит. Ибо совесть, нередко бессильная тут, там обладает безграничной властью. И наказание твоё не в том, чтобы гореть, а в том, что ты раз за разом умираешь от страшных, обострённых мук совести за совершённые дела. Умираешь, а умереть не можешь. И деться никуда не можешь, – произнёс Андрей, вспомнив очень понравившуюся ему концепцию из сериала «Люцифер».
– А как же дьявол? Разве он не борется с Господом нашим за наши души? Разве не истязает нас на потеху своей чёрной души?
– Господь наш Всемогущ. А это значит, что дьявол супротив Него – ничто. Иное говорить – оскорблять Всевышнего, сомневаясь в Его всемогуществе. Нет, дьявол просто присматривает за адом. Считай, управляющий или приказчик. Поганая работёнка, на которую его туда самого упекли в наказание за бунт. Поверь, смотреть из века в век на корчащихся в муках совести людей – удовольствие отвратительное. И само по себе та ещё пытка. Не забывай – он ведь ангел. И хоть взбунтовался супротив отца, но нутро-то своё никуда не дел, – продолжал он рассказывать им сериальную концепцию.
– А черти?
– А что черти?
– Ну они ведь охотятся за нашими душами!
– Да кому они нужны? – фыркнул Андрей.
– Но…
– Хватит, – произнёс молодой вотчинник, подняв руку. – Я не хочу об этом более говорить. И вы о том, что я вам сказал, не болтайте.
Все четверо энергично закивали, но по лицам было видно – этот секрет они разболтают. Уже сегодня вечером и разболтают. О том, что их хозяин много всего знает, оттого что в аду, сидя на сковородках, беседовал с другими грешниками. И оставалось только гадать – через сколько дней, край – недель, его слова в той или иной форме дойдут до отца Афанасия… или даже до Царя.
Глупо. Он опять фигню сболтнул.
Видимо, все эти вопросы, связанные с организацией и обучением, совершенно ему всю голову забили, из-за чего он снова стал жёстко промахиваться. Он ведь, по сути, забыл, что разговаривает с аборигенами XVI века. А зря… очень зря…
Глава 5
1554 год, 21 сентября, Рим– Кто там? – устало спросил Игнатий Лойола, подняв глаза на секретаря, слишком поспешно вошедшего к нему.
– Брат Доминик. Вы просили безотлагательно докладывать о его приходе.
– Да, конечно. Зови.
Тот вошёл. И они минут пять уделили ритуалу пустых слов и совершенно формальных приветствий.
– Наш общий друг Станислав, – наконец перешёл к делу брат Доминик, – посылал своего человека в Тулу, чтобы разобраться в происходящем. И тот, вернувшись, сказал ТАКИЕ слова, что многих они и испугали, и заворожили одновременно.
– Вот как? – заинтересовался Лойола. – И чем же?
– Брат Себастьян заявил, будто бы уверен, что этот странный человек действительно воскрес.
– Доминиканец?! – не на шутку удивился Игнатий. – Это сказал доминиканец?! Не верю.
– Это ещё не всё. Незадолго до моего отъезда стало известно, что в Москве волнения. Сильные. По последним сведениям, туда идёт их Царь с войском.
– Он же обычно в Москве и сидит.
– Обычно, но не всегда. Как только он выступил на юг, чтобы противостоять вероятному вторжению тартар, так волнения и начались. Верующие выступили против митрополита.
– Это ещё почему?
– Мы пока разобраться не смогли в причинах, породивших этот бунт. Нам известно только, что они требуют его судить. Звучат обвинения в симонии, стяжательстве, а также потворстве степным набегам да угону христиан в рабство.
– Это же безумие!
– Однако это так. Протопоп Сильвестр пожелал лавров Мартина Лютера и выступил с резкой критикой как митрополита, так и всей церкви схизматиков, используя многие из доводов еретиков. В том числе Сильвестр требует секуляризации с полным отторжением церковных имуществ. А чтобы его обвинения стали более весомыми, приплёл к ним сущие нелепицы. Например, потворство степным набегам и фарисейство.
– Но он ведь их как-то объясняет.
– Да. Но совершенным вздором. Дескать, в то время, когда весь честной народ помогал тульскому полку оправиться от нашествия тартар и укрепиться, Церковь, ведомая митрополитом, пыталась получить свою долю в этой помощи.
– А она пыталась?
– Это мне неизвестно.
– Как всё неприятно поворачивается… – произнёс Игнатий Лойола.
– Именно так, – кивнул брат Доминик. – И именно протопоп Сильвестр выступает за церковное признание Андрея из Тулы воскресшим Всеславом Полоцким…
Они ещё немного поговорили, и брат Доминик удалился. А Игнатий Лойола расплылся в скептической улыбке в сторону закрытой двери.
Не требовалось большого ума, чтобы понять замысел доминиканцев. Игнатий развернул мощную кампанию по критике их деятельности, указывая на беспомощность и неспособность выполнять поставленные перед ними задачи. Провал прозелитизма в Литве. Нарастающий кризис в Москве. Развал униатского движения. Доминиканцев было за что критиковать в те годы. И Игнатий это делал. Со всё нарастающей силой. Так вот. Брат Доминик ясно и отчётливо дал понять, что Лойоле нужно отступиться. Иначе его ждут проблемы. Серьёзные проблемы. В том числе и новые обвинения в ереси, вплоть до поддержки протестантизма со всеми вытекающими.
Немного помедлив и всё обдумав, Игнатий Лойола отправился на приём к Юлию III…
– Случилась великая беда, – произнёс Игнатий, подойдя ближе и поцеловав перстень на руке Папы.
– Где? – вяло поинтересовался Папа, известный в мире как Джованни Мария Чокки дель Монте. Он мало интересовался делами и проводил практически всё своё время на вилле, предаваясь комфортному бездействию, лишь изредка предпринимая робкие попытки реформировать Церковь, дабы она отвечала новым вызовам времени. Однако дёргался больше для вида и не утруждал себя какими-либо особыми усилиями.
– Доминиканцы из-за своей лени, нерешительности и бездеятельности довели до того, что в Московии начались волнения верующих. Их подначивают еретики-протестанты, грозя обратить всю Московию в свою ересь. А это ставит под угрозу не только нашу миссию в Литве, но и в сложное положение Польшу с Ливонией.
Юлий медленно осмотрел Игнатия с головы до ног. Молча. Он неохотно обдумывал, что тому сказать, но ничего не шло в голову. А Лойола, чуть помолчав, продолжил:
– Если мы не предпримем сейчас самых решительных действий, то потеряем Польшу с Ливонией и поставим Священную Римскую Империю в очень сложное положение. Ибо северные еретики получат мощную поддержку с востока. Честные католики окажутся в крайне опасном положении. Доминиканцы…
– Что доминиканцы? – перебил его Юлий. – Они опять тебе угрожали? Не отрицай. Я ведаю, что брат Доминик навещал недавно вашу резиденцию.
– Они угрожали не мне, – максимально вежливо ответил Игнатий Лойола. – Они угрожали всей Католической церкви, настаивая на том, чтобы я замолчал. Чтобы не смел бить тревогу и позорить их. Пожар ереси меж тем разгорается с новой силой.
– Я понял тебя. Ступай, – произнёс Папа.
– Но…
– Мне нужно подумать.
Игнатий несколько секунд помедлил, переваривая сказанное. Поклонился. Вежливо попрощался. И покинул понтифика. Хотя у него внутри всё клокотало. Папа ведь всё знал и даже не пытался что-либо сделать. Да и вообще вёл себя так, словно ничего не произошло…
Однако ушёл Лойола недалеко. Его догнал кардинал Джанпьетро Карафа. Уже весьма старый, но всё ещё чрезвычайно энергичный человек, поставивший в своё время инквизицию в Испании на новый, системный уровень. Фанатик, получивший прекрасное богословское образование. А также основатель Ордена театинцев, цель которого заключалась в борьбе с ересью и духовным обновлением служителей Церкви…
Весной 1555 года он станет Папой Павлом IV, который прославится как жёсткий, решительный и безжалостный понтифик. Грубый и безудержный, он быстро сумеет всех довести до белого каления. Настолько, что после смерти Карафы на двери его врача жители Рима напишут: «Спаситель отечества». Да и умрёт он в оригинальной истории довольно занятно – во время очередного призыва своего окружения к борьбе с ересью. В 83 года. Видимо, сердце не выдержало переполнявших его вполне искренних, но совершенно деструктивных чувств.
Однако всего этого о будущем ни Карафа, ни Игнатий не знали. Пока на осень 1554 года Джанпьетро был всего лишь одним из самых радикальных и влиятельных среди кардиналов. Человеком, за которым стоял очень деятельный и влиятельный в Италии орден фанатиков, вся испанская инквизиция, даже несмотря на формальное её подчинение доминиканцам, и многие иные радикально настроенные католики…
– Мне передали ваш разговор. Всё настолько плохо? – спросил он Лойолу.
– Если бы я сомневался в этом, то не донёс до Его ушей свои слова. Мы стоим на пороге новой катастрофы. Ты же знаешь, что Император в осаде. На него давят еретики с севера, османы – с юга, французы с запада. Если еретики получат поддержку со сторону Польши, Литвы и Московии Империя падёт. А вместе с ней падёт и поддержка католичества в её землях. Что будет дальше, не хочу даже представлять…
– Это как-то касается той истории с якобы воскресшим у схизматиков? – помрачнев, спросил Карафа. Описанные Игнатием перспективы его тоже ничуть не обрадовали.
– Мне сказали, что доминиканцы отправляли в Тулу брата Себастьяна, и он в полной мере убедился в правдивости слухов. Он уверен в том, что Андреа из Тулы есть возрождение Всеслава из Полоцка. Ты знаешь – у меня много вопросов к доминиканцам. Но как им не верить в таком вопросе? Ведь в их интересах говорить обратное!
– Плохо дело, – кивнул Карафа. – Неужели этот Андреа и еретики заодно?
– Полагаю, что прохвосты-еретики просто воспользовались благими делами Андреа. А он совершил как минимум одно чудо. Слышал ли? Он убедил словами влиятельных людей города Тулы простить долги своим должникам. Зная натуру человека, мню, сие есть чудо куда более немыслимое, чем даже хождение по воде.
– Не богохульствуй!
– Истину тебе говорю – я не знаю ни одного города, где влиятельные горожане простят должникам своим. Даже если истово верят в Христа.
Карафа помолчал. Пожевал губами. И, наверное, после минуты молчания спросил:
– А его слова – правда?
– Какие?
– То, что он сказывал про католиков.
– О том, что принцип единства Империи утрачен? О том, что Папе нет дела ни до чего, кроме возни в Италии? О том, что протестанты лезут отовсюду и попытка заткнуть им рот только всё усугубляет? Да. Это он сказал. Но в чем из этих слов он погрешил против правды?
– Проклятье! Всё катится в бездну! – прорычал Карафа. – Что ты предлагаешь?
– Действовать. Быстро и решительно, – твёрдо и порывисто произнёс Игнатий…
* * *Иоанн Васильевич подъезжал к Москве со смешанными чувствами. Супруга его постоянно писала, сообщая о всём, что творится в городе. И даже о том, что митрополит был вынужден тайно прятаться в государевом тереме. Просто для того, чтобы спастись от толпы. И многое другое, описывая буквально каждый значимый шаг в городе. Однако то, что произошло, Государя удивило до крайности. Потому что на окраине ему навстречу вышел крестный ход с иконами, крестами и песнопениями духовного толка…
– Что здесь происходит? – спросил Царь, выехав вперёд.
– Ласковый наш! Защитник наш! Здравия тебе, Царь-батюшка! Вернулся на радость нам! – начал своё выступление протопоп Сильвестр, что возглавлял этот крестный ход.
Упал на колени и затянул «Боже Царя храни». Ту самую редакцию, что годом ранее Андрей представлял Иоанну Васильевичу. Особого хода она не получила по скромности Государя. Однако кое-кто из бояр да слуг дворцовых о ней ведал. Вот и выдал её Сильвестру. А он не будь дураком – воспользовался в подходящий момент.
Начал он петь. А вслед за ним стал подтягиваться и остальной люд, накрученный им и его сподвижниками. И петь эти слова. Отчего Царь немало растерялся. Особенно когда кое-кто из поместной московской службы начал слова подхватывать…
Спели.
И тут Сильвестр подполз к коню Иоанна Васильевича и в стилистике Степана из Хитропоповки начал причитать, вещая о притеснениях великих, что творил митрополит «и свора его». А народ ему поддакивал. Гудел. Шумел…
Ловушка.
Простая и достаточно действенная.
Иоанн Васильевич прекрасно осознал, что Сильвестр сделал его заложником положения. Но сделать с этим ничего не мог, из-за чего, явившись в свои покои, был вынужден отдать приказ об аресте митрополита и его людей…
– Прости, – тихо буркнул Царь Макарию, когда вечером того же дня зашёл к нему в импровизированную камеру, в роли которой выступали довольно просторные и удобные палаты со всем необходимым. Но тот ничего не ответил ему. Отвернулся и уставился в маленькое духовое окошко, продолжив беззвучно шевелить губами и постукивать костяшками чёток. Молился ли он на самом деле или нет – неясно. Однако он всем своим видом дал понять – ему не до Царя, есть дела и поважнее.
А зря.
Очень зря.
Потому что Иоанна свет Васильевича это задело. Поругал бы – и то лучше было. Но нет. Он демонстративно им пренебрёг. Отчего пробудил злобу и обиду. Да, Царь был достаточно осторожен и не отличался жестокостью. Но он был продуктом XVI века со всеми вытекающими последствиями. А ранее Новое время особым гуманизмом в нравах не отличалось…
Царь немного постоял. Подумал, глядя молча в затылок Макария. И не прощаясь вышел.
Он шёл сюда, чтобы объясниться. Чтобы совместно с митрополитом продумать, как им выкрутиться из сложившейся ситуации. Ведь никаких обвинений он пока не признал, пообещав во всём разобраться. Однако вместо старого союзника нашёл здесь если не врага, то того, кто его презирает.
– В холодную его, – холодно процедил Государь, выйдя из палат, в которых расположили митрополита.
– Но… – хотел было возразить слуга, но осёкся, увидев жёсткий и решительный взгляд Царя.
– Немедленно! – прошипел Иоанн Васильевич. И решительным шагом удалился. Ни видеть Макария, ни общаться более с ним он не желал…
Глава 6
1554 год, 21 октября, вотчина Андрея на реке ШатОсень стремительно продвигалась, неуклонно приближаясь к зиме, что в разгар малого ледникового периода[14] было особенно заметно и волнительно. Так что, казалось бы, конец октября, но ощущался он уже скорее как середина или даже конец ноября. По утрам подмораживало изредка, покрывая траву инеем. Но речная вода пока держалась и боролась за жидкое агрегатное состояние.
Люди же, предвкушающие холода, активно к ним готовились. Басню про стрекозу и муравья Андрей уже рассказал, и она обрела немалую популярность среди обитателей вотчины. Впрочем, не только её одну, ему вообще частенько приходилось выступать спикером, рассказывая разного рода байки. Где-то просто увлекательные. Где-то заставляющие задуматься. Но непрерывно. Впрочем, это уже совсем другая история.
Итак, вотчина оживлённо шевелилась, бурля как вода в котле.
Располагалась она на мысу, образуемом изгибом реки Шат в том месте, где в XXI веке располагалась деревня Кукуй[15]. По правому берегу, примерно в 57 километрах выше по течению от тульского кремля и в 19 километрах ниже Иван-озера, опять-таки по течению. Тула, правда, стояла на реке Упе, а вотчина – на Шат. Но в этом не было никакой сложности, ибо Шат являлась притоком Упы.
Судоходства по этим водным путям в понимании XXI века организовать было нельзя. Но на дворе стоял XVI век и крупные лодки длиной до 15 метров вполне могли ходить от Тулы до Иван-озера. На реке Шат, правда, хватало узостей всего в 5–6 метров, из-за которых эти лодки не смогли бы там развернуться. Но и разливы имелись, да и далеко не во всём течении Шат была столь узкой, скорее наоборот.
Вотчина и окружающие её земли поместья располагались на самом южном «берегу» России. Во всяком случае, в этих краях. Восточнее-то имелись уже владения и в Хаджи-Тархане. Но здесь, по округе, южнее поместий и тем более вотчин ни у кого более не наблюдалось. Точнее, ранее они там стояли. Но в 1552 году как погорели, так и не возрождались. Впрочем, несмотря на такое пограничное положение, в вотчине было спокойно. Степняки после событий 1553–1554 годов достаточно настороженно относились к этому направлению. Особенно после того, что Андрей устроил в 1554-м…
И это позволяло спокойно работать.
Ключевые организационные вопросы с управлением Андрей к этому времени уже решил. Всё-таки вотчина не завод имени Лихачёва и представлял собой нечто едва выходящее за рамки малого бизнеса. Так что к 21 октября парень в плане реорганизации управления занимался преимущественно контролем, отслеживая и корректируя то, как выполняются его инструкции. Единственным направлением в этом управленческом проекте, которое требовало постоянного внимания с его стороны, оказалось образование. Всех этих новоявленных управляющих разных рангов требовалось обучать хотя бы элементарным вещам. И никто, кроме него, это сделать не смог.
Андрей всё-таки слепил учебники.
Во главе угла встал, конечно, букварь. Ибо неумение читать обрубало почти все пути к учёности. Пусть даже и самой элементарной. Местных наработок по этому вопросу парень не знал, поэтому опирался на то, с чем сталкивался в собственном детстве. В той степени, в которой он вообще это всё помнил. Как несложно догадаться, память его изрядно подводила, поэтому приходилось опираться преимущественно на здравый смысл.
Первый раздел букваря состоял из блоков, посвящённых буквам. Не всем. Дубли, которых в русской письменной традиции уже получилось много, он не стал выделять. Просто выбрал «правильные», на его взгляд. И проработал их в привычном для XX–XXI веках ключе. А Марфа снабдила всё это художество ещё и рисунками в стиле скетча, которым владела, чтобы даже без учителя можно было разобрать – где какая буква. Второй раздел букваря он посвятил слогам и складам. И наконец, обратился к словам. Далее же, в четвёртом разделе, он разместил маленькую хрестоматию, для чтения в которой использовал самые что ни на есть простые, но осмысленные выражения, снабдив их скетч-иллюстрациями.